Информационный шум вокруг пиратов, захваченных десантниками с БПК «Маршал Шапошников», довольно однообразен и малоинформативен. Главное, в нем нет голоса непосредственно с места события – с отличившегося боевого корабля. Все сообщения идут со ссылкой на Минобороны, то есть на сухопутных московских генералов и полковников, в основном анонимных. А ведь были и иные источники новостей.
9 мая неназванный представитель ФСБ РФ сообщил корреспонденту «БалтИнфо», что при освобождении танкера «Московский университет» были убиты не один, а около пяти захватчиков судна. Причем из-за недостатка бесшумного оружия пришлось пиратов резать ножами, дабы они не подняли тревогу. А десять пленных взяли скопом в одном помещении в самом начале штурма. Собеседник агентства сообщил, что никакой официальной проверки по линии военно-морской контрразведки по факту действий моряков не проводится, а все решения «принимались на уровне первых лиц в Москве».
Не исключено, что эти четыре-пять неучтенных покойников и были объявлены бежавшими на лодке несколькими пиратами. Тут надо учесть, что на борту БПК «Маршал Шапошников» есть вертолет и катера – кто бы дал уйти резиновой лодке?
С другой стороны, пираты атаковали танкер на двух лодках с базового судна, о захвате которого не сообщалось. Возможно, оно продолжало маячить где-то поблизости.
Сразу после освобождения российского судна Главное следственное управлении СКП России по факту захвата «Московского университета» 5 мая в Аденском заливе у берегов Сомали возбудило уголовное дело по статье «Пиратство, совершенное с применением насилия и оружия организованной группой», которая предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы. Сообщалось также, что преступников доставят в Москву. Однако в тот же день, 6 мая, анонимный источник в Москве, в Минобороны, сообщил Интерфаксу, что пиратов посадили в их же лодку и отпустили, изъяв абордажные средства и навигационное оборудование.
На следующий день, 7 мая, начальник управления пресс-службы и информации Минобороны РФ полковник Алексей Кузнецов подтвердил информацию и пояснил, что это связано с несовершенством международной нормативно-правовой базы.
На несовершенную юридическую базу сослался начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров, заявив, что у российской стороны нет правовых оснований удерживать захваченных пиратов. И сообщил, что в прошлом году пиратов вернули по гражданской принадлежности в Йемен и Иран, но ничего хорошего из этого не вышло. «Была масса к нам претензий, что мы там ущемили, здесь ущемили, поэтому крайне сложно в правовом отношении с ними работать», – сказал Макаров, подчеркнув, что это одна из причин, которая мешает эффективно бороться с пиратством.
Однако помощник командующего Тихоокеанским флотом Роман Мартов утром 7 мая заявил Life News, что никто пиратов не отпускал. «В настоящее время решается вопрос о дальнейшей передаче сомалийских пиратов. Один из возможных вариантов – передача преступников местным властям, но этим вопросом занимаются не военные, а следователи Следственного комитета РФ при прокуратуре», – сказал Мартов. По его данным, на Тихоокеанском флоте уверены, что пираты остаются на «Маршале Шапошникове». «Откуда взялась информация, что их отпустили? – выразил недоумение помощник командующего ТОФ. – На самом деле они находятся под арестом и под охраной».
Отпускать пиратов на их же лодках – постоянная практика среди участников операции в Аденском заливе. Все страны НАТО делают это. Морские разбойники при приближении военных кораблей выбрасывают за борт оружие и спокойно сдаются в плен. Поскольку юридически они абсолютно невинны, их отпускают восвояси. Впрочем, то же самое происходит, если оружие выкинуть не успевают. Потому что владение оружием в международных водах не подлежит суду.
Столь же нелепая ситуация сложилась и с захватчиками «Московского университета». Взяли их в одном помещении, они объявили себя заложниками. Запершийся в машинном отделении экипаж ничего не видел. Веских доказательств вины следователь скорее всего не нашел. При этом документов у пиратов нет, имена и гражданство они могут назвать по своему выбору, а возраст объявить несовершеннолетним.
Американцы, захватившие нынешней весной 21 пирата прямо при нападении, сейчас мучаются с ними в суде. Переводчиков с экзотических языков нет, по неграмотности прочитать ничего обвиняемые не могут, гражданство, возраст, настоящие имена не установлены. Только один признал себя виновным и может получить пожизненное заключение. Остальные не настолько глупы и могут быть депортированы домой.
Мировое сообщество и Россия в частности признали свое юридическое бессилие перед морскими бандитами. Президент РФ Дмитрий Медведев призвал к срочной разработке международных законов по борьбе с пиратством, но как юрист, видимо, сам понял бесперспективность этой затеи. Слишком они будут противоречить всем прочим законам и конвенциям. Ведь в прямом соответствии с ними пиратов сейчас отпускают восвояси. И будут отпускать всегда.
А с пиратами «Московского университета», похоже, поступили со средневековым гуманизмом. Сделав предварительный слив информации об отправке их в свободное плавание и на всякий случай опровергнув его же, соответствующие органы пришли к выводу, что общественность приняла подобный исход. После этого пиратов посадили в резиновую лодку (или в две – в одну 10 человек не влезут) и отпустили за 300 миль от йеменского берега. Точнее, от берега острова Сокотры. Но не сообщалось, оставили ли на лодках подвесные моторы и горючее, дали ли в дорогу водички и еды, а заодно и весла, поскольку при наличии моторов они не нужны. То, что через час электронная отметка от лодки пропала с экранов радаров, вовсе не значит, что она камнем пошла на дно. Если, конечно, к ней не прицепили мину с часовым механизмом. Пропала она просто из-за расстояния, низкой осадки и малой отражающей поверхности.
Что касается детского лепета по поводу отсутствия надлежащей правовой базы и правил юридического преследования лиц, не подпадающих под юрисдикцию какого-либо государства или международного права, так тут причина одна. Никто не решается сказать, что, как в Средние века, пиратов предали Суду Божиему – выплывут, подберет пиратская база, значит, помилованы. А нет, так все равно другого суда нет. И не будет. Впрочем, можно еще расстреливать без всякого суда. Некоторые охотники на пиратов так и поступают, просто помалкивают потом.