13
10743
Газета Концепции Интернет-версия

03.10.2014 00:01:00

Крымские зарисовки

России следует уделить приоритетное внимание экономическому развитию своих новых субъектов и наращиванию боевого потенциала Черноморского флота

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.

Тэги: крым, черное море, флот


крым, черное море, флот БПК «Сметливый» находится в строю уже почти полвека. Фото автора

Рассказ о Черноморском флоте и Севастополе следует начать с людей. Я был в Крыму в мае и опасался, что в сентябре энтузиазм населения по поводу возвращения в состав России пойдет на убыль. Однако этого не случилось.

Крым по-прежнему остается «ультрароссийским». Триколоры развеваются по всему полуострову от балконов частных квартир на проспекте Нахимова до домика лесника на кордоне Крымского заповедника. Портреты Путина и футболки с его изображением продаются в любой лавке и идут на ура. И, наконец, настроения крымчан наглядно продемонстрировали проходившие 14 сентября выборы.

Но, увы, антироссийская и антикрымская блокада и санкции Запада, равно как и глупость отдельных российских чиновников, все же определенным образом сказываются на экономической ситуации в Крыму.

ИСКУССТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Начнем с того, что в Крыму до сих пор почему-то действует только один аэропорт – в Симферополе. Хотя на полуострове имеется около дюжины действующих военных или заброшенных советских аэродромов с бетонными покрытиями. Сам видел регулярные посадки Ту-154 на аэродроме «Бельбек». Но кто туда летает, не найти ни в СМИ, ни в Интернете.

О пробках на Керченской переправе писано-переписано. Но почему-то никто не говорит о пробках на шоссе Симферополь–Керчь, построенном еще в советское время. Приближается сезон штормов, и Керченская переправа может остановиться на несколько дней.

Пустые железнодорожные вокзалы Крыма. Пустые порты. Сам видел оба порта в Ялте и Феодосийский порт – ни пассажирских, ни торговых судов, если не считать прогулочных катеров. Лишь в Севастополь раз в неделю ходит из Стамбула небольшой теплоход «Адриана». В Севастопольском порту я видел единственное торговое судно – «Jawdat M», порт приписки Занзибар, грузившее металлолом в Инкермане. И все! Неужели нельзя наладить пассажирское и грузовое теплоходное сообщение Крыма с Кавказом и Ростовом-на-Дону?

И в это время ряд бизнесменов, в первую очередь из Санкт-Петербурга, вынашивают планы массовой застройки Южного берега Крыма (ЮБК) и Севастополя высотными домами. В частности, в Севастополе в парке Победы началось строительство 30-этажных небоскребов. Население исторического Севастополя хотят увеличить в пять раз и довести его до миллиона.

Спору нет, в России есть сотни тысяч «мещан, попавших во дворянство», которые считают хорошим тоном купить особняк или по крайней мере квартиру в Москве. А в Крыму – так это совсем круто! Но выдержит ли экология и инфраструктура и так перенаселенного Крыма нашествие миллионов «перекати-поле»? Крыму нужны сотни тысяч туристов из среднего класса, а не спекулянты недвижимостью.

Я уже неоднократно писал в «НВО» и в других изданиях, что Черноморский флот последние 20 лет сохранял базу в Севастополе не потому, что какие-то российские и украинские чиновники подписали какие-то соглашения или договоры, а исключительно из-за поддержки крымчан, и в первую очередь севастопольцев. При нейтралитете местного населения тот же «Правый сектор» уже давным-давно устроил бы майдан в Севастополе, и база прекратила бы свое существование.

Не стоит также забывать и то, что на сегодняшний момент ни одно государство мира, включая союзную Беларусь, не признало присоединение Крыма к России. Главная и вполне достаточная опора России на полуострове – это поддержка крымчан.

В свое время киевская и донецкая «братва» допекла русскоязычных крымчан. И если на их место полезут бойкие ребята из Питера, то это может привести к конфликтам на полуострове. А любой конфликт в Крыму может ввести в соблазн Украину и иные державы послать туда своих «вежливых людей».

