Цветные революции в буквальном смысле захлестнули бывшие республики Советского Союза. Фото Reuters
ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ «ГИБРИДНЫХ ВОЙН»
Александр Бартош, директор Информационного центра по вопросам международной безопасности при МГЛУ
Используемые в ходе сегодняшней встречи понятия «война управляемого хаоса», «цветная революция», «гибридные войны» и «гибридные угрозы», как представляется, относятся к новому виду конфликтов современности, в основе которых лежат разработанные на Западе подрывные инновационные технологии. Замечу, что отдельное место в списке инновационных подрывных технологий занимают цветные революции, осуществляемые с применением технологий «управляемого хаоса». При этом такие технологии выступают в качестве средства ненасильственного перехвата власти в ходе государственного переворота с целью передачи страны-мишени под внешнее управление.
Опыт цветных революций в Египте, Ливии, Сирии, на Украине и в некоторых других странах показывает, что от политического шантажа на начальном этапе в ходе относительно мирных демонстраций противоборствующие стороны в результате искусных манипуляций со стороны зарубежных заказчиков и внутренних заинтересованных акторов в дальнейшем переходят к силовому противостоянию. При этом отсутствие решительной реакции властей на первоначальные отдельные акты использования силы радикальной оппозицией и умело спровоцированными на это правоохранительными органами приводит к эскалации конфликта с последующим «скатыванием» страны к гражданской войне.
Заказчики цветной революции прогнозируют развитие событий по такому сценарию и заранее готовят необходимые силовые и информационные ресурсы, выдвигают новых лидеров, альтернативных действующей власти. Для продавливания своих планов они не останавливаются перед прямым вмешательством во внутренние дела суверенных государств, как это было, например, во время известных визитов на Украину высокопоставленных представителей Госдепа и конгресса США, директора ЦРУ, политической элиты Евросоюза.
В подобных условиях бездействие властей, парализованных страхом и угрозами преследования со стороны международного сообщества, приводит к развязыванию в стране гражданской войны.
На последующих этапах в рамках алгоритма адаптивного применения силы приходит очередь использования технологий войны нового типа – «гибридной войны». Цветная революция, таким образом, может рассматриваться лишь как начальный этап такой войны.
Следует отметить, что стратегия «гибридных войн» разрабатывается на Западе в течение ряда лет, однако до сих пор нет четкого единого определения такой войны.
На высоком официальном уровне термин «гибридная война» впервые прозвучал на саммите НАТО в сентябре с.г. в Великобритании. Под такой войной альянс понимает проведение широкого спектра прямых боевых действий и тайных операций, осуществляемых по единому плану вооруженными силами, партизанскими (невоенными) формированиями и включающих также действия различных гражданских компонентов.
В интересах совершенствования способности союзников по НАТО противостоять новой угрозе предполагается наладить координацию между министерствами внутренних дел, привлекать силы полиции и жандармерии для пресечения нетрадиционных угроз, связанных с пропагандистскими кампаниями и действиями местных сепаратистов. Отдельно выделяется угроза кибератак.
Комплекс гибридных угроз включает угрозы различного типа: традиционные, нестандартные, масштабный терроризм, а также подрывные действия, в ходе которых используются технологии для противостояния превосходящей военной силе. Особенностью гибридных угроз является их строго целенаправленный, адаптивный по отношению к государству-мишени и конкретной политической ситуации характер. По образному выражению, такие угрозы формируются под конкретную страну, как шьется костюм по индивидуальному заказу. Эта особенность придает «гибридным угрозам» уникальную синергетику и обусловливает их мощный разрушительный потенциал.
Целенаправленный характер и высокая динамика перехода «гибридных угроз» из категории потенциальных к реально действующим требуют тщательной предварительной проработки на государственном уровне мер по противодействию.
В этом контексте в России и государствах – членах ОДКБ главное внимание должно быть уделено мерам, направленным на устранение причин, способствующих развитию в обществе протестных настроений, включая коррупцию, социальное неравенство, отсутствие социальных лифтов, безработицу, недостаточную поддержку малого и среднего бизнеса. Надо продолжать активное вовлечение молодежи в деятельность общественных организаций патриотической направленности, в спортивные массовые организации.
