0
17245
Газета Концепции Интернет-версия

07.12.2012 00:00:00

Образование офицерской элиты

Андрей Третьяк

Об авторе: Андрей Витальевич Третьяк - начальник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, генерал-лейтенант.

Тэги: армия, образование, генштаб, вагш


армия, образование, генштаб, вагш В академии готовят военные кадры высшей военной квалификации оперативно-стратегического уровня и специалистов в области обороны и безопасности.
Фото предоставлено ВАГШ

Военная академия Генерального штаба (ВАГШ) – одно из первых в России высших учебных заведений. Торжественное открытие академии состоялось 26 ноября (8 декабря по новому стилю) 1832 года (тогда она именовалась Императорской академией) и проходило в форме важного государственного акта с присутствием императора, наследника престола, большой группы высших военных и гражданских чинов России, а также иностранных представителей.

В 1997 году приказом министра обороны Российской Федерации № 297 «в интересах восстановления исторической связи поколений защитников Российского Отечества, сохранения и развития традиций подготовки офицеров оперативно-стратегического звена» 8 декабря установлен днем годового праздника ВАГШ. В этом году военно-политическая и административно-государственная общественность нашей страны будет торжественно отмечать 180-ю годовщину образования академии.

Сегодня ВАГШ является единственной образовательной организацией по подготовке офицерских кадров высшей военной квалификации оперативно-стратегического уровня и специалистов в области обороны и безопасности из числа высших офицеров Вооруженных сил, других войск (сил) министерств и ведомств, а также гражданских лиц, занимающих руководящие должности в органах государственного управления.

История академии объективно делится на три основных периода: первый период – с 1832 по 1918 год, академия в период Российской империи и революционных потрясений; второй – с 1918 по 1992 год, академия советского периода; третий – с 1992 год по настоящее время, Военная академия Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. При этом на всех поворотах истории на протяжении 180 лет в академии сохранялась связь времен, преемственность в принципах и методах подготовки военных кадров, в организации учебной и научной работы. При всех государственных и военных преобразованиях академия сохраняла свое лицо, занимая ведущее место в системе высшего военного образования страны.

ПЕРИОД ИМПЕРИИ И РЕВОЛЮЦИЙ

Впервые о необходимости создания военной академии доложил императрице Елизавете Петровне в начале 1750-х годов граф Петр Шувалов. Но до реализации шуваловских предложений прошло не одно десятилетие – мешали внутренние и внешние проблемы. Далеко не сразу проявилось у большей части офицерского корпуса ясное понимание необходимости получения высшего военного образования, его роли и значения для руководства войсками в мирное и военное время. Считалось, что только практикой, поэтапным прохождением службы и полководческим талантом можно достичь требуемого результата.

Однако после войны с Наполеоном и последовавших за ней заграничных походов Русской армии острую потребность в повышении уровня профессиональной образованности офицеров стали осознавать не только в высших штабах, но и непосредственно в войсках. По поручению Николая I была теоретически обоснована идея создания военно-учебного заведения и подготовлен проект «Положения о военной академии». Окончательное решение о создании академии было принято 4 октября 1830 года, когда на представленном императору проекте ее устава появилась лаконичная резолюция «Быть посему. Николай».

Согласно Положению академия создавалась для «образования офицеров к службе Генерального штаба» и «распространения военных познаний».

Ей присваивалось наименование «Императорская». Становление Императорской академии проходило под руководством ее первого директора – генерала от артиллерии Ивана Сухозанета. В первый же год в академии были образованы две кафедры: тактики, а также военной истории и стратегии. Ведущей учебной дисциплиной считалась тактика, стратегия же преподавалась на втором курсе в совокупности с историей войн и военной литературой.

Первые наборы в академию были небольшими. Срок обучения определили в два года. Право поступления в академию распространялось на всех обер-офицеров до чина штабс-капитана гвардии и артиллерии и капитана армии. При этом чести обучаться удостаивались всего лишь по 25 человек на курсе. За отбор кандидатов для поступления в академию персональная ответственность возлагалась на начальников и командиров воинских частей.

