0
3089
Газета Концепции Интернет-версия

09.09.2011 00:00:00

Священники в войсках научат смирению

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад - историк, писатель.

Тэги: армия, общество, церковь


армия, общество, церковь Православный священник благословляет призывников.
Фото PhotoXPress.ru

5 июля 2011 года Минобороны России объявило о введении в армии и на флоте более 200 должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. Хотя, в настоящее время назначены только шесть священнослужителей на эти должности, и в основном в российских военных базах за рубежом.

Как известно, еще 21 июля 2009 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев санкционировал введение в России института военного духовенства. «Я принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики, считаю также целесообразным организовать работу на постоянной основе в наших Вооруженных силах священнослужителей, представляющих традиционные российские конфессии», – сказал президент.

Однако реализация введения института военного духовенства вызывает много серьезных вопросов. В связи с этим обратимся к опыту отечественной военной истории и деятельности военных священников в армиях других стран.

СО ВРЕМЕН ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКОВ

Попы (термин официальный согласно патриаршим указам в период X–XVIII веков) сопровождали русские рати еще в XI веке. Но их деятельность в войсках заканчивалась после окончания похода. Попы и монахи возвращались в свои приходы и монастыри, а дружинники и стрельцы окормлялись местным духовенством в местах своей постоянной дислокации.

Лишь в первой четверти XVIII века сформировалось собственно военное духовенство, то есть обер-иеромонахи флота и обер-полевые священники, которые постоянно находились при кораблях и полках.

Замечу, что присутствие священников в войсках являлось не прихотью великих князей или царей, а очевидной потребностью воинских людей. Наглядное подтверждение тому – наличие духовенства у донских и запорожских казаков в период их вольности с XVI века по 1708 год.

Донские и запорожские попы избирались казаками или казачьим кругом (у запорожцев – казачьей радой). Священники, церкви и даже монастыри содержались исключительно за счет Донского или Запорожского войска. Формально попы Донского войска подчинялись московскому митрополиту (позже патриарху), а запорожские – киевскому митрополиту. Фактически же митрополиты и патриархи лишь утверждали выбранных казаками попов.

С некоторой натяжкой попов войска Донского и Запорожского можно назвать первым в России военным духовенством. Они были рядом с казаками и в походах, и в мирной жизни. Замечу, что казачьи попы позволяли служивым не соблюдать многие обряды, обязательные, к примеру, для обывателей Москвы или Киева. Так, до предела была сокращена и упрощена процедура развода, что связано со спецификой жизни вольного казачества.

То же самое, пусть в меньшем объеме, делало и военное духовенство в регулярной армии XVIII≈XIX веков. Любопытный факт. Николай Алексеевич Некрасов решил обвенчаться со своей гражданской женой, уже будучи сильно больным. Доставить поэта в церковь было невозможно. «Нельзя ли обвенчать его дома», – спросили у митрополита Исидора. Тот ответил отрицательно, но намекнул: «Обратитесь к военному духовенству, оно все может». Прямо в доме Некрасова развернули походную церковь – большую палатку – и провели обряд венчания.

Самое же, на мой взгляд, важное то, что священники войска Донского и Запорожского практически никогда не выходили за рамки чисто религиозной деятельности. До 1708 года донским казакам, а запорожцам и позже, приходилось постоянно решать внешнеполитические вопросы (с кем воевать, чье посольство принять, а чьих послов – «в куль да в воду»), постоянно шла внутренняя борьба среди ведущих атаманов и различных групп казаков. Тут все решали атаманы, круг (рада), иной раз мордобой и даже сабли, но, повторяю, попы в эти дела не лезли.

Замечу, что и в уставе XVIII века военному духовенству было указано выполнять религиозные обряды и «больше ни в какие дела не вступаться, иже что по воле и пристрастию затевать». Понятно, речь не шла о том, что священникам было запрещено действовать по своему усмотрению в форс-мажорных обстоятельствах, например тушить пожары. Мало того, почти в каждой войне XVIII – начала ХХ века имелись случаи, когда на смену убитого командира полка или батальона приходил священник и вел солдат в атаку.

СИНОДСКИЕ ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ КОРАБЕЛЬНЫХ СВЯЩЕННИКОВ

В конце XIX – начале ХХ века царское правительство существенно расширило функции военного духовенства. Вот, к примеру, что должны были делать священники на кораблях 1 ранга (броненосцы и крейсера, малые корабли попов не имели): проведение общей утренней и вечерней молитвы.

В плавании корабельный священник был обязан совершать воскресные и праздничные богослужения, торжественные молебствия и ежедневные церковные службы; отправлять иные необходимые требы и вести проповеди; наблюдать за правильным исполнением моряками церковных обрядов.

Священник давал уроки Закона Божия «для неграмотной команды», осуществлял на судне миссионерскую работу среди иноверцев, обучал нижних чинов грамоте, проводил с ними просветительные беседы по русской истории и истории военного флота, содержал судовые библиотечки и наблюдал за чтением матросов в часы досуга.

