0
6253
Газета Концепции Интернет-версия

29.04.2011 00:00:00

Авианосцы России придется заказывать за рубежом

Юрий КИРИЛЛОВ

Об авторе: Юрий Васильевич Кириллов - контр-адмирал в отставке.

Тэги: вмф, флот, россия


вмф, флот, россия "Петр Великий" ≈ единственный в российском флоте тяжeлый атомный ракетный крейсер и один из немногих реально боеспособных кораблей в его составе.
Фото c сайта www.navy.su

После целого ряда громких заявлений руководства России относительно судьбы ВМФ общественный интерес к нему очевиден. И к его недавнему прошлому: хотя бы потому, что вооружен он еще советскими кораблями, оружием, вооружением; и к настоящему – как естественной отправной точки любого эволюционного процесса, и будущему: на него вся надежда!

К тому же становится все очевиднее, даже на обывательском уровне, что флот – это самый универсальный инструмент внешней политики государства, и там, где он отсутствует (либо недопустимо ослаблен, что одно и то же), не может быть и речи о сильной внешней политике.

И хотя подлинный уровень военных флотов позволяет установить только война (боевые действия, причем против сильного противника) – сравнение и анализ флотов идет постоянно, в немалой степени способствуя в том числе и прогрессу в их перспективном строительстве. Не обойтись без сравнения и нам, тем более приступая к исследованию истинного состояния ВМФ, определяя его место среди мировых флотов – и это первый вопрос нашей работы!

ГРАДАЦИЯ ФЛОТОВ

Следует заметить, этот вопрос - градации флотов, ранее достаточно ясный, оказался изрядно запутан: сначала из-за появления ядерного оружия, затем – атомных подлодок, далее – «компьютерных войн» и АСУ (ИБСУ). Но важно одно: не бывает великих держав без соответствующих флотов.

Как известно, самый сильный флот у США – это так сказать суперфлот, он в одиночку мощнее всех остальных вместе взятых. Еще не так давно за ним следовал ВМФ, но теперь картина кардинально поменялась.

Россия по-прежнему располагает МСЯС, ПЛА, палубной авиацией и морской авиацией берегового базирования, вместе с тем ВМФ сильно ослаблен и даже стал заметно проигрывать некоторым своим «окрепшим» соседям. Что же касается остальных, тут тоже подстерегают немалые сложности. В частности, традиционно великие морские державы Великобритания и Франция, имеющие вполне сбалансированные флоты, в состав которых входят атомные ПЛ, МСЯС, авианосцы и высокотехнологичные НК основных классов, при этом уступают некоторым другим флотам как по численности корабельного состава, так и в ряде случаев боевым возможностям отдельных типов кораблей основных классов.

Прочие мировые флоты принято делить на ВМС развитых стран (обладающих, как правило, собственной современной судостроительной промышленностью, способных создавать высокотехнологичные оружие и вооружение) и другие – вооружающиеся преимущественно за счет импорта. При этом общей тенденцией последних лет становится стремление оснащать ВМС только самыми высокотехнологичными образцами. Авианизация флотов все более отчетливо эволюционирует в намерения, не ограничиваясь палубными вертолетами, «обзаводиться» авианесущими кораблями специальной постройки: УДК, вертолетоносцами и даже легкими авианосцами.

И даже среди них, выстраивая категорийность флотов, совершенно естественным будет выделить в особую группу и поставить над остальными флоты, располагающие атомными ПЛ, тем более.

ПЛА придают им особую мобильность, а сбалансированность подтверждает их оперативно-стратегическую состоятельность и самостоятельность не только в региональных конфликтах на прилегающих морях, в прибрежных водах, но и в экспедиционных действиях на любую оперативную глубину, в любых районах Мирового океана, где авиационная поддержка и прикрытие действий сил флота авиацией берегового базирования географически ограничены либо попросту невозможны. Флоты, не располагающие подобными компонентами и возможностями, при всех их прочих достоинствах и размерах не могут соперничать с ними, как бы высоко ни оценивались в контексте готовности к решению стоящих перед ними задач либо степени интегрированности в коалиционные военно-морские силы. Наличие МСЯС ставит флот в совершенно особое положение, кардинально определяющее статус государства в целом, возводя его в ранг особо избранных.

Таким образом, уже во введении мы предварительно очертили круг наших «соперников» в сравнении и основополагающие критерии этого сравнения.

