Американцы на всякий случай готовятся отстаивать базу "Манас" силой.
Фото Reuters
Во вторник, 23 июня США получили право оставаться на авиабазе «Манас». Меняется лишь вывеска. Теперь база называется «Центром транзитных перевозок грузов в Афганистан». Киргизия за покладистость получила от Вашингтона свыше 170 млн. долл.: 60 млн. – за услуги по предоставлению транзитного центра, 110 млн. – по соглашению о сотрудничестве. Об этом сообщил глава МИД Киргизии Кадырбек Сарбаев.
Вашингтон и Бишкек подписали 23 июня два соглашения: о сотрудничестве и о центре транзитных перевозок в международном аэропорту «Манас». В среду, 24 июня парламент утвердил документы. Во вторник это сделали в комитете по обороне, безопасности и правопорядку парламента. Как предсказывала «Независимая газета», американское военное присутствие в Киргизии сохранилось, изменилось название.
Киргизские депутаты убеждены, что, подписав новое соглашение с США, они не нарушили условий по денонсации договора по военной базе. Напомним, народные избранники под предлогом заботы о природе признали нецелесообразным пребывание базы «Манас» в Киргизии и отвели американцам полгода, чтобы они к 18 августа покинули территорию страны.
Решение о выдворении американцев было озвучено президентом Курманбеком Бакиевым в Москве. В тот самый день, когда Россия решила предоставить Киргизии льготный кредит в размере 2 млрд. долл. и грант в 150 млн. долл. Тогда ряд экспертов высказал предположение, что Москва выделила деньги Бишкеку фактически за ликвидацию американской базы. Какое-то время казалось, что так и будет. Киргизские чиновники утверждали, что переговоры с США по этому поводу не ведутся. На самом деле было иначе.
Изменить решение Бишкек вынудили просьбы президентов Турции, Афганистана и США. Турецкий лидер Абдулла Гюль, в частности, за покладистость пообещал инвестиций на 1 млрд. долл. Президент Афганистана Хамид Карзай в ходе саммита ШОС в Екатеринбурге 15–16 июня провел «ликбез», рассказав Бакиеву об опасности наступления талибов. Наконец, Барак Обама, очевидно, не ограничился лишь письменным пожеланием продлить военное присутствие в Киргизии, но и пообещал «расширить экономическое сотрудничество».
Несмотря на явную двусмысленность положения, в Бишкеке уверены, что не нарушали никаких соглашений – ни письменных, ни устных (с Россией. – «НВО»). Местные депутаты убеждены, что новое соглашение с США полностью соответствует решениям Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), членом которой является Киргизия.
Однако, как заметил директор регионального филиала Института стран СНГ Александр Князев, «окончательное соглашение еще не достигнуто». «Под прикрытием договоренности о транзите гуманитарных грузов в Афганистан через Киргизию может быть достигнуто и закрытое соглашение о спецгрузах», – заявил эксперт.
В российском МИДе решение Бишкека назвали суверенным правом, но заметили, что действия расходятся с заявленным ранее решением. «Киргизское руководство неоднократно заявляло о том, что принятое в феврале этого года решение о закрытии этого военного объекта является окончательным и пересмотру не подлежит. Видимо, из этого и надо исходить», – заявил официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Андрей Нестеренко. При этом он напомнил, что если говорить о транзите невоенных грузов НАТО для нужд контртеррористической операции в Афганистане, то, как известно, согласие на осуществление транзита дали как Россия, так и соседи Киргизии по региону».
По мнению президента Академии геополитических проблем, генерал-полковника Леонида Ивашова, соглашение о создании центра позволит США сохранить свое военное присутствие в Центральной Азии и «все вернется к прежнему положению». «Другими будут только словесное оформление и более высокая плата за военное присутствие», – считает он. «Следует также учитывать, что Киргизия – крупный должник МВФ и американских финансовых институтов, что в условиях мирового кризиса усиливало позицию США в переговорах», – подчеркнул генерал. Леонид Ивашов заметил, что «Россия не может быть довольна американским военным присутствием в регионе, поскольку через него осуществляется политическое присутствие, присутствие спецслужб».