0
3454
Газета Концепции Интернет-версия

19.02.2010 00:00:00

"Маятник качнулся не слишком далеко"

Сергей Рогов

Об авторе: Сергей Рогов - член-корреспондент РАН, директор ИСКРАН, руководитель Комиссии по международной безопасности Научного совета при Совете безопасности РФ.

Тэги: сша, бюджет, оборона


сша, бюджет, оборона Стоимость содержания каждого американского солдата в Афганистане достигает одного миллиона долларов в год.
Фото Reuters

Анализ бюджетного запроса администрации президента США Барака Обамы показывает, что выбор приоритетов оказался куда более сложным, чем смена риторики в «Четырехгодичном военном обзоре». («НВО» № 5 12-18 февраля с.г.)

ВОЙНЫ ПЛЮС КРИЗИС

В прошлом десятилетии американские военные расходы выросли примерно в два раза, что отражало стремление закрепить роль Соединенных Штатов как единственной сверхдержавы в однополярном мире. Доля США в мировых военных расходах превысила 50%. Вашингтон попытался «уйти в отрыв», приступив к развертыванию вооружений 5-го поколения, обеспечив себе подавляющее военное превосходство над любым другим государством или коалицией государств.

Однако этот замысел реализовать не удалось. Более половины прироста бюджета Пентагона пришлось на расходы, связанные с ведением войн в Афганистане и Ираке. На эти цели был истрачен примерно триллион долларов только по линии «чрезвычайных» ассигнований. При этом администрация Буша-младшего пошла на беспрецедентное снижение налогов, впервые в истории во время войны снижая доходную базу бюджета.

В результате, с одной стороны, резко вырос дефицит федерального бюджета, а с другой – возникло недофинансирование закупочных программ новейших вооружений Пентагона (в несколько сотен миллиардов долларов). Сроки переоснащения военной машины США затягивались, что привело к появлению «снежного кома» неоплаченных программ.

Финансово-экономический кризис 2008–2009 годов усугубил ситуацию. В прошлом году Вашингтон выделил на предотвращение новой Великой депрессии дополнительные ассигнования, которые превысили триллион долларов.

Это позволило спасти американский капитализм от краха. Но дефицит федерального бюджета в нынешнем финансовом году достиг 1,6 трлн. долл. (два бюджета Пентагона). Такое положение не может продолжаться вечно. США стоят перед дилеммой: либо радикально сокращать государственные расходы, либо столь же радикально увеличивать налоги. Американское общество к этому не готово. Пока американская политическая элита не в состоянии сделать выбор, предпочитая накапливать государственный долг главным образом за счет внешних заимствований у Китая, Японии и России.

В своем бюджетном запросе на 2011 финансовый год Обама попытался учесть растущие в стране опасения по поводу колоссального дефицита государственного бюджета. Бюджет на 2011 финансовый год предусматривает расходы в 25,1% ВВП, доходы – 16,8% ВВП, дефицит – 8,3% ВВП. В своем бюджетном запросе на 2011 финансовый год администрация Обамы пообещала частично заморозить федеральные расходы. Но эти сокращения носят символический характер, поскольку не затрагивают «защищенные» (автоматически индексируемые) расходы – социальное обеспечение и здравоохранение, а также расходы на оборону и обеспечение внутренней безопасности. Таким образом, секвестр затрагивает всего 13% федерального бюджета и принесет экономию в 14 млрд. долл., в то время как дефицит бюджета должен составить 1267 млрд. долл. К тому же бюджетный план Обамы предусматривает сохранение колоссальных дефицитов (не менее 500 млрд. долл.) до конца нынешнего десятилетия.

Это отразилось на бюджетном запросе Пентагона на 2011 финансовый год.

СЭКОНОМИЛИ И... НАРАСТИЛИ

В «Четырехгодичном военном обзоре» (ЧВО) ставится задача «реформирования структур и процедур министерства для более эффективного удовлетворения насущных потребностей вооруженных сил; закупки вооружений, которые пригодны для эффективного использования, доступны по стоимости и действительно необходимы; обеспечение рационального и ответственного расходования средств налогоплательщиков». С этой целью Пентагон обещает продолжить реформирование своей деятельности – от разработки и закупки основных систем вооружения до управления людскими ресурсами.

