0
2158
Газета Концепции Интернет-версия

15.10.2010 00:00:00

Перспективы Пражского соглашения

Мидыхат Вильданов

Об авторе: Вильданов Мидыхат Петрович - генерал-майор, профессор АВН, кандидат военных наук, заслуженный военный специалист РФ.

Тэги: снв, договор, ратификация


Комитет по международным делам Сената США рекомендовал верхней палате Конгресса США одобрить новый Договор о СНВ. Члены комитета приняли резолюцию, в которой говорится, что Сенат согласен на ратификацию Договора о СНВ. Резолюция представляет собой документ объемом в 20 страниц с солидным перечнем недостатков и поправок к Договору о СНВ. Заслуживает внимания то обстоятельство, что американские сенаторы настаивают на рассмотрении договорных документов одновременно с планами модернизации СНВ. Кстати, проект резолюции разработал давний партнер российского оборонно-промышленного комплекса сенатор-республиканец Ричард Лугар – один из авторов Программы Нанна–Лугара по ликвидации наших СНВ.

В Госдуме РФ заявляют, если поправки будут негативно влиять на обеспечение интересов национальной безопасности государства, то ранее принятые решения по одобрению Договора о СНВ будут пересмотрены. Напомним, что в решениях Госдумы РФ отмечается: «Проект Договора о СНВ отвечает интересам национальной безопасности России, все его положения основаны на принципах строгого паритета прав и обязанностей России и США при соблюдении равной и неделимой безопасности. Вступление в силу этого соглашения будет способствовать повышению обороноспособности и безопасности РФ, а также послужит упрочению отношений с США и международных позиций России». При этом спикер Госдумы Борис Грызлов постоянно подчеркивает: «Госдума намерена неукоснительно выполнить договоренность президентов РФ и США о единовременной ратификации соглашения».

Не приходится сомневаться, что такое решение будет принято, а Совет Федерации оперативно его проштампует.

КАК АМЕРИКАНЦЫ БУДУТ СОКРАЩАТЬ СНВ

Результаты анализа позволяют сделать следующие выводы о подходах военно-политического руководства США к выполнению своих договорных обязательств, связанных с сокращением СНВ.

Боевой состав и состояние СНС США. Поскольку «старый» Договор о СНВ утратил силу 5 декабря 2009 года, а новый даже не ратифицирован, предлагается вариант боевого состава американских СНС на дату окончания предыдущего Договора (табл. 1).

Согласно п. 3 главы II Протокола к Договору, предусмотрено: «Не позднее чем через 45 дней после вступления в силу Договора, Стороны осуществляют первоначальный обмен данными согласно категориям данных, содержащимся в настоящей Главе». Очевидно, этот обмен произойдет по линии внешнеполитических ведомств или НЦУЯО РФ и США. При этом первоначальные данные по СНС США будут существенно отличаться от реальных, поскольку начнут действовать запутанные правила условного засчета боезарядов на СБ (один бомбардировщик – один боезаряд), порядок применения которых допускает неоднозначное толкование, причем в пользу США. Кроме того, в качестве носителей ядерных средств поражения опять заявлены СБ В-1В, часть которых имеет неядерный статус, а МБР «МХ» и «Минитмэн-2» вновь предъявляются как ракеты существующего типа.

Вполне резонным является вопрос: почему же стороны не обменялись количественными и качественными данными по СНВ заблаговременно, например, за полгода до начала первых российско-американских переговоров? Ведь данные по СНВ сторон не являются закрытой информацией, поскольку обмен ими осуществлялся в течение 15 лет по линии национальных центров уменьшения ядерной опасности (НЦУЯО) в ходе выполнении предыдущего Договора.

Что касается состояния американских СНС, то оно характеризуется следующим. В силах МБР завершается выполнение программ по модернизации ракетных комплексов «Минитмэн-3М,S». Проводится замена всех твердотопливных ступеней и жидкостной ступени разведения ракет, на платформы ГЧ устанавливаются боевые блоки Мк 21 от ракеты «МХ». В результате полностью будут обновлены ракеты и оборудование пунктов управления пуском и пусковых установок. Ведутся работы по модернизации ПЛАРБ типа «Огайо». Предполагается расширить круг задач, решаемых БРПЛ «Трайдент-2», оснастив их высокоточными боеголовками, в том числе неядерными. До 2012 года планируется закупить около 108 ракет этого типа. Проводится комплекс мероприятий по модернизации СБ В-52Н и В-2А, предназначенных для действий в ядерном варианте. Группировка бомбардировщиков В-1В будет окончательно переведена в неядерный статус.

В целом американские СНС имеют следующие сильные стороны: это наличие одного типа МБР и БРПЛ, что существенно сокращает затраты на содержание кооперации, эксплуатацию ракетных комплексов, проведение доработок и поддержание научно-испытательной базы; постоянная готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в любых условиях обстановки; высокие тактико-технические характеристики американских ПЛАРБ типа «Огайо» и БРПЛ «Трайдент-2»; способность к оперативному наращиванию боевых возможностей за счет «возвратного» ядерного потенциала; наличие значительного научно-технического задела для разработки новых ракет и боевого оснащения; наличие тактического ядерного оружия США на территории ряда стран – участников блока НАТО; опыт участия большинства летных экипажей СБ в локальных конфликтах; организационное объединение стратегических наступательных и оборонительных сил США под единым руководством ОСК ВС США с развертыванием глобальной системы разведки, оперативного управления, связи и планирования их применения и строительства; достаточное и ритмичное финансирование мероприятий оперативной и боевой подготовки органов управления и войск.

