0
15345
Газета Концепции Интернет-версия

24.06.2016 00:01:00

Пояс сдерживания для России

Александр Бартош

Об авторе: Александр Александрович Бартош – член-корреспондент Академии военных наук, директор Информационного центра по вопросам международной безопасности при Московском государственном лингвистическом университете.

Тэги: нато, сша, кавказ, терроризм, азия, германия, украина, польша, анаконда 2016


нато, сша, кавказ, терроризм, азия, германия, украина, польша, анаконда 2016 Войско Польское принимает самое активное участие в мероприятиях, которые проводит Северный альянс. Фото Reuters

Накануне предстоящего в начале июля саммита НАТО в Варшаве новые импульсы получает проект создания на западных рубежах России мощного пояса физической изоляции Москвы от Запада. Разработанная в Белом доме стратегия геополитического противостояния базируется на ясном понимании американской правящей элитой непреложного факта: США уже не могут контролировать планету путем прямой военной оккупации – даже с опорой на военные возможности НАТО и других американских союзников для этого не хватит ни людских, ни материальных ресурсов. Именно поэтому в ведущейся против России гибридной войне одновременно с наращиванием мощного военно-силового давления и делается ставка на изоляцию, сдерживание, дестабилизацию и развал нашего государства.

Важное место в стратегии отводится созданию вокруг России пояса из враждебных государств. По замыслам заокеанских стратегов между этими странами и Россией должны быть посеяны семена недоверия,  разжигаться разного рода конфликты, которые в последующем превратятся в источники войн, вооруженного экстремизма и международного терроризма. Стратегическая задача – перевести вражду между соседними народами на генетический уровень, превратить ее в незаживающую рану и постоянный источник распрей. Что сейчас и происходит, например, на Украине, да и по всему периметру российских границ – в Прибалтике, на Кавказе, в Центральной Азии. Втянуть в этот процесс пытаются также Швецию и Финляндию.

ПРОЕКТ «МЕЖДУМОРЬЕ»

В качестве одного из инструментов реализации американской стратегии стала Польша. Участие этого государства в заокеанской геополитической авантюре сдерживания подпитывается растущими не по дням, а по часам амбициозными планами Варшавы по превращению страны в серьезную экономическую и военную силу в Европе. Поляки понимают, что самостоятельно им с такой задачей не справиться. Поэтому акцент делается на создание под эгидой Польши и при решающей поддержке США некого конфедеративного государства «Междуморья» (или «Интермариума»), которое включало бы Украину, Белоруссию, Чехию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, балканские государства, а также, возможно, Финляндию. Эта конфедерация должна простираться от Черного и Адриатического морей до Балтийского, что, собственно, и отражается в ее названии.

Напомним, что «Интермариум» – это уже основательно забытый проект польского генерала-националиста Юзефа Пилсудского, который после Первой мировой войны разработал план объединения под главенством Варшавы ряда стран, находящихся между Балтийским и Черным морями (по вертикали) и Германией и Россией (по горизонтали). Также речь шла об объединении под польским орлом Чехословакии, Венгрии, Румынии, а в перспективе Финляндии и стран Балтии.

При разработке «Интермариума» Юзеф Пилсудский руководствовался собственным пониманием национальных интересов Польши, которую он стремился, как говорили тогда, уберечь «от германо-российского капкана». Советско-германское сближение, которое приобрело реальное содержание вскоре после подписания двумя странами Рапалльского договора в 1922 году, напрочь перечеркивало вековечную мечту Польши превратиться в мощное, по-настоящему суверенное государство – своего рода европейскую сверхдержаву. Надо отметить, что и мировое сообщество в то время весьма сдержанно встретило польскую инициативу. Ну а окончательный крах идеи «Великой Польши от моря и до моря» наступил 1 сентября 1939 года…

Сегодня с опорой на достигнутый геополитический успех на Украине и расширившуюся НАТО американская администрация пытается «влить новое вино в старые мехи», в том числе и за счет реанимации антикварной идеи Пилсудского. Но с принципиальной поправкой: на этот раз несущей конструкций проекта становятся не столько польские национальные интересы, сколько геополитические интересы США. В соответствии с американской задумкой нынешний «Интермариум» (далее Междуморье) – это расширенный географический пояс государств, которые при помощи различного рода современных технологий (в экономической, военной, информационной сфере) превращаются в заклятых врагов России, становятся механизмом ее сдерживания и изоляции.