Следует надежно перекрыть финансовые потоки, идущие на финансирование радикального протестного движения.
Отдельного внимания требует проведение целенаправленной политики по культурной ассимиляции мигрантов, противодействие созданию этнических анклавов в крупных городах и отдельных регионах.
Надежным фундаментом для проведения совокупности профилактических мер должны служить устойчивое экономическое развитие страны, надежная охрана границ, продуманная система территориальной обороны.
РОЛЬ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА
Андрей Демидюк, исполнительный директор ОАО «Научно-производственное предприятие «КАНТ»
Хотелось бы остановиться на нескольких аспектах рассматриваемой проблемы – войны «управляемого хаоса».
Во-первых, не существует ее однозначного понимания экспертным сообществом как части теории и практики военного искусства. Многочисленные публикации, посвященные новым формам и способам ведения войн и вооруженных конфликтов, предлагают достаточно противоречивые точки зрения по этим вопросам. Авторы с легкостью оперируют понятиями «цветные революции», «непрямые действия», «латентные действия», «гражданская война», «войны управляемого хаоса», «повстанческие действия», «сетевые действия» и т.п. При этом, по сути, имеется в виду некая совокупность форм вооруженного противоборства, инспирируемых и финансируемых из-за рубежа, с использованием в том числе иррегулярных формирований, распределенных по месту и времени, но, как правило, объединенных единым замыслом и единой системой управления. Такие действия, ввиду неочевидной их связанности между собой, вовлеченности в них гражданского населения, отсутствия, как правило, в первой фазе собственно вооруженного противостояния с официальными властями, наличия глубокой «дымовой завесы» под лозунгами демократизации, являются сложно классифицируемыми с точки зрения современной теории военной конфликтологии.
Тем важнее сегодня дать точные и строгие определения таким действиям, разработать обоснованный терминологический аппарат, предложить их основные характерные признаки, отличия от традиционных войн и вооруженных конфликтов.
Наиболее существенными признаками военных конфликтов являются:
– причины и противоречия, которые привели к их возникновению;
– состав конфликтующих сторон;
– политические и стратегические цели сторон конфликта;
– пути достижения целей конфликта;
– применяемые виды оружия и военной техники;
– пространственный размах и продолжительность;
– применяемые формы и способы действий сил;
– особенности конфликтов;
– периодизация войн, конфликтов;
– возможные последствия.
Раскрытие каждого из этих признаков применительно к войнам нового типа позволило бы снять существующие неопределенности в подходах к оценке содержательной части таких войн и конфликтов.
Во-вторых, рассматривая военные конфликты последних десятилетий, явившиеся следствием так называемых цветных и цветочных революций, как сложные общественно-политические явления, нельзя забывать, что противоборствующими сторонами с обеих сторон в них выступают не вооруженные силы и вооруженные формирования (законные или незаконные). Такие войны ведутся государствами, даже если одно из таких государств выступает в роли «заказчика» (официально не декларируя свою роль и участие).
Военная доктрина Российской Федерации определяет, что для обеспечения военной безопасности и защиты национальных интересов в государстве создается (развивается) военная организация государства, включающая помимо вооруженных сил другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими; часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения военной безопасности.
В результате активных боевых действий Донбассу нанесены колоссальные разрушения. Вот все, что осталось от терминала аэропорта Донецка. Фото Reuters |
Поэтому при рассмотрении задач, стоящих перед страной, подвергшейся агрессии в тех формах, которые мы сегодня обсуждаем, необходимо оценить роль и место всех других компонент военной организации государства.
