Ушедший со своего поста генерал Филип Бридлав может вздохнуть с облегчением – ему больше не придется «сдерживать агрессивную Россию». Фото Reuters
Профильные комитеты конгресса США приступили к рассмотрению бюджетной заявки Пентагона на 2017 финансовый год (ФГ). Этот многофазовый процесс, который будет продолжаться в течение года и закончится в декабре подписанием президентом США Бараком Обамой закона о национальной обороне (National Defense Authorization Act – NDAA), начался 9 февраля текущего года, когда парламентарии получили от главы Белого дома проект ассигнований на обеспечение национальной обороны. Общий объем бюджетных документов Пентагона, в которых досконально расписаны объемы средств, необходимых военному ведомству для решения стоящих перед ним задач, составляет несколько тысяч страниц.
ФИНАНСОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ЗАДАЧИ ПЕНТАГОНА
В 2017 финансовом году МО США хочет получить от парламентариев 582,7 млрд долл., включая 523,9 млрд так называемых базовых ассигнований, то есть средств, необходимых Пентагону для содержания войск, их обучения и оснащения современными вооружениями. 58,8 млрд предполагается истратить на военные операции в зарубежных странах, необходимых Америке для поддержания мирового лидерства, для подавления неугодных режимов и для борьбы с мировым террором.
Несмотря на все разговоры о сокращении военных расходов, запросы американских вояк продолжают расти, и в будущем году они намерены получить на 2,4 млрд долл. больше, чем в текущем. Лидеры Пентагона объясняют свои финансовые намерения осложнением международной обстановки и необходимостью ВС США поддерживать и наращивать военное превосходство над армиями других стран.
Они утверждают, что на современном этапе значительно изменилась стратегическая обстановка в Азии, на Ближнем Востоке и в Европе и Америке приходится сталкиваться со все возрастающими угрозами национальной безопасности, которые часто носят совершенно неожиданный характер. Поэтому ВС США должны управляться начальниками, имеющими новое понимание ситуации в мире, состояние войск должно соответствовать тем задачам, которые им необходимо решать в различных стратегических регионах, а навыки военнослужащих и боевые возможности ВС должны постоянно возрастать. Именно эти причины требуют от руководства Пентагона эффективных действий по расширению возможностей ВС при решении различных задач, разработки новых оперативных концепций, развития военных технологий и сохранения превосходства США в этой сфере, а также по реформированию военных структур Америки и созданию армии будущего.
Представляя бюджет своего ведомства на будущий год, министр обороны Эштон Картер заявил, что «этот бюджет является важным переломным этапом для МО». «Мы не только должны сражаться так, как мы делаем это сегодня, но и должны быть готовы к битвам, которые могут состояться через 10, 20 и даже 30 лет», – объявил глава Пентагона.
Как говорится в пресс-релизе МО, военный бюджет на 2017 ФГ является основой для реализации оборонной программы, в которой оптимально сбалансированы требования к ВС сегодняшнего дня и возможности по созданию армии будущего, способной наилучшим образом обеспечивать защиту США и готовой к ведению любых полномасштабных войн. Планируемые ассигнования на будущий год необходимы для обеспечения соответствия объединенных ВС современным требованиям, для выполнения стратегических задач и для реализации планов видов ВС по обеспечению и поддержанию на требуемом уровне боевой готовности.
В будущем году руководство СВ (Армия) США планирует проведение большого комплекса мероприятий, направленных на повышение пропускной способности центра боевой подготовки войск. Это позволит боевым подразделениям бригад проходить более качественную подготовку по полному спектру навыков, необходимых для решения оперативных задач в условиях полномасштабных боевых действий.
ВМС продолжат реализацию оптимизированного плана военно-морского реагирования (Optimized Fleet Response Plan), который был введен в действие в прошлом году. В соответствии с этим планом корабли ВМС должны получать своевременное и качественное материально-техническое обеспечение, а военные моряки – проходить необходимую профессиональную боевую подготовку для своевременного и быстрого выхода морских подразделений в конфликтные зоны Мирового океана и для ежегодного проведения длительных морских походов. Входящий в состав ВМС США Корпус морской пехоты (КМП) в 2017 ФГ должен получить необходимые ассигнования на организацию комплексного обучения всех подразделений своих сил морского, воздушного и наземного базирования.