ИСТИННЫЙ ОБЛИК И МЕСТО ВМФ НАШЕЙ СТРАНЫ СРЕДИ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ФЛОТОВ

Если во введении мы предприняли попытку ответить на первый вопрос – о градации современных флотов, – то уместно пойти дальше: раскрыть истинный облик ВМФ, одновременно пытаясь установить его место среди мировых флотов.

Еще каких-нибудь 15–20 лет тому назад ВМФ, обреченный на жесткое противостояние с суперфлотом США, мог только возглавлять список прочих мировых флотов, в том числе и таких, как Королевский флот Великобритании и французский флот. На сравнение с ними мы и станем опираться в наших дальнейших рассуждениях (см. табл. 1).

Сознательно уходя в сторону, попутно заметим: отечественный флот никогда за всю свою историю не занимал столь высокого положения среди мировых флотов.

Итак, эти флоты, кроме японского, объединяло присутствие в их составе практически всех новых стратегических компонентов: МСЯС силами группировки (ПЛАРБ, группировки многоцелевых ПЛА, морской авиации); для полноценной реализации стратегии переноса силы через океан – амфибийные силы (про нас этого не скажешь); соразмерных главным силам флота группировок сил общего назначения, прежде всего эскортных кораблей основных классов.

ВМС Великобритании и Франции – типично сбалансированные современные, хотя и весьма компактные флоты. Таковыми они умудряются оставаться практически весь послевоенный период, когда до недавнего времени ВМС Франции обладали двумя многоцелевыми авианосцами с современными носителями ПКР в составе их авиакрыльев. Два-три легких авианосца находились в составе Королевского флота. Их меньшие размеры оправдывал выбор типа основного летательного аппарата в составе их авиагрупп – самолеты CВВП Sea Harrier. (Фолклендский кризис подтвердил жизнеспособность и достаточно высокие боевые качества этих летательных аппаратов).

Там же была практически продемонстрирована уникальная мобильность и относительная оперативная самостоятельность ПЛА. Приходится также напомнить, что Королевский флот – единственный, кто имел в послевоенный период уникальный опыт морской войны. Там же, в боевых условиях, было опробовано основное французское морское оружие: ПКР Exocet с французских же палубных самолетов Super Etandard.

Отдавая отчет в том, что этот опыт бесценен, вместе с тем приходится признавать: уроки Фолклендского кризиса в полной мере мировыми флотами не учтены до сих пор.

Прежде чем обратиться к ВМФ, тем более в контексте влияния известных событий, полезно сначала остановиться на некоторых особых, на наш взгляд немаловажных, оговорках. Вот только некоторые из них:

а) кроме «исторической участи» соперничать с ВМС США нашему ВМФ приходилось быть сильнейшим по отношению к своим, подчас недружественным соседям на каждом из будущих ТВД;

б) при всем своем могуществе наш ВМФ, несомненно, был флотом специфическим – преимущественно подводным, ибо, практически не имея палубной авиации, без воздушного прикрытия в открытом океане едва ли был готов эффективно реализовать всю свою мощь против классически сбалансированного противника; при таком раскладе приходилось полагаться в основном на подлодки;

в) при этом флот отличала «внутриродовая» сбалансированность, когда общеизвестные свойства ПЛА эффективно дополнялись ударными возможностями разнообразных могучих ракет, предназначенных для борьбы с главными силами противника: авианосцами, УДК, КР УРО. А то и целыми соединениями НК и КОН и др. Многочисленная МРА и, в определенных условиях, ракетные крейсера (правда, в пределах досягаемости истребительного прикрытия) готовы были эффективно поддержать свои ракетные АПЛ;

г) значительное время ВМФ вообще обладал ракетной монополией в части ПКР, а в дальнейшем, когда она была утрачена, его ракеты и тяжелые торпеды продолжали оставаться самыми мощными в сфере противокорабельного оружия;

д) характерной и фатальной особенностью строительства ВМФ (русского флота) вот уже почти полтора столетия является необходимость оставаться одновременно сильными как на Западе, так и на Востоке, что даже формально указывает на потребность чуть ли не двойного комплекта сил, а значит – удвоенных усилий и расходов;

е) будучи при всем этом в 60–90-е вторым флотом в мире (после ВМС США), отечественный ВМФ по сбалансированности уступал даже двум следующим за ним флотам: Великобритании и Франции.

