Американский генерал Джон Кэмпбелл стал последним главой миссии ISAF, он же первым возглавил новую миссию RS. Фото Reuters
Фронтовые сводки из Афганистана поступают регулярно. В конце сентября появилось краткое сообщение: «Миссия ООН в Афганистане подтвердила гибель 15 мирных граждан в результате удара с помощью БПЛА ВВС США 28 сентября в провинции Нангархар на востоке Афганистана. Военные США в Афганистане подтвердили факт авиаудара, но воздержались от подробностей, сославшись на то, что они «все еще проверяют материалы, связанные с авиаударом».
Ситуация в Афганистане в последние месяцы заметно ухудшилась – даже несмотря на то что в этой стране осуществляются две операции под эгидой ООН и НАТО. Правда, в Афганистане находится совсем немного голубых беретов ООН, но зато присутствует много касок НАТО.
МИССИЯ ООН
Миссия ООН по содействию Афганистану (МООНСА/UNAMA) действует уже 14 лет, она была учреждена резолюцией СБ ООН 1401 (2002) от 28 марта 2002 года. При этом по количеству военного и гражданского персонала это самая скромная миссия. По состоянию на конец августа 2016 года, в ней насчитывалось всего 11 военных экспертов миротворческих операций и 5 полицейских. Гражданский персонал миссии включает: международный персонал – 361, местный персонал – 1163, добровольцы ООН – 79.
Длительное время миссия подчинялась Департаменту операций по поддержанию мира (ДОПМ) и включалась в этот тип операций.
Однако совсем недавно миссия причислена к Департаменту по политическим вопросам (ДПВ). Спецпредставителем генсека ООН по Афганистану и главой миссии ООН с июня 2016 года является японский дипломат Табамичи Ямамото. Он окончил технологический институт в Токио, имеет степень бакалавра Оксфордского университета.
Миссия имеет отделения в 12 провинциях и отделения связи взаимодействия в Исламабаде и Тегеране. Всего в Афганистане действует около 30 учреждений ООН.
Военные эксперты миротворческих миссий ООН составляют группу военных советников, которую возглавляет бригадный генерал. Воинское звание военных советников – подполковник. Военные советники носят голубые береты ООН и не имеют оружия. Следует отметить, что военные советники находятся в нескольких политических миссиях. Их количество не превышает 50 офицеров. Наших советников в миссиях ООН нет.
Само название – военный советник ООН весьма привлекательно и почетно. На миротворческих курсах в Финляндии таких советников готовят три раза в год. Чтобы попасть на курсы советников, необходимо предварительно прослужить в одной из миротворческих миссий. Кроме программы военных наблюдателей и офицеров связи взаимодействия военным советникам преподают дополнительные дисциплины.
Обратим внимание на следующие темы: обязанности военных советников ООН, работа с гражданским персоналом, разведка в ООН и анализ информации, безопасность и проведение расследований, составление недельных сводок, проведение пресс-конференций и взаимодействие со средствами массовой информации, проведение интервью.
Военных советников направляют в следующие страны: Португалия, Польша, Монголия, Германия – по одному человеку. Чехия и Румыния – два человека, Грузия – три человека. В 2015 году грузинский бригадный генерал был старшим военным советником.
Полицейских (пять человек) представляют Босния и Герцеговина, Финляндия, Нидерланды – по одному полицейскому, Индия – два человека.
На сайте геокосмической информационной секции ООН представлены карты дислокации всех миротворческих операций. Представлена и карта дислокации МООНСА, по которой можно определить, что в стране развернуто семь региональных точек, в каждой из них находится один военный советник: Герат, Кандагар, Гордез, Джелалабад, Кундуз, Мазари-Шариф, Кабул. Кроме того, в столице находятся старший военный наблюдатель и его заместитель, адъютант и несколько военных советников. Военным советникам ООН не хватает знаний местного языка, а вот в России такие кадры для ООН есть.
Приведем цитаты из доклада нашего правительства о миротворчестве, услышанные, как говорится, из третьих уст: «Деятельность российских миротворцев неизменно получает высокую оценку Секретариата ООН и является важным вкладом в укрепление авторитета России на международной арене. Москва будет претендовать на получение руководящих должностей в полевых миротворческих миссиях ООН».
Re, non verbis – делом, а не словами говорили в древности.
