0
7727
Газета Концепции Интернет-версия

16.03.2018 00:01:00

Оружейный монстр Пентагона раскололся

МО США продолжает совершенствовать систему разработок и закупок вооружения

Тэги: пентагон, закупки, вооружения, система, оборона, промышленность, затраты, шенанхан, локхид, дуглас


пентагон, закупки, вооружения, система, оборона, промышленность, затраты, шенанхан, локхид, дуглас Патрик Шенахан работает над закупкой вооружений. Фото с сайта www.defense.gov

Вот уже почти 30 лет Пентагон практически непрерывно модернизирует свою систему управления разработками и закупками (СУРЗ) вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ). Официально эта система, имеющая крайне сложную и весьма разветвленную структуру, называется «Система приобретения МО». До 1 февраля текущего года этой огромной структурой военного ведомства руководил заместитель министра обороны по приобретению, технологиям и логистике. И вот теперь она прекратила свое существование. Об этом было заявлено в меморандуме заместителя министра обороны США Патрика Шенахана (Patrick Shanahan), датированном 31 января. Отныне управление разработками и закупками вооружений будет осуществляться двумя взаимосвязанными ведомствами, каждое из которых будет отвечать за свой сектор оснащения войск.

С 1 февраля все людские и материальные ресурсы, входящие в состав Управления помощника министра обороны по исследованиям и проектированию (OASD (R&E)), переходят в аппарат нового заместителя МО, который будет осуществлять управление этими процессами. Материально-техническая база и специалисты, функционирующие в головном офисе заместителя МО по приобретению, а также ресурсные и людские активы управлений по энергетике, объектам и окружающей среде (Energy, Installations, and Environment), МТО и готовности ВСВТ (Logistics and Materiel Readiness) и программ защиты от оружия массового поражения (Nuclear, Chemical, and Biological Defense Programs), переходят в ведение заместителя министра обороны по закупкам и обеспечению продолжительности боевых действий (ЗОПБД).

В качестве промежуточной меры обеспечения выполнения стоящих задач и указаний каждого из двух новых замминистров материальная база и специалисты директоратов ресурсов закупок и анализа (Acquisition Resources and Analysis), административного управления (Administration), ценообразования (Defense Pricing), закупок МО и политики приобретения (Defense Procurement and Acquisition Policy), инициатив по людским ресурсам (Human Capital Initiatives), международного сотрудничества (International Cooperation), совместного ускорения процедур приобретения (Joint Rapid Acquisition Cell), производства и политике развития производственной базы (Manufacturing and Industrial Base Policy), оценки программ и анализа возникающих проблем (Program Assessment and Root Cause Analysis) программ малого бизнеса (Small Business Programs), а также специальных программ (Special Programs) будут формально переданы в подчинение заместителя министра обороны по закупкам и обеспечению продолжительности боевых действий.

Управление развития стратегических возможностей (Strategic Capabilities Office) и Экспериментальный отдел по оборонным инновациям (Defense Innovation Unit Experimental) передаются в подчинение замминистра обороны по исследованиям, разработкам и проектированию (ИРП). Начальник управления развития стратегических возможностей будет, как и до сих пор, выполнять функции советника министра обороны и его заместителя по строительству стратегических сил по стратегическим вопросам. Его взаимодействие с вышестоящими инстанциями МО будет  осуществляться по распоряжению замминистра по ИПР.

Руководство деятельностью Управления перспективных военных исследований (ДАРПА), Управления ПРО, Центра управления испытательными ресурсами МО (DoD Test Resource Management Center), Центр микроэлектроники МО (Defense Microelectronics Activity) и Центр научно-технической информации (Defense Technical Information Center) будет также осуществлять замминистра по ИРП.

Руководство управлениями военных контрактов (Defense Contract Management Agency), тыла (Defense Logistics Agency), снижения угроз безопасности США (Defense Threat Reduction Agency), контроля экономических программ (Office of Economic Adjustment) и Университетом подготовки специалистов по приобретению (Defense Acquisition University) будут переданы в ведение замминистра по ЗОПБД.