Между тем не считаться или недооценивать ВМФ той поры никому не приходило и в голову. Достаточно опереться на боевой опыт все того же Фолклендского кризиса, где гораздо более слабые одиночно пущенные аргентинские (французские) ПКР (СВН) нанесли тяжелейшие потери современным английским кораблям, действующим в оптимальных оборонительных ордерах и боевых порядках оперативного соединения. И при этом вооруженным самыми современными на тот период зенитными ракетными комплексами, РЛС ОВЦ, средствами РЭБ и палубными истребителями с самыми совершенными на тот момент в мире ракетами «воздух-воздух».

Вопреки расхожему мнению о преимуществах легких, дозвуковых натовских ПКР с их преимущественно фугасным типом поражающего воздействия отечественные ударные ракеты имеют, безусловно, гораздо большие возможности с поражающим воздействием комбинированного типа: фугасно-кумулятивно-кинетического. Представьте на самом деле участь корабля противника, на который пикируют со скоростью нескольких М «снаряды» массой более 6 тонн каждый; добавьте к числу поражающих факторов и воздействие горящих остатков ракетного топлива. Достаточно вспомнить трагедию с МРК «Муссон», в который попала только практическая (без БЗО) и гораздо менее мощная ракета.

Не лишним будет напомнить также, что едва ли не каждая вторая ПЛА и пятая ПЛ ВМФ были ракетными, а советские тяжелые торпеды калибром 650 мм остаются самыми мощными в мире как по своему поражающему воздействию, так и скорости и дальности хода.

Это все, даже с учетом всех известных недостатков ВМФ, не могло не вызывать естественного уважения к нему и инстинктивного опасения боевого с ним столкновения!

Поэтому ВМС Франции и Великобритании не могло и в голову прийти в одиночку противостоять тогдашнему ВМФ: эту задачу, согласно стратегическим планам НАТО, им предписывалось решать не иначе как в единых боевых порядках ВМС НАТО (США), да и то, наверное, не в первом эшелоне┘

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Известно не лучшее современное состояние ВМФ; даже в сравнении с ВМС Англии и Франции, как известно испытывающих в последние годы немалые финансовые трудности, оно, безусловно, проигрывает.

Дело в том, что наши европейские партнеры, несмотря ни на что, нашли возможности сохранить и даже в чем-то упрочить свой военно-морской статус.

Французы, избавившись от старых авианосцев, обзавелись атомным Charles de Gaulle с достаточно отработанными Super Etandard и совершенными Rafale (всего до 36–40 ЛА) и главное – учли в составе авиакрыла самолеты ДРЛО (уроки Фолклендского кризиса).

УДК Мistral по праву можно считать наиболее удачным в семействе ему подобных (во всяком случае – по критерию «стоимость–эффективность»). Успешно проходит модернизация МСЯС, сил общего назначения, в том числе – подводного флота. В частности, Франция является активнейшим игроком на рынке экспорта современных дизельных подлодок. Следует заметить, что характерной чертой французских ВС и особенно флота в отличие от англичан является их значительная технологическая независимость от США. Франция сумела в этом плане противопоставить ей европейскую интеграцию, особенно проявляющуюся во взаимодействии с Италией, Германией и др. В планах французского Генштаба – и второй новый авианосец, правда не атомный, зато более крупный.

Рационализм этого проекта в заимствовании готового английского проекта и максимальной универсализации и кооперации с перспективным английским типом Queen Elizabeth. Универсализация и кооперация касаются в основном корпусов этих огромных, по европейским меркам, кораблей. Несмотря на различное вооружение (французы рассчитывают в основном на свои самолеты, а англичане планировали заимствовать модификации F-35В у США), различные по типу ГЭУ, даже различную архитектуру верхней палубы, практически все секции их корпусов разработаны универсальными и будут подходить и к английскому, и французскому вариантам. Это, понятно, резко удешевляет проект. Всего планируется иметь в интересах национальной безопасности по два новых авианосца на каждом из флотов.

Английский флот длительное время поддерживал свое реноме за счет СВВП Sea Harrier, переживших, впрочем, не менее двух-трех региональных вооруженных конфликтов средней интенсивности и получивших, кроме того, признание в целом ряде стран, стремящихся иметь палубную авиацию, не влезая при этом в непомерные расходы (Италия, Испания, Индия, Тайланд). Его модификации активно используются для нужд корпуса морской пехоты, в том числе и США.

ЧТО ЖЕ С ФЛОТОМ?

