0
12254
Газета Концепции Интернет-версия

24.11.2017 00:01:00

Кто виновен в гибели К-129

Через полвека эксперты обнаружили новые данные о непричастности "Суордфиш"

Илья Курганов

Об авторе: Илья Сергеевич Курганов – ветеран ВМФ, военно-морской эксперт.

Тэги: тихоокеанский флот, к 129, апл, соурдфиш, цру, камчатка


Одной из самых таинственных катастроф подводного флота в послевоенный период считается гибель советской субмарины К-129 в водах Тихого океана в марте 1968 года. По мотивам тех событий в нашей стране и за рубежом снято несколько документальных фильмов, написаны десятки книг и статей. Впрочем, до разгадки причины гибели подводного ракетоносца и его экипажа еще далеко. Не исключено, что доподлинно установить обстоятельства, приведшие к трагическому исходу, не удастся никогда.

НА СЕАНС СВЯЗИ НЕ ВЫШЛА

В январе 1968 года, по причине неготовности однотипной К-99 из состава 29-й дивизии подводных лодок к выполнению плановой боевой службы, экипаж К-129 был отозван из отпуска, приступил к отработке курса боевой подготовки и подготовке к выходу на боевую службу (БС). При этом экипаж только 30 ноября 1967 года возвратился с предыдущей БС.

В феврале лодка выполнила контрольный выход в море, причем по причине неприбытия из отпуска штатного командира капитана 1 ранга В.И. Кобзаря на контрольный выход был прикомандирован капитан 2 ранга В.В. Куренков, командир К-75. По результатам выхода капитан 2 ранга В.В. Куренков доложил командованию о неготовности экипажа К-129 к выполнению БС по причине низкой слаженности. Однако для недопущения срыва плана БС после усиленной отработки береговых и морских элементов курса боевой подготовки экипаж все же получил разрешение на выход в море, который состоялся 24 февраля.

В 00.00 8 марта К-129 не вышла на плановый контрольный сеанс связи. Через сутки, 9 марта, была объявлена тревога по флоту и начата крупномасштабная операция по поиску пропавшей подлодки, продолжавшаяся в тяжелых погодных условиях в общей сложности 70 суток. К операции, помимо сил Тихоокеанского флота, привлекались суда Министерства морского флота и Академии наук СССР. В результате поисков на поверхности океана северо-западнее Гавайских островов силами авиаразведки обнаружено лишь большое поле соляра,  образовавшееся предположительно над местом гибели подводной лодки.

РАЗНЫЕ ВЕРСИИ

Исходя из имеющейся в открытом доступе информации, однозначный ответ о причинах гибели К-129 дать не представляется возможным. Существует несколько вполне обоснованных версий, но вряд ли они в ближайшем будущем будут подтверждены вещественными доказательствами и подлинными документами. Наиболее полная картина, позволяющая раскрыть причины гибели ракетоносца, доступна лишь ЦРУ, курировавшему подъем и обследование фрагментов подлодки и имеющему в своем распоряжении фотографии, акты осмотра и другие материалы.

Наиболее часто тиражируемая в отечественных СМИ версия гласит о столкновении К-129 с американской атомной подводной лодкой (АПЛ) «Суордфиш». Но при внимательном анализе и сравнении ее с другими подобными событиями вскрывается несколько веских аргументов, свидетельствующих о полной несостоятельности данного предположения.

Атомная подводная лодка «Суордфиш».	 Фото с сайта www.navsource.org
Атомная подводная лодка «Суордфиш». Фото с сайта www.navsource.org

Во-первых, при прибытии 17 марта 1968 года в японский порт Йокосука лодка в светлое время суток проходила международным фарватером и была сфотографирована японскими журналистами, фотографии ее были опубликованы в местных газетах. Видимые на фотографиях повреждения исключительно выдвижных устройств дают все основания полагать, что объект, с которым столкнулась подлодка, имел значительно меньшие вес и габариты, чем сама АПЛ «Суордфиш», или столкновение было легким и произошло по касательной. Все известные случаи столкновения подлодок, когда участники происшествия оказывались на грани гибели, заканчивались получением сопоставимых по тяжести повреждений. Таковые у «Суордфиш» отсутствуют. При этом именно сам факт появления поврежденной американской лодки в японском порту опровергает предположение о ее причастности к рассматриваемому событию и попытке сокрытия участия данной АПЛ в инциденте. Из соображения режима секретности, при таких обстоятельствах наиболее целесообразно производить ремонт в месте базирования подлодки, тем более при наличии в данном районе развитой сети американских судоремонтных предприятий и соответствующих условий для маскировки.

Во-вторых, японский порт Йокосука расположен существенно дальше от точки гибели К-129, чем американская база подводных лодок на Гавайских островах, и поэтому решение направить поврежденную субмарину на ремонт в удаленный иностранный порт на другом берегу Тихого океана выглядит, по меньшей мере, очень нелогично. Достаточно измерить по карте расстояние от точки гибели К-129 до острова Оаху и до Японии. Путь, который пришлось бы пройти «Суордфиш» в противоположную сторону Тихого океана до порта Йокосука и обратно в Перл-Харбор, если бы она действительно участвовала в столкновении с К-129, более чем в три раза длиннее пути от точки гибели до Перл-Харбора. Комментарии, как говорится, излишни.