МИССИЯ ПОДДЕРЖКИ
Недавно прекратили существование и сменили название Международные силы содействия безопасности (International Security Assistance Force – ISAF) – возглавляемый НАТО международный войсковой контингент, действующий на территории Афганистана с 2001 года. Теперь с 1 января 2015 года там действует новая учебно-тренировочная миссия НАТО «Решительная поддержка» (Resolute support). По двустороннему соглашению между НАТО и Афганистаном в стране присутствуют около 12 тыс. военнослужащих, в функции которых входит обучение и консультирование афганских силовых структур. Миссия объявлена небоевой. Продолжительность – два года.
Официальный логотип миссии «Решительная поддержка» – RS на зеленом фоне. Вероятно, именно слово «решительная» определило назначение на должность полного генерала. Новый командующий миссией, 1-й в данной миссии, но 17-й по общему счету в Афганистане, – четырехзвездный генерал Джон Николсон. На должность он назначен 2 марта 2016 года. Ранее Николсон возглавлял сухопутные силы НАТО.
Родился он в 1957 году, выпускник военного училища Вест-Пойнт 1982 года. Некоторые переводят это учебное заведение по созвучию и называют училище академией, однако четырехгодичное училище дает своим выпускникам только среднее, а не высшее военное образование. Высшее военное образование получают в командно-штабных колледжах.
Николсон четыре раза служил в Афганистане. Командовал 82-й воздушно-десантной дивизией. Имеет две степени бакалавра и две степени магистра, окончил командно-штабной колледж.
Обратим внимание на то, что на миссию в составе 12 930 человек назначен полный генерал.
Необходимо сказать, что в США насчитывается четыре десятка четырехзвездных генералов, из них три – женщины. У американцев нет воинского звания «маршал», но зато были пятизвездные генералы. В истории США было всего пять пятизвездных генералов, после смерти в 1981 году последнего из них таких генералов больше нет.
В миссии «Решительная поддержка» на командных должностях находятся 12 генералов (из них половина – американцы) и 1 главный сержант командования, имеющий степень бакалавра и магистра.
Войска миссии подразделяются на семь учебных командований. Каждое командование имеет свою эмблему. Шесть учебных командований имеют одинаковое название – командование по подготовке, совету и помощи, а дальше добавляется: Север (штаб – Мазари-Шариф), Юг (аэродром Кандагар), Восток (аэродром Баграм), Запад (Герат), Столица (Кабул) и Авиационное (Кабул). И седьмое – Объединенное командование по вопросам безопасности, оно находится в штабе миссии «Решительная поддержка». Каждое командование возглавляет бригадный генерал. Для обучения афганской армии сформированы группы иностранных советников и инструкторов.
По состоянию на конец июня 2016 года в миссии насчитывалось 12 930 военнослужащих из 39 стран. США направили 7006 человек, Германия – 980, Грузия – 861, Италия – 827, Люксембург – 1, Украина – 8, Армения – 65, Азербайджан – 94, тогда как Эстония, Латвия и Литва – 5, 18 и 19 человек соответственно. Франция своих представителей не имеет.
Миссия проводит обучение, консультации и помощь по восьми «ключевым функциям»:
– составление бюджета на несколько лет и выполнение программ;
– прозрачность, подотчетность и надзор;
– гражданский контроль афганских институтов безопасности;
– формирование войск;
– силы жизнеобеспечения;
– стратегия и политика в области планирования, финансирования и исполнения;
– разведка;
– стратегические коммуникации.
Утверждается, что выполнение этой «рамочной восьмерки» приведет Афганистан «к более светлому будущему».
В миссии находят широкое применение различные беспилотные летательные аппараты, при этом афганские военнослужащие также обучаются использовать беспилотники.
Информационное обеспечение миссии находится на высоком уровне. На сайте миссии можно получить достаточную текстовую и визуальную информацию, в том числе и о потерях личного состава.
Военнослужащие миссии не используют символы ООН, не носят голубые береты и голубые каски. Они носят форму одежды национальных вооруженных сил. При этом ООН не выплачивает компенсацию за гибель или увечье военнослужащих – это задача национальных правительств, направивших в Афганистан своих военнослужащих.
НАТО имеет в миссии своего старшего гражданского представителя. Восьмым по счету представителем назначен турецкий дипломат Исмаил Арамаз. Он окончил университет и школу экономики в Великобритании, был послом в Афганистане и Болгарии, а также политическим советником в предыдущей миссии МССБ – ISAF. Он также четыре года находился в штабе НАТО в Брюсселе.
Исмаилу Арамазу предстоит работа в новых условиях, связанных с изменением характера деятельности иностранных войск в Афганистане, в частности, координация деятельности НАТО и стран-партнеров в контексте не боевой, но поддерживающей миссии.