Замминистра по ИРП будет осуществлять административное руководство деятельностью ученого совета МО и программой стратегических разработок и исследований окружающей среды, реализуемой научно-консультативным советом МО. Все остальные структуры подобного рода будут контролироваться заместителем МО по ЗОПБД.

Для проведения мероприятий по созданию управления замминистра МО по ЗОПБД в руководимом им ведомстве учреждается Управление по стратегии и развитию (Office of Strategy and Design). Его сотрудники под непосредственным руководством своего начальника будут централизованно решать все вопросы создания новой административной структуры.

В общих чертах круг ответственности двух новых функционеров Пентагона был очерчен в законе об ассигнованиях МО на 2017 ФГ. На первого из них возложена ответственность за разработку стратегии МО по развитию оборонных технологий, за решение фундаментальных технологических проблем и за ускорение процессов внедрения в войска новейших технологических достижений. Его административная структура будет сравнительно малочисленной организацией, укомплектованной высококвалифицированными экспертами, которые будут в состоянии упростить крайне масштабные и многочисленные традиционные и нетрадиционные процедуры управления развитием технологий военного назначения. Он уполномочены проводить все необходимые мероприятия по выявлению, выбору, ресурсному обеспечению, разработке, проектированию и демонстрации новых вооружений, создаваемых на базе самых последних технологических достижений и имеющих важнейшее значение для повышения эффективности боевых действий войск.

Замминистра по ЗОПБД, как указывалось в законе, будут подчинены помощники министра обороны по приобретению, по ведению длительных боевых действий и по ядерному, химическому и биологическому оружию. Их аппараты и входящие в них подразделения будут укомплектованы действующими специалистами существующих в настоящее время подразделений системы управления разработками и закупками вооружений.

Этим законом также предусматривается создание поста главного администратора МО (ГАМО), который заменит главного заместителя по административным вопросам. Он должен обеспечить повышение качества и продуктивности деловых операций в МО при сокращении расходов на их проведение. Ему также предписывается обеспечение превращения деловых структур МО в коммерческое предприятие. Это, по мнению руководителей Пентагона, позволит не только оптимизировать затраты на проведение деловых операций, выполнить указания президента по повышению эффективности и обеспечению требуемого уровня отчетности административных звеньев управления Пентагона, но и повысить роль военного ведомства на рынке вооружений. Подразделения, управляемые в настоящее время этим заместителем, тоже предполагается переформатировать.

Одной из главных задач начавшегося реформирования существующей системы управления развитием вооружений и их закупками является сокращение численности сотрудников этого весьма громоздкого административного компонента Пентагона. В настоящее время в системе приобретения МО без учета служащих частных фирм, занятых в сфере управления контрактами с военным ведомством, работает более 150 тыс. военных специалистов и служащих, причем большую часть из них составляют гражданские лица.

Большинство реформ оборонного комплекса в прошлой и нынешней администрации Белого дома направлено на модернизацию системы экономического обеспечения военного строительства. Ее совершенствование позволит, по мнению Пентагона, в ближайшие годы сэкономить сотни миллиардов долларов, значительная часть из которых пойдет на развитие ВС Америки. Взяв курс на создание новых, более мощных и гибких ВС, развязав дорогостоящие войны в Ираке, Афганистане и Ливии, испытывая финансовые трудности из-за попыток администрации и Конгресса сократить дефицит федерального бюджета, Министерство обороны США вынуждено уделять все больше внимания рациональному расходованию военного бюджета. И если ранее главной целью военных реформ было совершенствование вооружений, то сегодня американское военное руководство впервые взяло курс на повышение экономической эффективности военного строительства и экономию средств, выделяемых на эти цели.

В настоящее время система приобретения МО США испытывает весьма серьезные трудности. Почти три десятилетия непрерывных реформ так и не привнесли каких-либо существенных изменений в эффективность и порядок ее функционирования. А введенный Бараком Обамой секвестр военного бюджета в еще большей мере ограничил возможности Пентагона по оснащению своих войск новейшими системами ВВСТ.

