0
2812
Газета Концепции Интернет-версия

28.05.2010 00:00:00

Единство на ядерном направлении

Алексей Арбатов

Об авторе: Алексей Георгиевич Арбатов - руководитель Центра международной безопасности Российской академии наук.

Тэги: дняо, яо


дняо, яо Индийский носитель ядерного оружия "Агни-2". Индия пока не включена в систему ДНЯО
Фото Reuters

В Нью-Йорке заканчивается очередная Конференция по рассмотрению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Этот договор остается самым универсальным по охвату стран международным документом современности (кроме Устава ООН), его членами являются теперь все государства ООН, и только четыре стоят за его пределами (Израиль, Индия, Пакистан и КНДР).

Благоприятный фон для конференции создал подписанный 8 апреля в Праге российско-американский Договор СНВ. Специальный саммит в Вашингтоне в апреле 2010 года стал стимулом для расширения международного сотрудничества по обеспечению сохранности ядерных материалов.

Тем не менее перспективы нераспространения внушают большую тревогу. Все еще не присоединившиеся к ДНЯО страны расположены в самых нестабильных регионах мира и вовлечены в конфликты, чреватые применением ядерного оружия (ЯО). Примеры Ирака, Ирана, КНДР, Ливии и ряда других стран продемонстрировали недостаточную эффективность международного контроля над оборотом ядерных материалов и технологий в рамках ДНЯО (по ст. III), прежде всего гарантий Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Обострение проблем климата и прогнозируемый дефицит углеводородного сырья предопределяют интенсивный рост мировой ядерной энергетики в ближайшие десятилетия, включая распространение критических технологий ядерного топливного цикла (ЯТЦ) и ядерных материалов.

Если обозначенные выше проблемы не будут решаться в конструктивном ключе, то вероятность дальнейшего ядерного распространения и боевого применения ЯО будет расти. Также увеличится угроза попадания ядерных материалов или готовых боеприпасов в руки террористических организаций.

ПОЛИТИКА НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ КАК СИСТЕМА

Одна из серьезных проблем для укрепления режимов нераспространения – это отсутствие системного подхода к решению поставленной задачи. Те или иные меры зачастую предлагаются разными правительствами, негосударственными организациями и экспертами вне ясной и осознанной системы приоритетов, без увязки отдельных элементов в общую конструкцию. Чаще всего на различные инициативы главное влияние оказывает отношение к той или иной стране или заинтересованность в том или ином проекте или контракте. Это чрезвычайно мешает объединению усилий ведущих государств и превращает тематику нераспространения в арену соперничества политических, экономических и военных интересов и поле применения двойных стандартов.

Между тем задача укрепления режима и механизмов нераспространения логически подразделяется на две составляющие: нераспространение применительно к государствам и нераспространение применительно к экстремистским и криминальным (террористическим) организациям. При этом первая составляющая имеет отношение и ко второй, поскольку доступ к ядерным материалам или боеприпасам террористы могут получить прежде всего через новые государства – обладатели ядерных материалов или ЯО.

Поскольку речь идет о государствах, то решающее обстоятельство заключается в том, что все страны мира, кроме четырех, являются членами Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). А четыре аутсайдера уже имеют ЯО. Следовательно, дальнейшее распространение может идти только через тайное нарушения ДНЯО или путем открытого выхода из него согласно его статье X с последующим созданием ЯО. Возможность первого пути продемонстрировали Иран, Ирак, Ливия, а второго – КНДР.

Отсюда логически вытекают два главных направления перекрытия таких каналов распространения: 1) предотвращение тайного нарушения ДНЯО и 2) выхода из него с использованием плодов мирного сотрудничества в запрещенных военных целях.

ПУТИ И МЕТОДЫ

Конкретно это предполагает, во-первых, повышение эффективности гарантий МАГАТЭ:

– необходимо добиться присоединения к Дополнительному протоколу о гарантиях 1997 года всех государств, прежде всего ведущих какую-либо ядерную деятельность;

– для этого группой ядерных поставщиков (ГЯП) должно быть принято общее правило, согласно которому присоединение к Дополнительному протоколу стало бы непременным условием получения экспортных поставок ЯМ, оборудования и технологий;

– необходимо существенное укрепление научно-технической и соответственно финансовой базы гарантийной деятельности агентства.

Второе направление лежит в контексте совершенствования системы экспортного контроля. Прежде всего это гармонизация национальных систем экспортного контроля, интеграция Китая, Индии и Пакистана в этот процесс, внедрение положения «Руководящих принципов» ГЯП (от 2004 года) о «всеобъемлющем» контроле в национальные законодательства всех участвующих в мировом ядерном сотрудничестве государств. Следует более эффективно использовать уже принятые международные документы – в частности, резолюцию 1540.