Повторимся: едва ли будет продуктивным и корректным сравнивать сегодня ВМФ даже с английским и французским флотами (при формальной общности признаков): в первую очередь по техническому состоянию и уровню подготовки л/с. Наиболее точно и объективно его состояние характеризуется определением: «Увы, у него все в прошлом!» От того, чтобы окончательно утвердиться в этом мнении, удерживает только учет перспектив и намерений. Если минимальная группировка стратегических ракетоносцев из кораблей 667 БДРМ и 941пр. еще поддерживается в удовлетворительном состоянии, то состояние сил общего назначения заставляет желать много лучшего. Из-за истечения межремонтных сроков ограниченно боеготовы либо совсем не боеготовы еще вовсе не старые многоцелевые ПЛА III поколения и дизельные лодки. Там, где ремонт все же проводится, он заведомо запоздал (даже с точки зрения поддержания минимально необходимых группировок) и, что не менее печально, не предусматривает радикальной, естественной в подобных условиях, модернизации. Что касается надводных кораблей основных классов, их постигла та же участь. Поэтому горстка постоянно демонстрируемых миру отечественных ударных кораблей – «Петр Великий», «Адмирал Кузнецов», как правило, «вояжируют» в Мировом океане без необходимых в таких случаях сил охранения и сопровождения либо с недостаточным сопровождением.

Что касается самого отечественного АВ, он и в лучшие времена не очень-то походил на боевой авианосец, с присущими этому классу кораблей жесткими оперативно-тактическими нормативами. Самыми «ходовыми» оказались десантные корабли – БДК, видимо, в силу абсолютной примитивности их конструкции. Однако весь мир уже «пересел» на УДК и ДК-доки. А мы еще не касаемся уровня оперативного и оперативно-тактического мышления и подготовленности персонала, которому в таких условиях приходится готовить силы и управлять ими и который особенно уязвим в контексте фактического состояния флота.

Гораздо интереснее бросить взгляд на будущее ВМФ, хотя бы в контексте имеющихся перспективных заделов и декларируемых планов военно-политического руководства страны.

ПЛАНЫ, НАМЕРЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

На фоне происходившего с ВМФ в последние два десятилетия планы модернизации впечатляют и радуют. Так, без особого преувеличения можно сказать: обновление МСЯС обретает вполне осязаемые очертания. Вовсю идут сдача и освоение головного подводного ракетоносца нового поколения «Юрий Долгорукий». На подходе, как сообщается прессой, еще минимум два корабля. Таким образом, выполнение в рамках текущего десятилетия программы по строительству пяти-шести кораблей этого проекта почти не вызывает сомнений. Правда приходится отдавать себе отчет в том, что, если не поделиться новыми РПК с Дальним Востоком, тамошняя группировка МСЯС, укомплектованная более старыми кораблями, может вообще исчезнуть. Постройка же 10–12 кораблей нового поколения (чтобы достойно обеспечить оба направления), тем более в короткие сроки, в нынешних условиях – маловероятна.

Менее помпезно выглядит, а значит, и менее энергично ведется развертывание группировки многоцелевых ПЛА нового поколения. Однако постройка и сдача трех-четырех новых кораблей в текущем десятилетии реальны. И они все могут остаться на Западе (СФ), тем более что такой острой необходимости делиться с ТОФ, как в случае со «стратегами», не возникает. При условии, правда, серьезного ремонта с модернизацией хотя бы 50% находящихся там подводных кораблей III поколения. Видимо, такая же цифра восстановления боеготовности этих кораблей реальна и для СФ.

Сложнее положение с неатомными подлодками, которых заведомо нужно больше, чем атомных; применительно к нашим географическим и стратегическим условиям по крайней мере. Ставка на проект «С.-Петербург» с ее принципиально новой ЭУ, видимо, не оправдывается. Между тем у других разработчиков имелись инициативные проекты лодок с «воздухонезависимыми установками». Так или иначе, выполнение плана развертывания подводной группировки в текущем десятилетии – под большим вопросом.

Зато интересными и перспективными видятся некоторые другие аспекты строительства ВМФ.

Много копий уже поломано по поводу приобретения у Франции УДК Мistral. На фоне нынешнего объективно не лучшего состояния ВПК, системы военных заказов этот вариант видится скорее удачным шагом, нежели очередным промахом в стратегии морских вооружений. Что касается других классов кораблей, то корвет «Стерегущий» вот уже три года, как вышел в море.

Но широкому развертыванию строительства этих кораблей объективно мешает незавершенность доводки его оружия и вооружения.

