"Русь-М" должна придти на смену нынешним ракетам-носителям.
Фото из книги "Оружие России"
23 июля в Государственном научно-производственном ракетно-космическом центре «ЦСКБ-Прогресс» в Самаре отметили 50-летие Центрального специализированного конструкторского бюро. Полвека назад на ставшем «Прогрессом» Государственном авиазаводе имени Сталина для конструкторского сопровождения серийного выпуска первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 приказом Сергея Королева был образован отдел № 25 ОКБ-1, через год – филиал его проектно-конструкторской организации. А в 1964 году он получил статус головного в области создания ракет-носителей среднего класса и автоматических космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. Волжане на базе королевской «семерки» спроектировали девять модификаций самых надежных в мире ракет-носителей. Ими выполнено более 1740 запусков космических аппаратов, из которых 956 «изделий» 15 типов собственной разработки. Это почти 2/3 от общего числа пусков в СССР и России. Самарскими носителями выведены на орбиты пилотируемые корабли, на которых летали все 103 отечественных космонавта.
НА СМЕНУ КОРОЛЁВСКОЙ «СЕМЕРКЕ»
В октябре исполнится 45 лет полету первого в мире многоместного космического корабля «Восход» с тремя космонавтами на борту. За прошедшие десятилетия вместимость отечественных пилотируемых космических аппаратов не выросла ни на одного человека. США же через четыре года догнали, а затем и перегнали вырвавшийся вперед СССР. В 1982 году на космическом челноке «Колумбия» полетели четыре астронавта, а в октябре 1985 года на «Челленджере» – экипаж из восьми человек. В прошлом году Россию настиг Китай, чей трехместный «Шэньчжоу-7» фактически является копией наших «Союзов».
Стабильный состав отечественных космических экипажей объясняется тем, что в СССР и России все пилотируемые космические полеты обеспечивают ракеты-носители семейства «семерки» различных модификаций. Начиная со старта Юрия Гагарина, выводы на околоземную орбиту пилотируемых кораблей осуществлялись лишь на «дочках» Р-7. На фоне российского постоянства в США за годы космической эры последовательно сменили четыре типа ракет-носителей – «Атлас», «Титан», «Сатурн» и «Спейс шаттл» различных модификаций. С 1961 года взлетный вес американских пилотируемых космических аппаратов вырос более чем на 45 тонн – с 1,4 до 47 тонн. У нас же лишь на 2,5 тонны – с 4,7 у гагаринского «Востока» до 7,2 тонн у ныне летающих космических кораблей «Союз-ТМА». Советские сверхтяжелые ракеты Н-1 и «Энергия» так и не пополнили парк космических носителей.
В Центре подготовки космонавтов давно мечтают о новых космических кораблях и ракетах-носителях для них. Еще 15 лет назад в Самаре на торжественном праздновании 100-летия ракетно-космического предприятия «Прогресс» известные летчики-космонавты говорили об этом руководству ЦСКБ и его генеральному конструктору Дмитрию Козлову. Дважды Герои Советского Союза Алексей Губарев и Олег Макаров от имени товарищей по Звездному городку просили новую ракету, новую «лошадку» для российской пилотируемой космонавтики. В 2003 году не стало Олега Макарова, в марте нынешнего года скончался почетный генеральный конструктор ГНПРЦ «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрий Козлов, так и не дождавшись госзаказа на новый носитель для пилотируемых программ.
Но именно в первый месяц весны завершился объявленный Федеральным космическим агентством открытый конкурс на создание нового космического ракетного комплекса среднего класса повышенной грузоподъемности для космодрома «Восточный» в Амурской области. Первые запуски космических аппаратов с него с помощью новой ракеты намечены уже на 2015 году, а с 2018 года должен начаться вывод на околоземные орбиты кораблей с экипажами из шести человек, а в полеты на Луну – до четырех человек.
Под условия конкурса подошла самарская заявка на проект ракеты для вывода груза в 23,8 тонны (хотя согласно действующей классификации с массы полезного груза в 15 тонн уже начинаются ракеты тяжелого класса). Фактическим победителем оказался «ЦСКБ-Прогресс», получивший долгожданный госзаказ на оснащение российской космонавтики будущей сменщицей семейства «семерки». Он стал головной проектно-конструкторской организацией по разработке эскизного проекта ракеты-носителя с пока официально не утвержденным названием «Русь-М» в кооперации со специалистами Ракетно-космической корпорации «Энергия» и Государственного ракетного центра «Конструкторское бюро имени В.П.Макеева».
