0
14472
Газета Концепции Интернет-версия

15.01.2016 00:01:00

Победа в войне должна быть достигнута еще до первого выстрела

Василий Микрюков

Об авторе: Василий Юрьевич Микрюков – доктор педагогических наук, кандидат технических наук, действительный член Академии военных наук, СНС по специальности «Оперативное искусство в целом и по видам ВС, родам войск и специальным войскам», заслуженный деятель науки и образования.

Тэги: исламское государство, сша, интернет, соцсети, сми, пропаганда, информационная война


исламское государство, сша, интернет, соцсети, сми, пропаганда, информационная война Хакеры-террористы регулярно взламывают сайты Пентагона, доказывая тем самым их уязвимость. Фото Reuters

Военная операция России против запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ) вызвала шквал антироссийской информационно-психологической истерии со стороны западных стран. Используя средства массовой информации и коммуникации, западные страны продолжают нагнетать атмосферу враждебного отношения к руководству России и проводимой им политики. К антироссийскому хору западных стран присоединились представители отечественной «пятой колонны», по большому счету ведущие подрывную диверсионную деятельность внутри страны. В результате разнузданного информационно-психологического воздействия подрывается международный авторитет России, формируются протестные настроения внутри страны, наносится колоссальный ущерб государству во всех сферах его жизнедеятельности. В связи с этим возникает необходимость более пристального внимания к информационно-психологическому противоборству, тщательному анализу его характерных черт и особенностей.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ПРОТИВОБОРСТВА

Информационно-психологическое противоборство имеет давнюю историю. Оно возникло одновременно с появлением вооруженного противоборства как составная часть вооруженной борьбы в виде психологического средства ослабления боевой мощи противника и поднятия боевого духа своих войск.

В настоящее время информационно-психологическое противоборство выделилось в самостоятельную форму борьбы, которая может вестись как без непосредственного применения военного насилия, так и в сочетании с военной силой. Для многих государств информационно-психологическое противоборство, особенно проявляющееся в наиболее острых и агрессивных формах, стало крайне опасным явлением.

Научно-технический прогресс в области информационно-коммуникационных технологий, стирающих национальные границы, и успехи социальной психологии в сфере изучения поведения масс вынуждают руководство ведущих мировых держав пересматривать свои военные концепции. Распространяется практика целенаправленного информационно-психологического давления, наносящего существенный ущерб национальным интересам противоборствующих государств.

В настоящее время руководством США проведение мероприятий по информационно-психологическому воздействию на военно-политическое руководство и общественное мнение различных стран, на мировое сообщество в целом возводится в статус основного содержания подготовки к военным действиям.

Цель информационно-психологического противоборства – управлять людьми, заставив население страны-жертвы поддерживать агрессора, действуя вопреки своим интересам, не задействуя имеющиеся социально-психологические защитные механизмы.

По этому поводу американский публицист Роберт Грин пишет: «Влияйте на людей так, чтобы они делали те выводы, которые желательны для вас, полагая при этом, что додумались до искомого самостоятельно».

По утверждению сотрудников Белорусского регионального отделения Академии военных наук РФ Ю.Е. Кулешова, Б.Б. Жутдиева и Д.А. Федорова, цель информационно-психологического противоборства достигается решением следующих задач:

– подмена у граждан традиционных нравственных ценностей и ориентиров, создание атмосферы бездуховности, разрушение национальных духовно-нравственных традиций и культивирование негативного отношения к культурному наследию противника;

– манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны по осуществлению так называемых «демократических преобразований» в интересах создания обстановки политической напряженности и хаоса;

– дезорганизация системы госуправления, создание препятствий функционированию государственных институтов;

– дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями в целях провокации конфликтов, нагнетания атмосферы недоверия органам госуправления;

– обострение политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции – сети неправительственных организаций (так называемых «демократических сил») и отдельных «независимых» активистов;

– снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления в целях затруднения принятия важных решений;

– дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;

– провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений;

– мобилизация протестных настроений и инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций экономического протеста;

– подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;

– нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.