ВВС часть необходимых им ассигнований планируют затратить на финансирование максимально необходимого количества самолетовылетов в ходе подготовки пилотов подразделений, дислоцирующихся на авиабазах на территории США, и на предоставление требующегося МТО для решения этой задачи. Кроме того, руководство этого вида ВС планирует модернизировать все пункты подготовки летного состава и технического персонала, расположенные внутри страны, с целью расширения их возможностей.
Понимая, что боеготовность войск в значительной мере зависит от благосостояния военнослужащих, в будущем году Пентагон планирует повысить их базовое денежное довольствие на 1,6%.
В рамках бюджета 2017 ФГ будет осуществляться финансирование деятельности 460 тыс. солдат и офицеров СВ, находящихся на действительной службе, 335 тыс. военнослужащих Национальной гвардии (НГ) и 195 тыс. резервистов данного вида ВС. Эти контингенты входят в состав 56 армейских бригад. Кроме того, будут выделены ассигнования на содержание взаимодействующих с Армией 182 тыс. военнослужащих КМП и 38,5 тыс. резервистов этого рода войск.
Бюджет будущего года ВМС предусматривает увеличение количества боевых кораблей, число которых в ближайшие пять лет должно возрасти с 280 единиц до 308, и содержание личного состава действующих сил и резерва численностью 380,9 тыс. человек.
ВВС запрашивает ассигнования на содержание и обеспечение личного состава 55 эскадрилий тактических истребителей, в состав которых входят 491,7 тыс. военнослужащих действительной службы, НГ и резерва.
Как объявляет Пентагон, «сегодняшняя обстановка в мире предельно отличается от той, в которой МО приходилось функционировать в последние 25 лет». Это требует новых подходов к оценке ситуации и новых форм организации деятельности военного ведомства. Именно этот фактор, утверждает руководство Пентагона, сегодня определяет планы и финансовые запросы МО.
Запрашиваемые ассигнования на борьбу с терроризмом в Ираке, Афганистане, Сирии и в других регионах, направленную на окончательное уничтожение боевиков запрещенных в России террористических организаций «Аль-Каида» и «Исламское государство», должны обеспечить решение целого ряда задач.
Финансирование операций ВС США за рубежом включает средства, необходимые для ведения воинскими контингентами США боевых действий в Афганистане, Ираке и других регионах Большого Ближнего Востока, а также для создания и обучения воинских контингентов национальных сил этих государств, предназначенных для борьбы с терроризмом.
В рамки данной статьи расходов также входят средства, необходимые для ведения разведки, наблюдения и рекогносцировки в обеспечение контртеррористических операций ВС США. Этот вид деятельности в интересах боевых командований будут осуществлять 90 комплексных военно-воздушных патрульных подразделений.
Бюджет Пентагона на будущий год предусматривает, как говорится в пресс-релизе МО, возможность «реализации сильного и сбалансированного подхода к ответу на российскую агрессию в Восточной Европе». «Мы противостоим агрессивной политике России путем вкладывания средств в широкий спектр наших боевых возможностей. Бюджет 2017 ФГ должен позволить нам модернизировать системы ПВО и повысить их боевой потенциал, разработать новые роботизированные и беспилотные средства, создать новый бомбардировщик дальнего радиуса действия и новую крылатую ракету большой дальности, а также модернизировать наш ядерный арсенал», – указывается в пресс-релизе военного ведомства.
В будущем году по сравнению с текущим годом Пентагон намерен в четыре раза увеличить объемы ассигнований, необходимых для реализации запущенной в 2014 году Инициативы по обеспечению европейской безопасности (European Reassurance Initiative). На решение задачи повышения уверенности стран НАТО в своей безопасности и противодействия агрессии России МО запрашивает 3,4 млрд долл. Эти средства планируется израсходовать на размещение в ряде стран альянса дополнительных вооружений, увеличение количества боевых учений, обеспечение плановой ротации подразделений трех бригад Армии США, которые должны постоянно находиться на европейском ТВД.
В рамках обеспечения плана переориентации интересов Вашингтона на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) Пентагон намерен получить ассигнования, необходимые для превращения острова Гуам, где расположена военно-морская база США, в стратегический центр АТР, для ротации базирующихся в Сингапуре многоцелевых самолетов базовой патрульной авиации ВМС США Р-8 «Посейдон», для реализации инициативы по размещению в северной части Австралии американских стратегических бомбардировщиков на ротационной основе, а также для размещения истребителей F-35 в Японии.
