0
6079
Газета Концепции Интернет-версия

21.02.2014 00:01:00

Боевой напор военного профсоюза

Тэги: профсоюз, армия


профсоюз, армия Военные профсоюзы демонстрируют сплоченность своих рядов. Фото с сайта www.npsv.ru

Общероссийский профессиональный союз военнослужащих (ОПСВ) – одна из немногих общественных организаций России, которая имеет значительный авторитет как среди военнослужащих армии и флота, так и в российском обществе в целом. ОПСВ через сеть более чем 70 региональных организаций, расположенных практически во всех регионах России, где находятся военные гарнизоны, отстаивает интересы не только членов организации, но и всех тех, для кого ратная служба стала профессией, а также военных пенсионеров и членов их семей. 

О некоторых планах организации по дальнейшей социальной защите людей в погонах и ветеранов, укреплении институтов гражданского общества в Вооруженных силах военному обозревателю Владимиру  МУХИНУ рассказывает председатель Центрального комитета ОПСВ Олег ШВЕДКОВ.


– Олег Константинович, недавно ОПСВ и Главная военная прокуратура (ГВП) пописали Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. Чем было вызвано подписание данного документа?

– Такая практика нашего взаимодействия с ГВП существует уже относительно давно. С ведомством, которое возглавляет главный военный прокурор Сергей Николаевич Фридинский, нас связывают тесные контакты в вопросах правовой защиты военнослужащих и военных пенсионеров еще с 2009 года. Тогда мы с ГВП подписали первое соглашение, и оно сыграло значительную роль в укреплении правовой защиты военнослужащих, отставании их социальных и гражданских прав. Скажем, только наш исполком Центрального комитета ОПСВ за последние четыре года более 200 раз обращался в ГВП с просьбой о применении мер прокурорского реагирования на различные нарушения прав военнослужащих со стороны властей, командования и т.п. На порядок больше таких обращений посылали и наши региональные организации. И, конечно же, после такого взаимодействия с представителями военной прокуратуры мы имели, как правило, действенный результат.

Здесь я хочу заметить, что наши обращения в органы прокуратуры – эта последняя, как говорится, крайняя ступень, мера по оказанию социально-правовой помощи военнослужащим, военным пенсионерам и членам их семей. Как правило, если к нам поступают сигналы, просьбы о помощи от военнослужащих, жителей гарнизонов, то мы сначала пытаемся урегулировать проблемы на уровне командования и гарнизонных властей и органов местного самоуправления. Если нет положительной реакции, то обращаемся в адрес вышестоящего командования. И лишь спустя какое-то время, когда видим, что наши сигналы и здесь не приносят результатов, обращаемся в органы прокуратуры, чтобы уже силой закона пытаться восстановить справедливость и установить должный порядок.

Взаимодействие с ГВП – это не только совместная защита людей в погонах, информирование этой структуры о тех или иных нарушениях законов в армии и на флоте. Но это и совместная работа в оказании правовой помощи военнослужащим, обмен опытом, совместная разработка предложений по совершенствованию тех или иных социально-правовых аспектов военного законодательства и т.п.

– По каким проблемам граждане обращаются в ОПСВ?

– В основном обращаются и ранее обращались к нам люди по жилищным проблемам. Это составляет около 80% всех обращений. Большое количество жалоб поступало о самоуправстве отдельных командиров и начальников. И чтобы навести здесь порядок, конечно же, важно взаимодействовать с органами военной прокуратуры.

– Сейчас, после принятия закона о военной полиции (ОПСВ), заниматься поддержанием порядка в гарнизонах и воинских частях будут именно эти структуры. Планируется ли подписание каких-либо документов о сотрудничестве и взаимодействии с органами ВП?

– Главное управление военной полиции, как известно, входит в структуру Минобороны, а ее руководитель подчиняется лично министру обороны. Поэтому сейчас нам бы хотелось в первую очередь обновить наше соглашения о сотрудничестве именно с военным ведомством. Соответствующий проект документа на имя главы Минобороны Сергея Шойгу мы направили. И направили относительно давно. Но каких-либо ответов, реакции на него пока не было.

– А насколько вообще эффективно сотрудничество ОПСВ с Минобороны? Если вспомнить, несколько лет вы, Олег Константинович, были членом Общественного совета при Минобороны. Потом вас из него почему-то вывели. Как вы реально взаимодействуете с военным ведомством, органами военного управления в регионах России?

– Скажу прямо. Мы, конечно, стремимся к максимальной эффективности в наших взаимоотношениях с командованием Вооруженных сил и руководством Минобороны. И они просто вынуждены контактировать с нами, поскольку вопросы, которые мы ставим перед ними, касаются конкретных проблем, людей и т.п. Но мы нацелены на большее. Мы хотим работать с армейскими структурами на системной основе. И именно поэтому добиваемся переподписания соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с новым руководством Минобороны. Соглашение о сотрудничестве, подписанное еще в бытность министром обороны Сергея Иванова, морально устарело.

