0
1761
Газета Концепции Интернет-версия

16.07.2010 00:00:00

Ядерные материалы должны быть защищены от террористов

Евгений Маслин

Об авторе: Мэтью Банн - профессор обществоведения в Высшей школе государственного управления им. Джона Кеннеди при Гарвардском университете; Евгений Петрович Маслин - генерал-полковник в отставке, бывший начальник 12-го главного управления Министерства обороны Российской Федерации, отвечающего за обеспечение безопасности российских ядерных арсеналов.

Тэги: терроризм, ядерное оружие, безопасность, защита


терроризм, ядерное оружие, безопасность, защита Подземные хранилища ядерных материалов традиционно считаются самыми надежными.
Фото Reuters.

Возможность того, что террористы завладеют ядерной бомбой и взорвут ее, представляет реальную угрозу международной безопасности, требующую срочных действий. Никто не знает, насколько вероятен такой террористический акт. Однако возможных тяжких последствий подобного теракта и доказательств, которые свидетельствуют об усилиях, прилагаемых террористами для получения ядерных материалов и знаний, необходимых для примитивного ядерного взрывного устройства, более чем достаточно, чтобы вызывать у нас оправданное чувство тревоги и подвигнуть на принятие срочных мер по уменьшению вероятности ядерного терроризма.

АТОМНЫЙ ТЕРРОРИЗМ – РЕАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ

Есть несколько вызывающих сожаление фактов, cовокупность которых составляет угрозу, перед лицом которой оказался наш мир. Во-первых, террористы активно ищут ядерное оружие, а также высокообогащенный уран (ВОУ) и плутоний, необходимые для его производства. Усама бен Ладен назвал получение ядерного оружия и другого ОМУ «религиозным долгом». Члены «Аль-Каиды» уже пытались купить ядерные материалы и завербовать тех, кто обладает знаниями по ядерной тематике.

Два высокопоставленных пакистанских ученых, связанных с сетью Умма Тамиир э-Нау, встречались с бен Ладеном и Завихири, чтобы обсудить ядерное оружие. В 90-х японская террористическая тоталитарная секта «Аум Синрике», члены которой распылили нервно-паралитический газ в токийском метро в 1995-м, также пыталась заполучить ядерное оружие. И мировому сообществу не следует надеяться на то, что не появятся новые террористические группы, проявляющие интерес к ядерному оружию, учитывая то, что за последние два десятилетия по крайней мере две террористические организации уже пытались завладеть этим оружием.

Во-вторых, неоднократно проводившиеся правительством США и властями других стран оценочные исследования пришли к выводу: существует вероятность того, что при обладании достаточным количеством плутония или ВОУ высокоорганизованная террористическая группа сможет создать примитивное ядерное взрывное устройство, способное разрушить центр большого города. Таким устройством может являться ядерное устройство пушечного типа, которое работает по принципу сталкивания двух кусков ВОУ на высокой скорости.

Одно из подобных исследований, проведенное ныне упраздненным Управлением технологических оценок Конгресса США, содержит следующее обобщение технической осуществимости создания ядерного взрывного устройства: «Небольшая группа людей, ни один из которых не имеет доступ к секретным печатным материалам, вполне возможно сможет спроектировать и изготовить примитивное ядерное взрывное устройство». Даже до поступления данных из Афганистана, свидетельствовавших об интересе «Аль-Каиды» к ядерному оружию, разведсообщество США пришло к выводу, что «изготовление по крайней мере примитивного ядерного устройства будет «Аль-Каиде» по силам, если она сможет заполучить расщепляющиеся материалы».

Существует реальный риск того, что террористы получат достаточное количество плутония или ВОУ, которое необходимо для создания ядерного оружия. До сих пор не устранены критические недостатки в системах безопасности ядерных материалов многих стран, которыми могут воспользоваться желающие украсть ядерные материалы, включая и посторонних лиц, и сотрудников объектов, на которых хранятся данные материалы.

В-третьих, исследовательские реакторы, работающие на ВОУ и расположенные на территории некоторых университетов, зачастую обеспечены лишь минимальными мерами безопасности. Одно из вышедших недавно в свет обозрений исследовательских реакторов, на которых были проведены меры по укреплению уровня безопасности, финансировавшиеся правительством США, выявило, что на ряде реакторов, защищенность которых от краж обеспечивалась силами, располагавшимися вне периметра безопасности, данные силы никогда не задействовались. В обозрении также указывается на то, что на одном из объектов, где располагается подобный реактор, не предусматривалось мер по обследованию выезжающих с территории машин на предмет выявления возможного незаконного вывоза ядерных материалов. Еще в одном случае, отмеченном в данном докладе, государственная организация, отвечающая за регулирование деятельности связанной с оборотом ядерным материалов на объекте, где располагался подобный реактор, не установила вообще никаких требований по режиму безопасности для объекта. Также в докладе зафиксирован случай, в котором персонал, имеющий доступ к реактору, не подвергался никаким проверкам их данных перед получением подобного доступа. В таких странах, как Пакистан, системы ядерной безопасности весьма внушительны, но при этом они подвергаются потенциально колоссальным угрозам со стороны таких противников, как внутренние нарушители из числа сотрудников ядерных объектов, сочувствующих исламским экстремистам, а также со стороны лиц, которые могут мобилизовать сотни вооруженных людей для нападения на подобные объекты извне. В конечном счете, все страны, где существуют подобные материалы, включая США и Россию, должны проводить регулярную переоценку того, насколько существующая система безопасности cпособна нейтрализовать эволюционирующую угрозу.