СПОСОБЫ СОКРАЩЕНИЯ СНВ США

Военно-политическое руководство США, реализуя положения ядерной стратегии, выполнение договорных обязательств, увязывает с продолжением трансформации ядерной триады времен «холодной» войны в новую стратегическую триаду. Сохраняются на вооружении все системы нынешней ядерной «триады», а именно: ПЛАРБ «Огайо» с БРПЛ «Трайдент-2», МБР «Минитмэн-3М, S», а также СБ В-52Н и В-2А. К перспективной стратегической триаде предъявляются следующие требования: обеспечение стратегической стабильности через гарантированную способность нанесения ответных ударов; повышение значимости стратегического сдерживания обычными средствами в рамках концепции «быстрый глобальный удар»; поддержание объектов и сохранение специалистов ядерного оружейного комплекса».

Можно утверждать, что после вступления Договора о СНВ в силу, вряд ли американцы сразу начнут снимать с боевого дежурства и ликвидировать модернизированные ракеты «Минитмэн-3М,S», ПЛАРБ, БРПЛ и стратегические бомбардировщики. По опыту выполнения «старого» Договора, основным способом сокращения американских СНВ до предельных уровней носителей, пусковых установок и боезарядов станет разгрузка платформ ГЧ МБР и БРПЛ со снятием части боеголовок и их складированием. В связи с этим просматривается явный просчет российских переговорщиков, которые согласились на исключение из договорных документов положений о платформах ГЧ, порядке их разгрузки, контролируемой ликвидации с заменой на новые. Даже термин «платформа ГЧ» в главе первой («Термины и определения») Протокола к Договору отсутствует, при этом по тексту упоминается какая-то монтажная платформа. Тем самым при возникновении форс-мажорных обстоятельств сохраняется техническая возможность оперативного дооснащения платформ ГЧ необходимым количеством боевых блоков. Безусловно, американцы реализуют и другие прагматичные способы сокращения СНВ, добиваясь максимального сохранения обновленных компонент ядерной триады. Один из возможных вариантов перспективного боевого состава СНС США через 7 лет после вступления Договора о СНВ в силу представлен в таблице 2.

Основные направления строительства СНС США определены в ядерной стратегии. В документе отмечается, что благодаря реализации программ модернизации группировка МБР «Минитмэн-3М,S» будет сохранена в боевом составе СНС до 2030 года. С 2012 года планируется начать научно-исследовательские работы по новой ракете. Все ПЛАРБ до 2020 года предусматривается сохранить в боевом составе ВМС. Вывод из боевого состава флота первой лодки по истечении сроков эксплуатации предполагается в 2027 году. Ведутся научно-исследовательские работы над проектом ПЛАРБ нового типа. Существующий парк СБ будет поддерживаться до 2040 года. При этом до 2015 года на модернизацию только самолетов В-2А будет выделено более 1 млрд. долл. Запланированные на 2018 год научно-исследовательские работы по созданию СБ нового поколения перенесены на неопределенное время.

СОКРАЩЕНИЯ СНВ В СЯС ВС РФ

Для российской стороны крайне важны и необходимы ратификация и вступление Договора о СНВ в силу в кратчайшие сроки. Обусловлено это наличием значительного количества СНВ с истекшими (истекающими) установленными и продленными сроками эксплуатации. Необходимо срочно снимать их с боевого дежурства или принимать решение на проведение работ по очередному продлению эксплуатационного ресурса с соответствующим финансированием кооперации изготовителей ракетной техники. При этом сокращение и ликвидация СНВ будут осуществляться по истечении сроков их эксплуатации за счет существующих статей финансирования на эксплуатацию вооружений. Уменьшение боезарядов на платформах ГЧ стареющих МБР никогда не применялось и не планируется.

Вызывает озабоченность недопустимо низкие темпы перевооружения войск на ПГРК «Тополь-М» и «Ярс». БРПЛ РСМ-56 на вооружение не принята, хотя и заявлена как ракета существующего типа. РПКСН «Юрий Долгорукий» находится без ракет и становится объектом американских инспекций. Группировка АСЯС деградирует из-за единичных поставок новых СБ. По оценкам специалистов российского ОПК, Воткинский машиностроительный завод с требуемыми темпами и объемами производства ракет РС-24, РСМ-56 и ракет «Искандер» не справится, поскольку давно нуждается в модернизации технологического оборудования и расширении производственных площадей. Кстати, вполне реальным является появление на этом заводе американских инспекторов для контроля ликвидации твердотопливных ракет.

