0
1294
Газета Концепции Интернет-версия

12.11.2010 00:00:00

Россия–НАТО: диалог кота в мешке с ежиком в тумане

Дмитрий Рогозин

Об авторе: Дмитрий Олегович Рогозин - постоянный представитель России при НАТО, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ, доктор философских наук.

Тэги: россия, нато, саммит


россия, нато, саммит Российское предложение о совместном использовании с США РЛС в Габале остается в силе.
Фото Reuters

Итак, саммиту Совета Россия–НАТО быть. О решении российского президента Медведева ехать в Лиссабон было объявлено по итогам российско-франко-германской встречи на высшем уровне в нормандском Довиле. Берлин, Москва и Париж представляют собой своеобразный штатив континентальной Европы. Но то, что лидеры трех великих европейских держав обсуждали в узком составе, 20 ноября войдет в повестку важнейшего форума, специализирующегося на стратегических вопросах безопасности.

Разговор 29 политических «топов» северной цивилизации – от Ванкувера до Владивостока – состоится «на полях» натовской встречи в верхах. На Западе от нее ожидают судьбоносных решений. Наиболее знаковое – это принятие на ближайшие 10 лет новой Стратегической концепции. Именно этот доктринальный документ призван ответить на следующие вопросы: превратится ли НАТО в глобального жандарма, «строящего» весь мир под свой устав, или останется защитником западной цивилизации?

Продолжится ли политика «открытых дверей», под предлогом которой НАТО безудержно расширялась на Восток, или альянс перейдет к укреплению внутренней солидарности и улучшению управляемости?

Пойдет ли НАТО искать себе новую работу в таких сферах, как киберпространство, экономика, энергетика, экология, или все-таки сохранит свою узкую специализацию на «жесткой» (heavy metal) безопасности стран-участниц?

По каким критериям будет определяться успешность операции натовских сил в Афганистане и какое будущее ожидает эту страну после лиссабонского «совета крестоносцев»?

Перерастет ли «политика партнерств» альянса в своего рода «нерушимый блок коммунистов и беспартийных» или НАТО останется клубом привилегированных в плане защищенности стран? И в этой связи как будут строиться отношения с Россией? Судя по утечкам в западной прессе и сигналам, которые мы получаем по своим каналам, на саммите будет принята довольно-таки зубастая доктрина, а вовсе не бесполый, студенистый проект, который разработала мадам Олбрайт и ее 11 «мудрецов» (подробнее о подготовке этого документа см. мою статью «НАТО перед выбором», «НГ-дипкурьер», 17.05.10).

ПРО – КАК НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ НАТО

У нас есть опасения, что западный блок по-прежнему будет решать проблему своей внутренней консолидации, назначая «общих врагов» и развязывая «упреждающие оборонительные миротворческие операции» по всему миру. Немаловажно и то, какую политику военные и политические элиты стран НАТО будут проводить у себя дома. На фоне тревожных событий в Европе и пугающих демографических и цивилизационных изменений всё более распространенными в НАТО становятся настроения, характерные для идеологии «осажденной крепости». А тут еще США сгустили мрачные краски, заложив в фундамент новой атлантической идеологии страх перед ракетным ударом, который, мол, вот-вот обрушится на тихую и сытую Европу.

Надо сказать, что в сердцах европейцев, хранящих в файлах памяти ужасы бомбардировок и воздушных сражений времен Второй мировой войны, эта пропагандистская кампания находит живой отклик. Противоракетная оборона стала для НАТО чем-то вроде повального увлечения, «ракетной модой» на фильмы о «звездных войнах». На ПРО возлагаются мыслимые и немыслимые надежды. Считается, что расчехленный противоракетный зонтик, накрывающий территорию всех стран НАТО, станет стержнем обновленной идеи евроатлантической солидарности и укрепит доверие между НАТО и ее партнерами.

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен объявил, что хочет видеть Россию в числе участников новой системы ПРО: «Если мы примем это решение, оно должно сопровождаться предложением России по сотрудничеству в этой области. Это целесообразно, поскольку повысит эффективность системы и убедит Россию, что ПРО НАТО не направлена против нее. Создание этой системы – противоракетной «крыши», которая закроет пространство от Ванкувера до Владивостока, станет реальной новой архитектурой безопасности».

А ЧЕЙ ЭТО ПАЛЬЧИК?

Между тем конфигурация общенатовской системы ПРО по-прежнему напоминает уравнение со множеством неизвестных. Прежде чем Россия примет решение о том, участвовать или нет, нам нужно понять, куда нас приглашают и в каком качестве. Нам нужно точно знать, что Россия рассматривается в качестве равноправного союзника, стратегического партнера, что нам не предлагают кота в мешке – что-то такое, что может повредить нашим национальным интересам, ограничив наш суверенитет и потенциал стратегического сдерживания, гарантирующий нашу свободу и независимость. Не получится ли так, что под убаюкивающие разговоры о «ракетных угрозах с Юга», чужой военный потенциал, чужие системы ракетного перехвата, причем ничем не ограниченные – ни географически, ни технически, ни количественно, появятся у самого нашего носа, и в один прекрасный день мы проснемся «обессиленными и безутешными»?

Поэтому прежде всего нам нужна детальная информация о составных частях, общей конфигурации и – главное – системе управления новой натовской ПРО. Уж больно не хочется нам оказаться в роли «потерявшихся в тумане ежиков». Иными словами, необходим совместный анализ вызовов и рисков в сфере ракетного распространения и общее понимание того, в чем действительно для России будет польза от участия в этом проекте.