Случаи проникновения на ядерные объекты уже регистрировались, и это не может не вызывать беспокойства. Например, в 2007 году произошло вторжение на ядерный центр Пелиндаба в ЮАР, где хранятся сотни килограммов урана оружейного качества, в котором участвовали две вооруженные группы, напавшие на объект с двух противоположных сторон. Одна из групп проникла через ограждение, несмотря на то что через него был пропущен ток в 10 000 вольт, незамеченной, вывела из строя детекторы проникновения, проследовала в центр аварийного управления (где атакующие застрелили одного из находившихся на дежурстве сотрудников центра) и в течение 45 минут находилась внутри охраняемого периметра. Причем охрана комплекса за все это время не вступила с ними в контакт.

В-четвертых, задача по перехвату транспортируемых террористами к цели ядерных материалов или примитивного взрывного устройства представляется неимоверно сложной. Ядерную бомбу можно доставить к цели судном, самолетом или грузовиком как в собранном виде, так и частями, готовыми к сборке. Протяженность национальных границ, разнообразие имеющихся средств транспорта, масштабы и объем законных перемещений через границы и легкость, с которой можно защититься от излучения плутония, а в особенности от излучения ВОУ, – все это факторы, играющие на руку террористам. Построение системы противодействия ядерному терроризму, которая включала бы в себя такие компоненты, как правовая база, а также правоохранительные, разведывательные, пограничные, и таможенные силы, детекторы радиации, необходимые для обнаружения и изъятия украденных ядерных материалов или оружия и их перехвата на границе, является неимоверно сложной задачей. А между тем даже одна ядерная бомба, взорванная террористами, изменит историю. Центр большого города превратится в тлеющие радиоактивные руины, которые станут могилой для десятков тысяч или сотен тысяч людей. Террористы из числа тех, кто совершит данный акт, или их сообщники скорее всего заявят, что они спрятали еще некоторое количество бомб в других городах, что вызовет паническое бегство из городов, всеобщий хаос и подрыв экономики вне зависимости от того, правдивы ли будут их утверждения или нет. Вполне возможно, что некоторые страны полагают, что угроза ядерного терроризма актуальна только для тех стран, которые могут подвергнуться подобным нападениям, например для США. Однако они не учитывают того, что подобный теракт приведет к разрушительным экономическим последствиям по всему миру. Именно об этом глобальном эффекте говорил генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в 2005 году. В частности, он предупреждал о том, что «десятки миллионов будут отброшены в отчаянную нищету» и что «вторая волна смертей прокатится по развивающемуся миру».

Также важно отметить, что предприятия ядерного цикла во всем мире заинтересованы в том, чтобы предотвратить ядерный терроризм. Ядерная бомба, взорванная террористами, крупномасштабный саботаж ядерного объекта – некий «второй Чернобыль», вызванный пробелами в безопасности, – сведут на нет усилия ядерной отрасли заручиться поддержкой общественности и властей, поддержкой потребителей энергии, необходимой для широкомасштабного роста ядерной энергетики, сделают сомнительным перспективы получения десятков и сотен миллиардов долларов от продажи этой энергии в будущем. В некоторых странах может даже произойти закрытие крупных объектов ядерной энергетики.


Вопросы безопасности транcпортировки ядерных материалов приобретают все большее значение.
Фото РИА Новости

«АТОМНЫЕ ВОРЫ» МОГУТ НАНЕСТИ УДАР ВСЮДУ

К сожалению, международные террористы уже продемонстрировали, что все уголки мира находятся в пределах их досягаемости. У всех на памяти теракты в США, в Москве и Беслане, в Лондоне и Мадриде. Однако важно помнить и о том, что заговоры, составляемые членами «Аль-Каиды», были выявлены и в тех странах, которые считаются «безопасными» c точки зрения наличия террористических угроз, как то: Канада, Бельгия и Нидерланды. Япония столкнулась с доморощенным терроризмом, нацеленным на ОМУ, в лице «Аум Синрике». Нельзя исключать что организации, подобные «Аум Синрике», со временем возникнут и в других странах.

