0
5638
Газета Концепции Интернет-версия

01.10.2010 00:00:00

"Мистраль" пригодится России еще не раз

Илья Крамник

Об авторе: Илья Александрович Крамник - военный обозреватель.

Тэги: мистраль, корабль, вмф


мистраль, корабль, вмф УДК «Мистраль» у причала Санкт-Петербурга.
Фото Елены Карпенко

То, что русский флот в обозримом будущем получит как минимум два (а может быть, и больше) универсальных десантных корабля иностранной постройки, судя по всему, дело решенное. Точно так же с наибольшей вероятностью следует предполагать, что эти корабли будут построены по образцу французского проекта BPC-160, более известного в России по имени головной боевой единицы этого типа – «Мистраль».

Планы приобретения боевых кораблей иностранной постройки для ВМФ России сами по себе вызвали изрядную дискуссию, а то, что купить предполагается корабли, принципиально новые для ВМФ России, только подняло градус споров. На сегодняшний день горячее обсуждение длится уже почти два года, и, в общем, определенные итоги можно подвести. Тему «Мистраля» для России можно примерно разделить на два основных вопроса:

оперативный – для каких задач, в рамках какой структуры и в каких районах планируется использовать эти корабли;

техническо-экономический – насколько российская промышленность готова к воспроизведению «Мистраля» по французскому образцу, к постройке кораблей эскорта, и к обеспечению технической готовности этих соединений.

ИСТОКИ УДК

Наибольшие споры вызывает именно первый вопрос. Для ответа на него нужно понимать, что собой представляет универсальный десантный корабль вообще и «Мистраль» в частности.

УДК как тип кораблей впервые был создан в США, которые по праву являются законодателями мод в сфере амфибийных операций. Созданные в годы Второй мировой войны десантные корабли класса LST (Landing Ship Tanks), предназначенные для высадки десанта и техники непосредственно на берег с рампы, имели серьезные ограничения по использованию: для подобной высадки были пригодны лишь несколько процентов от общей береговой линии Мирового океана, а кроме того, приткнувшийся непосредственно у побережья корабль такого класса представлял собой практически идеальную мишень для противника.

Первым шагом на пути решения этой проблемы стало создание к концу войны десантных кораблей класса LSD (Landing Ship Dock), которые высаживали технику и личный состав с помощью десантных катеров, штатно размещенных в кормовой док-камере корабля. Для этих кораблей было доступно уже более 15% мирового побережья, а кроме того, высаживая десант с помощью катеров и лихтеров десантный корабль находился вне зоны вражеского обстрела, в то время как небольшие катера представляли собой более трудные цели и одновременно менее ценные.

Следующий шаг был сделан с появлением и промышленным освоением вертолетов. На основе кораблей класса LSD были созданы корабли класса LPD (Landing Platform Dock), на которых помимо док-камеры в кормовой части сооружался вертолетный ангар (в надстройке на нос корабля). Эти корабли могли высаживать десант с воздуха, что резко повышало их тактическую гибкость. Однако недостаточный объем ангаров не позволял разместить на подобных кораблях более-менее крупное авиакрыло.

Практически одновременно в США были созданы десантные вертолетоносцы (LPH, Landing Platform Helicopter), предназначенные для высадки морской пехоты исключительно с помощью вертолетов. Эти корабли либо перестраивались из устаревших авианосцев времен Второй мировой (тип «Эссекс»), либо строились заново (тип «Иводзима») – по классической авианосной архитектуре (сквозная полетная палуба, надстройка-«остров» по правому борту, ангарная палуба и подъемники для авиатехники). Вертолетоносцы могли высаживать массированный вертолетный десант, но не могли нести тяжелую технику. В результате вставала проблема координации действий морской пехоты, высаживающейся с разных кораблей под управлением разных командных инстанций. Решение напрашивалось – объединить в одном корабле качества десантного вертолетоносца и корабля-дока, и этот шаг был сделан.

Первым в мире универсальным десантным кораблем стал вертолетоносец LHA-1 (Landing Helicopter Assault) «Тарава», построенный в 1969–1973 годах на верфи Ингалз Шипбилдинг и вошедший в строй в 1976 году.

