Миротворцы внесли важный вклад в стабилизацию ситуации в стране. Фото с сайта www.un.org
В последнее время благородные слова «миротворцы», «миротворческая миссия», «миротворческая деятельность» все чаще появляются в наших СМИ.
Выступая 20 февраля 2016 года, Владимир Путин сказал: «Не щадя своей жизни, наши офицеры и солдаты помогали отстоять свободу и независимость других народов, выполняли важные миротворческие миссии, участвовали в ликвидации стихийных бедствий, спасали людей в чрезвычайных ситуациях». Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов добавляет: «При анализе современных способов ведения вооруженной борьбы необходимо учитывать также опыт Великой Отечественной войны, военных действий в Афганистане, миротворческой деятельности и борьбы с пиратами».
В прошлом году на конференции по миротворчеству в Академии Генерального штаба отмечалось: «Бесценный опыт, накопленный российскими миротворцами, безусловно, требует глубокого изучения для его использования в будущем».
«Глубокое изучение» миротворческого опыта можно начать с самой большой миротворческой миссии ООН в Демократической Республике Конго (ДРК). В этой операции наши миротворцы начали службу под флагом ООН осенью 1999 года. В 2010 году миссия сменила название. Нынешнее название: МООНСДРК – миссия ООН по стабилизации в ДРК. Глубоко в сознании ветеранов-миротворцев остается и миссия ООН в Конго 1960–1964 годов. Добавим, что в конце марта 2016 года Совет Безопасности ООН продлил миссию в Конго еще на один год.
НАШИ В КОНГО
В ходе второй конголезской войны от эпидемий и голода погибло до 5,4 млн человек. В конечном итоге ООН пришлось второй раз развернуть миротворческую миссию в этой стране.
У истоков миссии ООН в ДРК в 1999 году стояли голубые береты в небольшом количестве, тогда как голубые каски в составе 20 тыс. миротворцев появились позже. Голубым беретам ООН часто выпадает честь быть первыми. Они являются «военными экспертами миротворческих миссий ООН» – глаза и уши Совбеза и генсека ООН.
Первая группа российских военных наблюдателей состояла из пяти офицеров: Николай Алексеев (установил рекорд – служил в шести миссиях ООН, а еще и в ОБСЕ), Михаил Ануфриев, Василий Василовский прибыли в миссию в октябре–ноябре 1999 года, а Владимир Васин, Олег Иванченко – в марте 2000 года. К этому времени наши миротворцы не были новичками, они находились под флагом ООН уже четверть века.
В настоящее время в Конго находится 27 российских миротворцев – 5,9% от общего числа членов миссии – это третье место после Пакистана (43 человека, 9,4%) и Индии (40 человек, 8,8%). Несколько офицеров побывало в миссии дважды.
В марте 2009 года командующий военным контингентом миссии ООН особо отметил российских офицеров за «их исполнительность, дисциплинированность, профессионализм и неформальный подход при реагировании на внештатные ситуации в тяжелых психологических, санитарно-эпидемиологических и климатических условиях тропической Африки».
Один из примеров. Речной патруль под командованием майора Юрия Романова спас терпящих бедствие конголезцев – 10 членов экипажа и 45 пассажиров двух барж и буксира «Бонзема», в течение пяти дней дрейфовавших вниз по течению реки Конго после поломки двигателя. Пострадавшим была доставлена питьевая вода, а суда отбуксированы до ближайшего речного порта Мобека. Об этом было сообщено руководству МО РФ.
Длительное время российский вертолет Ми-35 был символом «твердого» миротворчества в Конго, но управляли винтокрылыми машинами индийские вертолетчики.
Служба миротворцев и опасна, и трудна. Были и потери. С 1999 по 2010 год погиб 161 человек (в том числе 10 военных наблюдателей), а в последующий период – 100 миротворцев (в том числе 3 военных наблюдателя ООН).
Российский военный наблюдатель миссии ООН в Республике Конго майор Вячеслав Бударин погиб 26 апреля 2003 года, в субботу утром, в результате подрыва на противотанковой мине возле населенного пункта Команда, примерно в 60 км юго-западнее Буниа, второй наблюдатель был тяжело ранен. Летом 2011 года в российском посольстве в Киншасе была установлена памятная доска в память погибшего майора В.Д. Бударина. На церемонии присутствовали сын и вдова погибшего миротворца. А на месте гибели миротворца установлена мемориальная плита. В Международный день миротворцев – 29 мая – коллеги возлагают на кенотаф цветы.