Третье русло укрепления режима ДНЯО предполагает жесткую формализацию и повышение политической значимости процедуры выхода из договора:

– заявление государства о предстоящем выходе из ДНЯО должно стать поводом для интенсивных проверок со стороны МАГАТЭ на предмет возможных нарушений договора или соглашения о гарантиях, созыва внеочередной конференции стран – участниц ДНЯО для рассмотрения мотивировки выхода из договора и (в случае признания несоответствия этой мотивировки статье X или невозможности решить проблему без выхода из договора) незамедлительной передачи вопроса на рассмотрение СБ ООН и принятия санкций в рамках статьи 41 Устава ООН;

– все материалы и технологии, имевшиеся в данной стране на момент выхода из ДНЯО, независимо от их происхождения должны использоваться только в мирных целях и оставаться под гарантиями МАГАТЭ;

– выход государства из ДНЯО или его нарушение с целью использовать материалы и технологии мирного атома для военных целей по решению СБ ООН могут явиться поводом для применения силы в контексте борьбы с угрозой международной безопасности согласно статье 42 Устава ООН.

Угроза выхода из ДНЯО и быстрого создания ЯО будет значительно снижена при ограничении распространения технологий ядерного топливного цикла и расширении роли многосторонних центров по обогащению урана и сепарации плутония.

Четвертое направление упрочения ДНЯО предполагает введение в силу и заключение дополнительных многосторонних договоров, призванных стать барьерами против его нарушения или выхода их него. Прежде всего речь идет о двух из них:

– ратификации Соединенными Штатами, КНР и другими странами Договора по всеобъемлющему запрещению ядерных испытаний (ДВЗЯИ) как ключевого звена, соединяющего вертикальное и горизонтальное ядерное разоружение, что способствовало бы присоединению к ДВЗЯИ также Индии, Пакистана, Израиля и положило бы предел совершенствованию ядерных вооружений тех государств, которые его уже создали. Тем самым также была бы поставлена преграда для создания ЯО остальными явными и тайными пороговыми странами;

– скорейшем заключении Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов (в первую очередь оружейного урана) в военных целях (ДЗПРМ) и поэтапном расширении его охвата с соответствующими механизмами контроля для ядерных и неядерных членов ДНЯО, подключение к нему неприсоединившейся тройки (Израиль, Индия, Пакистан).

Разумеется, такие меры реализуемы лишь в условиях единства великих держав и членов СБ ООН. Поскольку предложенные выше шаги подразумевают еще более жесткий режим нераспространения для неядерных стран, сильная политическая позиция пяти ядерных держав предполагает, и это в-пятых, их последовательное продвижение в выполнении обязательств по статье VI ДНЯО о ядерном разоружении:

– ратификация и воплощение в жизнь нового Договора России и США по СНВ;

– начало переговоров о дальнейшем сокращении ядерных вооружений двух ведущих держав с учетом сопутствующих проблем (ПРО, высокоточные обычные средства большой дальности, достратегические ядерные вооружения);

– договоренности о предсказуемости программы ПРО США, прежде всего в Европе, и переговоры о создании совместной системы ПРО России, США и Европейского союза на основе российских предложений 2007–2008 годов как одного из составляющих элементов;

– предоставление «ядерной пятеркой» (или поначалу хотя бы «четверкой») своих предприятий ЯТЦ (или изначально заводов по обогащению урана) под контроль МАГАТЭ, что могло бы ускорить и переговоры по ДЗПРМ, и универсализацию Дополнительного протокола от 1997 года;

– начало переговоров о кодексе деятельности в космическом пространстве, а затем о юридически обязывающих договорах по предотвращению гонки космических вооружений;

– организация консультаций по многостороннему ядерному диалогу с целью включения Великобритании, Франции и Китая в систему ограничений ядерных вооружений, принятия ряда мер контроля и доверия.

Разумеется, все это реально при прекращении расширения НАТО на восток и дальнейшем улучшении отношений между РФ и США.

В-шестых, в качестве инструмента материального поощрения лояльных государств – членов ДНЯО в первую очередь нужно развивать проекты предоставления гарантированного доступа к поставкам и услугам многосторонних центров ЯТЦ, а также вовлекать эти страны в программы безопасных мирных ядерных технологий и материалов следующего поколения. Привлекательность российской инициативы по ЯТЦ для многих стран может значительно усилиться, если наряду с обогащением Россия включит в инициативу также услуги по производству свежего топлива и обращению с ОЯТ.

Решение ядерных проблем КНДР и Ирана требует адресного подхода и единства великих держав в СБ ООН. В обмен на отказ от ЯО или критических ядерных технологий этим странам должны быть обеспечены гарантии безопасности, политические и экономические преимущества, включая возможности развития мирной атомной энергетики.

ЕДИНСТВО ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ

Вышеназванные пути и меры уже сами по себе значительно сузят возможность доступа к ядерным материалам или ЯО со стороны террористов. Дополнительно требуются совместные действия великих держав в прямом подавлении террористических организаций, их каналов финансирования и доступа к критическим знаниям и технологиям.

Не отношения с региональными государствами должны определять подход великих держав к конкретным случаям ядерного распространения, а наоборот – практика тех или иных проблемных стран в этой области должна определять отношения с ними великих держав. Но данный принцип нужно применять на основе взаимности, а не избирательно по текущим вкусам каждой новой администрации США или руководства другой великой державы. Это сведет до минимума практику двойных стандартов и дефицит единства великих держав, который является главным препятствием к достижению приоритетных целей международной безопасности – прекращения распространения ЯО и предотвращения доступа к нему экстремистских организаций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1079
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
667
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1296
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1294

Другие новости