КОНКУРЕНТЫ – «АНГАРА», «АРИАН», «АРЕС»
Похоже, самарские ракетостроители в соперничестве с московским Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В.Хруничева были обречены на победу. Москвичи еще в 1993 году получили госзаказ на новую ракету-носитель «Ангара» для космодрома «Плесецк» и космодрома в Амурской области, который тогда именовался «Свободным». Они выиграли конкурс Минобороны и Росавиакосмоса и начали разрабатывать целое семейство из пяти космических ракет-носителей. От легкого до тяжелого классов – с грузоподъемностью от 1,5 до 28,5 тонны.
Первый пуск «Ангары» планировался на 2000-й, затем был перенесен на 2005 год. Но из-за ряда проблем, в том числе с новыми двигателями, и в этом году, через 16 лет после того конкурса, ее старта не ожидается. Запланированы лишь огневые стендовые испытания, которые позволят провести сертификацию двигательной установки. Старт «Ангары» в Плесецке состоится не ранее 2011–2012 годов. Сейчас московские специалисты сосредоточены на создании на северном космодроме «ангарского» стартового комплекса. Кроме того, они участвуют в совместном с Казахстаном проекте «Байтерек», цель которого – запуски «Ангары» с Байконура.
Семейство «Русь-М» из четырех новых российских ракет-носителей грузоподъемностью от 16 до 60 тонн может стать не только соперником еще невзлетевших отечественных РН «Ангара». Оно уже потенциальный конкурент для французских тяжелых ракет «Ариан-5», рассчитанных на вывод на околоземные орбиты полезной нагрузки в 21 тонну, и разрабатываемых в США РН «Арес-1». Которые могут вывести на орбиту вокруг Земли корабль «Орион» с экипажем из 4–6 астронавтов или полезный груз весом до 25 тонн.
Правда, в «ЦСКБ-Прогресс» хруничевцев считают партнерами: по словам его генерального конструктора Равиля Ахметова, для такой космической державы как Россия одной ракеты класса «Ангары» мало. В случае аварии до окончания расследования, выяснения и устранения ее причин старты носителя приостанавливаются. А вместе с ними на многие месяцы и годы могут быть заморожены и соответствующие космические программы. Очевидно, что начало разработки проекта «Русь-М» катализирует и работу специалистов Центра имени Хруничева.
ГОСЗАКАЗ ПОД КРИЗИС
В том, что к сентябрю 2010 года ракетостроители Самары, Миасса и Королева совместными усилиями изготовят эскизный проект новой ракеты-носителя и выполнят госзаказ, на который по контракту из госбюджета уже выделено 145 млн. руб., сомнений нет. Как нет их и в отношении РКК «Энергия», которая выиграла конкурс на изготовление космического корабля для ракеты-носителя «Русь-М» и получила под это госзадание 600 млн. руб. бюджетных средств. У самарских специалистов вызывает сомнение лишь возможность своевременного сооружения на космодроме «Восточный» в Амурской области стартового комплекса для новой ракетно-космической системы в установленные Советом безопасности России сроки до 2015 года.
Хотя в 1990-е годы здесь уже действовал созданный на базе расформированной 27-й ракетной дивизии РВСН космодром «Свободный», пять запусков легких конверсионных твердотопливных ракет «Старт-1» производились с мобильной пусковой установки типа «Тополь». Никаких дорогостоящих стационарных стартовых комплексов, кислородных и водородных заводов и прочей инфраструктуры там не имелось.
В 1997 году было подсчитано, что на строительство реального космодрома и его инфраструктуру требуется 13 трлн. руб. (чуть менее 2 трлн. долл. США по валютному курсу 1997 года). Через 10 лет ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» по заданию Роскосмоса определил для сооружения на том же месте инфраструктуры собственно космодрома с новым названием заметно сокращенный бюджет в размере 180 млрд. руб. (6,9 млрд. долл.).
Самарские ракетостроители уже в 2015 году рассчитывали выйти на первый запуск с помощью ракеты-носителя проекта «Русь-М» грузового корабля или автоматического аппарата. Но мировой экономический кризис внес коррективы. Правительством РФ в будущем году прогнозируется сокращение государственных доходов и расходов. Это должно поставить под сомнение реальность ранее намеченных сроков перевооружения российской пилотируемой космонавтики на новые ракеты-носители и космические корабли. Но, несмотря на объективные трудности, руководители предприятий-соисполнителей согласовали график работ по созданию нового космического носителя.