При информационно-психологическом противоборстве объектами воздействия и защиты являются население и личный состав вооруженных сил противостоящих сторон, а также системы формирования общественного мнения и принятия решений, к которым относятся политическое и военное руководство.

В качестве основных средств информационно-психологического противоборства выступают информационно-коммуникационные сети, сети связи, военная информационная инфраструктура, средства массовой информации.

Анализ ведения на современном этапе информационно-психологического противоборства позволяет выделить несколько основных тенденций развития средств и способов, которые в ближайшем будущем будут определять его сущность и характер.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Социальные сети являются новым современным инструментом, используемым в интересах активации протестных настроений, координации действий протестующих, информирования международной общественности о происходящих событиях.

Информационные потоки из социальных сетей Facebook и Twitter посредством рассылки сообщений о протестных акциях на электронную почту и мобильные телефоны пользователей позволяют собирать критическую массу людей в нужное время и в нужном месте.

По оценке специалистов, общение в Facebook или Twitter создает у людей чувство сопричастности, а выкладывание фотографий или видеороликов обеспечивает эффект присутствия. Благодаря этому о событиях мгновенно узнают миллионы людей за рубежом, которые могут включиться в борьбу, потребовав от своих правительств решительных действий в поддержку той или иной противоборствующей стороны.

Таким образом, вовлечение населения в социальные виртуальные сети является новым перспективным методом манипулирования сознанием людей, позволяющим мобилизовать граждан на нужные действия, находясь вдалеке от эпицентра событий.

В настоящее время в США разработана программа по управлению личностями (Persona Management Software), с помощью которой можно создавать и управлять фиктивными аккаунтами соцсетей, чтобы искажать правду и создавать впечатление, будто существует общепринятое мнение по спорным вопросам. Программа позволяет небольшому числу людей сообщать и пропагандировать ложные сведения, создавая при этом за счет «армии» фиктивных пользователей впечатление всеобщего их признания. С помощью программы можно также следить за общественным мнением и находить подлинные точки зрения, чтобы затем с помощью «фиктивных» людей проводить грязные кампании по искажению этих точек зрения и дискредитации «реальных» людей, их исповедующих.

В современном мире разложение государственности, в том числе и российской, происходит в результате деятельности транснациональных медиакорпораций (ТНК-медиа), осуществляющих трансграничную деятельность через многоступенчатую сеть филиалов, дочерних предприятий, аффилированных компаний и других ресурсов.

Будучи взаимосвязанными с международными политическими и экономическими структурами, ТНК-медиа способствуют ослаблению национального государства посредством информационного воздействия. Для воздействия на принятие решений государственными и межгосударственными структурами ТНК-медиа используют, например, информационное давление или контроль «глобальной политической повестки дня». Для этого они стремятся приобретать наиболее популярные интернет-ресурсы, социальные сети и другие медиа. В результате возрастает их «информационная сила», под которой понимается бесконечный, но управляемый поток информационных ресурсов в сфере глобальной политики и международных отношений. Воздействие этой силы способно привести к дезинтеграции общества, децентрализации государственной власти, виртуализации жизни, асимметрии между экономической и политической сферами социума, революции в средствах обеспечения безопасности.

На отечественный рынок ТНК-медиа стали проникать в период гласности во второй половине 80-х годов прошлого века и сыграли не последнюю роль в развале СССР. В настоящее время зарубежные ТНК-медиа огромное внимание уделяют различного рода проблемам в России и под видом защиты прав граждан распространяют на своих ресурсах антироссийскую информацию. Попытка государства противостоять информационному давлению ТНК-медиа позиционируется в зарубежных источниках как ограничение свободы слова.