Никакие союзнические обязательства невозможны без общей платформы. И, разумеется, немыслима совместная ответственность за последствия решений, принимаемых без консультаций и согласований. На сегодняшний день нам непонятно, включен ли механизм совместной выработки и принятия решений в предлагаемый пакет предложений.

Главный вопрос – кто в случае необходимости будет осуществлять передачу распоряжений на боевое использование системы и принимать окончательное решение о применении ПРО? Этот вопрос можно задать и по-другому: чей пальчик на кнопке главный, или, точнее, единственный? И только получив ответ на этот вопрос, можно будет понять, идет ли речь действительно о коллективной натовской системе ПРО или о глобальной ПРО США, размещенной на европейские деньги на европейской земле.

АМЕРИКА-РАЗЛУЧНИЦА

Недавние заявления американской стороны внесли окончательную путаницу в этот вопрос. Так, глава Агентства США по ПРО генерал Патрик О'Рейли заявил, что США продолжат размещение элементов собственной ПРО вне зависимости от того, удастся ли европейским государствам создать собственную систему и будет ли в ней участвовать Россия. «Наши союзники по НАТО могут сами решить, в какой степени они хотят участвовать в создании оборонной системы, тем более что мы не будем просить их закупать дополнительные виды вооружений вдобавок к уже имеющимся», – сказал американский генерал. Ему вторит второй заместитель госсекретаря США по вопросам проверки и соблюдения соглашений Фрэнк Роуз: «Мы хотим вести переговоры с Россией в надежде, что она примет участие в создании системы ПРО, но система ПРО не будет строиться в зависимости от российской точки зрения».

Совсем другой сигнал подал помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филип Гордон, который заявил в Москве: «Совершенно ясно, что мы хотим создавать ПРО в Европе вместе с Россией», добавив, что «Россия сталкивается с той же самой потенциальной угрозой, что и Европа».

Как соотносятся столь разные заявления и кто на самом деле выражает позицию администрации Обамы – те, кто призывает к укреплению доверия, или те, кто ставит партнеров перед фактом, действуя по принципу «если я решил чего, так уж выпью обязательно»? Можно привести и такую аналогию: в одном случае с нами разговаривают как с деловым партнером, в другом – с позиции хрестоматийной советской продавщицы: «Вас тут много, а я – одна».

ОБЩЕЕ ДЕЛО ИЛИ НАВЯЗАННАЯ УСЛУГА?

Никакое общее дело, никакой совместный бизнес невозможны без взаимного доверия. Именно единство целей, общность интересов подстегивают творческую энергию партнеров, укрепляют понимание между ними и, в конце концов, приводят к успеху всего предприятия. Но между поставщиком и потребителем услуг редко возникают отношения партнерства. Скорее это своеобразный тяни-толкай: «Я-то хочу купить товар получше и подешевле, а он-то хочет продать товар похуже и подороже». И где здесь общий интерес, где единство цели, откуда взяться доверию?

Апологеты ПРО выступают не просто поставщиком противоракетных технологий, но безальтернативным монополистом, хорошо усвоившим рекламные приемы навязывания своих услуг. НАТО хочет и дальше обеспечивать коллективную безопасность для 900 млн. своих граждан? Пусть тогда европейцы проспонсируют американский ВПК. «А не будут брать – отключим свет».

К слову замечу, что называвшаяся генсеком НАТО стоимость объектов ПРО в Европе – 200 млн. евро – занижена, по экспертным оценкам, в десятки раз. На 200 млн. евро можно только фильм в Голливуде про ПРО снять. А ведь на кону не только деньги европейских налогоплательщиков, но и национальный суверенитет. И если элиты европейских стран согласны на такой обмен, то о России этого сказать нельзя. Тем более что необходимость, неизбежность и безальтернативность проекта глобальной ПРО США для нас неочевидна. Ведь даже в годы холодной войны противоракетная оборона не была приоритетом ни для США, ни для Европы, ни для СССР. У нас эта система охраняла только Москву, американцы использовали ее исключительно для защиты базы своих стратегических ракет, а европейцы, например французы, больше полагались на свой суверенный ядерный меч, по праву считая его гарантией ненападения потенциального противника. Отмечу также, что, запустив гонку оборонительных вооружений, мы не затормозим, а ускорим развитие вооружений наступательных. Ведь всегда укрепление щита вызывало у противника желание совершенствовать свой меч. Об этом стоит помнить всегда, и особенно – перед серьезным разговором о конфигурации будущей ЕвроПРО.

Занимаясь не вполне продуманными с точки здравого смысла проектами, демонизируя оппонента и превращая в фетиш один из способов защиты от современных рисков, мы лишь приближаем новые кризисы. Только общность интересов и прозрачность намерений, только практическое сотрудничество с понятными целями и очевидной выгодой для всех сторон помогут нам укрепить доверие и преодолеть фантомные боли прошлого. Это то, чего невозможно добиться одними увещеваниями и давлением. Единственный путь к таким отношениям – совместная разработка идей и технологий, равноправное участие в процессе принятия решений. Если предложение США и НАТО заключается именно в этом, то я с радостью заберу обратно все выражения моего прежнего скепсиса.

Благодаря общему делу Запад и Россия имеют шанс выйти на такой уровень доверия, при котором мы будем уверены друг в друге и сможем сотрудничать в новых областях совпадающих интересов. Именно поэтому российская сторона самым тщательным образом готовится к лиссабонскому саммиту, продумывая до мелочей свою позицию, нацеленную на сближение с нашими традиционными партнерами на Западе и одновременно творчески обеспечивающую интересы своей национальной безопасности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
757
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1006
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
807
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
657

Другие новости