По согласованной с военно-морским ведомством синодской инструкции, в плавании священник обязывался поддерживать тесные отношения с офицерами корабля и уведомлять их о выявленных «неблагонадежных» матросах. Кроме того, батюшка должен был навещать арестованных моряков с целью побуждения их к раскаянию.

Как видим, судовому священнику вменялось в обязанность вести «миссионерскую деятельность» (прозелитизм), а также устраивать слежку за матросами. Я уж не говорю о нарушении тайны исповеди, после чего происходил арест неблагонадежных.

Отмечу, что заставлять выполнять обряды Православной церкви большинству матросов не приходилось. Дело в том, что в призыв 1912 года на флот набрали 94,2% русских (в числе последних были включены украинцы и белорусы). Евреев на флот по закону не брали, а большую часть нерусских составляли эстонцы и латыши – они привычны к морю и к дому ближе. Почему бы им и не постоять два раза в день на чуждой им молитве? Ну а что они думали при этом – выяснится в 1918–1919 годах.

В армии положение мало чем отличалось от флота. В конце XIX – начале ХХ века в армию не призывались финны, нерусские национальности Сибири и Средней Азии, часть народов Кавказа и Закавказья и т.д. Так что и армия в подавляющем большинстве своем была православной. Мальчиков с детства водили в церковь, в школах преподавали Закон Божий, атеизм был объявлен вне закона и т.п.


Супруга президента России Светлана Медведева на церемонии освящения колоколов Морского собора в Кронштадте в День ВМФ Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
Фото ИТАР-ТАСС

ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ СВЯТЕЙШЕЕ РАЗНОЧТЕНИЕ

Сейчас официально объявлено, что 67% призывников считают себя верующими (с учетом всех конфессий). Но все ли хотят исполнять все обряды своей церкви? Сделайте аналогичный опрос москвичей и получите тоже большой процент верующих. Но опросите православных священников, какой процент москвичей регулярно и полностью соблюдает все обряды – пост, молитвы, посещение церкви, исповедь и т.д. Цифры будут на порядок ниже.

Попробуйте предложить учащимся 10–11-х классов московских школ дополнительно факультативно посещать хотя бы раз в неделю урок «Основы религиозной культуры». Сколько их придет и сколько будет ходить через месяц? Не надо прятать голову в песок – ходить на подобные уроки школьники будут, только если их заставят или дадут существенные льготы.

То же самое и в армии, только там легче «надавить». Представим ситуацию – майор командует: «Православные! На православный молебен – марш! Остальным – рыть траншею от забора и до отбоя!» Или наоборот: «Православные, в воскресную школу – марш! Остальные – в увольнение!» В армии все время разделяется на служебное и личное. Так в какое же время проводить религиозные обряды или учебу?

Военный священник станет заместителем командира части, то есть его приказы будут обязательны к выполнению всеми военнослужащими части. Почему солдат-мусульманин должен выполнять указания попа, идти на общую молитву или молебен, поститься и т.п.?

С 1990-х годов у нас стало модным подражать Западу – а как там в Америке? Так вот, в армии США военнослужащие исповедуют 101 религию, в том числе там есть 3 тыс. язычников, которых политкорректно именуют викканами, а также 281 тыс. атеистов, права которых никто не смеет нарушать. Навязывание выполнения каких-либо обрядов категорически запрещено.

На мой взгляд, заимствовать элементы института военных капелланов в армии США надо с большой осторожностью. Во-первых, сам этот институт находится в стадии реформирования (к примеру, вопрос с однополыми браками и т.д.). Ну а во-вторых, то, что годно для Америки, вряд ли подойдет нам. Там, например, нижняя планка жалованья рядового пехотинца – 1147 долл. в месяц. За такую сумму десятки тысяч молодых людей у нас будут готовы на год записаться в паству Зевса или Перуна и выполнять все соответствующие обряды.

Важно отметить, что в армии США строго запрещен прозелитизм, то есть миссионерская деятельность, о которой мечтают большинство наших потенциальных военных батюшек. С одним из таких кандидатов я познакомился на теледебатах. Еще в кулуарах игумен поведал мне, что люто ненавидит коммунистов и его герой – генерал Власов. Он вполне серьезно считает, что в случае победы немцев Гитлер хотел создать демократическую Россию во главе с тем же Власовым. А перед телеобъективами игумен заявил, что военный священник должен прежде всего «учить смирению и повиновению властям». Обращаю внимание на маленький нюанс – не выполнять законные приказы начальников, а «повиноваться властям», то есть правящей партии.

Я не предлагаю делать выводы на основании слов одного игумена. Но в целом оценка событий 1917–1921 годов и 1941–1945 годов у священнослужителей и большинства населения РФ кардинально различаются. И пока не достигнуто элементарное согласие, надо вспомнить об уставе XVIII века: «Больше ни в какие дела не вступаться┘», то есть политика и история должны быть вне компетенции военного духовенства, а возможно, даже и всей РПЦ.