Нельзя сказать, что эта идея так уж утопична. Геополитический успех Запада на Украине (возможно, временный), прием в НАТО ряда балканских государств, многообещающие попытки «соблазнить» членством в альянсе Швецию, Финляндию, Молдавию хоть и с различной степенью эффективности, но все-таки работают на главную идею американского проекта, реализация которого может принять самые разные формы.

Одновременно решается и другая стратегически важная для США (и для Польши тоже) задача – использовать «Междуморье» в качестве барьера на пути возможного русско-германского сближения. Перспектива такого союза заставляет обитателей Белого дома просыпаться в холодном поту, поскольку сочетание российских природных богатств и просторов Евразии с немецкими технологиями и промышленной мощью ставит жирный крест на планах американской гегемонии. Именно поэтому многое во внешней политике США направлено даже против самой мысли о таком союзе. С целью повышения привлекательности Польши в глазах потенциальных участников проекта Вашингтон не останавливается перед огромными финансовыми вливаниями в польскую экономику, стремясь сделать из этой страны своеобразную «витрину западного мира» на площадке бывшего Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора. Кроме того, Вашингтон рассчитывает на поддержку Парижа и Лондона, которые по своим соображениям вряд ли будут в числе сторонников российско-германского сближения.

Роль материальных скреп «Междуморья» отведена военным базам НАТО вдоль восточных границ России, подразделениям многонациональных сил и операций с максимальным привлечением участников, элементам системы стратегической ПРО США в Румынии и Польше, ежегодным военным учениям альянса в странах Восточной Европы и на Балтике, которые отличаются явной антироссийской направленностью.

Для формирования силовой основы «Междуморья» большое значение имеет совершенствование боевых возможностей многонационального корпуса НАТО «Северо-Восток» со штаб-квартирой в польском городе Щецине, к которому приписано 60 тыс. военнослужащих из 15 государств. На саммите предполагается объявить о расширении количества участников до 20 стран, а численность штабного персонала возрастет вдвое – до 400 человек. К концу 2016 года корпус должен быть полностью готов управлять прикрепленными к нему формированиями, а к 2018 году примет на себя командование объединенными операциями во взаимодействии с военно-морскими и военно-воздушными силами.

В случае успеха проекта Польша и Украина смогут создать политический, экономический и военный союз, что, как ожидается, позволит им говорить на равных с такими странами, как Германия, Великобритания и Франция. Объективно этому будет способствовать общее количество населения двух государств – более 80 млн человек, развитый аграрный сектор, тяжелая промышленность и машиностроение, авиационная и космическая отрасли, судостроение – есть выход к Балтийскому и Черному морям.

Не исключается, что проект может поддержать, например, Франция, которая считает, что мощное объединение в Восточной Европе усилит стабильность и в качестве некоего контрольно-пропускного пункта облегчит решение проблем миграции в направлении «старой Европы». Да и перспектива возможного российско-германского сближения Париж не вдохновляет.

С другой стороны, вряд ли европейские государства заинтересованы в появлении на сцене еще одного малопредсказуемого политического субъекта, претендующего на стратегические отношения с США и на особое место в Европе. Уже сегодня настороженность европейцев вызывают сообщения о намерении Варшавы добиваться размещения на территории Польши ядерного оружия…

Вот почему активно проводится подготовка международного общественного мнения к реализации проекта. Так, еще в ноябре 2010 года в Вильнюсе (Литва) прошла международная научная конференция «Новый регион Европы: парадигмы регионального развития в Балтийско-Черноморском регионе», где представители академических кругов, политики,  эксперты-аналитики из Литвы, Беларуси, России, Молдовы, Украины, Венгрии и других стран ЕС обсуждали вопросы существования общего регионального пространства – Балто-Черноморского Междуморья.

Понятно, что новый президент Польши Анджей Дуда высказался за возрождение проекта некоей европейской конфедерации на границе с Россией. В частности, он отметил важную роль в этом проекте Украины, участие которой позволит создать водораздел между Азией и Европой, а также сформирует «новый региональный противовес и концентратор сил». Из туманных рассуждений политиков становится предельно понятно, что перспектива возможного объединенная армий Польши и Украины предоставит в распоряжение НАТО полумиллионный отряд «пушечного мяса». Одновременно США и НАТО получат возможность усилить контроль торговых путей в Азию, что важно для становления американских проектов создания двух глобальных экономических и финансовых структур – Транстихоокеанского Трансатлантического  партнерства.