«Аль-Каида» напала на посольства США в Кении и Танзании не потому, что у нее какие-то особые счеты к правительствам этих африканских стран, а потому, что они представляли особо уязвимые цели, нападение на которые нанесло бы ущерб США. Точно так же террористы, задавшиеся целью заполучить ядерные материалы для бомбы, направят свои поиски на те объекты в тех странах, где сочетание их возможностей и недостатков систем безопасности максимально облегчат им задачу. Им вовсе необязательно красть данные материалы в той стране, которую они собираются атаковать.

Ясно, что возможности террористов и лиц, способных совершить кражу материалов, отличаются в разных странах. Система ядерной безопасности, являющейся достаточной для того, чтобы снизить риск кражи ядерных материалов или саботажа ядерного объекта в Канаде, может оказаться недостаточной для Пакистана. Каждая страна, обладающая ядерным оружием, выделенным из отработанного топлива плутонием и ВОУ, должна эффективно защищать их от целого спектра внешних и внутренних угроз, которые представляются наиболее вероятными для данной страны. Данные запасы необходимо защитить от двух видов возможных угроз: тех угроз, возможность реализации которых террористические и преступные группировки продемонстрировали в данной стране (а также против иных возможных вызовов, которые разведсообщество данной страны считает наиболее вероятными), и от угроз, которым международные террористические группировки могут подвергнуть любую страну. Для этого страны, обладающие подобными запасами, должны установить и соблюдать стандарты, требующие защиты данных запасов от определенных сочетаний угроз подобных злоумышленников.

По нашему мнению, подобные запасы должны быть, по крайней мере, защищены от следующих угроз:

1) небольшая хорошо подготовленная группа, действующая извне в качестве единой команды и вооруженная автоматическим оружием, гранатометами и взрывными устройствами;

2) внутренний нарушитель, имеющий всесторонний доступ, обладающий знаниями об особенностях работы системы безопасности, который может или сам совершить кражу, или оказать активное или же пассивное содействие группе лиц, действующей извне;

3) нападение с использованием приемов маскировки и обмана, при котором преступники используют форму сотрудников силовых и иных ведомств, фальшивые удостоверения личности или даже фальшивые накладные для получения и вывоза материалов с объекта;

4) взрывные устройства, которые можно скрытно пронести на себе или провезти в автомобиле или автофургоне;

5) необычные транспортные средства или же необычные маршруты проникновения.

Но даже при наличии самых эффективных программ по обеспечению надежности персонала необходимо предпринимать меры по предотвращению хищений внутренними нарушителями. Некоторые управленцы считают, что их сотрудники заслуживают доверия и что у них на предприятии проблем с внутренними нарушителями не возникнет. В некоторых странах (включая США) принято подразумевать, что если сотрудники ядерного объекта участвуют в программах по обеспечению полной надежности персонала, то они не станут активно участвовать в попытках хищений (хотя они все же могут предоставить информацию злоумышленникам, действующим извне, или отключить сигнализацию). Однако стоит помнить, что даже заслуживающих наибольшее доверие сотрудников можно заставить пойти на нарушение. Например, при ограблении одного из банков в Северной Ирландии злоумышленники похитили членов семьи двух высокопоставленных сотрудников этого кредитно-финансового учреждения. Тем самым они сумели обойти меры безопасности в данном банке, которые делали возможным открытие сейфа только при участии в этом процессе двух высокопоставленных сотрудников.

Что касается средств передвижения и возможных маршрутов, то многое зависит от расположения того или иного объекта. Объекты, расположенные в прибрежной зоне (как в случае с недавним терактом в Мумбае), должны быть защищены от атаки с воды. Администрации объектов, расположенных недалеко от зданий в городской черте, необходимо учитывать реальную возможность проникновения на подведомственную им территорию через тоннель: было немало случаев применения подобной тактики для краж из банков, которые были хорошо защищены от всех иных методов проникновения, кроме этого. Администрации объектов, которые полагаются на систему барьеров для создания помех злоумышленникам, пытающимся проникнуть на территорию наземным путем, должны учитывать возможность того, что попытка несанкционированного доступа c целью хищения может быть произведена посредством вертолета.

Обеспечение эффективной защиты, по крайней мере от этого спектра возможностей «вероятного противника», должно явиться тем самым передовым опытом, который должен повсеместно использоваться при создании методологии защиты от проектных угроз. Власти тех стран и администрации тех ядерных объектов, которые не считают, что их запасы ядерных материалов оружейного качества требуют защиты от подобных угроз, должны спросить себя, на чем зиждется их уверенность в том, что злоумышленники не смогут применить подобные методы при хищении этим материалов. Они также должны задаться вопросом, насколько оправданно то, что, не принимая мер безопасности, принятых другими операторами ядерных объектов, они ставят под угрозу другие страны и мировую ядерную промышленность.

