0
3079
Газета Концепции Интернет-версия

07.08.2015 00:01:00

Духовный базис наших побед

Федор Колпаков

Об авторе: Федор Николаевич Колпаков – член Союза журналистов России, член Российского военно-исторического общества.

Тэги: история, князь владимир, суворов, ушаков, ольга, крещатик, дмитрий донской, пожарский, драгомиров


история, князь владимир, суворов, ушаков, ольга, крещатик, дмитрий донской, пожарский, драгомиров Духовная мощь русских воинов дала им возможность сокрушить всех противников Руси. Виктор Васнецов. Единоборство Пересвета с Челубеем. 1914. Самарский областной художественный музей

28 июля Русская православная церковь и весь народ отметили 1000-летие со дня смерти великого князя киевского Владимира. Событие далеко не рядовое. Свершения, выпавшие на долю этого человека, оказали судьбоносное влияние на всю нашу  историю. Достаточно упомянуть Крещение Руси – исторический выбор, который оказал решающее влияние в том числе на формирование  воинских качеств не только русского, но и всех  славянских народов. При этом о жизни князя Владимира и его воинских делах известно весьма  немного. Еще Николай Костомаров писал: «К сожалению, жизнь его мало нам известна в подробностях, и летописи, сообщающие его историю, передают немало таких черт, в достоверности которых можно скорее сомневаться, чем принимать их на веру».

ПОТОМОК РЮРИКОВИЧЕЙ

Князь Владимир был наследником варяга Рюрика, призванного на Русь в 862 году. Он приходился внуком святой равноапостольной княгине Ольги, сыном князю Святославу. Его мать – Малуша – была славянкой, дочерью Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, древлянским князем. Приведя с исключительной настойчивостью, изобретательностью и жесткостью к покорности древлянских славян,  княгиня Ольга повелела казнить Малка, которого сватали за нее после гибели Игоря. Детей Малка – Добрыню и Малушу – она взяла к себе и воспитала. Добрыня вырос храбрым и сильным воином, был помощником своему племяннику Владимиру в воинских делах и вопросах управления государством. 

Малушу полюбил сын Ольги – Святослав. Этот выбор разгневал Ольгу, которая после визита в Константинополь и больших переговоров по вопросу возможности династического союза очень рассчитывала на брак сына с одной из наследниц Византийской короны. В гневе она отправляет свою ключницу в местечко неподалеку от Выбут. Здесь-то около 960 года и появился на свет мальчик, которому дали русское языческое имя Володимир – владеющий миром.

Судьба Владимира – судьба человека, жизнь которого была зримо разделена на две части – до крещения и после. До крещения – это страстный, истовый, сильный князь-воин, любящий пиры и походы. Крещение Владимира состоялось в Херсонесе. Об этом событии летописец повествует так: «Бысть же в крещение его чудо, подобное оному, еже в Дамасце (Дамаске) на Савле (св. ап. Павле), Церковь Божию гонившем, егда бо Владимир ослеплен сый очима, вниде во святую купель, а епископ по чину крещения возложи на него руку, абие отпаде от очес его слепота яко чешуя, и прозре, и прослави Бога, яко приведе его в истинную веру». По возвращении в Киев Владимир подготовил и привел в вере Христовой своих сыновей. Он совершил это в источнике, который на века получил после этого название – Крещатик. И христианство навсегда пришло на землю восточных славян.

ЖИЗНЬ ПО-НОВОМУ

И вот после крещения перед нами предстает другой человек, другой князь. Его пиры, поражавшие языческой безудержностью, огромное число наложниц, воздвижение языческих капищ и жертвоприношения им уходят в прошлое. Владимир сам становится низвергателем языческих требищ, на месте которых зачастую воздвигаются христианские соборы и храмы. А в Киеве на месте дома убитых христиан Феодора и Иоанна им была построена первая каменная Десятинная церковь во имя Божией Матери.

Значение этого судьбоносного выбора для многочисленных славянских народов: полян, древлян, дреговичей, радимичей, вятичей, кривичей, населявших в те далекие годы эту землю, трудно переоценить. Спустя всего лишь шесть десятилетий, в первом по времени создания в Русской православной церкви творении «Слове о законе и благодати» святитель Киевский Илларион скажет: «Все страны, и города, и народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей… великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира».

С этого именно момента неукротимый нрав славянских народов получил то горнило, из которого со временем выйдет неповторимый дух воина-защитника, заслуживший слова искреннего восхищения и уважение из уст многих народов мира. И, безусловно, надо признать, что истоки его появления, преображения берут свое начало в днепровской купели, устроенной князем Владимиром.

Духовные и нравственные традиции и правила, привнесенные в жизнь и существо нашего народа православным христианством, являлись и являются важнейшим условием существования нашего народа и страны в целом.