В связи с ростом количества кибератак на военные объекты в 2017 ФГ Пентагон планирует израсходовать 6,8 млрд долл. на обеспечение защиты своей информационной инфраструктуры, на проведение ответных операций и на реализацию кибернетической стратегии в целом.
В будущем году МО намерено поработать и в направлении сокращения военных ассигнований. К 2020 году административный персонал МО планируется по сравнению с 2014 годом сократить на 25%. К 2019 году Пентагон предполагает уменьшить количество военных баз и других объектов. Будет также проведено реформирование системы медицинского обеспечения с целью понижения стоимости услуг по здравоохранению военнослужащих, членов их семей и военных пенсионеров и доступа к медицинскому обеспечению. Кроме того, к 2018 году планируется обеспечить постоянную готовность военного ведомства к аудиторским проверкам. Правда, реализация этих намерений тоже потребует некоторых затрат.
Американские подводники продолжают осваивать Арктику, зону жизненно важных интересов США. Фото с сайта www.navy.mil |
На обеспечение технологического превосходства над другими армиями мира и внедрение технологических новшеств в 2017 ФГ Пентагон хочет получить 112,1 млрд долл. Эти средства его руководство намерено потратить на закупки гиперзвуковых вооружений, систем обработки больших массивов данных, перспективных материалов и систем искусственного интеллекта. По заявлению военного ведомства все это необходимо для предотвращения и разрешения военных конфликтов или для ведения, в случае необходимости, войн в будущем. 71,8 млрд долл. планируется израсходовать на проведение исследований, разработок, испытаний и оценок с целью создания новых технологий военного назначения и перспективных систем вооружений.
По утверждению Пентагона, хотя большая часть современного ядерного оружия США сохраняет свою эффективность, Америка вступает в такой период, когда значительная часть вооружений этого типа требует модернизации, что влечет за собой увеличение оборонных расходов и ассигнований ведомствам и структурам, занимающимся развитием этого оружия за пределами военного ведомства. В 2017 году на решение этой задачи МО запросило 19 млрд долл.
МО считает космос одним из главных ТВД в будущих войнах. На дальнейшее развитие и модернизацию космических вооружений и соответствующей наземной инфраструктуры в 2017 ФГ планируется израсходовать 1,8 млрд долл. 108 млн из этой суммы в ближайшие пять лет будут потрачены на создание Объединенного центра проведения комплексных космических операций (Joint Interagency Combined Space Operations Center). В случае ведения боевых действий в космосе этот Центр позволит сконцентрировать усилия по защите США всех федеральных ведомств, эксплуатирующих космическое пространство.
В приводимых таблицах (таб. 1, 2) показан планируемый объем бюджетов МО и министерств видов ВС США в 2017 ФГ по базовым статьям расходов и ассигнования, запрашиваемые на проведение специальных операций за пределами Америки.
При этом следует отметить, что МО США является не единственным игроком на поле обеспечения защиты Америки от внешних угроз. В этом процессе участвуют и другие федеральные ведомства и спецслужбы. Поэтому реальные общие расходы Белого дома на обеспечение национальной безопасности страны существенно превышают ежегодный бюджет Пентагона. По оценкам специалистов Центра оборонной информации (Center for Defense Information – CDI), независимой исследовательской организации, занимающейся анализом деятельности МО и контролем военного бюджета, в текущем году на решение этой задачи из федерального бюджета выделено 997,2 млрд долл., а в 2017 ФГ эта сумма должна составить 1038,1 млрд. Уникальность этого Центра, в состав которого входят отставные высокопоставленные военные, бывшие правительственные чиновники и гражданские эксперты по широкому кругу проблем в области международной безопасности, обороны и вопросов военного строительства, состоит в том, что в отличие от других «мозговых трестов» США CDI не принимает грантов от федеральных организаций и компаний военно-промышленного комплекса. Это является определенной гарантией независимости исследований, проводимых его специалистами.
ЗАОКЕАНСКИЕ ВОЯКИ ТОРГУЮТ УГРОЗАМИ АМЕРИКЕ
Традиционно обсуждение бюджета Пентагона проходит на фоне докладов военного ведомства, мозговых трестов, занимающихся вопросами обеспечения национальной безопасности США, заявлений федеральных чиновников, представляющих военное ведомство и другие силовые структуры, о плохой защищенности Америки и о возникновении все новых опасностей для ее граждан и союзников со стороны враждебных и недружественных государств.
