0
2522
Газета Концепции Интернет-версия

03.02.2012 00:00:00

Военный локомотив развития

Сергей Мельков

Об авторе: Сергей Анатольевич Мельков - сопредседатель Ассоциации военных политологов, доктор политических наук.

Тэги: власть, государство, военные


власть, государство, военные Власть не может обойтись без служивых.
Сергей Иванов. Царь, XVI век. 1902. ГТГ

Состоявшиеся выборы депутатов Госдумы показали, что любые социальные изменения, в том числе в сфере безопасности и обороны, происходят очень быстро. Многие россияне предчувствуют будущие изменения, но сиюминутно понять суть новаций не могут.

Например, нынешний наш министр обороны – первый глава военного ведомства, ранее никак не связанный с этой сферой. Оценки его деятельности даются разные, ведь ни элита, ни госаппарат, ни общество к такому министру не привыкли до сих пор.

Другой пример. Из рядов вооруженных сил уволены более сотни генералов и старших офицеров, якобы отказавшихся ехать по ротации в отдаленные гарнизоны, в том числе на повышение. Несколько лет назад такое невозможно было представить, а сегодня это факт. При этом немногих беспокоит, что из армии ушли и продолжают уходить опытные управленцы.

ВИРУС СИНДРОМА ИСПОЛНИТЕЛЯ

Предполагаю, что пока руководство ни государства, ни Минобороны не может сформировать четкое собственное видение будущего отечественной сферы безопасности и обороны. Обстоятельная рефлексия потребностей власти и общества в сфере безопасности и обороны до сих пор не проведена. Власть движется вслепую.

Это не только личное мнение. В статье «Зачем России пестовать осрамившихся «солдат Капаретто» (см. «НВО» № 36 за 2011 год) Анатолий Александров предпочел воздержаться от концептуальных предложений по причине, как он пишет, «не в коня корм». Интеллектуальная аскеза объясняется и господствующим в России синдромом исполнителя, когда идеи превращаются в издевательство над людьми и здравым смыслом.

Почему так получилось? Вслед за распадом СССР в России быстро изменился характер общественных отношений, появились новые социальные группы, группы интересов и поддерживающие их политические институты. Однако, на мой взгляд, российская элита пока не знает, на кого будет опираться. А вот раньше она это знала хорошо.

ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ

Известно, что российское государство сформировалось в условиях жесткого силового противостояния с окружающими славян народами и государствами. А социальная роль тех, кто защищал территорию, население и власть всегда была значительной.

Кто такие по своей социально-функциональной сути были бояре? Это верхушка военно-служивого сословия, которую великий князь, а впоследствии царь за хорошую службу награждал землями, чинами и титулами. Награждались они не только за воинские подвиги, но и за выполнение политических задач, основной из которых всегда было укрепление центральной власти.

Показательна переписка Ивана Грозного с политическим противником князем Курбским. Царь писал бывшему сподвижнику: «Самодержавства нашего начало от святого Владимира; мы родились и выросли на царстве, своим обладаем, а не чужое похитили; русские самодержцы изначально сами владеют своими царствами, а не бояре и вельможи». Из этой мысли 100 лет назад Василий Ключевский сделал вывод: все политические помыслы царя сводились к идее самодержавной власти.

Но за полученные награды бояре должны были продолжать работать на государство, связка между этим сословием и государством только укреплялась. То есть особо ценными задачами для нашего государства были задачи военно-политические, а наиболее ценной службой была служба государственная, но все же по большей части военная.

Конечно, у любого государства, в том числе и российского, никогда не хватило бы сил и ресурсов все время воевать. Как писал Василий Ключевский, военно-служивый класс в Московском государстве в XV–XVI веках имел двойственное значение, составлял главную боевую его силу и служил органом управления. Уже тогда четко прослеживалось, что военные люди зачастую были неважными управителями, а становясь ими, переставали быть умелыми военными. В основе же экономической организации в этот период лежал, по мнению профессора Ольги Бессоновой, служебный труд на объектах общественно-служебной собственности или выполнение определенных функций в интересах всего общества (государства).

Даже общественное самоуправление при Иване Грозном и позднее, имеются в виду Земские соборы и их решения, выстраивалось двойственно в связи с тем, что царь видел местное самоуправление частью исполнительной власти. Боярскому управлению, как писал Ключевский, являвшемуся как бы представительной властью, было придано еще два штата исполнительных органов – военно-административный и казенно-финансовый.

Наши Соборы родились не из политической борьбы, как народное представительство на Западе, а из административной нужды, так как государству не хватало инструментов и механизмов решения сложнейших задач общественного развития. Отечественные Земские соборы стали совещаниями боярской думы, то есть центрального правительства с людьми столичных классов (формулировка Василия Ключевского), служивших только царю.

Но был в этом и один позитивный момент для страны, так как выстроенная Иваном Грозным система являлась для многих людей «социальным лифтом», обеспечивавшим приток к административному управлению все новых и новых общественных сил.

СИСТЕМА ЖИВЕТ И ПОБЕЖДАЕТ

Русская по сути система власти и управления принципиально не изменилась до сих пор. Ведь дворянство явилось попыткой заставить экономически господствующий класс постоянно трудиться на государство, постоянно участвовать в его делах. За это дворяне получили землю и прикрепленных к ней крепостных крестьян практически в полное пользование. Академик Юрий Пивоваров прав в том, что собственность несколько столетий в России носила общественно-служебный характер.