34-тысячетонный корабль мог нести около 2000 морских пехотинцев с тяжелой техникой и авиакрыло численностью до 35 летательных аппаратов, включая боевые вертолеты AH-1, средние и тяжелые транспортные вертолеты CH-46 и CH-53 и впоследствии СВВП AV-8B Harrier II. Всего ВМС США получили с 1976 по 1980 год пять кораблей этого типа. Три из них уже выведены из состава флота, два остаются в строю.

Фактически «Таравы» становились полноценной плавающей военной базой, способной осуществлять наземные операции при поддержке тяжелой техники и авиации. Высадка десанта осуществлялась с помощью десантных катеров типа LCM/LCU, способных нести груз от 60 до 170 тонн и доставлять к берегу даже основные боевые танки, машины на их шасси и другую тяжелую технику.

Таким образом, США получили в свое распоряжение универсальное средство ведения войны, особенно ценное в условиях локальных конфликтов, где УДК с полноценным экспедиционным батальоном морской пехоты был очень серьезной гирей на весах. Развитием «Таравы» стали корабли типа «Уосп», оснащенные десантными катерами на воздушной подушке (КВП). Эти корабли, построенные в количестве восьми единиц с 1984 по 2009 год (последний корабль серии, «Макин Айленд», строился по измененному проекту и иногда выделяется в отдельный класс), на сегодняшний день являются вершиной развития концепции УДК. Их обозначение было изменено с LHA на LHD – Landing Helicopter Dock, подчеркнув возможности по высадке десанта с помощью КВП. Наличие КВП позволяет кораблям этого класса, оставаясь за горизонтом, в очень короткое время (в пределах получаса) внезапно высадить десант с тяжелой техникой и вооружением даже на труднодоступные топкие побережья с опасными мелями поблизости, исключающими приближение к берегу обычных катеров. В результате для «Уоспов» доступно 70% мирового побережья.

Рассказ об американских УДК был бы не полон без упоминания кораблей нового типа «Америка» – головной LHA-6 America в настоящее время находится в постройке. Этот корабль в отличие от «Таравы» и «Уоспа» лишен док-камеры, за счет чего значительно увеличены размеры ангарной палубы и численность авиакрыла. Таким образом, УДК данного типа предназначен для высадки аэромобильных подразделений морской пехоты – более гибких по сравнению с традиционными «тяжелыми» батальонами – и способен оказывать им более эффективную поддержку с воздуха.

Многие считают, что такое решение лишает «Америку» права называться универсальным кораблем и ставит его на один уровень с кораблями класса «Иводзима» и перестроенными «Эссексами», но это не так. Более просторные ангарная и полетная палубы позволяют 45-тысячетонной «Америке» нести большее число летательных аппаратов, чем любые другие вертолетоносцы до него, и расширяет возможности использования тяжелых аппаратов, включая конвертопланы типа «Оспрей».


Операции в «горячих точках» и «несостоявшихся государствах» подобных таких как Cомали, открывают для кораблей подобных «Мистралю» большое поле деятельности.
Фото Reuters

«МИСТРАЛЬ» И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ

Второй страной, построившей для своего флота УДК, стала Франция, в состав ВМС которой в 2005 году вошел УДК «Мистраль». Корабль полным водоизмещением 21 300 тонн классифицируется во Франции как batiment de projection et de commandement (BPС) – корабли управления и проекции силы, они оптимизированы для современных экспедиционных операций, не предусматривающих ведения интенсивных боевых действий. Не столь дорогостоящие и тяжеловооруженные, как американские УДК, «Мистрали», тем не менее обладают очень большими возможностями по несению длительной боевой службы в удаленных районах океана, в постоянной готовности к действию. Они способны нести до 450 морских пехотинцев (до 900 при уменьшенной степени комфорта и с меньшей автономностью) и авиакрыло до 16 средних или до 30 легких вертолетов.

«Мистраль» специально оснащен как корабль управления и может быть штабным кораблем соединения, осуществляющего миротворческие задачи или «демонстрацию флага» в районе конфликта. Кроме того, предусмотрена возможность использования корабля в качестве базы и плавучего госпиталя в зонах чрезвычайных ситуаций.

Следует отметить, что для использования в составе ВМФ России проект будет несколько доработан – корабли, построенные «для нас», получат ледовое усиление корпуса, а их ангар будет на 17 см выше, чем у французских аналогов, с тем чтобы разместить на ангарной палубе более высокие, чем у европейцев, вертолеты Камова.