Казалось бы, военные руководители готовы к сотрудничеству с представителями гражданского общества, о чем они неоднократно заявляли на всех уровнях. После прихода Сергея Шойгу в Минобороны сформирован новый состав Общественного совета. Но большой отдачи от работы этого органа, по мнению многочисленной военной общественности, пока не наблюдается. К сожалению, система гражданского контроля за Вооруженными силами по-прежнему не работает в полную силу. Многие общественные организации, занимающиеся проблемами военнослужащих, оказались за бортом продуктивного сотрудничества с родным министерством. Именно поэтому я на последнем заседании Координационного совета при председателе Совета Федерации Федерального собрания по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей предложил всем общественным структурам, работающим в «армейской среде», создать единый координирующий орган. В любом случае мы как «военный профсоюз» намерены работать с Минобороны постоянно, что называется, в рабочем режиме – есть конкретная проблема, мы ее совместно решаем.

Определенные результаты у ОПСВ здесь есть, особенно на региональном уровне... У нас заключены соглашения и с командованием более чем 40 крупных объединений и соединений, республиканскими и областными военкоматами. Им ОПСВ помогает в организации военно-шефской работы и работе с ветеранами. А они, в свою очередь, содействуют в реализации требований ОПСВ в защите прав военнослужащих. Но кое-где от нас командиры попросту отворачиваются. Потому что мы неудобны. Мы в отличие многих организаций не просто поднимаем реальные проблемные вопросы и стремимся их решить, но всем арсеналом наших мер вынуждаем их решать. Не всем это нравится, и если вы вспомнили историю с моим участием в Общественном совете МО РФ, то констатирую – как только из моих уст прозвучала жесткая критика руководства военного ведомства, меня тихо-тихо убрали из этого органа. Не всегда мы удобны...

– А почему неудобны?

– Мы стараемся отстаивать конкретные права военнослужащих. К сожалению, у них много обязанностей, но мало прав. Скажем, вот уже несколько лет ОПСВ предлагает Минобороны РФ изменить систему заключения контракта военнослужащим с военным ведомством. В контракте должны быть прописаны все льготы, компенсации и иные преференции, а также ответственность ведомства за их исполнение. Это лишит возможности министерство и государство видоизменять по своему усмотрению льготы военнослужащим в период действия подписанного контракта. Такая практика существует во всех цивилизованных странах. К примеру, перечисление льгот военнослужащих в контракте с Пентагоном на военную службу занимает около 40 листов. У нас же в Российской армии содержание контракта с защитником Отечества укладывается в полтора листочка. Минобороны это наше предложение почему-то даже не рассматривает.

Болезненно реагирует командиры и начальники, когда наши профсоюзные активисты поднимают острые проблемы, скажем, питания военнослужащих, обеспечения их теплом, когда мы приводим конкретные факты неуставных отношений в армии и на флоте.

– И что нужно сделать, чтобы поднять действенность ОПСВ?

– На мой взгляд, необходимо скорейшее принятие закона о военных профсоюзах или хотя бы поправок в действующее законодательство, разъясняющих порядок создания и деятельность профсоюзов военнослужащих в воинских частях. В принципе нам никто не запрещает работать, защищать права военнослужащих. Основой для такой деятельности для нас является статья 30 Конституции Российской Федерации, в которой говорится: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Важным подспорьем в нашей деятельности выступает Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в статье 4 которого закреплено существование профсоюзов военнослужащих. Но полной конкретики, нормативной базы для функционирования ОПСВ в Вооруженных силах РФ на сегодняшний день нет.

После внесения поправок в конце 1990-х годов в статью 9 ФЗ «О статусе военнослужащих» в нем определено право военнослужащих на объединение в профсоюз. На основании этого в 1997 году мы подготовили законопроект «О профсоюзах военнослужащих». Одновременно подобный законопроект был подготовлен и в Профессиональном союзе военнослужащих России, возглавляемом экс-министром обороны РФ Игорем Родионовым. После многочисленных поправок законопроект дошел до второго чтения, но так и не был принят. Единственный противник – Министерство обороны Российской Федерации. Все остальные силовики поддержали. Вот такая существует на сегодняшний день относительно правовая незавершенность легитимизации деятельности ОПСВ внутри воинских частей.

– Президент РФ Владимир Путин, выступая с обращением к Федеральному собранию, заявил о том, что в работе Общественной палаты должны быть активно представлены профсоюзы и организации, защищающие интересы профессиональных и социальных групп. Будет ли ОПСВ выдвигать своих представителей в новый состав палаты, который должен начать работу уже с июля 2014 года?

– Это, конечно, хорошая площадка для отстаивания гражданских прав военнослужащих и членов их семей. И мы будем пытаться, чтобы хотя бы наши региональные организации в новом составе Общественной палаты были представлены. На мой взгляд, есть реальные возможности, к примеру, чтобы в состав ОП был выдвинут руководитель нашей приморской организации ОПСВ Юрий Тарлавин. Там, на Дальнем Востоке, он как военный профсоюзный лидер пользуется заслуженным авторитетом не только в воинских соединениях, частях и гарнизонах, но и среди представителей гражданского общества Приморского края. Подобный авторитет имеет и руководитель тульской организации ОПСВ Николай Мельников. Что касается меня, то ЦК ОПСВ пока не решил, выдвигать мою кандидатуру или какого-либо другого представителя нашего профсоюза в новый состав ОП по новой системе ее формирования. Сюда, как известно, можно попасть через интернет-голосование на сайте «Российской общественной инициативы», в ходе которого в Общественную палату должны быть избраны 43 его члена. Но многие в российском обществе не доверяют итогам такого онлайн-голосования. Поскольку здесь пока невозможно контролировать объективность голосования, полностью исключить накрутки и провести честный, прозрачный подсчет голосов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
614
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
779
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
665
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
528

Другие новости