Специалисты отмечают, что эта система до сих пор продолжает оставаться весьма громоздкой и сложной структурой, управление которой представляет серьезные трудности. Кроме того, руководству этой системы никак не удается сократить сроки создания ВВСТ и поддерживать в установленных пределах их стоимость. Руководство Пентагона беспокоит и то, что в России и Китае появляются самые новые системы оружия и на их создание уходит не так много времени, как у Америки. Высшие чины МО США постоянно говорят о том, что ВС Америки начинают утрачивать свое технологическое превосходство и этот процесс развивается в невыгодном для Вашингтона направлении.

Многие специалисты по управлению разработками и закупками ВВСТ неоднократно отмечали, что рост стоимости программ приобретения при действующей практике разработок и закупок вооружений неизбежен и определяется тремя факторами. Прежде всего тем, что подрядчики, чтобы выиграть контракт, представляют МО заведомо заниженные цифры стоимости той или иной системы. Начальники МО выбирают предложения фирмы, объявившей самые низкие цены, поскольку они хотят приобрести большее количество вооружений при минимальных расходах. А парламентарии в большинстве случаев просто соглашаются с выбором Пентагона, поскольку одной из их главных задач в процессе оснащения войск является максимальное сокращение военных расходов. Эксперты неоднократно рекомендовали Пентагону более тщательно и всесторонне рассматривать предложения своих будущих подрядчиков и давать им объективные оценки на каждом этапе жизненного цикла ВВСТ. При этом они говорили о необходимости создания эффективной системы стимулирования подрядчиков, которая позволила бы приобретать ВВСТ по строго установленным ценам и в утвержденные сроки.

Как утверждают американские специалисты, в настоящее время главной проблемой Пентагона является необходимость «преодоления чрезвычайно неудобной системы закупок». Один из таких экспертов недавно официально заявил, что эта система «работает довольно медленно». «Она не слишком эффективна в вопросе определения стоимости программ, сроков и так далее, то есть кто-нибудь наверху может в течение многих лет отвергать выдвигаемые предложения и говорить, что они бессмысленны», – подчеркнул эксперт.

Именно по этой причине Вашингтон пытается провести в жизнь планы реформирования всей системы экономического обеспечения военного строительства ВС Америки. Чиновники всех степеней пытаются кардинально изменить подходы к планированию развития войск и формированию военного бюджета. Они делают все возможное, чтобы реализовать свои планы по масштабной перестройке системы приобретения ВСВТ, МТО войск и управления финансовыми ресурсами. Пентагон пытается усовершенствовать управление реализацией программ разработок и закупок вооружений, проводит глубокую реструктуризацию военной инфраструктуры и оборонной промышленности, пытается трансформировать организационную структуру и управление в своем ведомстве, а также внедрить в его деятельность коммерческие подходы.

Каких результатов сможет добиться МО на этот раз, сказать весьма непросто. Вполне вероятно, что Пентагону и удастся получить какие-то положительные итоги в оптимизации процессов развития вооружений, получить вожделенную экономию ресурсов и времени и прорваться в военных технологиях. Но до сих пор у его специалистов по закупкам оружия это получалось довольно скверно. Сроки разработок росли, а расходы на их программы только повышались и продолжают это делать до сих пор.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва создает транспортный каркас  для всей столичной агломерации

Москва создает транспортный каркас для всей столичной агломерации

Сергей Воронов

Строительство важных инфраструктурных объектов и развитие системы пассажирских перевозок теперь не ограничивается пределами МКАДа

0
860
Виноват ли Сталин в трагедии 1941-го

Виноват ли Сталин в трагедии 1941-го

Николай Васильев

Необходимо переосмыслить практическую деятельность руководства страны и армии накануне Великой Отечественной войны

0
674
Китайская вотчина

Китайская вотчина

Александр Храмчихин

Юго-Восточная Азия не способна противостоять мощному натиску Пекина

0
786
Армия США получит мощный ручной пулемет следующего поколения (+ВИДЕО)

Армия США получит мощный ручной пулемет следующего поколения (+ВИДЕО)

Александр Шарковский

Американцы намерены отказаться от калибра 5,6 мм и создать более легкий патрон с высокой пробивной способностью

0
2441

Другие новости

Загрузка...
24smi.org