0
1388
Газета Концепции Интернет-версия

02.10.2009 00:00:00

Черная касса руководителей Пентагона

Тэги: пентагон, расходы, ассигнования


пентагон, расходы, ассигнования Министру обороны США Роберту Гейтсу, как и его предшественникам на этом посту, нужны деньги для тайных разработок новых вооружений.
Фото Reuters

В Пентагоне продолжает расти количество секретных программ. В 2010 финансовом году почти пятую часть ассигнований, выделяемых Минобороны США, военные будут расходовать практически бесконтрольно, не уведомляя об этом законодателей обеих палат американского Конгресса. К такому заключению недавно пришли специалисты независимого Центра стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments – CSBA), которые на протяжении многих лет занимаются анализом финансовых документов Пентагона и оценивают расходы военного ведомства по открытым и закрытым программам. В Америке последние именуются «программами специального доступа» и «черными программами».

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ

В будущем финансовом году Минобороны США планирует израсходовать на закрытые программы около 36 млрд. долларов, или 17% всего военного бюджета. При этом чуть более половины названной суммы предполагается потратить на закупки вооружений, а остальную часть – на проведение НИОКР (см. таблицу).

Эксперты CSBA утверждают, что в постоянных долларах, то есть в расчете реальных затрат Пентагона с учетом коэффициентов инфляции на период предоставления данных, планируемые в будущем финансовом году расходы Минобороны на «черные программы» лишь совсем немного уступают аналогичному показателю 2007 года, когда объем израсходованных средств на программы такого рода был самым высоким за всю историю существования секретного бюджета Пентагона.

Согласно выкладкам CSBA, в настоящее время реальные ассигнования на секретные программы по сравнению с 1995 годом возросли в два раза. Специалисты Центра утверждают, что в то время как абсолютные траты на «черные программы» продолжают увеличиваться, их относительный объем по сравнению с 2003 годом, когда на закрытые программы было истрачено 19% бюджета Пентагона, несколько снизился. Они объясняют это тем, что существенная часть расходов Минобороны США по закупкам и разработкам приходится на войны в Ираке и Афганистане, в финансировании которых секретные ассигнования составляют очень незначительную долю.

По оценкам аналитиков CSBA, в результате реализации ряда программ Пентагона, ассигнования на которые американские военные тратили без подробного уведомления законодателей, экспертов и общественности, были получены положительные результаты. Так, например, в 1960-х – начале 1970-х годов была весьма успешно выполнена программа по созданию разведывательных спутников, носившая кодовое наименование «Корона». Разработки и даже производство самолетов-«невидимок» (истребитель F-117 и бомбардировщик B-2), а также воздушного разведчика SR-71 проходили в рамках «черных программ» и тоже дали положительные результаты.

С другой стороны, Минобороны было вынуждено сворачивать некоторые секретные программы, поскольку проводимые по ним разработки заходили в тупик. В 2005 году, например, Пентагону пришлось отказаться от планов создания следующего поколения разведывательных спутников для Национального управления воздушно-космической разведки МО США (National Reconnaissance Office – NRO). Фирмам-подрядчикам за несколько лет вследствие технологических трудностей, непредвиденного и значительного роста запланированных расходов так и не удалось выполнить требования технического задания Пентагона, желавшего иметь в своем распоряжении электронно-оптические спутники, проект создания которых был составной частью этой программы. В результате оказались выброшенными на ветер более 4 млрд. долларов.

В 2010 финансовом году, как, впрочем и в предыдущие годы, основная часть «черных программ» приходится на ассигнования, выделяемые ВВС. В бюджет министерства этого вида вооруженных сил США заложено более 80% средств, которые Пентагон планирует израсходовать на секретные проекты разработок и приобретения военной техники. Из общей суммы своих расходов ВВС предполагает истратить на программы закупок 17 млрд. долларов, или 42%. На программы НИОКР это ведомство планирует израсходовать 43% средств по этой статье расходов, или 12 миллиардов. Другие министерства ВС США закладывают в свои бюджеты более скромные суммы секретных затрат (см. табл.).

Такая значительная доля ассигнований на секретные программы Министерства ВВС объясняется еще и тем, что часть средств, запланированных на реализацию его закрытых проектов, будет расходоваться на проведение работ в интересах ЦРУ, Агентства национальной безопасности и Управления воздушно-космической разведки. Кроме того, Министерство ВВС отвечает за функционирование и развитие систем управления, связи и разведки Пентагона, включая искусственные спутники Земли, а также средства их запуска и управления полетом ИСЗ. Существенная часть расходов на обеспечение решения этих задач носит секретный характер.

НАСЛЕДИЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Большая часть разработок и закупок вооружений носит открытый характер и подробно расписана в бюджетных документах Пентагона. Информация о них изложена в десятках томов, общий объем которых насчитывает тысячи страниц. Кстати, любой американец, желающий ознакомиться с содержанием финансовых документов своего военного ведомства может обратиться на сайт заместителя министра обороны США – главного финансового инспектора в Интернете и получить достаточно подробные сведения о том, что конкретно планирует сделать для нужд войск Пентагон, какие для этого потребуются средства и сроки. Здесь же перечисляются фирмы, которые будут разрабатывать или поставлять новые вооружения, направления НИОКР, а также указываются тактико-технические характеристики новых образцов боевой техники.

Минобороны США ежегодно только в общих цифрах декларирует свои закрытые программы и проекты. В финансовых документах одной строкой указывается только официальный номер, под которым фигурирует та или иная программа, например 0605236F, и дается ее кодовое наименование или обозначение как «программы специального доступа». Никакой информации о том, к каким направлениям деятельности Пентагона относятся подобные программы, в эти строчки военного бюджета не включаются. Ни простые американцы, ни парламентарии, ни даже военные аналитики не представляют себе, на что будут расходоваться выделенные средства и как это повлияет на состояние обороноспособности страны.

В Пентагоне эти программы охраняются гораздо более строго, чем аналогичные закрытые проекты других федеральных ведомств, с документацией по которым их специалисты, имеющие соответствующие допуски к секретным документам, могут свободно знакомиться в соответствии с установленным порядком.

Пентагон, министерства видов ВС и другие структуры военного ведомства Америки выпустили не один десяток директив, инструкций, меморандумов и наставлений по данному поводу. Одним из последних документов такого рода стала изданная заместителем министра обороны по разведке инструкция № 5200.39 под названием «Защита информации о критических программах МО». В ней сформулированы общие подходы Пентагона к пресечению попыток несанкционированного доступа к секретным программам и определены функциональные обязанности ответственных официальных лиц за охрану информации, касающейся этих программ.

Появление закрытой части в бюджете Минобороны США датируется 1947 годом. Тогда в соответствии с законом «О национальной безопасности» были созданы Совет национальной безопасности и Центральное разведывательное управление, а все военные структуры Америки были объединены под «крылом» Пентагона.

Одной из нерешенных проблем этого закона оставался вопрос о степени открытости документов названных выше ведомств для осуществления контроля за их деятельностью со стороны американских законодателей и общественности страны. Согласно положениям Конституции США ни одна федеральная структура не имеет права бесконтрольно распоряжаться ассигнованиями, выделяемыми ей из государственной казны. Все государственные учреждения Соединенных Штатов должны регулярно отчитываться о расходовании предоставленных им средств и публиковать соответствующие документы.

Однако это положение Конституции противоречило необходимости держать в тайне некоторые аспекты деятельности силовых ведомств по обеспечению национальной безопасности. Главным противником открытости затрат из выделяемых ассигнований выступало ЦРУ. И Конгресс в конце концов был вынужден принять закон о засекречивании расходов ведущего подразделения разведывательного сообщества США, который в определенной мере распространился и на Минобороны. Голосование по этому закону прошло достаточно быстро и не сопровождалось какими-то продолжительными дебатами, хотя некоторые американские парламентарии активно выступали против его утверждения.

Все положения данного закона действуют до сих пор, несмотря на то что конгрессмены время от времени пытаются приподнять завесу тайны над секретными статьями бюджетов силовых ведомств США и обеспечить свое участие в контроле за эффективностью использования ими денег американских налогоплательщиков. Руководство Пентагона обосновывает необходимость засекречивания некоторых программ возможностью попадания информации о них, а также данных о новых технологиях врагам Соединенных Штатов. Правда, некоторые эксперты настаивают на том, что закрытие бюджета Минобороны имело определенный смысл во времена холодной войны, в которой долгие годы противостояли США и СССР, огромными темпами наращивалась гонка вооружений, а разведки двух сверхдержав и их союзников предпринимали невероятные усилия по краже военных секретов у потенциального противника. Однако сегодня, по мнению аналитиков, необходимость засекречивания разделов военного бюджета значительно «менее понятна».