Усиленно продвигая свои воинские формирования к восточным границам России, Вашингтон истошно кричит о том, что сегодня именно Москва является главной угрозой безопасности Америки и ее европейских союзников по НАТО. Это обусловлено вечным стремлением США устранить своего главного конкурента на мировой арене, ослабить Россию, расчленить ее, завладеть огромными природными ресурсами и стать единственным верховным судьей на земле.
25 февраля с.г., выступая на слушаниях в Комитете по ВС (КВС) палаты представителей американского конгресса, уходящий в отставку командующий Европейского командования (ЕК) вооруженных сил (ВС) США и Верховный главнокомандующий Объединенных ВС (ОВС) НАТО в Европе, четырехзвездный генерал Филип Бридлав заявил, что «сегодня США и НАТО сталкиваются с двумя угрозами национальной безопасности». Первой из них является агрессивность России, а вторая определяется нестабильностью ситуации на южном фланге НАТО.
Кремль, по словам генерала, последние два года страдающего русофобией на гране истерики, продолжает всячески обострять проблемы безопасности в зоне ответственности ЕК США и в других прилегающих к ней регионах.
Генерал заявил, что США и НАТО более двух последних десятилетий предпринимали попытки привлечь Россию в качестве партнера и построить с ней дружественные отношения в военной, экономической и культурной сферах. В 90-х годах прошлого столетия Москва стала участником программы «Партнерство ради мира». В 1997 году был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО. После демонстрации Россией своей приверженности следованию принципам мирного сотрудничества с США и европейскими странами НАТО, Белый дом, базируясь на намерении Москвы искренне сотрудничать с Америкой и Европой, существенно сократил свое военное присутствие в европейской зоне. Были предприняты и другие меры по укреплению взаимодействия с РФ. Однако, несмотря на все эти акции по развитию отношений с Россией, война в Грузии в 2008 году, как объявил Бридлав, стала отправной точкой в процессе разрушения доброжелательных отношений США и других стран Запада с РФ.
По мнению командующего, сейчас совершенно очевидно, что Кремль не разделяет представлений Запада о направлениях строительства безопасного мира и развитии дружественных отношений. Вместо этого он продолжает считать США и Североатлантический союз своими главными врагами, угрожающими национальной безопасности РФ. С начала 2014 года, декларирует генерал, президент РФ Владимир Путин старается разрушить существующую систему обеспечения европейской безопасности и стремится к максимальному доминированию на мировой арене.
На современном этапе, как подчеркнул Бридлав, Россия продолжает реализовывать долгосрочную программу модернизации своих ВС. Ее недавние действия на Украине и в Сирии демонстрируют «беспокоящее намерение» расширить присутствие экспедиционных контингентов своих ВС в различных регионах мира, укрепить их боевые возможности и создать постоянно действующую систему их МТО. Последние 20 лет российские специалисты проводили анализ военных операций США. По результатам экспертных оценок была разработана военная доктрина России и направления укрепления военного потенциала, который позволит ее войскам эффективно противодействовать ВС США и НАТО. «Анализируя угрозы, которые представляет Россия для НАТО и США, мы должны рассмотреть ее действия с предельной тщательностью, принимая во внимание ее возможности, силы и намерения», – заявил генерал.
Угрозы со стороны России странам Запада американский командир Европы разложил по северной и восточной частям света. На севере, утверждает он, Москва угрожает Западу в районе Арктики. Повышение активности различных стран в этом регионе заставляет США, являющиеся одной из восьми арктических стран, изменить свои взгляды на эту часть планеты. ЕК США вместе с союзниками и партнерами активно работает в направлении внесения своего вклада в мирное освоение пространства Крайнего Севера. «Мы стремимся предотвратить и сдержать конфликт (в Арктике. – «НВО»), но должны быть готовы к адекватным ответам в широком спектре проблем и непредвиденных обстоятельств. Мы работаем с нашими союзниками и партнерами в направлении создания гарантий того, что Арктика является стабильным и безопасным регионом, в котором обеспечена защита интересов Америки и ее северных территорий», – сказал командующий.
Значительное сокращение площади ледяного покрова в арктическом регионе ведет к расширению коммерческой и других видов деятельности различных государств в этой части планеты. Северный морской путь, находящийся в зоне ответственности ЕК, позволяет существенно сократить сроки и стоимость поставки различных грузов, включая грузы военного назначения, вследствие более длительного времени отсутствия льдов и расширения зон прохода судов на этом маршруте.
