0
2255
Газета Концепции Интернет-версия

27.05.2011 00:00:00

Заказчики Пентагона довольны своими поставщиками

Тэги: пентагон, сша, мо, вс


пентагон, сша, мо, вс Замминистра обороны США Эштон Картер настроен оптимистично относительно перспектив американского ВПК.
Фото с сайта www.defense.gov

В американском Сенате состоялись слушания по вопросу современного состояния и развития военного сектора промышленности США. Лидеры закупочных органов МО США доложили членам подкомитета по возникающим угрозам и возможностям, являющимся одной из структур комитета Сената по вооруженным силам, свои оценки системы создания вооружений и военной техники (ВВТ) и направлений ее дальнейшего совершенствования. Доклад был подготовлен специалистами аппарата заместителя министра обороны по приобретению, технологиям и материально-техническому обеспечению Эштона Картера совместно с экспертами подчиненных ему управлений МО по исследованиям и разработкам и по политике в области производства и промышленной базы. Мнение Пентагона было озвучено первым замом заместителя главы МО, руководящего размещением оборонных заказов, Фрэнком Кендаллом.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БАЗА ПЕНТАГОНА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Составители доклада объявили парламентариям, что технологическое превосходство ВС США над армиями других стран является залогом успешного решения задач по обеспечению национальной безопасности Америки. Для поддержания достигнутого уровня развития ВВТ МО должно непрерывно направлять свои усилия на развитие и укрепление структур национальной оборонной и гражданской промышленности, государственных лабораторий и академических подразделений, обеспечивающих Пентагон результатами последних изысканий научного и технологического характера, которые должны или могут быть использованы в военной сфере.

В связи с тем, что в настоящее время заканчивается период непрерывного роста военного бюджета США, задача обеспечения эффективного управления выделяемыми ассигнованиями на развитие ВВТ становится для Пентагона наиболее актуальной. В современных условиях, как указывается в докладе, МО в пятый раз после Второй мировой войны приходится более эффективно соотносить свои принципиальные установки и действия по развитию ВПК с возникающими угрозами и сокращением военных расходов.

Быстрый рост военных расходов в последнее десятилетие был вызван оперативными потребностями ВС и постоянно меняющимся характером угроз национальной безопасности США. На этом фоне дисциплина контроля стоимости вооружений существенно снизилась.

В недалеком прошлом МО открывало финансировании целого ряда программ создания вооружений, которые оказывались бесперспективными с точки зрения расходования огромных финансовых средств на их производство и получаемых боевых преимуществ. Эти программы приходилось закрывать, несмотря на уже истраченные доллары. Поэтому в настоящее время Пентагон уделяет первостепенное внимание тщательным оценкам такого фактора развития вооружений, как «возможность приобретения». Данный подход позволяет избежать необоснованных затрат и эффективно контролировать расходы в процессе реализации той или иной программы создания ВВТ.

В течение двух прошедших лет военное ведомство США предприняло значительные шаги по минимизации последствий влияния снижения выделяемых ему ассигнований и направляло свои усилия на поддержание военно-промышленной базы на требуемом уровне. Сегодня ВПК США существенно расширился, приобрел более широкую коммерческую основу и в финансовом отношении стал значительно сложнее, чем это было в недалеком прошлом. Военная промышленность Америки, начиная с головных подрядчиков, которые непосредственно взаимодействуют с государственными структурами, заказывающими вооружения, и кончая поставщиками комплектующих изделий и материалов для их изготовления, находится в состоянии постоянной модернизации, направленной на обеспечение соответствия меняющимся требованиям МО и условиям рынка вооружений. В системе свободного предпринимательства эти процессы носят естественный эволюционный характер. Однако перед руководством Пентагона, которое стремится обеспечить должное состояние и развитие структур оборонно-промышленного комплекса, даже в условиях снижения финансирования, складывающаяся ситуация ставит крайне сложные задачи.

Сокращение ассигнований на военные расходы, как выяснили составители доклада и доложили парламентариям, не в равной мере влияет на секторы американского ВПК, занятые разработкой и производством различных видов ВВТ. Компании, которые поставляют МО военные корабли и бронетехнику, попали в более сложные условия, чем их соратники, обеспечивающие Пентагон беспилотными летательными аппаратами и системами защиты киберпространства. Часть поставщиков МО ориентирована на производство только военных изделий, в то время как их сподвижники по оборонному сектору все более активно стремятся поставлять свою продукцию на коммерческие рынки и ставят мероприятия по развитию структур, обеспечивающих выполнение оборонных заказов, на второе место. Сложившаяся ситуация вызывает определенную озабоченность Пентагона, который всеми силами старается сохранить команды специалистов в промышленности, способные конструировать и производить основные системы вооружений, которые необходимы МО. Это обусловлено тем, что длительные перерывы в реализации военных программ различными фирмами могут привести к утрате соответствующих навыков той части контингентов специалистов этих компаний, которая ориентирована на выполнение заказов ВС США.

На восполнение потери таких специалистов могут потребоваться огромные усилия по обучению целого поколения американцев или даже не одного профессиональным навыкам, необходимым для эффективной работы в военной промышленности и других отраслях национальной экономики, связанных с созданием систем и средств ВВТ.

Кроме того, в складывающейся ситуации МО может потерять возможность контроля реальной стоимости заказанных ВВТ, а это в условиях сокращения военного бюджета является ключевым моментом в управлении реализацией программ создания вооружений.