Специалисты настаивают на том, что в те времена у «Советского Союза была глобальная разведывательная сеть и мощная производственная база, которая могла эффективно использовать даже самые обрывочные данные о технологических достижениях». Сегодня подобная степень секретности в значительной мере потеряла свой смысл. Эксперты также отмечают, что в отношении боевиков это тоже лишено каких-то реальных оснований. Ведущие войну с Америкой террористы не только не имеют эффективных и мощных разведслужб, но и развитой производственной базы, где можно было бы скопировать новые военные технологии США или создать средства противодействия им. По словам аналитиков, «сама логика финансирования «черных программ» сегодня еще меньше соотносится с войной с террором, чем это было во времена холодной войны, а вот «тенденция увеличения «черного бюджета» продолжает расти».

СЛОЖНАЯ ПРОЦЕДУРА

Американские парламентарии, являющиеся членами бюджетных комитетов, комитетов по вооруженным силам, разведке, некоторые другие структуры Сената и Палаты представителей Конгресса США, занимающиеся вопросами обеспечения национальной безопасности Америки, начинают обсуждать и анализировать предстоящие расходы Пентагона после представления президентом в феврале текущего года проекта федерального бюджета на будущий финансовый год. Перед законодателями выступают высшие чины Пентагона, обосновывающие свои финансовые потребности. Вся процедура обсуждения бюджета стенографируется и публикуется во многих томах, которые можно получить в Белом доме.

До этого момента МО США, министерства видов ВС, самостоятельные управления военного ведомства, которые получают целевое финансирование своих программ и проектов и имеют самостоятельные бюджеты (Управление перспективных военных исследований, Разведывательное управление МО и еще некоторые подобные структуры Пентагона), около двух лет тратят на подготовку своих запросов на деньги, получаемые от американских налогоплательщиков.

Формирование бюджета Пентагона осуществляется в три этапа в рамках внедренной еще в конце 1960-х годов министром обороны США Робертом Макнамарой системы «планирование, программирование, разработка бюджета». С момента своего появления эта система была значительно усовершенствована и сегодня действует под называнием «планирование, программирование, разработка и контроль исполнения бюджета».

Расходы Пентагона оформляется в виде шестилетней программы военного строительства. Она составляется на основе ежегодно издаваемой Белым домом «Стратегии национальной безопасности» и разрабатываемой Комитетом начальников штабов «Стратегии национальной обороны». Кроме того, специалисты Минобороны при формировании своего бюджета руководствуются такими документами, как «План стратегического управления», первое издание которого появилось в июле прошлого года, а последнее – в июле нынешнего, «Четырехгодичная оценка национальной обороны» и целым рядом других руководящих материалов. На их базе аппараты министра обороны, министров видов вооруженных сил и КНШ подготавливают «Руководство по планированию обороны», в котором формулируются общие цели и задачи ВС и даются указания по направлениям развития военного потенциала Америки.

Первыми оценки будущих федеральных расходов и рекомендации по их корректировке, составной частью которого являются бюджеты всех силовых ведомств, дают члены бюджетных комитетов обеих палат Конгресса. На это у законодателей уходит около двух месяцев (март–апрель). Свои резолюции по расходам на оборонные нужды в мае–июне текущего года представляют и другие комитеты американского парламента. Военные комитеты верхней и нижней палат вносят свои поправки в планируемые расходы Пентагона и дают рекомендации по их корректировке независимо друг от друга. После обсуждения возникших разногласий на специальной согласительной комиссии эти комитеты готовят проект закона по бюджету Минобороны, который выходит в свет в конце августа.

В сентябре комитеты конгресса по ассигнованиям готовят свой проект закона, одобряющий выделенные объемы финансирования Пентагона. После этого оба закона утверждает президент и с 1 октября текущего года в военное ведомство начинают поступать средства на следующий финансовый год. Часть этих затрат в федеральных финансовых документах фигурирует под грифом «секретно», поэтому ни законодателям, ни общественности Америки практически ничего не сообщается об их содержании.

Руководство Пентагона усиленно сопротивляется всем многолетним попыткам законодателей добиться полной прозрачности оборонного бюджета и статей расходов других федеральных структур. Минобороны делает все возможное, чтобы оставить за собой право не посвящать парламентариев в тайну расходования миллиардных средств, полученных от налогоплательщиков. И пока ему это удается.