Конечно же, введение требования о защите объектов от подобных угроз – лишь первый шаг. Операторам объектов необходимо также спланировать и внедрить те разработки, планы и процедуры безопасности, которые защитили бы данные объекты от всего спектра угроз, представленных в стандартах защиты от проектных угроз. Затем регулирующие органы должны провести проверку того, насколько данные меры, с их точки зрения, смогут защитить объекты от проектных угроз. Оценка систем безопасности на объектах должна включать в себя не только проверку ее отдельных компонентов, таких как датчиков безопасности, а также оперативность прибытия групп быстрого реагирования. Необходимо проводить комплексные учения для проверки работоспособности системы в целом по отражению тех угроз, которым этот объект могут подвергнуть злоумышленники с развитым мышлением.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ДОГОВОРЕННОСТИ В СФЕРЕ АТОМНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Мы считаем чрезвычайно важным, чтобы страны вели совместную работу, включая предоставление технической и финансовой помощи, где это необходимо, над обеспечением гарантированного минимума безопасности всего ядерного оружия, ВОУ и плутония по всему миру.

Мы считаем, что международные договоренности, а также рекомендации международных организаций в сфере ядерной безопасности должны быть дополнены призывом к тому, чтобы все арсеналы ядерного оружия и все запасы ВОУ и плутония были эффективно защищены от вышеперечисленных угроз со стороны «потенциальных противников». Действующие ныне рекомендации МАГАТЭ, которые были составлены в 1999 году, содержат призыв к государствам опираться на стандарты противодействия проектным угрозам в сфере обеспечения ядерной безопасности. Однако мы считаем, что требуется обновить данные рекомендации с тем, чтобы их новая редакция содержала призыв к защите всех ядерных материалов, представляющих наибольшую ценность с точки зрения обеспечения ядерной безопасности (в терминологии МАГАТЭ обозначаемые как материалы первой категории), в соответствии с теми стандартами противодействия проектным угрозам, которые описаны в данной работе. Мы также считаем, что страны – экспортеры плутония и ВОУ, должны рассмотреть возможность внедрения требований к импортерам этой продукции по их защите на описанном в данной работе уровне. В конечном итоге, эффективная ядерная безопасность должна стать одной из составляющих цены входа на международный рынок ядерных материалов.

При этом нужно отметить, что есть убедительные аргументы в пользу утверждений о том, что уже существуют закрепленные в международном праве требования к государствам обеспечить подобный уровень безопасности. Резолюция 1540 Совета Безопасности ООН обязывает все страны осуществлять «необходимые эффективные» меры по обеспечению безопасности, а также по учету всего ядерного оружия и материалов оружейного качества, которое у них есть. Однако до сих пор не определено, какие именно меры должны предприниматься. Как вариант трактовки мы предлагаем следующую формулировку. Выполнение требований Резолюции 1540 Совета Безопасности ООН по физической защите подразумевает, что в каждом государстве, обладающем ядерным оружием или ядерными материалами оружейного качества, должны быть установлены общегосударственные требования, исполнение которых контролируется, согласно которым любой объект, на территории которого находится ядерное оружие или же значительное количество ядерного материала, должен быть обеспечен системой безопасности, способной отразить набор ПУ, включая внешние угрозы и угрозы со стороны внутренних нарушителей, сравнимые с теми, которые представляют террористические и преступные группировки в данной стране (или в регионе).

Если ведущие ядерные страны смогут договориться о единой трактовке обязательств, содержащихся в Резолюции 1540 СБ ООН, включая определение того, против какой минимальной ПУ все ядерные арсеналы и ядерные материалы оружейного качества должны быть повсеместно защищены, то это фактически и станет международным стандартом ядерной безопасности, обязательным к исполнению. Договорившись о подобном требовании, ведущие страны могли бы начать энергично убеждать другие страны в необходимости повышения собственной ядерной безопасности до уровня, который соответствует данному требованию, а также оказать им помощь в достижении этой цели.

Опасность ядерного терроризма реальна. Необходимость осуществления действий для минимизации данной угрозы существенна. И ни одна страна, насколько бы сильна она ни была, не сможет предотвратить ядерный терроризм в одиночку. Для достижения данной цели требуется наладить международное сотрудничество, в которое будут вовлечены все, у кого имеются ядерные арсеналы и запасы ядерных материалов, а также ресурсы и знания, требуемые для того, чтобы их обезопасить. Обезопасив все ядерные арсеналы и запасы плутония и ВОУ по всему миру от угроз со стороны террористических и преступных группировок, мы сделаем первый и самый главный шаг, позволяющий значительно уменьшить угрозу, стоящую перед всем миром, – шаг, который повлечет затраты, несоизмеримо меньшие, чем та цена, в которую может обойтись бездействие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1623
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4093
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2262
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2556

Другие новости