Отбор в академию, условия обучения в ее стенах и выпускной аттестации были весьма суровыми. Так, кандидатам для поступления в академию необходимо было выдержать конкурс при сдаче шести экзаменов: по языкам (русскому, немецкому и французскому), математике, военным наукам (основам фортификации и артиллерии), учениям (батальонному, стрелковому, эскадронному и линейному), всеобщей и отечественной истории и географии.

В 1854 году Императорская академия была подчинена главному начальнику военно-учебных заведений, что повлекло определенные изменения в ее структуре и в системе обучения. В 1855 году осуществлено слияние в Императорскую академию трех высших военно-учебных заведений: Императорской военной академии, офицерских классов Главного инженерного училища и Артиллерийского училища. После объединения военно-учебных заведений они получили название Николаевская академия Генерального штаба. Изменение названия академии не повлияло на ее первоначальное функциональное предназначение – подготовка офицеров службы Генерального штаба.

Годы, когда военным министром являлся бывший выпускник академии Дмитрий Милютин, а начальником академии – генерал-лейтенант Александр Леонтьев, стали этапом ее наивысшего расцвета. В это время усилилось внимание правительства России к службе Генерального штаба, в том числе и к самой Николаевской академии Генерального штаба. Было разрешено принимать в Николаевскую академию Генерального штаба неограниченное количество слушателей.

В 1863 году академия выводится из ведомства военно-учебных заведений и переподчиняется генерал-квартирмейстеру Главного штаба армии, становясь с этого времени сугубо специальным учебным заведением по подготовке офицеров службы Генерального штаба. Принятое в 1893 году новое Положение о Николаевской академии Генерального штаба подчеркнуло две ее основные задачи: распространение высшего образования в армии и подготовку офицеров к службе в Генеральном штабе. При этом первая задача по замыслу становилась приоритетной.

Но в 1898 году был поставлен вопрос о переориентации преимущественно на подготовку выпускников к практической службе в системе Генерального штаба. Опыт Русско-японской войны показал правильность взятого курса, хотя академия справлялась с ним не в полной мере. Неудачи Русской армии были во многом отнесены на счет плохой организации службы Генерального штаба. По указанию императора было подготовлено новое Положение о Николаевской академии, которое подтвердило и расширило ее прежние задачи.

Согласно новому Положению из названия академии исчезает упоминание о ее принадлежности к Генеральному штабу. В течение 1909–1910 годов она именуется Николаевской военной академией, в 1910–1917 годах – Императорской Николаевской военной академией. Каждый слушатель стремился пройти ее трехгодичный курс, получить не только высшую общевойсковую специальность, но и дополнительную генштабовскую подготовку, открывавшую перспективы служебного роста.

С началом Первой мировой войны деятельность академии прекратилась, слушатели и преподаватели были откомандированы в войска. Однако через два года воюющая армия ощутила нехватку офицеров к службе в Генеральном штабе, и в 1916 году в академии открылись курсы по их ускоренной подготовке. До июня 1917 года в Императорской Николаевской военной академии состоялось два выпуска курсов ускоренной подготовки офицерского состава (всего 270 человек), которые были распределены непосредственно в штабы частей и соединений действующей армии.

После Февральской революции Временное правительство убрало из названия академии слово «Императорская», сохранив именование «Николаевская военная академия».

С 1832 по 1918 год академию окончили 4532 офицера Русской армии и несколько десятков офицеров Болгарии и Сербии.