Изменения, коснувшиеся личности князя Владимира, были результатом его духовного выбора и духовной работы, которые были сжаты в небольшой отрезок времени. В масштабах целого народа эти изменения происходили значительно дольше. Еще дольше пришлось ждать проявления их в таком непростом духовном делании, каким является ратная служба. Их проявлением стали подвиги святых воинов – защитников Руси, чьи имена уже долгое время стоят в одном ряду с именем святого Владимира. Александр Невский, Дмитрий Донской – святые князья-воины; Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, патриоты страны, чей гражданский подвиг и нравственный образ, являются многие столетия примером для граждан страны.

Квинтесенцией этих духовных преобразований только спустя несколько столетий станут труды выдающихся полководцев и военных мыслителей нашей страны – Александра Суворова и Федора Ушакова. Блистательный XVIII век, «век русской воинской славы», покажет всем преимущества духовно-воинского сплава, перерождения, произошедшего во времена св. князя Владимира. Реальным воплощением этих достоинств станут не только блестящие победы, сражения и штурмы, но письменное наследие этих полководцев, спустя некоторое время продолженное и расширенное военачальниками и военными педагогами, которые с гордостью считали себя наследниками Суворова и Ушакова.

Несколько выхолощенный, утративший в силу различных причин в советский период духовную и религиозную традицию, этот опыт, вместе с тем стал основой побед нашего народа в современной истории. Возвращение и восстановление полноты этих учений можно считать залогом мощи нашего народа, основой духовного и морально-психологического состояния армии.

НАУКА ПОБЕЖДАТЬ

Жизнь Суворова и Ушакова, оставленные ими труды рисуют перед нами образ глубоко верующих православных христиан, которые и в своем профессиональном делании искали и находили глубочайшие религиозные корни и основания. Прославление Русской православной церковью адмирала Федора Ушакова в 2001 году в лике святых только закрепило этот вывод и утверждение.

Знаменитый и самый известный труд генералиссимуса Александра Суворова – «Наука побеждать». Эта книга известна многим, самые памятные ее части многие люди успешно цитируют. И это притом, что в СССР «Наука побеждать» была издана лишь дважды и то небольшими тиражами. Правда, крупнейшие отечественные издательства – Политиздат и Воениздат – публиковали выдержки из этой книги, но в очень урезанном виде. Только в 1996 году «Наука побеждать» вышла в полном объеме. Репринтное издание военного книгоиздателя В. Жукова, которое вышло в 1913 году, позволило нам прикоснуться к полноте незаурядного, мастерского труда великого русского воина и гражданина.

Кроме собственно взглядов на военное дело Суворов отвечал на важные вопросы государственного устройства. Смело, содержательно и образно доказывал преимущества самодержавного государственного строя России. В советских изданиях некоторые части его книги были усечены; где можно были убраны религиозные составляющие его неподражаемой «Науки побеждать».

Все содержание труда было пронизано верою его автора, несло в себе луч евангельского света. В простом обозрении его книга имела выдержки из Библии, короткие молитвы, которые, по мнению самого Суворова, должны были дать ответ на существо воинского дела в нашем народе. Во многих выводах и постулатах его победоносной теории явно проявляется свойственная для всего истинного христианства трихотомия. Один из самых ярких и самых памятных примеров – три основы суворовской тактики, известные без исключения всем: глазомер, быстрота, натиск. Другое поучение, вышедшее за рамки самой «Науки побеждать»: солдату – бодрость, офицеру – храбрость, генералу – мужество, также гениально представлено в трех частях.

Сокральность числа семь в поучении Александра Васильевича выражается семью законами войны, для выполнения которых существует учение о войне и бое. Эти законы, дополненные, в издании В. Жукова собственноручными рисунками полководца, являются одним из самых ярких образцов его духовной и полководческой мысли и искусства.

Практически неотличимой калькой евангельских постулатов Спасителя предстают перед нами некоторые аргументы в труде Суворова. «В малом неверный и в большом не верен», – по-своему перерабатывает слова Иисуса Христа генералиссимус Суворов. Однажды сказанное Спасителем поучение воинам находит свое закрепление и продолжение в учении Александра Васильевича: «Обывателя не обижай! – он нас кормит. Солдат не разбойник». Светом иноческого, монашеского подвига звучат слова полководца: «Победи себя, будешь непобедим».

Словно укоряя современных ему фарисеев и законников от воинского дела, величайший из воинских начальников говорит: «Будь проклято педантство и мелочное копание!». Какая мысль! Сколько живой человеческой энергии разбилось о бастионы буквоедства, сколько созидательной мощи нашего воинства с той поры до сегодняшних дней, буквально, завалено в катакомбах этого мелочного, пусть даже и уставного копания!