АРМИЯ И ЦЕРКОВЬ: ДВОЙНОЕ УСИЛЕНИЕ СИЛЫ ДУХА

В 1917 году Святейший Синод и большинство иерархов весьма оперативно отреклись и от Николая II, и от режима самодержавия. Революция позволила восстановить патриаршество, уничтоженное Петром I. В 1918 году Патриарх Тихон провозгласил полный нейтралитет церкви «в братоубийственной войне». Ну а Святомученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, выступая летом 1918 года в Петрограде перед собранием священников, заявил: «Всякая политика, как реакционная, так и модная прогрессивная, должна быть чужда для вас. Пастыри не с аристократией, плутократией или демократией, не с буржуями или пролетариями, но со всеми и для всех верующих». На мой взгляд, эти слова достаточно актуальны и сейчас.

Беда в том, что позже митрополит Вениамин отправился к Врангелю и возглавил у него военное духовенство – около 600 человек. Порядка тысячи военных священников служили Колчаку, еще больше их было у Деникина. Вениамин уехал в эмиграцию, а тысячи священников, как военных, так и хранивших по призыву Тихона полный нейтралитет, были расстреляны или отправлены в лагеря. Жестоко? Да! Но как Екатерина поступала с батюшками, служившими у Пугачева? Царь Алексей Михайлович сажал на колья монахов Соловецкого монастыря. Да и сейчас нет иммунитета у имама, бегающего по горам с автоматом и «зеленым знаменем Пророка».

Если же мы отбросим эмоции, то увидим, что когда Церковь сливается с изжившими себя режимами типа монархий Франции и России, то гнев угнетенной части населения выливается или в борьбу с самой Церковью (так, процент казненных священников во Франции был выше, чем в России), или в Реформацию. При этом репрессии против Церкви в ходе революции во Франции и в Советской России в конечном итоге привели к победе Церкви, а вот Реформация победила католичество во многих десятках стран.

Взглянем на белогвардейские листовки, недавно вытащенные из спецхрана. Художники всех мастей изображали примерно одно: на фоне горящих домов и фабрик кучка комиссаров с револьверами в руках гонят в бой редкие цепи красноармейцев. Им противостоят сплоченные хорошо вооруженные и экипированные «белые» полки.

На самом деле в 1919 году в Красной армии было 3 млн. человек, а через год – 5 млн. А во всех «белых» армиях единовременно служили не более 300 тыс. человек. Другой вопрос, что «красные» воевали не только с «белыми», но и с Антантой, Маннергеймом, Пилсудским, Петлюрой, батькой Махно, закавказскими меньшевиками, среднеазиатскими ханами и эмирами и т.д.

Так что пора оставить байки о горстке большевиков, проникших в Россию то ли с Луны, то ли с Марса. Кстати, самые «знаменитые герои» Гражданской войны были подготовлены в православных семинариях. Вспомним, что штурмом Зимнего руководил семинарист Николай Подвойский, а дольше всех в Кремле продержался «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича» семинарист Анастас Микоян. И этот список можно продолжать довольно долго. Главное, не забыть небезызвестного семинариста из города Гори.

Да и конкуренты большевиков учились в тех же заведениях. Среди них был лидер кадетов, «черный кардинал» Временного правительства и супер-масон Н.В.Некрасов, лидер народных социалистов А.В.Пешехонцев, великий социалист, националист и великий мастер ложи святого Андрея Первозванного Симон Петлюра и далее тоже длинный список. Вот общая статистика: из выпуска семинарий 1911 года к 1913 году приняло сан только 27%, а остальные пошли кто в коммерцию, кто в революцию.

Предположим на секунду, что к концу XIX века атеизм в России не вошел в моду, а наоборот – весь вышел. Естественно, что борцы с самодержавием взяли бы курс не на уничтожение церкви как таковой, а на реформацию или обновленчество, называйте как хотите. И вот тогда никому мало бы не показалось, а жертв было бы не меньше, чем в ходе Реформации на Западе. Возникает вопрос: должна ли церковь оставаться вне политики?

Разумеется, в армии верующие всех традиций должны иметь право общаться со своим духовенством и выполнять обряды своей религии, но только исключительно на добровольной основе. В боевых условиях никто лучше священника не утешит умирающего или тяжелораненого. Когда рядом рвутся снаряды, люди говорят о душе и загробной жизни, а не о различиях в вере – сколькими перстами креститься, есть ли свинину и т.п. На поле боя военное духовенство просто незаменимо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Депутаты предлагают узаконить банковское ПВО

Депутаты предлагают узаконить банковское ПВО

Иван Родин

Подразделениям ЦБ РФ позволят самостоятельно отбиваться от украинских дронов

0
527
Адвокатура опасается процессуального усиления прокуратуры

Адвокатура опасается процессуального усиления прокуратуры

Екатерина Трифонова

Инициатива коммунистов может быть поддержана, чтобы вернуть судопроизводство к советским стандартам

0
508
ЛДПР не удается обогнать КПРФ в телеэфире

ЛДПР не удается обогнать КПРФ в телеэфире

Дарья Гармоненко

На государственных каналах отсутствует предвыборная борьба партий за второе место

0
494
Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Анастасия Башкатова

Потребительские расходы годами не успевают за увеличением доходов населения

0
607

Другие новости