Следует четко понять, какие задачи при подготовке и в условиях военного конфликта, развивающегося по сценарию Сирии или Украины, должны решать органы военного и политического руководства, федеральные и муниципальные органы государственной власти и местного самоуправления, ОПК страны и другие структуры вовлеченные в эти процессы. Как должна быть организована работа администрации муниципального образования по поддержанию жизнедеятельности на территории, охваченной военным конфликтом? В условиях непременного спутника всех военных конфликтов последних десятилетий – гуманитарных катастроф, коллапса экономики, разрушенного ЖКХ, медицинского и других видов обеспечения – подготовка к решению этих задач должна быть организована заблаговременно.
Особо важным представляется обеспечение безопасности и устойчивого функционирования предприятий ОПК, ТЭК, складов и арсеналов оружия и боеприпасов, оказавшихся в зоне конфликта.
Эти вопросы являются крайне сложными и требуют своей детальной разработки для каждого из возможных сценариев развития событий, на каждой территории, являющейся потенциально опасной в плане угроз возникновения военных конфликтов нового типа.
В связи с этим было бы целесообразно обратиться к опыту организации гражданской обороны в Советском Союзе, территориальной обороны в других странах, военных администраций в зонах конфликтов, адаптируя их к условиям Российской Федерации; уточнить порядок организации мобилизационной подготовки населения, территорий и экономики страны.
Но начинать, конечно, необходимо с серьезных исследований и корректировки нормативно-правовой базы, определяющей вопросы обеспечения военной безопасности государства и национальной безопасности страны в целом.
НЕИЗБЕЖНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – ГУМАНИТАРНАЯ КАТАСТРОФА
Виктория Шепелева, социолог
На сегодняшний день мы де-факто имеем развязанную третью мировую войну. Практика цветных революций четко показывает, что, имея определенный ресурс и развивая, обостряя одну из граней проблемных вопросов, конфликтных ситуаций в обществе, возможно свержение любого строя в любой стране при условии попустительства и отсутствия контрмер со стороны действующей власти. Как подмечено в фильме «Собачье сердце» профессором Преображенским, «разруха начинается в головах, в сознании наших людей…».
По сути, сама модель капитализма подразумевает периодический спад, кризис, депрессию, выходом из которой (не придумано ничего лучше) является развязывание военных конфликтов. Посредством этого восполняется дефицит дешевых ресурсов, рабочей силы, интеллектуальных богатств. Одним словом, под линейку расчерчивается новая геополитическая карта, корректируется старая модель мирового порядка с целью поддержания ее жизнеспособности.
Наивно считать, что война на Украине может ограничиться только гражданским противостоянием. Очевидно, что февральский переворот под лозунгами евроинтеграции на территории Украины проведен по сценарию, написанному не только для этой страны. Фактически готовился очередной плацдарм для нанесения более серьезного удара, осуществления стародавней идеи фикс Запада по завладению ресурсами России. И Украина в этом противостоянии стала заложницей, имея целый багаж неразрешенных проблем, национальных и этнических конфликтов.
Но прозападные сценаристы не учли особый менталитет юго-восточных регионов страны, где проживает русское население, составляющее треть всей Украины.
Жители Донбасса не осознают себя нацией по крови, они скорее воспринимают себя как народ по образу жизни. Это – генетическая особенность, которая не вытравливается!
Народ Донбасса не формировался на основе единых ценностей, как это характерно для европейцев, он воспитывался на основе единого образа жизни. Народ Донбасса состоялся как политическая нация...
Гражданские войны происходили на территории большинства государств мира на протяжении многих веков, но до сих пор у большинства историков нет четкого определения, что такое гражданская война и чем она отличается от иных военных действий. В арсенале современных способов ведения современных гражданских войн – информационно-политические технологии, финансы, психологическая обработка населения. Однако изощренность методов ведения гражданских войн не отменяет того факта, что все они не развиваются по сценариям их инициаторов, а, как правило, выходят из-под их контроля и носят иррациональный характер, в результате чего страдает прежде всего гражданское население страны, ввергнутой в пучину мракобесия.
Любая война, вне зависимости от масштабов, приводит к упадку или полному развалу экономики всего государства. Государство, которое ведет военные действия против своего же народа, уничтожая мирных жителей, детей, стариков, женщин и целые населенные пункты, ввергая население в пучину беззакония, безвластия и мракобесия, обречено на гибель.