«АНАКОНДА» ПОД КИСЛЫМ СОУСОМ

Укреплению совокупной военной мощи стран альянса и связей с партнерами способствуют крупнейшие со времен холодной войны военные учения НАТО на территории Польши, в частности – маневры под кодовым названием «Анаконда-2016», состоявшиеся в июне. В соответствии с замыслом учений, организаторы которых вели речь об имитации событий гибридной войны в Крыму, в них задействовано 31 тыс. военнослужащих, 2920 боевых машин и самолеты из 24 стран – членов альянса, а также бывших республик СССР, включая Украину. Участвуя в программе НАТО «Партнерство во имя мира»,  они дают отпор развязанной Россией агрессии против альянса. Самые большие воинские контингенты направили США (14 тыс.) и Польша (12 тыс.), тысячу военнослужащих предоставила Великобритания.

Цель учений – проверка готовности альянса к защите своих восточных рубежей и повышение коллективной боеготовности, а также демонстрация готовности американцев стоять «плечом к плечу с польским народом». Одновременно неподалеку, в Балтийском море, проводились масштабные морские десантные учения Baltops-2016. Обе операции проходили всего за несколько недель до июльского саммита НАТО в Варшаве, на котором, как ожидается, будет принято решение о размещении на ротационной основе одного батальона в Польше и еще трех – в Литве, Латвии и Эстонии. Общая численность британских, американских и немецких военнослужащих, перебрасываемых в регион, составит 4 тыс. человек. Для ускоренной переброски войск и боевой техники к границам России, минуя  проволочки, на  саммите НАТО в Варшаве предполагается учредить некий вариант «военного Шенгена».

Американские «Абрамсы» уже близко к границе с Россией. 	Фото Reuters
Американские «Абрамсы» уже близко к границе с Россией. Фото Reuters

Важно отметить, что все учение сопровождается массированной антироссийской информационной кампанией в западных СМИ, где, например, сообщается о планах Польши из-за напряженных отношений с Россией создать военизированные силы территориальной обороны численностью около 35 тыс. человек. Новые силы призваны противостоять гибридной войне, которую, по утверждениям натовцев, ведет Россия против Польши и других стран альянса. Сами же поляки активно используют учения для повторения набивших оскомину вымышленных заявлений о якобы нависшей над ними угрозе со стороны России, которая «не делает никакого секрета из своих агрессивных намерений» и, «начиная с событий в Грузии в 2008 году, а затем на Украине, систематически прибегает к военным действиям, направленным на дестабилизацию мирного порядка в Европе».

Не менее символичен и выбор названия учений. Понятием «Кольца Анаконды» обозначается многовековая историческая стратегия англосаксонских государств, применяемая в наступлении на Евразию. Впервые этим термином был обозначен стратегический план главнокомандующего союзными войсками в североамериканской гражданской войне 1861–1865 годов генерала Мак-Клеллана. Сутью плана было полное блокирование мятежного Юга с суши и моря и постепенное экономическое удушение аграрных южных штатов индустриальным Севером. В дальнейшем стратегия «Анаконды» получила развитие в разработках американского геополитика Альфреда Мэхэна и англичанина Бэзила Лиддел Гарта, которые фактически заложили основы непрямых действий в гибридной войне.

В наиболее общем виде принципы стратегии «Анаконды» сводятся к следующему:

• делать упор на непрямые действия, предусматривающие экономическое, финансовое, технологическое и информационное удушение противника;

• силовые действия проводить в экономических интересах своей страны с широким использованием информационно-коммуникационных технологий для пропагандистского прикрытия;

• экономическая блокада и санкции представляют основной способ стратегических действий по изнурению страны-жертвы;

•не доводить дело до решительных столкновений с главными группировками вооруженных сил противника, а перекладывать эту задачу на заранее подготовленные отряды боевиков из числа местного населения и наемников; для их пополнения, подготовки и снабжения привлекать союзников и партнеров;

•достижение победы и перевод страны под внешнее управление планировать за счет координированных действий по разложению правящих элит и населения противника, удушения экономики при целенаправленной дестабилизации административно-политической, социально-экономической и культурно-мировоззренческой сфер государства – жертвы гибридной агрессии.