Гражданский представитель упоминается в резолюции 2274 (2016): «Тесно координировать действия и сотрудничать, когда это уместно, с невоенной миссией «Решительная поддержка», о которой договорились НАТО и Афганистан, а также со Старшим гражданским представителем НАТО».
РЕШИТЕЛЬНАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ
Слово «легитимность» лучше всего выразить по-русски: законность, правовая основа, юридическое оформление. Парадигму можно продолжить, рассмотрев ряд документов.
Cовет Безопасности ООН принял короткую резолюцию 2189 (2014), постановляющая часть которой включает всего три пункта:
– приветствует соглашение между НАТО и Афганистаном об учреждении в период после 2014 года небоевой миссии «Решительная поддержка», которая будет заниматься обучением и консультированием Афганских национальных сил обороны и безопасности и оказывать им помощь;
– руководство миссии «Решительная поддержка» будет взаимодействовать с правительством Афганистана и в соответствующих случаях осуществлять тесную координацию работы и сотрудничество с миссией Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану и специальным представителем генерального секретаря по Афганистану;
– приветствуются долгосрочное устойчивое партнерство НАТО с Афганистаном, заключенные Афганистаном двусторонние соглашения о стратегическом партнерстве и прочие двусторонние соглашения с другими странами.
Подписание документов «с другими странами» продолжилось. В сентябре 2014 года подписано два документа: Соглашение о сотрудничестве в области безопасности и обороны между США и Афганистаном (двустороннее соглашение в области безопасности) и Соглашение о статусе сил между Афганистаном и НАТО.
Есть еще и ссылка на саммит НАТО в Варшаве: продолжить оказание военной помощи Афганистану в нынешних размерах до 2020 года.
НАДЕЖДА НА ПЕРЕМЕНЫ
В середине сентября 2016 года Совбез ООН провел брифинг по Афганистану. Обращает на себя внимание выступление постоянного представителя РФ при ООН Виталия Чуркина на заседании СБ ООН по ситуации в Афганистане 14 сентября 2016 года, в котором дана образная характеристика прошлой натовской миссии: «Остались нерешенными и многие задачи, стоявшие перед канувшими в Лету Международными силами содействия безопасности (МССБ)».
Обстановка в Афганистане, несмотря на все предпринимаемые усилия, не вызывает оптимизма. Основная ответственность за текущее развитие ситуации в сфере безопасности и подготовку афганских силовиков лежит на США и их союзниках по НАТО, которые к настоящему времени не достигли заявленных целей. В итоговом заявлении председателя СБ ООН упоминается миссия МООНСА и ее руководитель, но не упоминается НАТО.
В начале октября 2016 года международная дипломатия принялась за «решительную поддержку» Афганистана. В Брюсселе 4–5 октября состоялась международная министерская конференция по Афганистану (участвовали 70 стран и 20 международных организаций и агентств). Подготовка и проведение конференции сопровождались широкой информационной поддержкой.
В конференции приняли участие президент Афганистана Ашраф Гани, госсекретарь США Джон Керри, генсек ООН Пан Ги Мун и его представитель Табамичи Ямамото, генсек НАТО Йенс Столтенберг и другие официальные лица. Делегацию России возглавил спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов. Российская сторона приветствовала проведение конференции.
Лейтмотивом стало заявление Пан Ги Муна: «Давайте наводить мосты. Давайте поставим превыше всего интересы афганского народа».
Данная конференция «смотрит вдаль» – обеспечение международной поддержки и сотрудничества с Афганистаном на период до 2020 года. C миру по нитке – Афганистану 15 млрд долл.
В заключение – немного о прошлом.
В числе 54-х завершенных миротворческих миссий ООН есть и Миссия добрых услуг ООН в Афганистане и Пакистане (ЮНГОМАП), проводившаяся в период с мая 1988 года по март 1990 года с задачей оказания добрых услуг сторонам в деле обеспечения выполнения Соглашений об урегулировании положения, относящегося к Афганистану. В миссии находилось 50 военных наблюдателей ООН. О взаимодействии с миссией рассказал в своих воспоминаниях наш коллега Борис Подопригора: «Самая ответственная, самая эмоциональная фраза, которую я когда-либо переводил за свою переводческую судьбу. На вопрос ооновцам о завершении вывода войск канадский наблюдатель ответил кратко: «Насколько мне известно, в западной части Афганистана советских войск не осталось». Было 10.09 15 февраля 1989 года».