Кроме того, корабль будет оснащен отечественной системой ПВО, которая будет усилена по сравнению с почти безоружным оригинальным проектом.

Где и как может использовать подобные корабли Россия? Если смотреть на ближайшую перспективу – до 5–10 лет, то потенциальных точек применения для «Мистраля» и впрямь найдется немного. Однако корабли подобного класса служат по 30 и более лет и их приобретение решает не столько задачу сиюминутного пополнения флота, сколько строительства ВМФ на перспективу. В этой перспективе неизбежно встанет вопрос защиты национальных интересов страны в удаленных от ее побережья районах, требующих военного присутствия достаточного для ведения (предотвращения, прекращения) локальных конфликтов. В этих условиях экспедиционная группа в составе УДК и его сопровождения является незаменимым инструментом.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Следует иметь в виду, что даже ясное понимание целей, задач и возможностей УДК в составе ВМФ России еще не гарантирует его успешного использования. Одним из самых серьезных вопросов в этой связи является способность российской промышленности обеспечить полноценное обслуживание и ремонт этих кораблей, а также планируемую постройку новых единиц по французскому образцу и, что не менее важно, возможность дать «Мистралям» нормальное сопровождение.

«Мистраль» не является особо сложным кораблем, он построен с массовым использованием технологий гражданского судостроения, имеет достаточно привычную для отечественного вспомогательного флота дизельную энергетическую установку фирмы «Вяртсиля» и в целом (при условии технической модернизации судоремонтных предприятий и судостроительных верфей) может и обслуживаться в России, и (при условии передачи соответствующей документации) строиться.

Вместе с тем на «Мистрале» применен ряд новых для отечественной промышленности технических решений: прежде всего это винторулевые колонки, значительно повышающие маневренность корабля, и современные системы боевого управления, навигации и связи. Постройка корабля с полным комплектом французской боевой электроники является одним из условий контракта со стороны России, желающей получить образец современных достижений в этой области.

Проблема нехватки кораблей сопровождения для «Мистраля» может быть решена только одним путем: первоочередным финансированием потребностей ВМФ в рамках новой госпрограммы вооружения на 2011–2020 годы. Следует понимать, что находящиеся сегодня в составе флота корабли советской постройки в подавляющем большинстве будут списаны в течение ближайших 10–15 лет, и для их замены Россия обязана построить за это время не менее 40–50 боевых кораблей класса фрегат/корвет. Это позволит обеспечить минимальные потребности ВМФ и создать основу для дальнейшего развития с учетом длительного срока службы современных кораблей, который может достигать 40 лет и более.

В этой связи можно признать весьма разумным решение руководства ВМФ начать пополнение корабельного состава путем строительства уже отработанных промышленностью фрегатов проекта 11356 и подлодок проекта 636. Оснащенные современным вооружением и радиоэлектронным оборудованием, эти боевые единицы являются весьма эффективными, а время их строительства значительно ниже, чем у новейших фрегатов проекта 22350 и подлодок проекта 677.

Серийное строительство кораблей освоенных типов среди прочего даст России время на доводку новых проектов, которую можно будет осуществлять без излишней спешки, с тем чтобы развернуть серийную постройку фрегатов и подлодок нового поколения во второй половине 2010-х годов. Уже в первой половине 2010-х годов скорее всего начнется серийное строительство корветов, созданных на основе строящегося сейчас проекта 20380 с учетом результатов эксплуатации первых кораблей этого типа («Стерегущий» и «Сообразительный»).

При этом следует отметить, что все необходимые элементы оборудования для оснащения новых кораблей у России уже есть. Это БИУС «Сигма», универсальные корабельные стрельбовые комплексы (УКСК), противокорабельные ракеты «Оникс», универсальные «Калибр» (более известные под экспортным наименованием «Клаб») и другие системы вооружения, обеспечивающие новым российским кораблям боевые возможности на уровне лучших мировых аналогов.

Таким образом, вопрос создания ВМФ России «нового облика» сводится исключительно к наличию политической воли и пониманию задач флота у руководителей страны и военного ведомства. При наличии этих факторов все прочие проблемы могут быть решены достаточно быстро.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
920
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
572
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1122
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1110

Другие новости