Конечно, это требует большей энергии, внимания и определенности от командования ВМФ, тем более что серии мы обречены строить достаточно крупные: во-первых, учитывая изношенность и устаревание кораблей, числящихся в строю, а также исходя из декларируемых руководством страны, ВС и ВМФ намерений строить в ближайшее время авианосцы и приобретать (строить) серию УДК. Думается, что теперь мы будем строить корабли под объективно потребные группировки.

Если следовать заявлениям руководства России, мы собираемся в этом десятилетии стать обладателями по крайней мере четырех 65-тыс. тонных авианосцев. Остаются, правда, некоторые сомнения в самой реальности подобных планов: опять же благодаря отнюдь не лучшему состоянию ВПК и системе заказов, хронически не ведающей, что заказывать в первую очередь.

Так, в частности, буквально навязло в зубах повторять, что «весь просвещенный мир» уже по крайней мере 15–20 лет не заказывает кораблей и ПЛ без АСУ и ИБСУ (причем не первого уже поколения систем), соответственно не видит организации боя и деятельности командира корабля (тактической группы, оперативного соединения) в нем иначе, как в условиях его интеллектуальной поддержки всем вычислительным ресурсом корабля, который в то же время может быть оперативно переброшен на обеспечение самого актуального на данный момент элемента тактической ситуации.

Абсолютно очевидна актуальность проблемы перехода на современную элементную базу, незамедлительного внедрения в практику деятельности сил флота элементов сетецентрических систем, хотя бы на базе уже разработанных и имеющихся в нашем распоряжении новейших образцов вооружения. Очевидна, видимо, всем, кроме тех, кто принимает решения.

Впрочем, сойдемся на том, что наверху должно быть виднее, поэтому с чистой совестью перейдем к заполнению очередной сравнительной таблицы: таблицы перспективного состояния флотов в текущем десятилетии (табл. 2).

Великобритания и Франция, даже в условиях жесточайшей экономии, демонстрируют намерения также серьезно модернизировать свои флоты. Об авианосцах мы уже говорили выше.

Если обратиться к их МСЯС, они достаточно современны. На сегодняшний день они и без того могут быть отнесены к наиболее современным компонентам национальной обороны. На них ориентируются остальные рода сил и уж, конечно же, многоцелевые ПЛА. Впрочем, как в Великобритании, так и во Франции идет напряженная работа по подготовке достойной замены существующим типам лодок. Создатели британской Astute несколько опережают французов, уже завершая морские испытания головного образца, и не скрывают своих претензий не уступать новейшей американской Virginia (пусть и на втором-третьем активно строящихся корпусах), между тем как французы со своей Barracuda намерены использовать буквально все преимущества своего восьмилетнего отставания. Строятся новые ЭМ тип 45 и Forbin – соответственно новые ФР.

Конечно, существует еще масса разных условий, формирующих качество строящегося нового флота: технологических, структуры, взглядов на применение флота в современных условиях, качества подготовки персонала флота, особенно плавсостава и летного состава, уровня взаимодействия сил. При современном прогрессирующем у нас «прореживании» командно-оперативного состава флота, неумелых, даже неуклюжих, структурных преобразованиях флота, опасных экспериментах с военным образованием (даже под заклинания о реформировании) – все это вызывает немалую озабоченность. Впрочем, этот вопрос столь важен, что объективно и естественным образом выбивается из строя аналогичных ему в других видах ВС и заслуживает отдельного рассмотрения. Достаточно будет заметить по этому поводу в заключение: не пришлось бы потом вместе с современными кораблями и технологиями вооружения «приобретать» за рубежом и необходимый персонал для флота.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Если не быть слишком взыскательными и подозрительными к процессу, почти по всем позициям выполнение программы строительства флота посильно. Во всяком случае – формально. Сомнения вызывают только авианосцы и неатомные подлодки.

Да, у России есть определенный опыт проектирования и строительства авианесущих кораблей (всего их было построено семь единиц различного назначения плюс неосуществленные проекты). Но опыт этот относится к временам расцвета всесильного ВПК и ни разу не закончился очевидным результатом получения вполне боеспособного авианосца.

При существующей системе заказов и состоянии ВПК и отсутствии готового проекта авианосца водоизмещением в 65 тысяч тонн, на который трудолюбивые, экономные и предельно компетентные англичане затратили 10 лет, единственным способом получить результат за фиксированные деньги и в фиксированные сроки, как это ни покажется парадоксальным, является заказ их за рубежом под свои летательные аппараты и свое вооружение. Ну а отечественным конструкторам остается богатейшее поле деятельности по адаптации проекта корабля к нашим типам летательных аппаратов, вооружению, может быть – энергетике и специальному оборудованию.