Приостановка выплаты пенсий и социальных пособий в Донбассе – это большая ошибка и большой риск. Национальный банк Украины обязал банки и казначейство приостановить осуществление всех видов финансовых операций в населенных пунктах, которые не контролируются украинскими властями. Последствия, спровоцированные этим решением, гораздо более серьезны, чем возможные риски провокаций или захватов отделений.
Ведь что происходит сегодня? Пенсионеры получают деньги, идут за продуктами, оплачивают коммунальные платежи и т.д. Благодаря этому действуют коммунальные службы, подается электроэнергия, работают магазины. Если остановить работу Национального банка, то остановится все – будет коллапс, гуманитарная катастрофа. Донбасс – это в основном крупные предприятия. Доля малого и среднего бизнеса, который больше всего страдает в этой ситуации, здесь исторически очень мала.
Проблемы, с которыми столкнулись жители Донбасса, – это и железная дорога, и энергетика. Парализована работа всей железнодорожной магистрали – невозможно отгружать уголь, обеспечивать сырьем металлургические предприятия.
В чем постмайдановская трагедия Донбасса? В том, что люди оказались брошенными, для них вдруг исчезло будущее. Целенаправленное методичное уничтожение инфраструктуры региона – это огромная проблема. Подстанции, газопроводы, линии высоковольтных передач уничтожаются практически каждый день. Все шахты в Луганской и Донецкой областях и примыкающих к ним районах выведены из строя, что спровоцировало дефицит угля, электроэнергии и, как следствие, создало опасность веерного отключения электроэнергии по всей стране. Ситуацию усугубляет тот факт, что по всем основным магистралям взорваны мосты.
В результате восточные регионы страны находятся в состоянии гуманитарной катастрофы. Люди пребывают в растерянности: при кажущемся перемирии продолжаются артобстрелы населенных пунктов. Население многих городов и поселков остается без электроэнергии, воды, газа, а главное – без продуктов питания.
ГУМАНИТАРНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ
Василий Митрофанов, полковник медицинской службы
Главной жертвой любой войны – правильной или неправильной, асимметричной или бесконтактной, крупномасштабной или локальной – всегда является мирное население. Это мы видим и сегодня на Украине.
Технология достижения победы Киевом проста и отработана американцами еще в Сербии: это уничтожение инфраструктуры, инициирование гуманитарной катастрофы, уничтожение или выдавливание за пределы страны несогласных, недопущение или создание препятствий оказанию гуманитарной помощи. Цель – создание недовольства пассивного большинства и возвращение региона в лоно Украины на самых жестких условиях. Последние решения Киева об изменении административно-территориального устройства Луганской области имеют ту же подоплеку: населению в подконтрольных властям районах в преддверии наступающей зимы будет оказана государственная поддержка, остальным – нет.
Руководству самопровозглашенных республик тяжелое, а в ближайшей перспективе катастрофическое положение своего населения позволяет оказывать давление на Россию с целью добиться определенного статуса и начать гуманитарную интервенцию в пределы охваченного войной региона. Основанием для гуманитарной интервенции является нарушение Украиной принципов Концепции ООН «Обязанность защищать» от 2005 года, которая гласит, что государство несет непосредственную ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этого государства, а в случае невыполнения этой обязанности ответственность переходит к международному сообществу.
Отношение «мирового сообщества» к возможной гуманитарной интервенции России выразила Ангела Меркель: «Наша позиция четкая – любое вторжение, даже если оно называется гуманитарным, является вторжением, и это красная линия, которую ни одно государство не может пересекать».
Таким образом, Запад и украинские власти не заинтересованы в оказании гуманитарной помощи, а Россия ограничена в возможностях.