По словам Бридлава, все восемь арктических стран имеют долгую историю сотрудничества на Крайнем Севере. В мае 2011 года ими было подписано Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике. Это было существенным шагом на пути сотрудничества в этом регионе. Однако действия России в Арктике вызывает растущее беспокойство Запада. Расширение военного присутствия РФ на севере, восстановление ранее закрытых и строительство здесь новых военных баз, а также создание ОСК «Север», по мнению остальных семи стран, угрожает их национальным интересам, безопасности и находится в прямом противоречии с их действиями в этом районе.
Бридлав утверждает, что мероприятия, проводимые Россией в Арктике и якобы направленные на повышение интенсивности и безопасности судоходства на Северном морском пути, в своей большей части имеют чисто военную направленность и свидетельствуют об агрессивных устремлениях Кремля занять более значимую позицию в мире. США продолжают убеждать всех своих арктических партнеров в необходимости соблюдать все международные соглашения по этому региону, направленные против его милитаризации, и в необходимости мирного освоения северных пространств.
По мнению Пентагона, сотрудничество арктических стран и их следование нормам Конвенции ООН по морскому праву должно привести к предотвращению эскалации напряженности в Арктике и к снижению вероятности военного противостояния стран, имеющих здесь свои интересы.
Командующий ЕК заявил, что главными объектами агрессивной внешней и военной политики России на восточном фланге НАТО, входящего в зону ответственности этого командования, являются Украина и прибалтийские страны. Этот факт вызывает большое беспокойство в странах блока. Действия и намерения Кремля предельно дестабилизируют ситуацию в данном регионе и ведут к росту напряженности. Крайне негативное влияние на обстановку в этой части европейского ТВД и нарушение сложившегося равновесия сил оказали захват Крыма Россией и прямая поддержка Москвой сепаратистских сил на Украине.
Бридлав громогласно объявил, что стремление Москвы к созданию рычагов давления на Киев, Ригу, Таллин и Вильнюс в дипломатической, экономической, информационной и оборонной сферах направлено на создание благоприятных условий, обеспечивающих ее абсолютное доминирование в бывших советских республиках. Такая позиция и соответствующие действия России являются вызовом Западу, который прилагает все требующиеся усилия и предпринимает необходимые меры для обеспечения безопасности указанных стран.
Основным инструментом в практике реализации внешнеполитических амбиций Кремля, по словам генерала, являются долгосрочные и неразрешенные конфликтные ситуации. Россия использует в своих интересах противоречия между странами и регионами и принимает в них военное участие. В обоснование своего утверждения он напомнил о Грузии, Абхазии и Южной Осетии, о Молдавии и Приднестровье, об Армении и Азербайджане. Бридлав просто озвучивает нужную Вашингтону точку зрения и заявляет, что Россия в определенной мере поддерживает противостоящие стороны, тем самым не давая затухнуть существующим конфликтам. Так было в Сербии и происходит сегодня в Сирии. Это позволяет Москве сохранять свое влияние в нестабильных регионах, прикрываясь приверженностью к дипломатическим формам разрешения противоречий и стремлением остановить противостояние конфликтующих сторон.
В настоящее время ЕК, объяснил Бридлав, делает все возможное, чтобы сдерживать Россию и противодействовать любым угрозам с ее стороны союзникам и партнерам Вашингтона. Оно проводит широкий спектр военных учений, демонстрирует твердое следование взятым обязательствам по обеспечению коллективной обороны, проводит необходимые мероприятия по достижению требуемого уровня слаженности действий воинских контингентов США с войсками их союзников и партнеров, а также работает в направлении обеспечения высокой эффективности совместных действий при ликвидации последствий стихийных бедствий.
Однако стержнем всех действий Америки является Россия, мешающая Вашингтону в самых разных частях планеты устанавливать свой безусловный диктат и при малых затратах черпать большие блага. На самом деле Белый дом продолжает совершенно откровенно готовиться к будущим войнам. Еще более 100 лет назад один из идеологов славянофильства Иван Сергеевич Аксаков говорил, что «если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит бессовестнейший захват чьей-либо чужой земли». В настоящее время можно точно так же сказать об Америке. Правда, итогом таких войн будет не захват территорий других стран Америкой, а установление в них ее беспредельного господства.