Российское военное образование по-прежнему ценится в мире.
Фото предоставлено ВАГШ

ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ БАРРИКАД

Революционные потрясения 1917 года раскололи российское государство и общество со всеми их структурами на две противоборствующие стороны. Документы и историческая литература свидетельствуют о функционировании в период с 1918 по 1922 год на территории России одновременно двух академий Генерального штаба. В конце 1917 – начале 1918 года личный состав академии еще сохранял нейтралитет. Поэтому со стороны советской власти репрессий в отношении преподавательского состава и слушателей не было. В связи с нависшей над Петроградом опасностью академия в мае 1918 года была эвакуирована в Екатеринбург. Однако пребывание академии в Екатеринбурге вызывало неоднозначную реакцию со стороны Уральского областного совета. Руководство совета направило в Москву две телеграммы, где отмечали, что поскольку все слушатели эвакуированной из Петрограда академии состоят «исключительно из бывших офицеров и даже офицеров особого типа», то «нахождение организованного очага контрреволюции под маркой академии в центре Урала является совершенно недопустимым».

С 1 июля 1918 года бывшая императорская стала именоваться Военной академией Рабоче-крестьянской Красной армии. В последней декаде июля 1918 года, в условиях критического положения войск РККА под Екатеринбургом, личный состав академии по приказу командующего Восточным фронтом Иоакима Вацетиса спешно эвакуируют в Казань. Но город через некоторое время был сдан войскам Белой армии. Прибывший из Екатеринбурга профессорско-преподавательский состав во главе с начальником академии Александром Андогским и часть слушателей перешли на нелегальное положение и скрывались до взятия города в августе 1918 года белогвардейцами.

Перешедшая на сторону белых основная часть Военной академии РККА первоначально именовалась Всероссийской академией Генерального штаба. В августе 1918 года она передислоцировалась из Казани в Томск, а затем в Омск. К следующей зиме колчаковская армия оказалась разбитой, а войска Красной армии продвигались вглубь Сибири. Во избежание попадания профессорско-преподавательского состава и оставшихся слушателей в плен красным в октябре–ноябре 1919 года академия эвакуируется в район Владивостока и с марта 1920 года размещается на острове Русский. Последний выпуск в количестве 30–35 офицеров состоялся в конце 1921 года на острове Русский в казармах 3-го Сибирского стрелкового полка. Так закончилась почти 86-летняя история Николаевской академии Генерального штаба. Основная часть профессорско-преподавательского состава эмигрировала.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Реввоенсовет Советской республики 7 октября 1918 года издал приказ об открытии в Москве Академии Генерального штаба Рабоче-крестьянской Красной армии. В программу обучения вводились кроме военных общеобразовательные, специальные и философские науки. Среди них: стратегия, философия войн, общая тактика и тактика всех родов войск, топография, военная психология, история военного искусства, инженерное дело, служба Генерального штаба, история мировой войны 1914–1918 годов, а также международное и государственное право, политическая экономия, социология, история цивилизации народов, логика, методика научных исследований и иностранные языки. Для основного состава слушателей устанавливался трехгодичный срок обучения, а для лиц командного состава, не имевших военного образования, – одногодичные курсы усовершенствования.

Торжественное открытие советской академии в 1919 году совпало с днем ее открытия в 1832 году – 8 декабря. На церемонии присутствовали председатель ВЦИК Яков Свердлов, председатель РВСР и нарком по военным и морским делам Лев Троцкий.

В связи с острой нехваткой командных кадров в Красной армии в феврале 1919 года параллельно основному открылся ускоренный курс со сроком обучения девять месяцев. Вскоре сроки обучения сократились и на основном, и на параллельном курсах до пяти месяцев. С осени 1919 года краткосрочное курсовое обучение слушателей было заменено на систему трехгодичной академической подготовки.

5 августа 1921 года Академию Генерального штаба РККА приказом Реввоенсовета Республики переименовали в Военную академию РККА (в последующем – Академия имени М.В.Фрунзе). Академия РККА в основном стала готовить кадры тактического звена управления. Оперативно-стратегический уровень и генштабовская направленность сохранились только на созданных при академии Высших военно-академических курсах старшего командного состава (ВВАК) с девятимесячным сроком обучения. В 1925 году по инициативе начальника академии Михаила Фрунзе ВВАК преобразовали в Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава (КУВНАС) с одногодичным сроком обучения. После смерти Михаила Фрунзе Военной академии РККА было присвоено его имя.