ОБНОВЛЕНИЕ ФЛОТА

Известная формула Александра III «У России есть лишь два верных союзника – ее армия и флот» сейчас еще более актуальна, чем в XIX веке. К сожалению, сегодня Черноморский флот в разы уступает флоту времен Брежнева и Андропова. Слишком резкое утверждение? Даю конкретику.

6 сентября флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва» вышел из Севастополя и направился в Средиземное море. До этого он провел в Черном море ракетные и артиллерийские стрельбы.

Представленные по большей части раритетами холодной войны подводные силы – наиболее уязвимая часть Черноморского флота.
Представленные по большей части раритетами холодной войны подводные силы – наиболее уязвимая часть Черноморского флота.

Однако крейсер, построенный в 1982 году, уже сильно изношен и нуждается как минимум в среднем ремонте. Первоначально предполагалось, что «Москва» пройдет капитальный ремонт и модернизацию в Северодвинске на судостроительном заводе «Звездочка» после окончания ремонта однотипного ракетного крейсера «Маршал Устинов». Однако ремонт «Устинова», идущий с 2010 года, затянулся и закончится лишь в 2015 году. Согласно информации «Звездочки», на ракетном крейсере предстоит заменить свыше 50% кабельных трасс и т.д.

Так что на ремонт в Северодвинске крейсер «Москва» может стать лишь в 2016 году. Поэтому сейчас рассматривается проведение среднего ремонта корабля в Севастополе на заводе № 13.

Во время ремонта ракетного крейсера «Москва» флагманом Черноморского флота станет большой противолодочный корабль (БПК) «Керчь», вступивший в строй в 1974 году. Увы, этот БПК, полное водоизмещение которого составляет 8533 тонны, с осени 1998 года не покидал Черного моря и в основном находился в ремонте. Он нуждается в крайне дорогом ремонте с заменой многих агрегатов, кабелей и т.д. Кроме того, его ракетное вооружение устарело, а работы по модернизации ЗРК «Шторм» давно прекращены. Кстати, флотское начальство заявило, что именно по этой причине недавно был сдан на лом однотипный БПК «Очаков».

Замечу, что «Очаков» находился в ремонте на Севморзаводе с 1991 года по октябрь 2008 года. Сколько было отпущено средств на ремонт и куда они делись – государственная тайна.

Правда, «Очакову» нашли применение – в ночь на 6 марта 2014 года он был затоплен на фарватере у входа в озере Донузлав, где было заблокировано 12 украинских кораблей и катеров. Глубина затопления 9–11 метров.

Работы по подъему «Очакова» были начаты 7 апреля, но только через пять месяцев, 7 сентября, его подняли и отбуксировали с фарватера в глубь озера на отмель. До 16 октября корпус будет подготовлен к буксировке в Инкерман на разборку.

Третий по величине после «Москвы» и «Керчи» корабль Черноморского флота сторожевой корабль (СКР) «Сметливый» проекта 61 был введен в боевой состав Черноморского флота еще в 1969 году. В 1987 году он был поставлен на капитальный ремонт, в ходе которого в 1990–1995 годы прошел модернизацию по проекту 01090. На нем демонтировали кормовую 76-мм артиллерийскую установку АК-726, а взамен поставили комплекс обнаружения подводных лодок МНК-300 «Кайра». В 2002 году на месте двух установок РБУ-1000 на «Сметливом» разместили пусковые установки для восьми противокорабельных ракет комплекса «Уран» (Х-35). И вот уже 12 лет этот БПК пугает супостата пустыми направляющими, ибо ракеты Х-35 по состоянию на сентябрь 2014 года на Черноморский флот так и не поставлены.

Сейчас рассматривается вопрос о сдаче «Сметливого» на металлолом.

Кроме того, в составе Черноморского флота состоят два сторожевых корабля: «Ладный» проекта 1135 и «Пытливый» проекта 1135М, введенные в строй соответственно в 1980 и 1982 годах.

Пару слов стоит сказать и о ряде уникальных кораблей Черноморского флота. Так, в его составе имеются два ракетных корабля на воздушной подушке катамаранного типа проекта 1239 «Бора» и «Самум» постройки 1991 года, каждый из которых имеет по восемь пусковых установок ПКР «Москит». Причем «Бора» должна пройти ремонт на заводе № 13.