Как утверждает министр обороны Роберт Гейтс, «военный бюджет на 2010 финансовый год стал первым взносом в осуществление расходов в связи с пересмотром баланса приоритетов министерства с учетом уроков военных действий в Ираке и Афганистане и наработанного в ходе этих действий потенциала. Эти изменения также находят отражение в бюджете на 2011 финансовый год и институциализируются в настоящем ЧВО и в бюджетном плане на последующий финансовый год».

В прошлом году Роберт Гейтс добился прекращения нескольких дорогостоящих программ вооружений. Среди них – программа «боевые системы будущего» для сухопутных войск (экономия в 24 млрд. долл.); вертолет CSAR-X (экономия в 3,9 млрд. долл.); истребитель 5-го поколения F-22 (экономия в 3,5 млрд. долл.); спутниковая система TSAT (экономия в 2,5 млрд. долл.); ударная система ПРО MKV (экономия в 4 млрд. долл.); стратегическая ракета-перехватчик ПРО KEI; эскадренный миноносец DDG-1000.

В нынешнем году Пентагон предложил дальнейшие сокращения. Это программа создания нового крейсера CG[X]; корабль боевого управления LCC-R; разведывательный самолет для ВМС ЕР(Х); спутниковая программа 3GIRS. Кроме того, в проекте бюджета на 2011 финансовый год предлагается прекратить производство военно-транспортных самолетов С-17 Globmaster ввиду завершения их плановых закупок. В Министерстве обороны также принято решение приостановить программу замены штабных кораблей (и продлить сроки эксплуатации имеющихся штабных кораблей), и прекратить программу «Управление войсками с помощью компьютерных сетей». Утверждается, что «эти меры позволили министерству перенаправить ресурсы на высокоприоритетные направления».

Таким образом, впервые за многие годы администрация Обамы пытается несколько ограничить аппетиты военно-промышленного комплекса.

Запрос на бюджет Пентагона на 2011 финансовый год (который в силу особенностей американского бюджетного процесса начинается 1 октября 2010 года) составляет 549 млрд. долл. на текущие расходы («базовый бюджет») и 159 млрд. долл. на ведение «заморских чрезвычайных операций» (так теперь именуются войны в Ираке и Афганистане).

Одновременно администрация Обамы внесла запрос на дополнительное финансирование войны в Афганистане в связи с увеличением американской группировки в нынешнем, 2010 финансовому году, на 33 млрд. долл.

Таким образом, общая заявка Министерства обороны США на 2011 финансовый год составляет 708 млрд. долл., что на 2,1% больше, чем в 2010 финансовом году (693 млрд. долл.). Кроме того, американские военные расходы в 2011 финансовом году включают 18 млрд. долл. на военные программы Министерства энергетики и 7 млрд. долл. на военные программы по линии других ведомств. Следовательно, общие военные расходы США в следующем финансовом году превысят 733 млрд. долл. Это – абсолютный рекорд всех времен.

В то же время расходы Министерства по делам ветеранов в 2011 финансовом году увеличиваются на 8,2% и достигают 57,2 млрд. долл. Услугами этого министерства пользуются 23 млн. ветеранов и членов их семей.

В свою очередь, расходы Министерства внутренней безопасности увеличиваются на 3,1% и достигнут 39,7 млрд. долларов.

Общие федеральные расходы на обеспечение внутренней безопасности в 2011 финансовом году (31 министерство и ведомство) составят 72,5 млрд. долл.

Таблица1
Вид расходов 2010 Ф.Г. 2011 Ф.Г. 2011 Ф.Г % Рост/ уменьшение
Оперативно-хозяйственные расходы 184,5 200,2 36,5% +8,5%
Личный состав 135,0 138,5 25,3% +2,6%
Закупки 104,8 112,9 20,6% +7,7%
НИОКР 80,1 76,1 13,9% -5,0%
Строительство 23,3 18,7 3,4% -19,5%
Прочие 3,1 2,4 0,4% -23,7%
ВСЕГО 530,7 548,9 100% +3,4%

НА ЧТО ИДУТ ДЕНЬГИ

Как свидетельствует таблица 1, на первом месте в бюджете Министерства обороны США находятся оперативно-хозяйственные расходы. На их долю приходится более трети (36,5%) всех базовых расходов Пентагона. Следует отметить, что это – только базовый бюджет, который не включает дополнительные ассигнования на оперативно-хозяйственные расходы (89,4 млрд. долл.) на ведение «заморских чрезвычайных операций». Таким образом, с учетом «двойной бухгалтерии» Министерства обороны, на оперативно-хозяйственную деятельность приходится почти 41% его суммарных расходов.