Самое тревожное заключается в том, что очень быстро, по историческим меркам, российское государство распалось после того, как дворянам отменили их право на крепостных крестьян в 1861 году. В это время как раз началась реформа, принципиально меняющая систему подготовки страны к войнам. Наряду с реорганизацией системы военного управления именно тогда уже была осознана потребность в массовой армии. Неслучайно спроектированная Дмитрием Милютиным военно-окружная система, создававшая, как пишет исследователь Осипова, большие преимущества в деле оперативного управления войсками и обеспечивавшая быструю мобилизацию населения, просуществовала почти полтораста лет. То есть военно-политические задачи у российского государства не исчезли во второй половине XIX века, они просто видоизменились. Но суть государства, призванного существовать над обществом и за счет общества, осталась прежней.

Суть нашего государства, готового в любой момент мобилизовать власть и все общество на борьбу с врагом, не изменилась.

Мне часто приходится спорить: изменилась отечественная система управления в советский период или нет? Считаю, что, несмотря на смену идеологии, политики, терминологии и т.д., власть и в советское время осталась прежней. Экономика, в версии профессора Ольги Бессоновой, в СССР оставалась раздаточной, а государство – непубличным. Академик Леонид Абалкин не зря писал, что создание мощной индустриальной державы и крайне низкий уровень жизни населения, энтузиазм и ГУЛАГ – все это существовало одновременно и рядом друг с другом. Русская властная система, отмечает академик Юрий Пивоваров, всегда возрождается под тем же маркировочным обозначением.

Конечно, в советском государстве были созданы новые чиновники и новые военные. Но они, я в этом уверен, не стали лучше и не получили иных, каких-то особенных функций. По-прежнему в ХХ веке существовало огромное враждебное окружение, по-прежнему граждане ничего не решали, а власть как всегда нужно было охранять.

КУДА СЛУЖИВОМУ ПОДАТЬСЯ

Есть ли в современной России предпосылки для достижения двух результатов: уменьшения тотального государственнического начала в общественной жизни и одновременного повышения эффективности государства? Отвечу на этот вопрос.

Во-первых, отставание России от многих экономически развитых стран мира растет. Лично я связываю это с так и не появившимся отечественным субъектом развития. Уверен, что военно-служивое сословие – госаппарат вкупе с силовиками – таковым не может быть по определению. Доказывается это просто: и те и другие могут защищать и стабилизировать, а развитие – это всегда риск.

Во-вторых, руководство современной России – сплошь выходцы из этого же сословия. Из других страт наиболее яркие личности либо ведут скрытную жизнь, либо не доходят до серьезной политики. Это факт.

В-третьих, в 1990-е и в начале 2000-х годов было мнение, что представители спецслужб и военные лучше понимают государственный интерес и однозначно лучше будут руководить государством. Сегодня эта идея не работает.

В-четвертых, я не верю в возможность фронды среди военных, даже в условиях тотального сокращения военной организации и длительного невыполнения государством своих обязательств перед ними. Пример декабристов очень специфичен, так как они выступали не против государства, а против его неэффективности. Они не стремились уничтожить государство, но хотели большей свободы и лучшей жизни за счет ограничения абсолютизма монархии. Поэтому высказывания в СМИ о том, что якобы среди российских военных может быть заговор, молчаливое неповиновение и что-либо подобное – отношу к мифам и легендам.

И все же, кто может быть субъектом развития в XXI веке? Настаиваю, что только бизнес, генетически склонный к риску. Но он сможет развиваться сам и будет двигать вперед страну тогда, когда ему не будут мешать, когда ему, как и гражданам, власть будет доверять. Это возможно, но военно-служивое сословие должно занять четко ограниченную нишу.

Чиновников следует ограничить госслужбой, исключив возможность участвовать в политике, удел военных – боевая учеба и подготовка к той войне, которую решит вести высшая власть. Сферу правоохранителей и спецслужб следует также ограничить, категорически перекрыв им возможность самостоятельного занятия политикой и экономикой.

Есть опасение, о котором говорят и пишут многие: а не рухнет ли вновь российское государство, когда «государевы люди» не будут ему нужны? Лично мне долго хотелось верить президенту, который для реализации своего модернизационного проекта демонстрировал готовность опереться на бизнес-класс. Однако после сентября 2011 года мои иллюзии растаяли.

Я также вижу и чувствую глухую стену отторжения, которой власть отгородилось от граждан и бизнеса. Какую позицию займет само военно-служивое сословие (впрочем, если кто-то захочет его спросить)?

Роль и место военно-служивого сословия должны измениться, если мы хотим развиваться, а не топтаться на месте. Вслед за государственной властью чиновники и силовики должны быть четко ограничены в функционале, компетенциях и обязанностях. Россия не сможет ни модернизироваться, ни ускоренно развиваться без нового бизнес-класса, которому власть и военно-служивое сословие будут доверять. Без взаимного доверия у нас мало что получится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
1085
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
911
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
824
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
1100

Другие новости