В составе Черноморского флота по состоянию на конец 1991 года имелись два уникальных малых противолодочных корабля (МПК) проекта 1145. Один на подводных крыльях. Как справедливо утверждается в одном справочнике по корабельному составу, «такие МПК не имеют аналогов в мире». И действительно, они способны развивать скорость до 60,5 узла!

Однако на такой скорости они глухи, как тетерева на току. Согласно замыслу, поиск подводных лодок должна была производить тройка МПК проекта 1145.1. Причем один корабль должен был стоять или двигаться малым ходом, чтобы обнаружить подлодку и навести на нее два других корабля.

Однако МПК-215 был выведен из состава Черноморского флота 15 марта 2001 года и в том же году разобран. Второй корабль, МПК-220 «Владимирец», уже много лет стоит в плавдоке в Южной бухте Севастополя. Проку от него нет, и его также собираются сдать на металлолом. Еще два МПК строились к 1991 году на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Украинцы приватизировали их и присвоили названия U201 «Львiв» и U203 «Луганськ». Готовность «Львова» была 95%, а «Луганска» – 40%. Однако гривен у «морской державы» не оказалось, и оба корабля так и остались на заводе.

В боевом составе Черноморского флота также состоят три десантных корабля проекта 1171, построенные в 1966–1975 годы, и три корабля проекта 775-II постройки 1986–1988 годов. Данные десантные корабли крайне изношены, два или три из них постоянно находятся в ремонте. Так, в сентябре 2014 года в доке ПД-30 находились два десантных корабля.

Последние 20 лет десантные корабли Черноморского флота гоняют, как говорится, и в хвост и в гриву. Ельцин подарил Украине и Грузии все гражданские морские и транспортные суда на Черном море, а те успели продать их за границу. Да и наши адмиралы ухитрились куда-то деть все военные транспорты. В итоге в 1995–2013 годы наши десантные суда возили с Кавказа в Севастополь как военные, так и гражданские грузы. Соответственно за неимением военных транспортов десантные суда перевозили военную технику из Новороссийска в сирийскую Латакию.

ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ ЧЕРНОГО МОРЯ

Отдельного внимания заслуживает ситуация с подводными силами российского Черноморского флота. Напомним, что на начало 2014 года в Севастополе базировался 247-й отдельный дивизион подводных лодок. Сегодня на его базе формируется целая бригада подводных лодок. У Графской пристани владельцы катеров зовут туристов на экскурсию, изюминкой которой служат две подводные лодки, стоящие в Южной бухте. Обе лодки имеют вполне боевой вид. Над обеими гордо реет Андреевский флаг.

Увы, одна из них, С-49, построена аж в 1961 году и с 1995 года является плавучей зарядовой станцией ПЗС-50.

Рядом с ПЗС-50 стоит единственная некогда украинская подводная лодка «Запорiжжя» («Запорожье»), бывшая советская подлодка Б-435 проекта 641, построенная в 1971 году. С 1997 года по июнь 2013 года данная подлодка постоянно находилась в ремонте. 22 марта 2014 года субмарина с 20 моряками, принявшими российскую присягу, была переведена из Стрелецкой бухты в Южную. Тем не менее Черноморскому флоту старая рухлядь явно не нужна.

Фактически же в боевом составе Черноморского флота находятся две подводные лодки и обе… в доках. Подводная лодка Б-871 «Алроса» построена по проекту 877 в 1988–1989 годы в городе Горьком. В ноябре 1989 года подлодка по каналу Волга–Дон перешла на Черное море.

Впрочем, с 1992 по 1996 год подлодка в море не выходила. С августа 1998 года по апрель 1999 года она проходила ремонт на заводе № 13, с ноября 2009 года по начало 2011 года она ремонтировалась в Новороссийске. В июле 2011 года со спасательным судном субмарина перешла на Балтику, где прошла очередной ремонт – в Кронштадте. В сентябре 2012 года она вернулась в Севастополь. После майских торжеств 2014 года «Алроса» отправилась на завод № 13 на ремонт, который запланирован до 2015 года. В настоящий момент субмарина стоит вместе с двумя десантными кораблями в плавдоке ПД-30.

После недавних событий в Крыму появился еще один памятник затопленным кораблям.
После недавних событий в Крыму появился еще один памятник затопленным кораблям.