Кстати, российские коллеги чиновников Пентагона занимают куда более жесткую позицию по вопросу сохранения в секрете своих расходов. По данным некоторых отечественных экспертов, закрытая часть военного бюджета Минобороны РФ превышает 45%. А наши парламентарии на фронте борьбы за знание военно-финансовых тайн до сих пор продолжают терпеть поражение за поражением.

Ассигнования МО США на закупки и разработки вооружений и военной техники в 2001–2010 финансовых годах по открытым и закрытым программам*
Финансовые годы/Виды ассигнований 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010**
Общие расходы МО на закупки и разработку ВВТ 103,9 110,9 137,9 147,5 167,8 178,0 212,0 244,1 215,0 210,0
Секретные программы 18,1 18,2 26,1 27,6 29,8 31,5 34,5 33,8 35,2 35,8
Относительный объем расходов на секретные программы, % 17 16 19 19 18 18 16 14 16 17
Общие расходы на закупки ВВТ СВ 11,8 10,5 15,8 16,2 26,0 28,2 48,8 67,0 41,2 34,3
Секретные программы 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Относительный объем расходов на секретные программы, % 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Общие расходы на закупки ВВТ ВМС 25,9 24,5 27,5 29,9 32,5 36,9 40,2 47,1 41,6 46,9
Секретные программы 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Относительный объем расходов на секретные программы, % 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Общие расходы на закупки ВВТ ВВС 22,1 23,6 31,7 32,4 36,1 35,8 39,9 43,9 41,5 39,9
Секретные программы 7,0 8,5 12,4 13,7 15,6 16,2 17,2 16,2 16,6 17,0
Относительный объем расходов на секретные программы, % 30 30 39 42 43 45 43 37 40 42
Общие расходы на закупки ВВТ самостоятельных управлений МО 2,2 3,6 4,7 4,7 4,0 4,4 5,5 6,7 8,9 10,0
Секретные программы 0,4 0,4 0,8 0,7 0,7 0,5 0,5 0,9 0,9 1,1
Относительный объем расходов на секретные программы, % 20 10 18 14 16 11 9 13 10 11
Общие расходы МО на закупки ВВТ 62,2 62,2 79,6 83,2 98,5 105,3 134,4 164,7 133,3 131,1
Секретные программы 7,5 8,9 13,2 14,5 16,3 16,6 17,7 17,1 17,5 18,1
Относительный объем расходов на секретные программы, % 10 10 17 17 17 16 13 10 13 14
Расходы СВ на НИОКР 6,2 7,0 7,6 10,2 10,6 11,7 11,4 12,6 12,2 10,5
Секретные программы 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2 0,0 0,0 0,0
Относительный объем расходов на секретные программы, % 3 2 1 2 1 2 2 0 0 0
Расходы ВМС на НИОКР 9,5 11,4 13,7 14,8 17,1 19,0 19,7 18,5 20,0 19,4
Секретные программы 1,3 1,5 1,9 2,0 2,1 2,3 2,6 1,4 1,5 1,3
Относительный объем расходов на секретные программы, % 14 14 14 13 12 12 13 7 8 7
Расходы ВВС на НИОКР 14,3 14,5 18,9 20,2 20,5 22,2 24,5 26,3 27,2 28,0
Секретные программы 5,2 5,4 6,8 7,0 7,4 8,3 9,7 10,8 11,8 12,0
Относительный объем расходов на секретные программы, % 36 38 36 35 36 37 40 41 43 43
Расходы самостоятельных управлений МО на НИОКР 11,3 15,7 18,1 19,2 21,2 19,8 22,0 22,1 22,3 21,0
Секретные программы 1,8 2,1 4,0 4,0 3,9 4,0 4,2 4,5 4,4 4,4
Относительный объем расходов на секретные программы, % 16 14 22 21 18 20 19 20 20 21
Общие расходы МО на НИОКР 41,7 48,6 58,3 64,4 69,3 72,7 77,6 79,4 81,7 78,9
Секретные программы 10,6 9,3 12,9 13,2 13,5 14,8 16,7 16,6 17,7 17,7
Относительный объем расходов на секретные программы, % 25 19 22 20 20 20 22 21 22 22
* ассигнования указаны в текущих долларах
** бюджетный запрос МО

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
873
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1474
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1072
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
566

Другие новости