В 1931 году в целях дальнейшего повышения оперативной подготовки старшего и высшего командного состава вместо КУВНАС создается оперативный факультет с одногодичным сроком обучения. Деятельность факультета не смогла устранить диспропорцию в оперативно-тактической и оперативно-стратегической подготовке командиров РККА. 15 февраля 1936 года на расширенном заседании Военного совета было принято решение о воссоздании в Москве Академии Генерального штаба РККА. Нарком обороны СССР Маршал Советского Союза Клим Ворошилов 11 апреля 1936 года издал приказ № 058 «О формировании Академии Генерального штаба РККА», подчинив ее непосредственно начальнику Генерального штаба. Приказ гласил:

«1. Сформировать в г. Москве Академию Генерального штаба РККА. Формирование академии осуществить распоряжением начальника Генерального штаба РККА.

2. Академию подчинить непосредственно начальнику Генерального штаба РККА.

3. В 1936 году в академии развернуть 1-й курс на 125 слушателей, которому приступить к занятиям с 1 сентября с.г.

4. Срок обучения – 1,5 года.

5. Начальнику Строительно-квартирного управления РККА т. Левензон в 10-дневный срок подыскать соответствующее помещение для размещения Академии Генерального штаба РККА и в месячный срок жилые помещения для слушателей и постоянного состава.

6. Командующим войсками военных округов и начальникам центральных управлений НКО выдвинуть кандидатов для поступления на 1-й курс академии в 1936 году из числа лиц командного состава, изъявивших желание и окончивших одну из военных академий (преимущественно Военную академию имени М.В.Фрунзе) и на практической работе доказавших свою способность к работе в штабах крупного масштаба. Списки кандидатов представить начальнику Генерального штаба РККА к 10 июня с.г.».

Торжественное открытие академии состоялось 1 ноября 1936 года. Фактически это было третье открытие академии (хотя ни одного нормативного акта о ее закрытии не издавалось). В академии было два факультета: основной и военно-исторический – оба со сроком обучения полтора года. Впервые открылось военно-морское отделение на 10 человек.

Начало деятельности академии совпало с кампанией политических репрессий военных кадров, а также с резким увеличением численности Красной армии и количества ее формирований. Слушатели досрочно отзывались из академии и направлялись в войска на высокие командные и штабные должности. К ноябрю 1937 года на втором курсе из 138 человек продолжали обучение только 68 слушателей.

С 3 февраля 1941 года академия стала именоваться Военной академией Генерального штаба РККА имени К.Е.Ворошилова. В ноябре 1941 года академия эвакуировалась в Уфу, где находилась до ноября 1942 года. Ее деятельность сосредоточилась на подготовке по шестимесячной программе командных и штабных кадров от дивизионного до фронтового уровня.

Изменение направленности деятельности академии в сторону подготовки кадров высшего звена управления нашло отражение в ее новом (с 9 апреля 1942 года) названии – Высшая военная академия имени К.Е.Ворошилова, а также в последовавшей за этим перестройке ее структуры. Были созданы новые кафедры родов войск, учебный полигон, оснащенный всеми видами боевой техники и оружия. С июня 1943 года была введена девятимесячная программа обучения. С декабря 1944 года академия стала готовить руководящие кадры для военных формирований Югославии, Албании, Болгарии и Чехословакии. С октября 1945 года академия перешла на двухгодичный срок обучения. Была создана новая структура, которая первоначально включала в себя два основных курса и Высшие академические курсы (ВАК). В 1946 году открыли авиационный, а в 1949 году – военно-морской и военно-исторический факультеты.