Вторая и пока последняя подводная лодка Черноморского флота, Б-380, была построена по проекту 641Б на заводе «Красное Сормово» в 1982 году. Лодка получила название «Горьковский комсомолец», а в ноябре 1982 года через канал Волга–Дон она прошла на Черное море.

В 1991 году Б-380 поставлена к причальной стенке Севморзавода для проведения капитального ремонта. 19 февраля 1992 года название «Горьковский комсомолец» было упразднено. Лодка предназначалась к передаче Украине, но ввиду плохого технического состояния Б-380 Киев в итоге отказался принять ее.

В 2000 году российское военно-политическое руководство приняло решение отремонтировать Б-380 и ввести ее в боевой состав Черноморского флота. Лодка была введена в плавдок ПД-16, а в 2008 году ей присвоили имя «Святой князь Георгий». Увы, хоть средства на ее ремонт отпускались регулярно, по состоянию на сентябрь 2014 года субмарина так и стояла в доке ПД-16 под гордо развевающимся Андреевским флагом.

Спустя 14 лет после начала ремонта вопрос о вводе подводной лодки Б-380 в боевой состав флота уже не стоит, теперь ее хотят переоборудовать в плавучую зарядовую станцию. Но, увы, трофейный германский док ПД-16 прогнил, и адмиралы с инженерами уже несколько лет думают, как его затопить, чтобы не пострадала лодка и не развалился сам док.

Так что боеспособных подводных лодок на Черном море у нас за последние 20 лет попросту не было.

Впрочем, и на старых кораблях моряки Черноморского флота успешно выполнили боевые задачи в ходе плановых учений, проведенных в первой декаде сентября с.г. Так, противокорабельная ракета «Москит», запущенная с ракетного катера «Ивановец» проекта 1241.1, развалила на две части судно-мишень СМ-69 (бывший военный транспорт «Альма»). СМ-69 мгновенно затонуло.

В другую мишень – списанную плавмастерскую ПМ-26 водоизмещением 2780 тонн – попали сразу две ракеты – «Москит», выпущенная с ракетного катера, и «Оникс», выпущенная из пусковой установки берегового ракетного комплекса «Бастион». При этом «Оникс» попал в корпус, а «Москит» прошелся по палубе. Сразу после этого два истребителя-бомбардировщика Су-24 сбросили бомбы, и ПМ-26 быстро ушла под воду. Третья мишень, роль которой играл списанный катер-тральщик, была потоплена артиллерийским огнем.

Примечательно, что параллельно с учениями Черноморского флота ВМФ России в то же время недалеко проходили международные учения военно-морских сил НАТО и Украины под кодовым наименованием «Sea Breeze-2014». 7 сентября два самолета Су-24 и разведчик Ан-26 немного полетали вблизи канадского фрегата «Торонто» водоизмещением 4770 тонн. При этом наши самолеты не нарушали международных правил полета. Тем не менее министр обороны Канады Роб Николсон назвал их действия «излишне провокационными».

А будет ли пополняться боевой состав кораблей Черноморского флота?

Согласно имеющимся планам, к 2017 году в его состав должны были войти шесть фрегатов проекта 1135.6 и шесть подводных лодок проекта 636.6. К сожалению, планы постоянно корректируются. Первоначально эти корабли должны были охранять сочинскую Олимпиаду. Сейчас прибытие на Черное море первых кораблей – фрегата «Адмирал Григорович» и подводной лодки «Новороссийск» ожидается в 2015 году.

На мой взгляд, кардинальное изменение ситуации у юго-западных границ России – появление кораблей с системами ПРО в Средиземном и Черном морях, создание новых баз НАТО у границы Российской Федерации и известные события на Украине – требует немедленного внесения корректировок в отечественную судостроительную программу. Возникает вопрос: нужны ли нам корабли класса СКР-ЭМ (эсминец), строящиеся по пять–семь лет? А если от начала проектирования до выхода на боевую службу проходит по десять лет и более, то корабль к этому моменту попросту устаревает.

Для сравнения стоит сказать, что в Германии в 1943–1945 годы на строительство большой подводной лодки проекта XXI уходило в среднем три месяца. А лодки проекта XXI были лучшими в мире, точнее, первыми в истории полноценными подводными кораблями. Все остальные субмарины до этого были ныряющие. Ну а в Соединенных Штатах сторожевой корабль водоизмещением 1,5–2 тыс. тонн в те годы строился и вовсе за месяц или два.