Автор готов к тому, что последуют бурные возражения, по крайней мере с двух сторон. Ревнители ВПК, еще не остывшие от боев за «поруганную «Мистралью» честь» судпрома, примутся обвинять чуть ли не в предательстве. Ну что ж – возьмите и предложите «соискателям» в качестве одного из основополагающих требований и условий: срок постройки двух первых кораблей 3 года, обеспечение 150 самолетовылетов в сутки, а также обеспечение коэффициента оперативного напряжения 0,72. С другой стороны, могут возразить: Франция и особенно Великобритания ни за что не пойдут на подобную сделку, ибо «евроавианосец» – это даже не «Мистраль», по поводу приобретения которого было столько шума и даже истерик по обе стороны «баррикад» и океана, – это уже стратегическое вооружение. Но это зависит от того, как повести дело. Например, надо помнить что на Западе имеют место огромные финансовые трудности – стоит даже вопрос о строительстве одного авианосца на паях, в совместное пользование, чего в истории вообще никогда не бывало. И наш заказ может стать чуть ли не разрешением всех их проблем: крупносерийное строительство, возникающее от нашего предложения, существенно удешевляет проект, а стало быть, без преувеличения, разрубает гордиев узел всей европейской проблемы модернизации морских вооружений.

И, наконец, такой довод (уже для наших оппонентов): если планируемые российсике авианосцы в результате чисто национальных усилий окажутся заведомо хуже «евроавианосца» плюс колоссальный перерасход средств и времени и еще удар по престижу страны, престижу ее флота и промышленности, – окажется буквально нокаутирующим, не идущим ни в какое сравнение с видимым от нашего предложения «ущербом»

Таким образом, при самых напряженных усилиях и удачных решениях в части практической реализации строительства флота Россия реально может к концу текущего десятилетия занять достойное место в тройке сильнейших (после ВМС США) флотов, с тем чтобы достойно закрепиться там уже на лидирующих ролях.

При всем этом было бы, наверное, большим заблуждением полагать, что постройкой новых кораблей исчерпываются проблемы строительства нового отечественного флота. К накопленным еще в прежние, советские времена проблемам, как то: существеннейшие издержки структуры ВМФ, издержки оперативно-стратегического управления, оперативной и боевой подготовки, издержки базирования, судоремонта и поддержания БГ, системы подготовки кадров, отдельно – военно-морского воспитания. И одним только увеличением офицерского жалованья всех проблем не решить.

Таблица № 1 Сравнительный состав основных мировых флотов на конец 80-х – начало 90-х
СССР/ Россия/ США Англия Франция Япония
Числ. л.с./тыс/ 520/460 530 69,5 65,3 60
ПАРБ 58(30) 33 4 4(6) -
ПЛА 113(71из них 26 рпла) 107 7-9 5 -
ПЛ 114/285(70/) -/140 10/29 13/24 17/17
АВ 5(3) 16 3 2 -
КК 33(17) 37 - 1 -
ЭМ и ФР (СКР) 221/295(181) 155/208 48/51 36/39 61/61
Всего б/самолетов 870(656) 1410 77 150 200
*). В скобках, в колонке ⌠СССР-Россия■, показаны силы ВМФ, развёрнутые только на Западном направлении, – без ТОФ: именно для чистоты сравнения┘; **). В таблице не учтены десантные корабли.
Таблица № 2. Ожидаемый состав флотов России, Великобритании, Франции на конец текущего десятилетия
ПЛАРБ ПЛА ПЛ АВ УДК НК(уд/эск)
Россия 2+3(4)* 4+6* 7– 9 2 (2)+1** 2(2) 4/14
Великобритания 4 7-9 - 1-2 5+ ⌠Океан■ -/20-22 (6/14-16)
Франция 4 1-2+4(5) - 2 2-4 -/24-28 (4-6/20-22)
*) 2 новых и 3(4) поддерживаемых в строю рпк СН 667БДРМ (941) пр; *). 4 новых и 6 поддерживаемых в строю пла 971, 945А и 949А пр.после среднего(капитального) ремонта с модернизацией; **). 2 новых авианосца на Западном направлении (СФ) плюс ⌠Кузнецов■; 2 других авианосца уйдут на ТОФ. То же с УДК т. ⌠Мистраль■.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
978
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1222
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
587
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
407

Другие новости