В 1958 году академия вновь была переименована в Военную академию Генерального штаба ВС СССР. А в условиях сокращения численности Вооруженных сил постановлением Совета министров СССР № 317 от 17 марта 1960 года академия была преобразована в оперативный факультет Военной академии имени М.В.Фрунзе с 50-процентным сокращением личного состава. Спустя год это решение было отменено. Военная академия Генерального штаба была сохранена в качестве самостоятельного высшего военно-учебного заведения оперативно-стратегического уровня.

В 1959–1961 годах состоялся переход к обучению военных кадров всех видов Вооруженных сил по единым программам, в связи с чем созданные во второй половине 1940-х годов видовые факультеты были расформированы.

В послевоенные годы академия осуществила более 60 выпусков и подготовила тысячи высококвалифицированных специалистов – офицеров, генералов и адмиралов. С 1946 по 2012 год золотую медаль за отличное окончание академии получили более 800 выпускников. За выдающиеся заслуги в деле подготовки военных кадров академия была награждена орденом Ленина и орденом Красного Знамени.


Здание Военной академии Генерального штаба выделяется своей архитектурой на фоне типовой застройки.
Фото предоставлено ВАГШ

АКАДЕМИЯ XXI ВЕКА

С распадом Советского Союза академия претерпела серьезные изменения по основным направлениям своей деятельности. Набор слушателей из стран СНГ стал осуществляться на основе межгосударственных договоров, их контингент значительно сократился. Страны бывшего Варшавского договора переориентировали подготовку своих руководящих военных кадров на высшие учебные заведения западных государств. В то же время среди слушателей специального факультета появились представители вооруженных сил стран НАТО и других государств, которые в академии никогда до этого не учились.

В начале 90-х годов XX века несколько снизился престиж обучения в академии и среди российских офицеров. Однако командование и профессорско-преподавательский состав сумели сначала приостановить негативные тенденции в учебно-воспитательном процессе, а затем и вызвать к жизни позитивное движение. Были внесены изменения в структуру и содержание учебных дисциплин, скорректированы учебные программы и тематика научно-исследовательской работы. К этому времени академия организационно состояла из трех факультетов: основного – специального, переподготовки и повышения квалификации. Образовательный процесс осуществляли 17 кафедр: стратегии; оперативного искусства; управления войсками; оперативного искусства ВВС; оперативного искусства ВМФ; ракетных войск и артиллерии; разведки; истории войн и военного искусства; информационной безопасности; инженерного обеспечения; связи и информатизации, радиационной, химической и биологической защиты; радиоэлектронной борьбы; тыла и технического обеспечения; военно-гуманитарных наук; физической подготовки и спорта, русского языка и другие.

Академия готовила слушателей по специальностям: «военное и государственное управление»; «военная безопасность государства»; «оборона и обеспечение безопасности государства»; «информационная безопасность»; «информационные технологии». В формах обучения преобладали практические занятия, на которые отводилось 64% учебного времени. Преподаватели академии непосредственно участвовали в проведении всех крупных командно-штабных учений и военных игр, проводимых по плану руководства Вооруженных сил.

В результате реформирования системы военного образования изменились организационная структура академии, ее подчиненность, задачи и форма государственной аккредитации. За период с 2009 по 2012 год академия прошла несколько этапов реорганизации.

В декабре 2009 года изменилась организационно-штатная структура, в три раза сократилась численность преподавательского и научного состава. На порядок был сокращен и набор офицеров Вооруженных сил РФ на факультет национальной безопасности и обороны государства. Если до 2009 года ежегодный набор слушателей на обучение составлял более 100 человек, то в 2010 году – 16, в 2011 году – 11, в 2012 году – 26 человек. Количество кафедр сократилось с 17 до двух: кафедра государственного управления и национальной безопасности и кафедра военного искусства.

Кафедра военного искусства объединила в своем составе коллективы прежних кафедр: стратегии; оперативного искусства; управления войсками; оперативного искусства ВМФ; оперативного искусства ВВС; ракетных войск и артиллерии; радиоэлектронной борьбы; связи и информатизации; инженерного обеспечения; РХБ защиты; тыла и технического обеспечения; истории войн и военного искусства; часть кафедры военно-гуманитарных наук.