За последнее время обострились проблемы состояния системы боевого управления войсками и ядерным оружием, что негативно начинает сказываться на устойчивости ее функционирования. Возникает вопрос: есть ли понимание, что сокращение количества боезарядов до 1550 единиц должно сопровождаться проведением масштабных оперативных, организационно-технических и обеспечивающих мероприятий по ее модернизации и развитию, поскольку ценность, значимость и «вес» каждой ракеты, пусковой установки и единицы боезаряда неизмеримо возрастают?

Представляется сомнительным поддержание в надлежащем состоянии до 100 неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и СБ как разрешенного возвратного потенциала, поскольку потребуется формирование различных обслуживающих подразделений, выделение значительных материальных и финансовых ресурсов.

КРАТКИЕ ИТОГИ

Таким образом, военно-политическое руководство США при реализации Договора о СНВ предусматривает дальнейшую трансформацию ядерной триады времен холодной войны в новую стратегическую триаду. Выход на предельные уровни СНВ планируется осуществлять за счет ликвидации СНВ ранних сроков изготовления и уменьшения количества боезарядов на платформах ГЧ ракет с созданием возвратного ядерного потенциала. В связи с сокращением боезарядов до уровня 1550 единиц часть боевых задач по поражению стратегических и критически важных объектов вероятного противника и объектов по производству, хранению и распространению ядерного и других видов ОМП на территории «проблемных» государств предполагается возложить на ПЛАРК типа «Огайо», вооруженные КРМБ «Томахок», бл. 4 в неядерном оснащении и другие высокоточные средства. Уместно привести выводы 2 ЦНИИ МО: «Все позиционные районы РВСН и пункты базирования отечественных РПКСН попадают в зону досягаемости американских ПЛАРК и многоцелевых АПЛ с КРМБ этого типа при условии боевого патрулирования лодок в акваториях Карского, Баренцева, Охотского и Японского морей. В условиях массированного удара КРМБ отечественная СПРН будет абсолютно бесполезной для организации ответно-встречных действий СЯС ВС РФ, поскольку она способна обеспечить выдачу информации предупреждения исключительно об ударе баллистических ракет» (Вестник АВН, № 2, 2007. С.15–16). Безусловно, эти выводы справедливы также в отношении авиабаз стратегической авиации ВВС. Необходимо признать, что соединения и части ВС РФ не имеют опыта прикрытия стратегических и критически важных объектов от высокоточных ударов крылатых ракет и способов борьбы с ними. В этой связи весьма актуальны положения Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года: «Угрозой военной безопасности РФ является политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной». Кроме того, в США идет интенсивное наращивание орбитальной группировки космических аппаратов, предназначенных для поиска, обнаружения, идентификации мобильных целей, при этом возникают проблемы обеспечения скрытности, живучести и автономности функционирования сокращаемой группировки ПГРК. Безусловно, необходимы разработка и освоение принципиально новых форм и способов рассредоточения, совершения маневров по смене полевых позиций и передислокаций подвижных пунктов управления и ракетных полков (дивизионов) ПГРК. Должны нарабатываться более совершенные способы оперативной (тактической) маскировки боевых порядков ПГРК на марше и при расположении на местности. Представляется актуальным вернуться к рассмотрению концепции подвижных грунтовых ракетных комплексов с малогабаритной ракетой. Предлагается повторно рассмотреть необходимость и целесообразность разработки перспективной жидкостной МБР.

Выполнение договорных обязательств российской стороной, как уже отмечалось, будет проводиться за счет снятия с боевого дежурства и ликвидации СНВ с истекшим сроком эксплуатации. При этом темпы ликвидационных работ будут выше темпов перевооружения войск на новые виды СНВ. Тем не менее в комитетах Госдумы РФ с оптимизмом заявляют: «Уровень боезарядов в 1550 единиц и другие параметры Договора о СНВ позволяют нам обеспечить в полном объеме стратегическое сдерживание в мирное время и поражение объектов вероятных противников в военное время с гарантированной вероятностью». Можно согласиться, если американцы к этому времени откажутся от развертывания глобальной системы ПРО, а количество объектов и вероятных противников не будет увеличиваться.

В заключение статьи предлагается российскому парламенту при проведении ратификационных процедур рассматривать одновременно Договор о СНВ и План строительства СЯС ВС РФ на период до 2020 года. Именно так работают американские сенаторы.

Таблица 1
Тип носителя Количество боезарядов, КР,АвБ на одном носителе Количество
носителей боезарядов
МБР ⌠Минитмэн-3М, S■ 3 450 1050
ПЛАРБ/БРПЛ 8 14/336 2688
СБ 128 1360
В-52 8 КР 60 480
В-1В 12 АвБ 52 624
В-2А 16 АвБ 16 256
Итого в СНС 914 5108
Таблица 2.
Тип носителя Количество боезарядов, КР,АвБ на одном носителе Количество
носителей боезарядов
МБР 1 420 420
ПЛАРБ/БРПЛ 4 10/240 960
СБ 40 160
В-52Н 4 КР 20 80
В-2А 4 АвБ 20 80
Итого в СНС 700 1540

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
846
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1267
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
975
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
940

Другие новости