В этих условиях актуальной задачей российского правительства становится разработка программы информационного противодействия ТНК-медиа, направленной на изобличение недобросовестных и лживых сообщений, распространяемых в социальных сетях и интернет-ресурсах, минимизацию их негативного воздействия на общественное мнение внутри страны и за рубежом, а также на расширение влияния российских медиаресурсов на международной арене. В рамках этой программы правительством России должны быть инициированы законопроекты, обеспечивающие действенный контроль государства над средствами массовой коммуникации и ограничивающие влияние ТНК-медиа на российскую аудиторию.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Современные технологии позволяют агитаторам террористических организаций проникать непосредственно в мобильные устройства граждан. 	Фото Reuters
Современные технологии позволяют агитаторам террористических организаций проникать непосредственно в мобильные устройства граждан. Фото Reuters

Средства массовой информации (СМИ) включают в себя расширенный арсенал способов воздействия на психику индивида и масс с целью внедрения в подсознание психологических установок и формирования паттернов поведения в бессознательном психики. К средствам массовой информации относятся телевидение, пресса, радио, кинематограф, театр, цирк, все зрелищные мероприятия и литература, видеофильмы, щитовая реклама и реклама на транспорте, звукозаписи и видеозаписи и т.п., с помощью чего можно воздействовать на массовую аудиторию.

Из всех СМИ по наивысшему манипулятивному эффекту выделяется телевидение.

При просмотре телепередач любой направленности у человека работает преимущественно правое полушарие головного мозга. Правое полушарие мыслит образами и отвечает за комплексное видение мира, то есть компонует отдельные кадры увиденного в единую целостную композицию. При этом выключается работа левого полушария с его аналитическим мышлением. Таким образом, вся увиденная посредством просмотра телевизора информация беспрепятственно проникает в подсознание, где формирует соответствующие психологические установки и паттерны поведения. В результате этого спонсоры телеканалов программируют население страны на выполнение заданных действий, практически не оставляя человеку шансов к сопротивлению, используя свои силы.

Кроме того, «нужная» информация обязательно часто повторяется. В этом случае применяется еще один важный принцип гипноза. Повторение резко усиливает силу внушения, низводя в итоге поведение многих людей до уровня обычных рефлексов нервной системы.

Особую опасность представляет просмотр телевидения для детей. В отношении манипулятивного воздействия, направленного на детей, следует говорить, что у детей в силу возраста не сформирован навык осмысления информации, которая подается посредством телепоказа.

Не меньшую опасность телевидение оказывает на психику взрослых людей.

Телевидение с его огромным потоком зрительной информации, быстрой сменой изображений не дает возможность вернуться назад и еще раз просмотреть недостаточно понятые кадры, а значит – осмыслить их.

Во время просмотра телепередачи мозг зрителей подключается к единой системе, которая посредством знаков и символов, представляющих кодированный сигнал, формирует соответствующие психологические установки в подсознании человека. Таким образом, зрители получают определенный код. Будучи закодированными, они начинают мыслить в заданных манипуляторами алгоритмах.

Телевидение – это духовный наркотик, как сказал когда-то профессор С.Г. Кара-Мурза. По его мнению, воздействие телевидения таково, что человек утрачивает свободу воли и проводит у экрана гораздо больше времени, чем требуют его потребности в информации и развлечении. При этом, как и в случае наркозависимости, человек продолжает смотреть телевизор, даже если понимает его вред.

Смонтированные и отретушированные в спецлабораториях репортажи «с места событий» позволяют создавать атмосферу массового психоза, способствовать дестабилизации обстановки в мире, формировать соответствующее мировое общественное мнение.

Основными способами манипулирования информацией, используемыми СМИ, по утверждению Ю.Е. Кулешова, Б.Б. Жутдиева и Д.А. Федорова, являются:

– откровенная ложь в целях дезинформации населения своей страны и зарубежной общественности;

– сокрытие критически важной информации;

– погружение ценной информации в массив информационного мусора;

– упрощение, утверждение и повторение (внушение);

– подмена терминологии: применение понятий и терминов, смысл которых не ясен или претерпел качественные изменения, что затрудняет формирование реальной картины события;

– введение табу на определенные виды информации и разделы новостей;

– узнавание образа: известные политические деятели, представители шоу-бизнеса могут участвовать в заказных политических акциях, оказывая тем самым определенное влияние на мировоззрение их поклонников;

– подача негативной информации, которая лучше воспринимается аудиторией по сравнению с позитивными новостями.