СЛУЧАЙ С «ТОТОГ»

Показательными для сравнения являются действия американского командования после столкновения советской АПЛ К-108 проекта 675 под командованием капитана 1 ранга Б.С. Багдасаряна с американской АПЛ «Тотог» типа «Стерджен» у берегов Камчатки 20 июня 1970 года, всего через два года после гибели К-129. Последовавшие за столкновением шумы, зафиксированные американским акустиком и записанные на магнитофон, были классифицированы как разрушение прочного корпуса советской субмарины, поэтому последнюю посчитали погибшей.

Всплыв в 200 милях от советских берегов и установив импровизированную связную антенну взамен поврежденной, командир американской субмарины коммандер Б. Болдерстон донес о случившемся командованию и был отозван в Перл-Харбор с указанием войти в порт 1 июля в ночное время без ходовых огней. На пирсе прибывающую подводную лодку встречал командующий подводными силами на Тихом океане, а об инциденте министр обороны США Мелвин Лэйрд телеграммой доложил президенту Ричарду Никсону.

Лодка была поставлена в док, и до тех пор, пока повреждения не были закрыты тентом, экипажу не разрешали покидать отсеки. Как американская, так и советская подводные лодки получили серьезные повреждения, лишь случайность позволила избежать трагических последствий: у К-108 был пробит легкий корпус в районе мортиры правого гребного вала, а сам гребной вал был заклинен. У американской ПЛ оказались повреждены рубочные горизонтальные рули, сама рубка получила изгиб в два градуса с заклиниванием всех выдвижных устройств, причем правый винт К-108 пробил крышку верхнего рубочного люка «Тотог», и часть объема боевой рубки оказалась затопленной.

ЧТО ЖЕ БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ

В итоге можно сделать вывод, что если бы «Суордфиш» действительно была причастна к столкновению с К-129, как это утверждается экспертами, наиболее подходящим местом для ее укрытия и ремонта был бы Перл-Харбор, а не японский порт Йокосука. Да и повреждения были бы более внушительными. Так что обвинять «Суордфиш» в причастности к гибели К-129 нет достаточных оснований.

Один из офицеров, находившихся в марте 1968 года на борту АПЛ «Суордфиш», когда ее перископ был поврежден об лед, лейтенант-коммандер Ричард Ли, впоследствии вспоминал: «…для тех из нас, кто находился на борту «Суордфиш» (около 115 человек), интересно узнать, как писатель исторической фантастики может принять отдельные события и сделать любой вывод, какой он хочет».

В отношении АПЛ «Суордфиш» вполне логичной выглядит другая версия, которая ранее озвучивалась американской стороной, при этом умалчивавшей, что та была одной из 9 американских подлодок, направленных в воды Японского моря после захвата северокорейскими кораблями в январе 1968 года американского разведывательного корабля «Пуэбло» (AGER-2), и занималась разведкой вблизи залива Петра Великого. Согласно этой версии, в марте в Японское море течение и ветры выносят из Охотского моря, Татарского пролива и залива Петра Великого много плавающего льда, с которым 2 марта и произошло столкновение. Повреждения не требовали срочного ремонта, поэтому заход в порт Йокосука был запланирован на 15 марта. Причем, по просьбе японской администрации порта, заход в итоге был перенесен на 17 марта.

Впрочем, и после посещения Йокосуки субмарина не покинула свою операционную зону, в которой она находилась с начала февраля, а после ремонта перископа продолжала выполнять задачи разведки. В мае она отметилась в другом японском порту Сасебо, где местные экологи заподозрили ее в сливе радиоактивной воды в акваторию и устроили соответствующий скандал. В результате японскому премьеру Эйсаку Сато пришлось заявить, что атомные подлодки США больше не будут заходить в японские порты, если их ядерная безопасность не будет обеспечена американскими специалистами на должном уровне. Вернулась к месту постоянного базирования АПЛ «Суордфиш» лишь 5 сентября.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


НАТО не будет оборонять Финляндию, но может удержать потенциальных противников от агрессии

НАТО не будет оборонять Финляндию, но может удержать потенциальных противников от агрессии

Владимир Иванов

0
375
Японские консерваторы выступили против изменения Конституции, поминая о «северных территориях»

Японские консерваторы выступили против изменения Конституции, поминая о «северных территориях»

Владимир Иванов

0
331
Пентагон перебросил в Саудовскую Аравию войска, боевые самолеты и четыре батареи ПРО

Пентагон перебросил в Саудовскую Аравию войска, боевые самолеты и четыре батареи ПРО

Александр Шарковский

0
340
Moody’s прогнозирует падение продаж автомобилей в России в 2020 году на 4%

Moody’s прогнозирует падение продаж автомобилей в России в 2020 году на 4%

0
323

Другие новости

Загрузка...
24smi.org