Подводя итоги своей работы, Суворов выводит, что «вера и начальство – вот два основных столпа единодержавной государственности, поднимающей высоко дух войска правильным воспитательным началом». Жирной точкой его работы стали слова, записанные в «капральской тетради» великого русского полководца: «Молись Богу – от Него победа!»

Суворов не был лишь сухим теоретиком христианского воинского воспитания. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» (Мф. 7, 17). Воспитанный им в вере, ставший сам генералом, его сын Аркадий Александрович самой своей жизнью выполнил главное христианское упование: «Нет выше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). В 1811 году генерал-лейтенант князь Аркадий Суворов-Рымникский погибнет, спасая тонущего в реке Рымник русского солдата.

Христианская вера и богатые воинские традиции привели к появлению уникального народа-воина. 	Фото с сайта www.wikipedia.org
Христианская вера и богатые воинские традиции привели к появлению уникального народа-воина. Фото с сайта www.wikipedia.org

НАСЛЕДНИКИ СЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ

Вторит идеям и идеалам Александра Суворова его современник, непобедимый русский флотоводец адмирал Федор Федорович Ушаков. Некоторые части его объемного труда «О нравственном образовании военных людей» находятся словно, на перекрестке Моисеевых заповедей Ветхого Завета и Нагорной проповеди Иисуса Христа. «В честности непоколебим и понятия его об истиной честности чужды всякого заблуждения. Корыстолюбием гнушается, благотворителен и благодарен. Враг зависти, ненависти, коварности и всех пороков», – приводит Ушаков обязанности гражданина и человека.

Продолжением этого духовного поиска и воинского творчества стали работы последователей и наследников Суворова и Ушакова. XIX век стал для нашей армии веком непростых поисков и внутреннего развития. Именно в это время и в этих условиях появляется целая плеяда военачальников, которые активно и творчески развивали наследие своих великих предшественников, теорией и практикой подтверждая истинность и громадный потенциал духовного выбора, который был совершен князем Владимиром.

Среди этих военачальников главными ориентирами стоят труды и мысли Михаила Ивановича Драгомирова, Михаила Дмитриевича Скобелева, Николая Дмитриевича Бутовского, Степана Осиповича Макарова, Михаила Сергеевича Галкина, Антония Михайловича Дмитриевского. Именно эти полководцы и военные теоретики стали своего рода популяризаторами русской духовной воинской традиции, простым и понятным языком своих работ формулируя важнейшие моральные каноны армейской жизни и службы.

Одними из самых ярких по праву считаются работы Михаила Ивановича Драгомирова. Важнейшие моральные выводы его творчества естественным образом перекликаются с законами духовной жизни, которые были изложены святыми евангелистами.

«Не думай о себе, думай о товарищах; товарищи о тебе подумают» – вот первая воинская заповедь, – пишет Драгомиров в одной из своих работ и далее продолжает: – в ней корень долга и самоотвержения, не вынужденных, но от сердца идущих; в сознании ее единственный залог того, чтобы войско было одним телом, имело одну душу». Духом христианской любви звучат другие слова этого выдающегося русского военачальника и христианского военного педагога: «Выше всего стоит готовность страдать и умирать, то есть самоотвержение… оно дает силу терпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви».

Подобно Суворову и многим другим прославленным русским военачальникам, Михаил Иванович был воином-христианином, не на словах только, но и на деле, в частности в семье. Он воспитал шестерых сыновей, которые стали офицерами и генералами. Более других, пожалуй, заслужил известность Абрам Михайлович Драгомиров, участник Первой мировой и Гражданской войн, кавалер многих российских наград. Он, кстати, к моменту своей смерти в 1955 году был последним кавалером ордена Святого великомученика Георгия Победоносца, высокого, «генеральского», III класса.

Перекликаются с уже известным высказыванием Александра Васильевича Суворова требования одного из приказов Михаила Дмитриевича Скобелева. В нем «белый генерал», в частности, отмечает: «Начальник, допускающий в своих войсках грабеж, насилие над жителями и пленными, кладет самые пагубные основы для нравственного разложения войск и залог их верного поражения неприятелем». Он же в одной из своих работ выводит формулу соотношения духовного и физического начала войск. «Известно, что на войне нравственный элемент относится к физическому, как 3:1. Вследствие этого внимание офицеров должно быть обращено на поддержание нравственного элемента в части этого труднообъяснимого понятия, называемого духом части, как на походе, так и в бою», – пишет Скобелев. Здесь он отмечает практически данное в ощущении присутствие в жизни армии и нашего воинства третьей ипостаси Пресвятой Троицы, в чьем деятельном присутствии также не сомневались Суворов, Ушаков и их многочисленные последователи.

Многие высказывания Михаила Скобелева, положения его приказов были пронизаны словами деятельной христианской любви, которая единственно заставляет преображаться душу воина. «Неустанная заботливость о солдате, любовь к нему, делом доказанная, лучший залог к победе». Именно эта возможность, насущная потребность души к совершенствованию и преображению путем непрестанной духовной работы были рассмотрены в православии князем Владимиром несколько столетий назад.

НОВЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

Если внимательно взглянуть на многие практические детали армейской действительности, существовавшей в России или Советском Союзе, мы обнаружим известные всем христианам аналогии, которые были почерпнуты в Священном Предании. К примеру, известная всем система воинских званий, представляющая собой триаду: «солдаты – офицеры – генералы», взята из церковной иерархии, которая, в свою очередь, представляет отражение представления Церкви об ангельских чинах. Само слово «иерархия», по-настоящему может быть использовано только для обозначения церковного священноначалия. Однако за прошедшие века лучше слова для обозначения любого другого чиноначалия создано не было даже великим и могучим русским языком.

Поиск новых форм христианского воспитания наших воинов зачастую приводил к появлению книг или изданий с названиями, по-своему известными в христианстве. Одним из ярких примеров можно назвать «Катехизис русского солдата», который был составлен Н. Шалапутиным и издан в 1913 году в Москве. Эта книга со временем могла стать в один ряд с таким известным духовно-просветительским произведением, как «Православный катехизис» Филарета митрополита Московского. Построенная в традициях «Катехизиса» Святителя Филарета, в форме ответа на вопросы, она дает широкий спектр знаний воину о важнейших сторонах государственного устройства и государственной истории, духовной жизни и вероучения, военного дела и воинского воспитания. По духу этот труд Н. Шалапутина (к сожалению, сложно что-то сказать о личности и судьбе автора) перекликается с «Катехизисом Суворова», как иногда называют непревзойденную суворовскую «Науку побеждать».

Заметная часть «Катехизиса русского солдата» была посвящена духовному возрастанию воина. Некоторые его части так и назывались: «Патриотизм», «Дух солдата» или «Дух сильнее тела». Под духом солдата автор в широком смысле подразумевал «душевное состояние, его самочувствие, его мысли и надежды».

Плоды этой многовековой созидательной духовной работы, заложенной в православии, смогли пробиться даже через тернии. Отдавая должное большой идеологической и воспитательной работе, которую провело государство и общество после установления советской власти, надо признать, что многовековые христианские воинские традиции в том числе оказали заметное влияние на формирование патриотизма нашего народа, стали основой духовной победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Всесоюзная перепись населения, проведенная в 1936 году, показала, что больше половины советских людей, несмотря на агрессивную антирелигиозную политику и работу властей, считали себя верующими. Это были те 56% наших людей, через сердца которых проходит «поле духовной брани», борьбы, в которой лишить себя жизни – страшный грех, а заслонить собою командира или броситься в горящий танк на выручку погибающему товарищу – величайший воинский и христианский подвиг. Таким было и остается воинское служение, защита своей веры, своей земли, своего народа.

О БРАТЬЯХ И СЕСТРАХ

Несколько слов хотелось бы сказать и о памятном выступлении Иосифа Виссарионовича Сталина по радио 3 июля 1941 года, а точнее, о появлении самых известных «Братья и сестры! Друзья мои!». Мне посчастливилось в фотоальбоме «Сталин. Великая битва за Москву» Издательского дома «Достоинство» увидеть фрагмент рукописи этого выступления, собственноручно написанного Сталиным. В начале выступления рукой председателя ГКО было выведено традиционное обращение «Товарищи!». Утром 3 июля, придя в специально оборудованную комнату в Кремле, после объявления, сделанного Юрием Левитаном, Сталин начал выступление. И в этот момент из глубины души, из пережитого и услышанного в духовной семинарии, в великий момент трагедии и торжества нашего народа Сталин, волнуясь, произносит свои знаменитые слова, которые удивили людей, в одночасье ставших братьями и сестрами.

Эту религиозную связь признавал даже наш страшный и сильный противник, с которым пришлось вести борьбу нашим дедам и прадедам в годы Великой Отечественной войны. Восхищаясь защитниками дотов Севастополя (каким удивительным образом этот город раз от раза встает в военной истории страны), министр народного просвещения и пропаганды рейха Йозеф Геббельс писал: «Храбрость – это мужество, вдохновленное духовностью».

Этот подвиг самой своей жизнью показали святые защитники нашей земли: Александр Невский и Дмитрий Донской, о нем говорили в своих приказах Александр Суворов и Федор Ушаков. Именно это бесценное ядро рассмотрел и оценил святой князь Владимир в духовной традиции восточного христианства.

Современник святого князя Владимира Киевского святитель Илларион нашел верную интонацию духовного наследия, всего сделанного крестителем Земли Русской: «Святой Владимир не в худой и не в неведомой земле владычествовал, но в Русской, которая ведома и слышима всеми концами земли».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
296
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1312
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1925
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1344

Другие новости