Телевидение и другие СМИ (радио, кинематограф, газеты, журналы и проч.) своей деятельностью изменяют привычки людей, вводя им в подсознание новые установки, инициируемые Западом и их агентами влияния. Происходит зомбирование массового сознания. И закодированные люди действуют в интересах своих идеологических противников, об этом даже не подозревая.

Последние десятилетия жизни нашей страны были отмечены невероятным аморальным давлением СМИ на общество, практически лишенное в этой сфере каких-либо средств контроля. Некоторые СМИ занимались насаждением «демократии» в виде правового нигилизма и вседозволенности, культивированием насилия и моральной дезадаптации, пропагандой самых разнузданных нравов и противоестественного образа жизни – нудизма, гомосексуализма, феминизма, трансексуализма. Пагубное воздействие таких СМИ состоит в том, что они формируют неправильные представления о смысле человеческой жизни. Поэтому для собственной же безопасности в стране необходима выработка критического отношения к информации, распространяемой СМИ. Исчезновение устойчивой национально-культурной идентичности, отказ от духовно-нравственных ценностей российского народа – путь к исчезновению нации как таковой.

К сожалению, правительство мало озабочено сложившейся в СМИ ситуации. Это проявляется в ненадлежащем контроле за деятельностью телеканалов, издательств, попустительстве при выдаче лицензий на теле- и радиовещание, отсутствие цензуры за тем, что демонстрируется на экранах кинотеатров и телевизоров, печатается в книгах, газетах и журналах, публикуется в Интернете. Все это приводит к духовно-нравственному обнищанию и растлению российских граждан.

В этом плане хотелось бы привести в пример западные страны, во многих из которых приняты законы, предусматривающие суровое уголовное наказание за критику в адрес властных структур и силовых ведомств. Многолетнее тюремное заключение грозит тем, кто посмеет критиковать конституционный строй и политику государства. Можно критиковать частные компании, банки, биржи, отдельных политиков и бизнесменов, но никак не властные структуры.

16 мая 1918 года Конгресс США принял поправку к «Акту о шпионаже», действующую до сих пор, согласно которой тем, кто «высказывается устно ли письменно в нелояльном, хулительном, грубом или оскорбительном тоне о форме государственного устройства или в отношении Конституции Соединенных Штатов, или в отношении вооруженных сил», грозит до 20 лет тюремного заключения.

В интересах обеспечения безопасности государства неплохо было бы и России перенять опыт западных стран в отношении СМИ и отдельных его представителей.

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Нейролингвистическое программирование (НЛП) является одним из новых методов воздействия на мозг и психическое состояние человека.

Каждый человек имеет ту или иную картину мира (события), которая закреплена в его психике в качестве определенного стереотипа. В глубине своей эта картина состоит из реакций мозга на те или иные сочетания звуков, красок, цветов, зрительных образов и т.д.

Влиянием на эти образы и стереотипы определенным набором звуков, зрительных образов, слов и мыслеконструкций (способ подачи информации в форме, удобной для восприятия собеседником, но создающей необходимые изменения его прежних стереотипов и поведенческих констант) можно добиваться собственных заведомо определенных целей.

В связи с тем, что в любом процессе управления важнейшим элементом является непосредственное общение лиц, принимающих решения, или готовящих это решение специалистов, НЛП можно рассматривать как один из способов информационно-психологического противоборства.

Проблема использования НЛП в настоящее время актуальна как никогда в связи с ростом воздействия на сознание человека со стороны всех частей и сфер бытия социума (политиков, СМИ, рекламы, семьи, корпорации и так далее).

Для противодействия НЛП необходимо прежде всего исключить возможность воздействия на мозг и психическое состояние людей с использованием СМИ и коммуникации. Для этого необходимо ужесточить цензуру на телевидении, радио, в Интернете. Необходимо поставить преграду для деятельности всякого рода «специалистам», проводящим сеансы психического воздействия на массовую аудиторию. С другой стороны, необходимо прилагать огромные усилия по воспитанию силы воли людей, уменьшению их склонности к внушаемости, развитию их критического мышления.