1 июня 2010 года в состав академии включены Центр военно-стратегических исследований ГШ ВС РФ, который стал именоваться центром (военно-стратегических исследований) ВАГШ ВС РФ, и Институт военной истории МО РФ в качестве центра (научно-исследовательского военной истории), а с 1 декабря 2010 года он стал именоваться Научно-исследовательским институтом (военной истории) ВАГШ ВС РФ. Этот институт в настоящий период остается единственным в стране специализированным научно-исследовательским учреждением в области военной истории.

В 2012 году центр (военно-стратегических исследований) преобразован в Институт стратегических исследований ВАГШ ВС РФ. В состав института вошел воссозданный в 2011 году центр (научно-исследовательский, по проблемам информационной безопасности).

Для оценки степени влияния опасностей и угроз на обеспечение военной безопасности Российской Федерации, их изучения и комплексного анализа в академии и был создан Институт стратегических исследований. Основными задачами его являются: подготовка предложений руководству академии и Генерального штаба по предотвращению и нейтрализации военных и невоенных угроз, а также научно обоснованных предложений по решению проблем обеспечения военной безопасности нашей страны.

В ноябре 2010 года в штат академии включен 78-й научно-практический центр (военно-профессиональной ориентации и отбора на военную службу), который является головным подразделением Минобороны России по данной проблематике.

В июне 2011 года на основе анализа перспектив развития информационных технологий, их применения в военном деле по опыту ведущих армий мира было решено воссоздать кафедру информационной безопасности.

С 2003 года в академии функционирует учебно-методическое объединение (УМО) для координации учебного процесса в вузах Минобороны. На заседаниях совета и президиума УМО ВАГШ рассматриваются проекты федеральных государственных образовательных стандартов высшего (дополнительного) профессионального образования высших военных учебных заведений; проводится экспертиза проектов их учебных планов и образовательных программ; решаются другие вопросы.

Ранее Военная академия Генерального штаба ВС РФ была государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования со сроком подготовки слушателей два года. С 1 сентября 2011 года она стала готовить слушателей ВС РФ по программам дополнительного профессионального образования, сроки обучения сократились до 10 и 6 месяцев. В то же время основной задачей академии остается подготовка офицерских кадров высшей военной квалификации оперативно-стратегического уровня и специалистов в области обороны и безопасности Российской Федерации. Кроме того, в академии проходят подготовку офицеры армий иностранных государств. Подготовка иностранных военнослужащих в академии организована на специальном факультете. Началом его создания является организация в 1939 году при Академии Генерального штаба РККА Особой группы. Первыми слушателями этой группы были девять испанских военнослужащих.

Реорганизация академии в 2009 году затронула и специальный факультет. В 2008 году на факультете обучались 95 иностранных военнослужащих из 19 государств. Однако уже в 2009 году в связи с расформированием Главного управления международного военного сотрудничества и передачей функций подготовки иностранных военнослужащих в Главное управление кадров МО РФ набор на подготовительный курс специального факультета организован не был. Вместо ожидаемых 20 слушателей из шести государств к концу декабря 2009 года в академию прибыли только два офицера из Сирии, а к середине января 2010 года по одному военнослужащему из Греции и Южной Кореи – всего четыре слушателя. В последующем ситуация изменилась в лучшую сторону, и в 2011/12 учебном году на факультете обучались уже 78 военнослужащих из 20 стран Азии, Африки, Европы и центральноазиатских республик СНГ.