Пусть тактико-технические данные новых кораблей будут несколько уступать «долгострою». В свое время Василий Грабин брякнул Сталину: «Танк – повозка для пушки». Так, может быть, надводный корабль – платформа для крылатых, зенитных и противолодочных ракет?

Время линкоров, когда исход сражения решало небольшое преимущество в скорости, бронировании, системах непотопляемости и др., кануло в вечность. Сейчас и в мирное, и в военное время для корабля, оснащенного ракетами с обычными и специальными (ядерными) боевыми частями, самое главное оказаться в нужное время в нужном месте и быть готовым в любой момент применить любое оружие. Недаром любимой поговоркой Нельсона была: «Флит ин биинг», то есть флот сам своим присутствием решает важные военные и политические задачи.

РЫВОК К МОРЮ

В заключение стоит несколько слов сказать о ситуации на Азовском море.

Возникает вопрос: насколько наши адмиралы и политики понимают значение азовских портов Мариуполь и Бердянск для экономики Украины? Ведь именно туда устремился грузопоток, ранее проходивший через шесть портов Крыма. Уже в мае 2014 года украинские экономисты подсчитали, что переадресация грузов стали и угля из Донбасса в Ильичевск или Одессу сделает их экспорт нерентабельным.

24 августа ополченцы Донецкой народной республики вышли к Азовскому морю вблизи российской границы, а затем начали наступление в направлении Мариуполя. Заключение перемирия прервало движение ополченцев. На мой взгляд, это не совсем плохо. Ведь в случае упорного сопротивления силовиков бои за Мариуполь привели бы к серьезным жертвам среди мирного населения, что немедленно было бы использовано украинской и западной пропагандой. Да и чем ополченцам кормить миллионный город в случае его взятия?

Установившееся перемирие, как известно, постоянно нарушается. «Партия войны» в Киеве требует немедленного наступления на Донбасс. В сложившейся ситуации важным козырем ДНР и ЛНР могло стать создание… флота Новороссии. Понятно, речь идет не о фрегатах и подводных лодках. Для Азовского моря, средняя глубина которого 7,4 метра, а максимальная – 13,5 метра, достаточно будет и небольших быстроходных катеров.

Единственная задача таких катеров – ставить мины на фарватерах, по которым ходят большие грузовые суда из Бердянска и Мариуполя. Благо, малые глубины делают самые примитивные мины опаснейшим оружием, а их траление – достаточно сложным мероприятием.

При этом задача Черноморского флота – обеспечивать ополченцев всей необходимой информацией в реальном режиме времени, начиная от погоды и заканчивая передвижением украинских пограничных и грузовых судов. Видимо, следует пресекать стрельбу украинских пограничных судов в экономической зоне Крыма и т.д.

В условиях перемирия само по себе появление катеров под флагом Новороссии на Азовском море и наличие мин у них на борту станет шоком для господ Коломойских, Ахметовых и Ко. Как тысячу лет говорят на Руси: «Поднятый кнут страшнее опущенного!».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(13)


Eugene Radin 10:11 03.10.2014

> Единственная задача таких катеров – ставить мины на фарватерах, по которым ходят большие грузовые суда из Бердянска и Мариуполя. ========= Надо же, какая циничная мразь! Воевать против безоружных торговых судов. Конечно же, руками "ополченцев". Будто, Рашистская Федерация ни при чем. После этого рашисты изображают наивное удивление, что их считают главной террористической угрозой хуже ИГИЛ.

Сергей Селландер Eugene Radin 06:01 04.10.2014

Я считаю, что эти мины позже надо будет подтянуть к керченской переправе. Потом можно сказать, что отнесло течением. Так что, пусть дерзают господа российские фашисты.

Евгений Никитин Сергей Селландер 18:09 05.10.2014

Один «военный эксперт» сморозил откровенную глупость, другой подхватил её, но оба с чувством собственного достоинства рассуждают о минном оружии, совершенно не представляя, как выглядят современные морские мины, для чего предназначены и как выставляются. Наверное, свои знания о минном оружии черпали из фильма о Колчаке. Такие «военные эксперты» очень нужны укропской армии и её военно-морским силам. Верной дорогой идете товарищи.