ОБНОВИЛОСЬ РУКОВОДСТВО МИССИИ
В оперативном отношении территория ДРК разделена на шесть миротворческих секторов. Штаб-квартира миссии находится в Киншасе. Миссия действует на основании главы VII Устава ООН. Во главе миссии находится гражданское лицо: Маман Самбо Сидику (Нигер) – специальный представитель генсека ООН. Он окончил университет в США, доктор философии, был послом в США. В миссию прибыл в ноябре 2015 года.
Военный компонент миссии возглавляет новый шестой командующий силами – генерал-лейтенант Дерик Мбуисело Мгвеби (ЮАР). Назначен 29 декабря 2015 года. Родился он в 1956 году, имеет 35-летний срок национальной и международной военной службы. В 2004–2006 годах был командующим миротворческой миссией в Бурунди.
Всего в миссии насчитывается 18 618 человек: военнослужащие – 16 938, полицейские – 1226, военные эксперты миссии – 454. Миротворцев направляют 54 страны. Больше всех направила Индия – 3677 человек, не отстает и Пакистан – 3490 человек.
Гражданский персонал подчиняется Департаменту полевой поддержки: международные гражданские служащие – 840, местный персонал – 2725, добровольцы ООН – 450.
Полицейское руководство: комиссар полиции – Авале Абдунасир (Джибути). Назначен 22 февраля 2016 года. Переведен из Мали, где более двух лет был начальником полицейского компонента. Магистр по законодательству и безопасности, магистр по биохимии. Защитил дипломы во Франции. 18 лет был на преподавательской работе. Окончил французскую полицейскую академию Сен-Сир-о-Мон-д’Ор. Проходил несколько программ по терроризму в США.
В миссии находятся 356 полицейских и 870 полицейских в составе сформированных подразделений. Российских полицейских в Конго нет.
Высшее руководство ООН уделяет большое внимание крупнейшей миротворческой миссии. Последние инновации – применение БЛА и создание три года назад бригады оперативного вмешательства (БОВ).
БРИГАДА ОПЕРАТИВНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ОСТАЕТСЯ
В течение трех лет специалисты в области миротворчества ведут разговоры о бригаде оперативного вмешательства (Intervention brigade). Создана она была «в порядке исключения и без создания прецедента или нанесения какого-либо ущерба согласованным принципам поддержания мира». Состав бригады типовой: три пехотных батальона, артиллерийская батарея и рота специального назначения. Войска направили ЮАР, Танзания и Малави. Штаб бригады находится в Саке, провинция Северное Киву. Девиз бригады: мир, безопасность, стабилизация. Бригада подчиняется командующему МООНСДРК и постоянно привлекается к нейтрализации бандформирований и защите населения при поддержке вертолетов и БЛА.
В новой резолюции БОВ рассматривается как часть защитной стратегии. Прошлогодние инструкции бригаде излагались в одном предложении: «Нейтрализация вооруженных групп посредством задействования БОВ в целях оказания поддержки властям ДРК; на основе собранной и проанализированной информации и с полным учетом необходимости защиты гражданского населения и уменьшения риска до, во время и после любой военной операции проводить точечные наступательные операции силами БОВ во взаимодействии со всей МООНСДРК в целом, либо самостоятельно, либо совместно с ВСДРК, действуя энергично, с высокой степенью мобильности и гибкости и при строгом соблюдении норм международного права, включая нормы международного гуманитарного права, и в соответствии со стандартным порядком действий в отношении лиц, захваченных в плен или сдавшихся, и политикой должной осмотрительности в вопросах прав человека (ПДОПЧ) при оказании ООН поддержки силам, не относящимся к ООН; предотвращать увеличение численности всех вооруженных групп, нейтрализовывать и разоружать эти группы, с тем чтобы содействовать достижению цели снижения угрозы, исходящей от вооруженных групп для государственной власти и безопасности гражданского населения в восточных районах ДРК, и созданию условий для осуществления деятельности по стабилизации».
Генсеку ООН предложено в декабре 2016 года доложить «о ясной стратегии завершения деятельности БОВ на основе эволюции обстановки на местах».