Однако никто не пытается спрогнозировать дальнейшее развитие гуманитарной ситуации на юго-востоке Украины, особенно в эпидемиологическом аспекте. На основании 30-летнего личного опыта работы врачом-специалистом, в том числе в Зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, на Северном Кавказе, в Средней Азии, вынужден обратить внимание на следующие аспекты:
– в связи с продолжающимся огневым противостоянием, возможными повреждениями, нарушениями технологических процессов на предприятиях химической промышленности вероятно огромное количество пораженных аммиаком, хлором и прочими веществами. При неоказании специализированной помощи в первые минуты степень летальности очень высока;
– нарушение водоснабжения, отсутствие контроля за качеством воды обязательно приведет к вспышкам, а то и эпидемиям дизентерии, гепатита В, брюшного тифа;
– отсутствие контроля за «спящими» особо опасными инфекциями – сибирской язвой (разрушение скотомогильников) и холерой (32 заболевших в Донецкой области в 2011 году) – может привести к проблемам мирового масштаба;
– высокий фоновый уровень туберкулеза, СПИДа, сифилиса и гепатита С (3-е место Донецка по заболеваемости после Черновцов и Чернигова) на фоне социальных потрясений позволяет прогнозировать резкий рост этих крайне тяжелых заболеваний;
– наличие природных (эндемичных) очагов Крымской геморрагической лихорадки в Луганской области, распространение посредством расплодившихся мышей (неубранный урожай) геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС) требуют постоянного контроля;
– в результате нарушения санитарно-гигиенических правил (отсутствие банно-прачечного обеспечения, скученность населения) – 100-процентная вероятность вспышек чесотки, педикулеза и сыпного тифа.
Последствия вышеперечисленных факторов скажутся на населении как Новороссии, так и Украины, а также и России.
В этих условиях гуманитарная интервенция со стороны России представляется не только оправданной, но и необходимой. Мы готовы предложить возможные варианты такой гуманитарной медицинской интервенции. России по силам организовать создание и направление на юго-восток Украины медицинских отрядов (по подобию МОСН), санитарно-противоэпидемических отрядов, санитарных поездов, укомплектованных исключительно гражданским персоналом. Значительный резерв подготовленных врачей, в том числе инфекционистов, эпидемиологов, бактериологов и гигиенистов, – это офицеры медицинской службы запаса, многие из которых имеют практический опыт действий в сложной обстановке военного конфликта.
Основные принципы:
– модульность;
– мобильность;
– автономность работы.
Основные задачи медицинского отряда:
– оказание первой врачебной, квалифицированной медицинской помощи гражданскому населению;
– временная госпитализация;
– подготовка к эвакуации в лечебные учреждения для дальнейшего лечения и госпитализации.
Основные задачи противоэпидемического отряда:
– эпидемиологическая разведка;
– проведение профилактических противоэпидемических мероприятий в зонах возможных очагов химического и бактериологического поражения.
Основная задача санитарного поезда – банно-прачечное обеспечение мирного населения.
Международный характер миссии может дать привлечение сил и средств Белоруссии, Казахстана, возможно, стран БРИКС, других стран для укомплектования и оснащения подобных отрядов. Безопасность персонала может быть обеспечена дополнительными статьями в договоренностях между сторонами конфликта. Как нам представляется, реальная работа подобных учреждений укрепит авторитет России не только у населения юго-востока Украины, но и во всем мире.
ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ НА УКРАИНЕ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ
Ольга Кулыгина, доцент кафедры корпоративного менеджмента РЭУ им Г.В. Плеханова
В октябре 1989 года в «Газете корпуса морской пехоты» США была опубликована статья, авторы которой положили начало дискуссии о «войнах четвертого поколения»: «Военные действия четвертого поколения, по всей вероятности, будут в высшей степени рассредоточенными и по большей части неопределенными; разделительная черта между миром и войной будет размыта вплоть до полного исчезновения. Война будет нелинейной в такой степени, что, вполне возможно, в ней будут отсутствовать поддающиеся идентификации поле боя и линии фронта.
Различия между «гражданским» и «военным», вероятно, исчезнут. Действия будут одновременно направлены на всю «глубину» участвующих сторон, включая все их общество, понимаемое не только в его физическом, но и в культурном аспекте».