Второе место занимают расходы на содержание личного состава (только военнослужащих, поскольку зарплата гражданских служащих Пентагона включена в статью оперативно-хозяйственных расходов). Это – 25,3% базового бюджета Министерства обороны.

Только на третьем месте в базовом бюджете находятся расходы на закупки вооружений и военной техники. На эту статью приходится всего 20,6% базового бюджета. Но «двойная бухгалтерия» Пентагона предусматривает еще выделение 21,3 млрд. долл. на закупки вооружений и техники взамен потерь по ассигнованиям на ведение «заморских чрезвычайных операций». В целом же доля закупок составляет примерно 19% суммарных расходов Министерства обороны.

На четвертом месте в бюджете Пентагона находятся расходы на НИОКР. До недавнего времени они постоянно росли. В запросе на 2011 финансовый год расходы на НИОКР сокращены на 4 млрд. долл. Они составят 13,9% базового бюджета и 10,7% суммарных расходов Министерства обороны.

Как свидетельствуют эти данные, распространенные у нас представления о том, что основная часть военных расходов США идет на модернизацию, то есть на разработку и закупки вооружений, абсолютно не соответствует действительности. На самом деле на эти цели расходуется менее трети всех суммарных расходов Пентагона – примерно 31%. В других же странах НАТО эта доля не превышает 20–25%.

Текущие же расходы Министерства обороны превышают две трети суммарных расходов Пентагона. Содержание колоссальной военной машины (1,4 млн. военнослужащих регулярных сил, 900 тыс. резервистов, 750 тыс. гражданских служащих и более 250 тыс. так называемых контрактников, то есть наемников, большинство которых составляют иностранные граждане) требует огромных средств.

Наиболее серьезной проблемой Пентагона становится лавинообразный рост медицинских расходов. Как известно, в США до сих пор нет всеобщей системы обязательного государственного медицинского страхования. Расходы на частное медицинское страхование достигли фантастических размеров. Частных страховок обычно не имеют молодые люди, белые бедняки, афро- и испаноамериканцы. А это – основной контингент для добровольческого комплектования рядового состава а мериканской армии. Наряду с образовательными льготами бесплатное медицинское обеспечение (вместе с членами семей – 9,5 млн. человек) играет ключевую роль для тех, кто идет на воинскую службу. Это стало одним из главных факторов, предотвративших массовое «обезлюживание» американской армии во время войны в Ираке.

Но каждый год медицинские расходы в США вырастают почти на 0,5% ВВП. Медицинские расходы Пентагона растут еще более высокими темпами – на 3–5% в год. Ныне эти расходы составляют 30 млрд. долл. – 15% бюджета Пентагона на оперативно-хозяйственную деятельность.

Тем более дорого вести многолетние войны на театрах войны, находящихся за тысячи миль от территории США.

Как следует из таблицы 2, США намерены сохранять мощную группировку войск на Среднем Востоке. Между тем стоимость содержания одного американского солдата в Афганистане достигает 1 млн. долл. в год. Продолжение войны будет означать сохранение «черной дыры» в американском бюджете.


В 2011 финансовом году Пентагон закупит 42 истребителя 5-го поколения F-35.
Фото из книги Farnborough at 60

ВСЕ ТЕ ЖЕ ПРИОРИТЕТЫ

Таким образом, пропорции военного бюджета США носят устойчивый характер и каждый год меняются лишь незначительно. Но не стоит забывать, что на долю Пентагона приходится свыше 65% мировых расходов на закупки вооружений и примерно 80% глобальных расходов на оборонные НИОКР. Фактически Вашингтон ведет нынешнюю гонку вооружений сам с собой и┘ проигрывает эту гонку.