В 2011 году на учебу в академию прибыли представители вооруженных сил государств, независимость которых была признана Россией в 2008 году, – Абхазии и Южной Осетии. Впервые за всю деятельность ВАГШ в 2012 году завершил обучение представитель Швейцарии. Ожидаем прибытия на учебу представителей Мьянмы, Джибути и Уганды. Представители вооруженных сил ряда государств изъявили желание пройти курс обучения в ВАГШ. В настоящий период проходит процесс согласования данного вопроса на уровне военных ведомств Словении, Польши, Венесуэлы. Сегодня на специальном факультете обучаются более 50 слушателей из 17 государств. За историю факультета с 1939 года подготовку в ВАГШ ВС РФ прошли около 4 тыс. иностранных военнослужащих более чем из 50 стран мира.

Потенциал научно-педагогического состава позволяет организовать проведение занятий и выполнение научных исследований на высоком уровне. В академии трудятся 210 ученых: 47 докторов наук и 163 кандидата наук. В их числе 32 профессора, 120 доцентов, четыре заслуженных деятеля науки Российской Федерации, четыре заслуженных работника высшей школы Российской Федерации, семь почетных работников высшего профессионального образования Российской Федерации.

Работают четыре диссертационных совета, в которых проводится защита докторских и кандидатских диссертаций по восьми научным специальностям и пяти отраслям наук (военные, политические, философские, экономические, исторические науки). Ведущая роль принадлежит диссертационному совету по военным наукам, где рассматриваются диссертации по трем специальностям: «общие основы военной науки»; «стратегия, военная безопасность государства»; «оперативное искусство».

В академии созданы 12 научных школ. Четыре из них признанны международным научным сообществом. Основные направления научных и диссертационных исследований формируются с учетом задач, поставленных руководством Минобороны академии как ведущему вузу и головной научно-исследовательской организации Вооруженных сил.

Военная академия Генерального штаба выступает организатором важных межведомственных научных конференций. На таких конференциях рассматривается весь комплекс проблем военной и национальной безопасности и вырабатываются соответствующие рекомендательные меры по их решению. В научной деятельности академия активно взаимодействует с Российской академией наук, Академией военных наук РФ, другими научными центрами, вузами и научно-исследовательскими организациями МО РФ и других ведомств.

Сегодня основной задачей академии остается подготовка офицерских кадров высшей военной квалификации оперативно-стратегического уровня и специалистов в области обороны и безопасности других силовых структур, которые должны быть готовы использовать свои силы и средства для предотвращения и нейтрализации военных и невоенных угроз и решать проблемы обеспечения военной безопасности.

ИЗ ДОСЬЕ «НВО»

Третьяк Андрей Витальевич родился 11 марта 1959 года в городе Магдебурге (ГДР).

На военной службе с 1976 года. Окончил Киевское высшее общевойсковое командное училище в 1980 году. Проходил службу в должности командира взвода и роты в Группе Советских войск в Германии (ГСВГ), начальника штаба и командира разведывательного батальона в Белорусском военном округе.

После окончания Военной академии имени М.В.Фрунзе с 1991 года последовательно занимал должности заместителя начальника оперативного отделения штаба дивизии, начальника штаба – заместителя командира полка, командира полка, командира бригады, начальника штаба дивизии в Дальневосточном военном округе.

После окончания Военной академии Генерального штаба ВС РФ в 2001 году был назначен командиром дивизии в Сибирском военном округе. С 2003 года служил в должности начальника штаба 29-й общевойсковой армии (город Улан-Удэ) Сибирского военного округа. С января 2005 года – командующий 20-й гвардейской общевойсковой армией (город Воронеж) Московского военного округа. С апреля 2008 года занимал должность начальника штаба – первого заместителя командующего войсками Ленинградского военного округа.

В декабре 2009 года Андрей Третьяк был назначен на должность начальника Главного оперативного управления – заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ, которую занимал до октября 2011 года.

Указом президента РФ от 2 мая 2012 года № 554 назначен начальником Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.

Воинское звание «генерал-лейтенант» присвоено в 2006 году.

Награжден орденом «За военные заслуги», орденом Почета, многими медалями. Заслуженный военный специалист Российской Федерации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
487
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
477
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
774
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
406

Другие новости