Члены комитета Государственной Думы РФ по обороне приехали в войска (силы) Восточного военного округа, дислоцированные на Камчатке, чтобы узнать, что думают матросы о военной реформе.
Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
На днях исполнилось 10 лет со дня образования Научно-исследовательского центра (ныне – Социологического центра Вооруженных сил Российской Федерации). Было бы очень обидно, если бы это событие осталось малозамеченным в российском обществе, особенно среди военнослужащих ВС РФ. Необходимо напомнить, что Россия – родина военной социологии. Впервые это словосочетание было введено в научный обиход капитаном Генштаба имперской российской армии бароном Николаем Корфом в книге «Общее введение в стратегию, понимаемую в широком смысле» в 1897 году. Характерно, что с первых дней своего появления военная социология носила практическую направленность. Научно обоснованные предложения были положены в основу мероприятий военной реформы перед Первой мировой войной. Системные социологические исследования активно проводились в 1920–1930 годах в РККА, а начиная с 1960-х социологическое сопровождение социальных процессов в Вооруженных силах стало носить системный характер. В Главном политическом управлении СА и ВМФ был создан отдел военно-социологических исследований.
Существовала социологическая служба и в Вооруженных силах Российской Федерации, которая была структурным подразделением Главного управления воспитательной работы (ГУВР), регулярно проводившая мониторинг войск и готовившая отчетные документы по его итогам, многие из которых были открытыми и публиковались на официальном сайте Минобороны и в военных СМИ. Объективности ради надо сказать, что эти исследования в руководстве Минобороны читали лишь сами начальники ГУВРа да статс-секретарь, и то, со слов первых, они доходили до последнего после значительного многократного приглаживания.
Но потом ГУВР секвестрировали, или, как сейчас модно говорить, оптимизировали. В новой структуре социологам места не нашлось. Правда, 1 сентября 2002 года в составе Военного университета по решению министра обороны был создан Научно-исследовательский (социологический) центр, который возглавил капитан 1 ранга Леонид Певень. Но возникает закономерный вопрос: а в состоянии ли такой центр со штатом меньше двух десятков человек и с сокращенными материальными ресурсами проводить полноценные исследования в масштабах Вооруженных сил?
НА ВОЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ В АРМИЯХ НЕ ЭКОНОМЯТ
В армиях европейских государств и США на военную социологию не скупятся. Так, крупнейшим социологическим центром американской армии является Научно-исследовательский институт поведенческих и социальных наук Сухопутных войск США. Численность сотрудников этой социологической структуры составляет более тысячи человек, причем четверть из их числа – военнослужащие. Подобные социологические центры существуют в военно-морских и военно-воздушных силах США.
В Вооруженных силах Великобритании проведение социологических исследований в войсках возложено на штатных войсковых психологов, а обработка и интерпретация данных происходит на уровне центральных кадровых органов. Общая численность специалистов, занимающихся проблемами военной социологии, составляет несколько сотен человек.
В Бундесвере социологическая служба функционирует в системе руководства личным составом Вооруженных сил. Прежде всего это Институт социальных исследований Бундесвера, созданный для изучения гражданско-военных отношений.
Руководит институтом гражданский специалист. В его подчинении находятся как гражданские сотрудники, так и военнослужащие, которые возглавляют структурные подразделения института.
Для проведения социологических исследований в Вооруженных силах Франции в аппарате Министерстве обороны страны создан специальный отдел исследований кадровой политики. Сотрудники отдела, а среди них почти половина – военнослужащие, готовят материалы по оценке морально-психологического потенциала своих войск.
Финансирование социологических исследований в интересах Вооруженных сил в армиях государств – членов НАТО осуществляется, как правило, отдельной статьей военного бюджета.
Военно-политическое руководство государств – членов НАТО придает военно-социологическому обеспечению своих вооруженных сил особое значение, используя военную социологию для вскрытия современных тенденций развития армии, изучения условий ее боевого применения в различных войнах и вооруженных конфликтах.
Представляется, что и Россия в условиях формирования нового облика армии должна сохранить свой приоритет в военной социологи, благо что отечественная военная социология имеет почти вековую историю и богатые научно-прикладные традиции. На мой взгляд, возникла необходимость в создании военно-социологической службы в структуре Минобороны России с введением штатных социологических подразделений в округах.
ПРАВИЛЬНЫМ БЫВАЕТ НЕ ТОЛЬКО ОДНО МНЕНИЕ
Востребованность военно-социологической службы в Минобороны России обусловлена рядом обстоятельств. Основные из них:
– необходимость глубокого изучения и прогнозирования социальных процессов, протекающих в войсках (силах), и их осмысление с учетом сложности, противоречивости и неоднозначности;
– потребность в анализе и оценке влияния на престиж и привлекательность военной службы социально-экономического и правового положения военнослужащих;
– важность оперативного информирования высшего руководства Вооруженных сил о характере и динамике общественного мнения, настроениях и запросах личного состава армии и флота для успешного проведения военной реформы.
Не следует забывать, что достоверная информация о процессах, происходящих внутри воинских коллективов, – это составляющая успешного контроля обществом военной организации государства.
В последнее время нечасто можно увидеть в СМИ социологические данные, характеризующие облик армии. К примеру, данные о мотивации к продолжению военной службы солдатами-контрактниками. «В 2010 году исследования показывали, что не более 35% опрошенных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, были готовы заключить повторный контракт. Реформа денежного довольствия в армии должна была изменить их отношение к военной службе, повысить уровень мотивации. Исследования в 2012 году показали, что в настоящее время отмечается рост интереса людей в погонах к продолжению службы в Вооруженных силах. Почти 45% военнослужащих для себя твердо решили заключить повторные контракты о прохождении военной службы на условиях Минобороны России. Каждый четвертый из опрошенных солдат или матросов, младших командиров, проходящих военную службу по контракту, не исключает для себя возможности заключения повторного контракта на военную службу», – говорит Леонид Певень.
Таким образом, отмечая положительные тенденции, мы здесь видим и такой показатель, как текучесть кадров. Ведь, судя по данным НИЦ, 35% солдат-профессионалов не намерены продлевать контракт. Между тем для армии важно, чтобы подготовленный профессионал продлил контракт и остался в войсках. Если же профессионал увольняется, то на его место приходит скорее всего «зеленый» контрактник, которого надо снова учить и воспитывать.
Как известно, в Российской армии служит около 186 тыс. солдат и сержантов по контракту. Проектом бюджета на 2013 год предусмотрено, что данный показатель будет повышен на 30 тыс. военнослужащих, что составит почти 20% от штатной численности Российской армии. Между тем Леонид Певень вольно или невольно в своем исследовании подтвердил, что система набора контрактников еще несовершенна. Судя по опросу НИЦа, более 60 тыс. человек уволятся из войск. Не зря созданы вербовочные пункты. Для них работы хватит, ведь предстоит не только ликвидировать образовавшийся некомплект, но и набрать в войска новых контрактников, доведя их штатную численность хотя бы до 206 тыс. человек (именно на такое количество профессионалов в бюджете 2013 года выделены деньги). То есть вербовочные пункты в РФ в 2013 году должны будут набрать на контрактную службу как минимум 90 тыс. новых солдат и сержантов.
Таким образом, мы видим, что, казалось бы, голые цифры социсследований дают серьезную пищу для анализа и планирования. И хотелось бы, чтобы таких исследований было больше. Тогда при реформировании ВС РФ было бы меньше проколов. Сегодня в России созданы все предпосылки для создания военно-социологической службы. И хочется надеяться, что новое руководство Минобороны примет меры по повышению роли социологии в обеспечении национальной обороны страны.