Стратегия «Анаконды» была успешно применена и для развала СССР в ходе холодной войны. Тогда задачей первого этапа холодной войны стал охват Евразии американскими политическими и военными базами и союзами. С этой целью были созданы две части «Кольца Анаконды»: НАТО с географическим охватом районов от Гренландии до Карачи, и система двусторонних военных союзов США – от Аляски до Филиппин. Обе части кольца должны были сомкнуться в Индии и затем в Китае. Но эти страны не позволили использовать себя в интересах англосаксонского Запада и своевременно выработали политику суверенного развития. Еще одним препятствием к окончательному «окружению» Евразии являются Иран и Сирия.

Сегодня в ходе возрождающейся новой холодной войны Запада против России применяется экономическая блокада, ведется информационная война, готовятся цветные революции в Казахстане и Киргизии, осуществляются различные манипуляции с террористическими группировками в Сирии, Ираке, Ливии с целью «канализировать» террористическую угрозу против России.

Например, одной из важных задач военных операций в Афганистане является перенос нестабильности в Центральную Азию, укрепление там влияния США и НАТО с перспективой удушающего охвата России и Евразийских пространств, включая Китай. В этом контексте «Польская Анаконда» в ее современном исполнении представляет собой лишь небольшой шаг, направленный на отработку геополитических стратегий Запада по установлению глобального доминирования.

Опасность для России проекта «Междуморья» в сочетании с глобальной стратегией «Анаконда» состоит в воплощении стратегических замыслов США по созданию из недружественных государств, а то и из откровенно враждебных, пояса непосредственного окружения России – фактора постоянного геополитического давления на нашу страну, источника нестабильности и провокаций.

ЯДЕРНЫЙ ПИСТОЛЕТ

Еще одна ситуация по такому же сценарию геополитического «дежавю» создается в связи с развертыванием системы американской стратегической ПРО в Румынии и Польше.

С учетом масштаба нынешних угроз можно смело утверждать, что военно-политическая ситуация вновь возвращается к обстановке 80-х годов прошлого века, когда США и их союзники по НАТО пытались принудить сначала Советский Союз, а теперь и Россию, жить, образно говоря, с приставленным к виску «ядерным пистолетом».

Напомним, что в 1979 году Совет НАТО принял решение о размещении в Европе более 500 американских ракет средней дальности с ядерными боеголовками. Подобное решение, по мнению западных политиков, должно было стать ответом на принятие на вооружение советского ракетного комплекса средней дальности «Пионер». Эта на тот момент новейшая система, известная в Европе как СС-20, вызвала серьезную озабоченность европейских политиков, посчитавших, что с ее помощью Советский Союз получает возможность за считанные минуты уничтожить европейскую военную инфраструктуру НАТО. При этом стоит напомнить, что ракетные комплексы «Пионер» заменяли устаревшие советские системы и размещались исключительно на территории Советского Союза.

До предела обстановка накалилась в 1983 году, когда после известного инцидента с южнокорейским «Боингом» Рональд Рейган назвал СССР «империей зла» и отдал приказ о размещении американских ядерных ракет в Европе. Ракетные комплексы были развернуты на территории Великобритании, Италии, Бельгии и Нидерландов, также было принято решение о размещении ракет на территории ФРГ. В ответ советская сторона объявила о развертывании своих ракет на территории Чехословакии и ГДР. К 1987 году в Западной Германии были развернуты 108 пусковых установок ракет «Першинг-2» и 64 установки ракет «Томагавк». В Великобритании находилось 112 пусковых установок «Томагавков», в Италии – 112, в Нидерландах – 16.

Но 8 декабря 1987 года в Вашингтоне главы СССР и США Михаил Горбачев и Рональд Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), вступивший в силу 1 июня 1988 года. Участники договора обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности. И сегодня в Европейской части России нет РСМД с такими характеристиками (дальность стрельбы комплекса «Искандер» до 500 км), в то время как США и НАТО первыми переступили достигнутые договоренности, приступив к развертыванию системы американской стратегической ПРО в Румынии и Польше.

Эта система, что бы там ни говорили западные эксперты в оправдание, представляет реальную угрозу ядерным силам России. Однако масштабы угрозы существенно расширяются в связи с тем, что для запуска ракет СМ-3 используются пусковые установки типа Мк-41, в которые могут загружаться и крылатые ракеты морского базирования «Томагавк» – с ядерной или обычной боевой частью, – дальность стрельбы которых по наземным целям 2600 км.