Евгений Никитин Eugene Radin 18:01 05.10.2014

Вы проявляете глубочайшие познания в области военно-морского дела, наверное, служили коком на том катере, который пустили на дно ополченцы под Мариуполем.

Eugene Radin Евгений Никитин 23:10 05.10.2014

Ваши остроты разят в самое сердце... Разве я претендовал на какие то познания в военно-морском деле? Я только высказал свое отношение к господину Широкораду и его военно-морским инициативам. Без оценки оных с военно-морской точки зрения. Не совсем понятно, что именно не понравилось такому крупному военно-морскому специалисту как вы.

Владимир Степанов 19:00 03.10.2014

А бомбить беззащитных граждан и защищать это злодеяние уже не мразь, а ублюдочничество, коему и печатного слова нет. Тратить средства на мощный флот в закрытом море (кроме подводных лодок) это полный бред. Авиация и ракеты при минимальной умной поддержке с моря утихомирят НАТО, оно и хвост подожмет. Претензии Украины на морях - бред.

Eugene Radin Владимир Степанов 22:25 03.10.2014

ВСУ бомбит не беззащитных граждан, а террористов, которые под руководством и при непосредственном участии Кремля осуществили вооруженный захват власти на Донбассе. Увы, при этом гибнут и мирные люди. Это война. Причем, война, начатая Россией. Ваши же рассуждения об отражении (Россией? я вас правильно понял?) агрессии на море (Азовском?) - это просто паранойя.

Eugene Radin Владимир Степанов 22:26 03.10.2014

НАТО боится как огня быть втянутым в непосредственное участие в российско-украинском конфликте. А уж Украина и подавно не представляет собой угрозу для такого монстра как Россия. Разные весовые категории. А на Азове об этом даже думать нелепо.

Eugene Radin Владимир Степанов 22:29 03.10.2014

ЗЫ. Даже если бы ваши обвинения в преднамеренной бомбежке мирных жителей на Донбассе были справедливыми - могло ли это служить оправданием уничтожению мирных торговых судов со стороны России?

Сергей Селландер Eugene Radin 06:05 04.10.2014

В россии нет морали. Эта страна построена на крови и лжи! Вся история в двух словах: война и грабеж. Про мораль и христианские ценности вспоминают только тогда, когда хорошо отгребают!

Eugene Radin Владимир Степанов 22:31 03.10.2014

ЗЗЫ. А когда Россия вела контр-террористическую операцию в Чечне - вы так же возмущались бомбежками мирного населения?

Егор Николаев 13:27 04.10.2014

Александр Широкорад еще один ястреб необъявленной войны. Не нужен мощный флот, запертый в черноморской луже, А по поводу минной войны... Вопрос, зачем это нужно инсургентам? За что они воюют? А вот уши России просматриваются. Ну и ответка может быть, история с "Новороссийском", он же «Giulio Cesare», весьма поучительна.

Евгений Никитин Егор Николаев 18:15 05.10.2014

Ещё один интернетный «военно-морской эксперт» начал рассуждать о значении Черноморского флота. Что бы иметь своё собственное мнение, стоило бы послужить, хотя бы срочную службу, на флоте, ведь глупость просматривается в каждом слове.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российский Гиппократ

Российский Гиппократ

Игорь Шумейко

Его пациентами были Дмитрий Менделеев, Николай Некрасов, Петр Чайковский и Отто фон Бисмарк

0
1170
ВМС Украины все-таки победили ВМФ России

ВМС Украины все-таки победили ВМФ России

Андрей Рискин

Александр Турчинов обнаружил у Военно-морских сил Незалежной 1000-летнюю историю

1
7785
Украина купит «консервы» у Дании,  чтобы минировать Азовское море

Украина купит «консервы» у Дании, чтобы минировать Азовское море

Андрей Рискин

0
4231
Будет ли Россия оккупировать Европу

Будет ли Россия оккупировать Европу

Александр Храмчихин

Руководство НАТО оказалось в плену собственных стратегических иллюзий

0
4758

Другие новости

Загрузка...
24smi.org