Именно этим объясняются огромные «ножницы», которые возникли между непомерными амбициями видов вооруженных сил и бюджетными ограничителями. Поэтому и пришлось Гейтсу объявлять о необходимости выбора приоритетов военного строительства, поскольку в той беспросветной бюджетной ситуации, которая будет сохраняться многие годы, реализовать все запланированные военные программы не удастся.

Однако анализ бюджетного запроса на 2011 финансовый год показывает, что Гейтс подрезал лишь верхушку айсберга, но сам айсберг остался в нетронутом виде. На слушаниях в Комитете по делам вооруженных сил Палаты представителей председатель КНШ адмирал Майк Муллен сделал откровенное признание: «Маятник не качнулся слишком далеко». В свою очередь, министр обороны пошел еще дальше. По словам Гейтса, только 7% всех расходов на модернизацию относятся к «текущим конфликтам», то есть войнам в Ираке и Афганистане. В то же время 50% модернизационных затрат направлены на подготовку к крупномасштабным «войнам будущего». Наконец, 47% расходов имеют «двойное назначение».

ВМС и ВВС вновь оттеснили армию на третье место по финансированию видов вооруженных сил, хотя именно сухопутные войска несут основную нагрузку в боевых действиях в Ираке и Афганистане.

Согласно бюджетному запросу, на «текущие конфликты» нацелены такие программы, как закупка вертолетов Blackhawk (1,4 млрд. долл.), Chinоok (1,2 млрд. долл.) и SeaHawk (1,7 млрд. долл.), а также самолет с вертикальным взлетом Osprey (2,7 млрд. долл.). Увеличиваются расходы на закупки 67 беспилотных летательных аппаратов Reaper. Расходы на БПЛА Raptor и Reaper достигнyт 1,6 млрд. долл. Кроме того, 2,6 млрд. долл. предполагается израсходовать на средства связи и разведки для боевых сил.

Вместе с тем бюджетный запрос на «заморские чрезвычайные операции» предусматривают выделение 12 млрд. долл. на средства защиты военнослужащих и 3 млрд. долл. на средства борьбы с самодельными взрывными устройствами, от которых американские войска несут значительные потери.

Куда более внушительно выглядит бюджетный пирог для наращивания потенциала для «будущих конфликтов». Наибольшие расходы предусмотрены для военно-морских сил. В частности, 26 млрд. долл. предусмотрено для закупок кораблей, в том числе двух атомных подводных лодок класса Virginia, двух эсминцев класса DDG-51, двух кораблей прибрежной зоны действия, одного ударного амфибийного корабля.

15 млрд. долл. выделяется для закупок тактической авиации для ВВС и ВМС. Например, предусмотрены закупки 42 истребителей F-35 (10,7 млрд. долл.) и 34 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 (3 млрд. долл.). На слушаниях в Конгрессе Роберт Гейтс пояснил, что у США в 2020 году будет в 20 раз больше самолетов 5-го поколения, чем у Китая, и в 13–15 раз больше, чем у России. Потом, по его словам, разрыв еще больше увеличится. Тем самым министр обороны недипломатично дал понять, что имеется в виду под «будущими конфликтами».

Обращает на себя внимание продолжающаяся модернизация стратегических ядерных систем США. Это, в частности, касается модернизации системы управления вооружениями бомбардировщика B-2A и существенных модификаций «вечного» бомбардировщика B-52H, чтобы продлить срок его службы аж до 2040 года. Вместе с тем выделяются средства для разработки нового бомбардировщика дальней авиации. При этом рассматриваются как пилотируемый, так и беспилотный варианты нового самолета.

Таблица 2
Страны 2009 Ф.Г. 2010 Ф.Г. 2011 Ф.Г.
Ирак 140 100 43
Афганистан 44 84 98
Ирак и Афганистан 185 184 145
Силы поддержки на ТВД 48 48 52
ВСЕГО 233 232 193

Планируется также и модернизация пусковых комплексов МБР «Минитмен-3» с продления срока их службы до 2030 года. Кроме того, намечается дальнейшее развитие программы «Глобального удара» с помощью неядерных средств поражения.