Очевидно, что противостояние в Донбассе имеет многие признаки «войны четвертого поколения». Сегодня, в период заявленного перемирия и сокращения масштабов боевых действий, представляется возможным оценить промежуточные итоги для вовлеченных в конфликт сторон.
Официальная власть Украины. За время, прошедшее с февральского государственного переворота, пришедшие к власти в Киеве силы достигли существенных успехов внутри страны. От оппонентов было полностью зачищено медийное пространство, взяты под контроль все ключевые государственные структуры, включая вооруженные силы. После проведения президентских выборов режим заручился значимой международной поддержкой. Украинское общество в настоящий момент достаточно консолидировано и пока готово переносить трудности, связанные с текущими экономическими и военными проблемами. Позитивные моменты для правящего режима Украины, собственно, этим и заканчиваются. Негатива уже в настоящий момент гораздо больше, и очевидно, что ситуация будет только ухудшаться. Основные проблемы связаны с экономикой, энергетикой и военной составляющей конфликта на юго-востоке.
По последним данным ООН, число погибших в Донбассе составило 3682, раненых – 8871 человек. Статистику так называемых пропавших без вести Киев не раскрывает. Вероятно, что реальные потери всех сторон существенно выше этих цифр.
Со слов Петра Порошенко, за время «антитеррористической операции» (АТО) Украина потеряла 65% военной техники. Потери авиации в зоне АТО могут быть расценены как ее фактическое уничтожение. С учетом того что в большинстве это были еще советские запасы, восстановить утраченное в ближайшем будущем не представляется возможным.
Отношение руководителей АТО к собственным военнослужащим может быть оценено как откровенно преступное, и украинское общество еще спросит с режима за бездарно загубленные человеческие жизни. Официальный Киев даже не в состоянии обеспечивать и содержать группировку сил АТО.
Методы и средства ведения АТО киевским режимом могут быть расценены как военное преступление. В первую очередь это разворачивание полномасштабной войсковой операции против собственного населения, что напрямую запрещено ст. 17 Конституции Украины. К военным преступлениям относятся: расстрелы пленных; обстрелы гуманитарных конвоев и колонн беженцев; массированные обстрелы РСЗО и артиллерией городов и населенных пунктов Донбасса с использованием против гражданского населения юго-востока запрещенных кассетных боеприпасов; разрушение инфраструктуры региона; использование незаконных вооруженных формирований в виде различных «батальонов» и многое другое.
Новороссия. До вооруженного конфликта юго-восток Украины был одним из самых развитых в экономическом отношении регионов страны. Война ввергла его в состояние гуманитарной катастрофы.
К позитивным результатам можно отнести ликвидацию всей подконтрольной Киеву управленческой системы региона, проведение референдумов о самоопределении ДНР и ЛНР, создание относительно боеспособных вооруженных формирований. Собственно, все. Потерь же гораздо больше. Это в первую очередь гибель большого числа жителей, разрушение населенных пунктов и предприятий региона, отсутствие легитимной властной вертикали, массовый исход населения, очень сложная военная и криминальная обстановка. Численность личного состава вооруженных формирований ДНР и ЛНР не соответствует мобилизационному ресурсу региона. Для части полевых командиров война стала источником личного обогащения.
В настоящее время власти обеих областей не в состоянии обеспечивать свое население минимально необходимым и полностью зависимы от помощи России. Экономика региона в значительной степени разрушена, ее восстановление потребует огромных средств, а впереди зима. Помимо перечисленных существует еще масса менее значимых проблем.
Сейчас, после возвращения большей части беженцев в свои города, необходимо срочно восстанавливать деятельность предприятий и коммунальных служб, чтобы регион мог сам обеспечить себя всем необходимым. Требуется немедленное построение политической и военной вертикалей, включая формирование армии, без наличия которых никакие другие задачи решены не будут. Сегодня особенно необходима борьба с криминалом и разоружение формирований, которые не решают задач по защите Новороссии. Это, разумеется, только первоочередные проблемы, разрешать которые надо было еще вчера.