В настоящее время ракеты «Томагавк» В-1 и ядерные боеголовки для их вооружения хранятся на складах. Утилизация данного оружия или переоборудование в новые модификации с обычными боевыми частями не планируется. Таким образом, при необходимости ядерные ракеты «Томагавк» могут быть вновь развернуты в корабельном или наземном вариантах. Не исключено, что для ударов по наземным целям могут быть оснащены ядерными боеголовками и противоракеты «Стандарт».

Эти шаги знаменуют новый качественный виток в совершенствовании ядерного потенциала США и НАТО за счет их сращивания в единый комплекс ядерных вооружений, обычных вооружений и стратегической ПРО. Формально такая «сцепка» была провозглашена на саммите альянса в Чикаго в мае 2012 года: «НАТО привержена сохранению адекватного сочетания ядерных и обычных сил и средств, а также сил и средств противоракетной обороны для сдерживания и обороны». Таким образом, вместо существовавшей в НАТО более 20 лет двухзвенной системы, включавшей только ядерные и обычные вооружения, решено создать качественно новую трехзвенную систему с участием сил и средств ПРО.

Еще раз: единая американо-натовская система ПРО в Европе создает непосредственную угрозу силам ядерного сдерживания России, объектам правительственного и военного управления:

– во-первых, географический регион, в котором размещаются входящие в эту «триаду» три вида вооружений, не ограничен никакими пространственными рубежами, что придает сцепке потенциал глобального охвата;

– во-вторых, размещение этих средств в государствах Восточной Европы превращает их в силы «передового базирования», а применение в чрезвычайной ситуации оставляет российскому руководству слишком мало времени для принятия ответных мер;

– далее, в том же Чикаго принята специальная «Инструкция по боевому применению ударно-боевых противоракетных сил блока». Как возможный участник Россия в этом документе не упоминается, а как объект?

– и, наконец, важно отметить, что в пусковые контейнеры наземных комплексов ПРО могут быть скрытно загружены как перспективные противоракеты с ядерной боеголовкой, так и находящиеся на складах КРМБ «Томагавк» с ядерной боевой частью, способные наносить удары по наземным целям. Потребуется лишь оперативно и скрытно внести изменения в алгоритмы управляющих ЭВМ. Это обстоятельство с учетом малого подлетного времени превращает комплексы в Румынии и Польше в оружие обезглавливающего первого удара по пунктам государственного и военного управления, а также местам дислокации войск, ракетным и военно-морским базам, аэродромам стратегической авиации, складам ядерного оружия.

Таким образом, американская администрация нарушила Договор о ракетах средней и малой дальности, по которому стороны обязуются не разворачивать наземные установки ракет с дальностью от 500 до 5,5 тыс. км. Это происходит в условиях, когда аналогичная угроза Соединенным Штатам со стороны российских ядерных средств средней и малой дальности после карибского кризиса 1962 года никогда не создавалась и не создается вообще.

Поэтому совершенно обоснованным является заявление президента России Владимира Путина о том, что развернутый в Румынии американский комплекс ПРО является не оборонительной системой, а частью ядерного потенциала США, вынесенного на периферию. В этих условиях Москва будет вынуждена подумать о купировании угрозы, возникающей в отношении России, сказал Путин на совещании по развитию ОПК.

Как представляется, понятие «купирование угрозы ядерного удара» для каждого из российских граждан предполагает наличие четкого ответа на вопрос: «Хочу ли я, чтобы за меня отомстили, или чтобы меня защитили?». Здравомыслящий человек, очевидно, выберет второй вариант.

Поэтому в рамках мер по купированию реальной угрозы от действий США и НАТО Россия должна предусмотреть и нанесение упреждающего удара по силам передового базирования противника в Румынии и Польше до начала готовящегося ядерного нападения в целях его срыва.

В число объектов первоочередного поражения следует также внести аэродромы в Прибалтике, где базируются самолеты Балтийского воздушного патруля НАТО. Отличить самолет – носитель ядерной бомбы от обычного тактического истребителя невозможно, а подлетное время, например, до Санкт-Петербурга составляет несколько минут…

Решительные меры по противодействию новым угрозам национальной безопасности России не являются инициативным выбором Москвы, а представляют собой ее ответную и вынужденную реакцию на провокационные действия США и НАТО, реализующих проекты сдерживания и удушения России, приступивших к развертыванию глобальной системы ПРО.

Задача противодействия подобным замыслам требует организации надежной системы добывания информации с целью получения упреждающих сведений о намерениях противника, продуманной дипломатии и последовательного укрепления Вооруженных сил нашей страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
769
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
955
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
874
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
872

Другие новости