В то же время общие расходы на ядерное оружие Министерства энергетики в 2011 финансовом году достигнут 17,8 млрд. долл. (увеличение на 7,2%). Запрос увеличивает расходы Министерства энергетики на безопасность и надежность ядерного оружия на 9,8% – это в общей сложности 7 млрд. долл.

Что касается противоракетной обороны, то главный упор сделан развитие региональной ПРО – систем Aegis и THAAD. Всего на ПРО выделяется 9,9 млрд. долл. – примерно на уровне прошлого года. Бюджетный запрос на 2011 финансовый год не предусматривает выделения ассигнований на размещение американских средств ПРО в Румынии и Болгарии. Очевидно, вопрос об архитектуре системы ПРО США в Европе будет окончательно решен позднее.

В ходе слушаний в Конгрессе Гейтс также заявил, что в 2011 году будет восстановлен нормальный режим ротации американских войск (один год на ТВД – два года для отдыха и переподготовки). В 2013 году должно завершиться переоснащение войск, выводимых из Ирака. Дата переоснащения войск, которые будут выведены из Афганистана, пока не определена.

На долю резервного компонента американских вооруженных сил в 2011 финансовом году предусматривается 49,6 млрд. долл., что составляет менее 7% бюджета Пентагона, хотя численность резервистов различных категорий превышает 60% личного состава регулярных вооруженных сил.

Республиканцы обвиняют администрацию Обамы чуть ли не в одностороннем разоружении и требуют доведения военных расходов до 5% ВВП. Защищаясь от критики, министр обороны заявил, что бюджетный запрос на 2011 финансовый год и план на следующие пять лет позволят до 2015 года сохранить нынешний состав вооруженных сил США. Но потом потребуется увеличение ежегодных расходов на 2–3%. Таким образом, Вашингтон намерен сохранить позиции ведущей военной державы на мировой арене.

В целом можно сделать вывод о том, что «Четырехгодичный военный обзор» и бюджетный запрос на 2011 финансовый год не предусматривает серьезного изменения приоритетов американского военного строительства. Дело ограничивается маргинальными изменениями при сохранении основных бюджетных пропорций, сложившихся при администрации Буша-младшего.

Военные расходы – отражение противоречивого подхода администрации Обамы к бюджетным проблемам в целом. С одной стороны, Обама и его окружение понимают невозможность сохранения огромного бюджетного дефицита, который может привести к банкротству американского государства и экономики США. С другой стороны, нынешние руководители Вашингтона оттягивают болезненные решения, не хотят начинать радикальное повышение налогов и не менее радикальное снижение расходов. Обама не хочет восстанавливать против себя могущественные группы давления, сражающиеся за бюджетный пирог. И среди этих групп особую опасность для него представляет ВПК. Недавнее решение Верховного суда, отменившего жесткие ограничения на финансирование корпорациями политической деятельности, представляет особую опасность для Демократической партии, поскольку большой бизнес традиционно финансирует Республиканскую партию. Еще больше демократы боятся обвинений в трусости и пацифизме. Они не хотят брать на себя ответственность за поражение в Ираке и Афганистане.

Поэтому Обама лавирует, пытаясь одновременно декларировать новый умеренно-либеральный подход к международным делам и избежать жесткой конфронтации с правоконсервативной оппозицией. «Декларативная стратегия» нынешней администрации США и военный бюджет отражают это противоречие, которое может сыграть решающую роль в успехе или провале президентства Обамы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Премьер: Финляндия не будет участвовать в миротворческих операциях на Украине

Премьер: Финляндия не будет участвовать в миротворческих операциях на Украине

0
797
Прогнозы ипотечного кризиса в России ухудшаются

Прогнозы ипотечного кризиса в России ухудшаются

Ольга Соловьева

Жилищный рынок не дотянет и до пандемийного уровня в этом году

0
1986
КПРФ подведет итоги местного самоуправления

КПРФ подведет итоги местного самоуправления

Иван Родин

Муниципальная реформа передаст "землю" под полный контроль партии власти

0
1280
Я надела белу платьицу

Я надела белу платьицу

Игорь Михайлов

Песня под названием «Нина Краснова»: к юбилею поэтессы

0
1389

Другие новости