КОГНИТИВНОЕ ОРУЖИЕ

Когнитивное оружие, по определению российского ученого С.С. Сулакшина, – это внедрение в интеллектуальную среду страны противника ложных научных теорий, парадигм, концепций, стратегий, влияющих на ее государственное управление в сторону ослабления оборонно значимых национальных потенциалов.

В практическом применении ложные научные теории, парадигмы, концепции, стратегии превращаются в оружие огромной разрушительной силы, поражающее национальную науку и образование, государственное управление, экономику, оборону.

Сулакшин приводит следующие примеры применения когнитивного оружия в современной России: теория постиндустриализма; теория монетаризма; теория радикального либерализма в экономике; концепция опережения производительности труда по отношению к оплате труда (в условиях заниженной оплаты труда); миграционная тематика; тематика реорганизации контура образования в Российской академии наук и др.

Наряду с ложными теориями Западом осуществляется вброс ложных сведений о тенденциях в развитии современной науки вообще и военной науки в частности с целью направить научные исследования по неверному пути.

Например, в настоящее время США активно вводится положение о том, что будущие войны будут, как правило, бесконтактными, с использованием в основном неядерных высокоточных средств. Если эта точка зрения станет преобладающей, то ВС России будут готовиться к войне, в которой у них не будет шансов на победу (запрограммированное поражение).

Но если в качестве «асимметричного ответа» готовить контактную войну с применением всего имеющегося в стране арсенала вооружения и военной техники, то и характер, и финал такой будущей войны будут иными.

Для противодействия когнитивному оружию необходимо прежде всего верифицировать научные теории, парадигмы, концепции, стратегии и определить тех «псевдоученых» и те общественные и государственные институты, которые являются генераторами ложных, подставных, подрывных теорий.

Для верификации научных теорий, парадигм, концепций, стратегий необходимо сформировать национальное стратегическое интеллектуальное научно-экспертное направление и национальный стратегический интеллектуальный центр под непосредственным руководством  правительства РФ.

На основе верификации деятельность «псевдоученых», общественных и государственных институтов, направленная на поражение когнитивного потенциала страны, должна быть пресечена, институты должны быть расформированы, а «псевдоученые» – понести самое суровое наказание за подрыв обороноспособности страны и измену Родине.

Национальный стратегический интеллектуальный центр должен разрабатывать достоверные верифицированные национально ориентированные стратегии, программы, теории развития и проекты государственных управленческих решений, содействовать научной деятельности в интересах нацбезопасности, вырабатывать методы противодействия интеллектуальным диверсиям.

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОБОРСТВА РОССИИ

Информационно-психологическое противоборство России должно вестись не разрозненно и разнопланово по отдельным источникам и целям, а системно и одновременно по всем направлениям.

При планировании и практической реализации информационно-психологического противоборства необходимо руководствоваться следующими, установленными Ю.Е. Кулешовым, Б.Б. Жутдиевым и Д.А. Федоровым, принципами:

– непрерывность и гибкость информационно-психологического воздействия;

– оперативность и гибкость проводимых мероприятий информационно-психологического противоборства;

– наступательность, агрессивность и инициативность;

– конкретность;

– идейно-политическая направленность.

Система информационно-психологического противоборства России может быть сформирована в таком виде:

– государственный совет по информационно-психологическому противоборству при президенте Российской Федерации;

– региональные советы по информационно-психологическому противоборству при полномочных представителях президента России в федеральных округах;

– советник президента России по вопросам информационно-психологического противоборства;

– национальный стратегический интеллектуальный центр при правительстве РФ;

– координационные советы по информационно-психологическому противоборству при федеральных министерствах Российской Федерации;

– межведомственный координационный центр по информационно-психологическому противоборству;

– консультативная комиссия по законодательному противодействию операциям информационно-психологической борьбы против руководства и населения России;

– государственный комитет по контролю социальных сетей и интернет-ресурсов;

– государственный комитет по контролю средств массовой информации;

– управление военной цензуры Генерального штаба ВС РФ;

– управление информационно-психологической безопасности России.

Такая система способна эффективно противодействовать угрозам информационно-психологической безопасности России как в настоящее время, так и в будущем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1547
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1748
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1855
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4212

Другие новости