РОССИЙСКИЕ МИРОТВОРЦЫ
Целесообразно сравнить БОВ и российскую миротворческую бригаду – соединение немедленного реагирования. Подразделения БОВ имеют ряд особенностей: опыт оперативной совместимости в течение трех лет и участия в боевых действиях, знание обстановки и опыт действий в джунглях. На БОВ сосредоточено внимание командного состава миссии и руководства ООН.
Российская 15-я миротворческая бригада занимается миротворческой подготовкой уже 10 лет. Недавно подготовку российских миротворцев проверил лично министр обороны Сергей Шойгу.
Бригада сформирована 1 февраля 2005 года для участия в поддержании мира и безопасности под эгидой ООН. Численность – более 2 тыс. военнослужащих. Состав: три мотострелковых и один разведывательный батальоны, подразделения боевого и тылового обеспечения.
Соединение оснащено современными видами вооружения: бронетранспортеры БТР-82АМ, комплексы разведки, управления и связи «Стрелец», спутниковые навигаторы ГЛОНАСС «Перун-Б» и «Грот-Н», БЛА «Орлан-10», «Леер», и «Тихон-3», радиостанция шестого поколения «Азарт». Бригада получила около 1 тыс. экземпляров новейшей боевой экипировки «Ратник», в котором в общей сложности – 40 элементов защиты и жизнеобеспечения военнослужащих.
Усилив языковую подготовку и овладев навыками оперативной совместимости, бригада может превзойти зарубежные соединения оперативного вмешательства.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИЛ ИДЕТ ТРИ ГОДА
В марте 2016 года опубликован доклад генерального секретаря о миссии ООН по стабилизации в ДРК. Любопытно, что и доклад, и новая резолюция СБ включают почти одинаковое количество страниц. Особенности резолюции: логичность, официальность, точность. Большинство пунктов резолюции осталось неизменным. Подчеркнута необходимость защиты «военных наблюдателей, особенно невооруженных наблюдателей» (упомянуто дважды).
Специальный представитель ГС ООН Маман Сидику 23 марта 2016 года доложил Совету Безопасности о ситуации в ДРК. В ноябре планируется провести выборы президента.
Относительно военного компонента рассмотрены следующие вопросы:
– раньше численность личного состава была сокращена на 2 тыс. человек. Пока дальнейшего сокращения не будет, СБ оставил численность прежней. Но впоследствии сокращение сил возможно, по обстановке. Конголезская же сторона предлагала сократить количество миротворцев;
– в последнее время обращено внимание на невыполнение приказов и национальные ограничения. Дано указание «всем миссиям сообщать в центральные учреждения о любых случаях отказа выполнять приказ командующего силами или комиссара полиции, будь то на основании новых национальных оговорок или по иным причинам. В тех случаях, когда мер по исправлению положения не принимается, соответствующее подразделение будет репатриировано»;
– одной из важных целей является реорганизация сил. Она будет осуществляться параллельно с усилиями по укреплению взаимодействия между рамочными бригадами и бригадами оперативного вмешательства, при этом по-прежнему будет проводиться работа по обеспечению эффективности выполнения поставленных задач;
– в настоящее время проводится формирование первых батальонов быстрого развертывания;
– еще одним стратегическим направлением является укрепление потенциала ВС ДРК в отношении командования и управления, планирования, материально-технического обеспечения и проведения операций с более широким привлечением комплекса вспомогательных средств, таких как разведка и авиация, с тем чтобы помочь ВС ДРК постепенно принять на себя дополнительные обязанности по обеспечению безопасности по мере вывода сил МООНСДРК.
Все контингенты МООНСДРК должны быть готовы применять силу против тех, кто представляет собой угрозу для гражданского населения.
Проведение целевых наступательных операций по нейтрализации вооруженных групп должно оставаться первостепенной задачей сил ООН. Продолжается разработка стратегии вывода МООНСДРК.
Мандат сил ООН продлен до 31 марта 2017 года. Генсек ООН должен предоставлять доклад Совбезу организации каждые три месяца. Все резолюции заканчиваются стандартным клише: «СБ постановляет продолжать активно заниматься этим вопросом».
А в это время на востоке ДРК активизировались действия незаконных вооруженных групп. С целью их обуздания ООН намерена возобновить совместные военные операции с конголезкой армией.