Последняя инициатива министра обороны Роберта Гейтса по повышению эффективности функционирования системы приобретения ВВТ сопровождалась подробными указаниями его заместителя Картера, отвечающего за деятельность Пентагона в этой сфере, руководителям подчиненных ему подразделений по обеспечению качественного контроля стоимости военных контрактов, что в определенной мере помогло специалистам МО и ВПК приспособиться к новым финансовым реалиям. Однако это не единственный путь, по которому должно следовать МО, чтобы поддерживать производственные структуры на требуемом уровне.

КОНКУРЕНЦИЯ И СПЕЦИАЛИСТЫ – ОСНОВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ ВПК

Как считают авторы доклада, предприятия оборонного комплекса Америки должны действовать в рамках получения прибыли в «разумных пределах». Они отмечают, что в последнее время увеличилось число компаний, производящих продукцию военного назначения, которые стремятся получить максимальные доходы от выполнения контрактов с МО. В условиях сокращения военного бюджета Пентагон намерен финансировать сделки только с теми структурами ВПК, которые обеспечивают поставку качественной продукции, соответствующей всем требованиям МО при нормах прибыли, лежащих в приемлемых для военного ведомства пределах. При этом количество предприятий, претендующих на свое место в оборонном секторе, должно быть ограничено.

Это может быть обеспечено только путем развития конкуренции. Конкуренция является ключевым фактором развития оборонной промышленности США. Она наряду со строго регламентированной практикой ведения переговоров по стоимости изделий военного назначения и использования тех видов контрактов, которые стимулируют поставщиков, позволяет поддерживать число фирм, стремящихся войти в национальный сектор рынка вооружений, на приемлемом для федерального правительства и МО уровне.

Успешные компании постоянно отслеживают изменения национального военного рынка и проводят все необходимые мероприятия по повышению своей конкурентоспособности и прибыльности бизнеса, включая реструктуризацию, повышение производительности труда и обеспечение должного уровня эффективности управления производством.

В большинстве случаев конкуренция, которая ведет к существенному понижению цен на закупки вооружений, обеспечивается при наличии двух или более фирм, претендующих на заключение контрактов на поставку одного и того же вида ВВТ и способных обеспечить выполнение всех требований заказчиков Пентагона. Однако в тех случаях, когда это невозможно, МО использует различные стратегии закупок вооружений, которые позволяют создать конкурентную среду, включающую множество факторов, побуждающих подрядчиков идти навстречу военному ведомству и соглашаться с его финансовыми и административными требованиями.

Однако, работая с традиционными поставщиками ВВТ, которые постоянно совершенствуют свои формы ведения бизнеса, МО в определенных пределах все-таки содействует появлению на рынке военной продукции новых фирм. Это способствует повышению конкуренции. Такие компании могут обеспечить развитие технологической базы Пентагона путем внедрения в создаваемые вооружения технологий коммерческого назначения и технологий, разрабатываемых фирмами малого бизнеса.

Правда, в настоящее время существует ряд барьеров, препятствующих успешной реализации данного процесса. Прежде всего это касается бумажной стороны оформления военных контрактов. В связи с отрицательным влиянием такой практики на приток в оборонный сектор новых компаний соответствующие службы Пентагона предпринимают все необходимые усилия, чтобы устранить этот недостаток. Специалисты МО постоянно изучают структуру ВПК с целью более глубокого понимания происходящих там процессов и выработки предложений своему руководству по реализации мероприятий, способствующих развитию военной промышленности и снижения стоимости вооружений. В результате этих проработок Пентагон собирается ввести премии для головных подрядчиков, которые эффективно управляют сетями поставщиков. Это приведет к некоторым дополнительным расходам МО, однако в конечном итоге обеспечит снижение общей стоимости закупаемых вооружений и экономию средств.

МО намерено создать отдельное подразделение по сбору и хранению результатов оценок ВПК его специалистами. По мнению руководства Пентагона, это позволит повысить эффективность исследований состояния промышленной базы, исключит дублирование подобных работ соответствующими подразделениями МО и министерств видов ВС. В докладе практически не сделано ни одного негативного высказывания в адрес ВПК Америки. Его составители говорили в основном о том, как военное ведомство должно строить отношения с промышленностью, чтобы обеспечить оптимальные расходы на закупку вооружений. В целом это означает, что руководство Пентагона удовлетворено своими поставщиками.

НЕТ – ИЗОЛЯЦИИ

Как говорится в заключении к докладу, на современном этапе МО не стремится превратить военную промышленность в некоторую отдельную, арсенальную структуру, которая будет работать только в его интересах. Оно опирается на конкурентоспособные фирмы, занимающиеся различными видами деятельности, которые способны изготавливать оружие, позволяющее американским ВС стоять на переднем крае технологических достижений.

Американские компании, выполняющие заказы Пентагона, имеют положительный опыт в развитии инновационных военных технологий, в управлении своими структурами, в подборе высокопрофессиональных специалистов, в организации оптимальных сетей поставки комплектующих изделий и материалов, а также в реализации самых современных стратегий построения своего бизнеса для обеспечения надежных поставок в войска высококачественных ВВТ. Все это делается в интересах получения максимальной прибыли, что, по мнению МО, является основополагающим мотивом для дальнейшего поступательного развития оборонного сектора американской экономики.

«К счастью, – заключают составители документа, – лидеры МО и военной промышленности полностью понимают совпадение своих долгосрочных интересов в обеспечении поддержки ВС и защиты национальной безопасности Америки».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
979
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1323
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1009
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
837

Другие новости