0
3413
Газета Концепции Интернет-версия

24.05.2019 00:01:00

Национальная морская политика России: версия 2.0

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Алексей Кравченко

Об авторе: Алексей Кравченко – журналист-международник.

Тэги: вмф, рф, морская политика


вмф, рф, морская политика С докладом перед участниками круглого стола выступает председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан 1-го ранга запаса Михаил Ненашев. Фото с сайта www.submariners.ru

Возможно, многие не знают, что понятие «Национальная морская политика» в России, гигантской державе со славной морской историей, омываемой водами трех океанов и 13 морей, зародилось в обществе, а затем и вошло в официальный государственный обиход всего-то два десятка лет назад. До тех пор речь шла в лучшем случае о военно-морской стратегии, которая периодически становилась объектом внимания государственных институтов и умов, хотя самым глубоким выражением ее до сих пор остается книга выдающегося Главкома ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова «Морская мощь государства».

Старт процессу формирования в России Национальной морской политики как синтеза военной и гражданской, экономической, культурной и воспитательно-образовательной составляющих был дан Общероссийским движением поддержки флота (ДПФ), возглавляемым капитаном 1 ранга запаса Михаилом Ненашевым. И состоялся он 30 марта 1999 года, когда усилиями ДПФ в Москве прошла Всероссийская морская научно-практическая конференция.

В ее работе принимали участие 220 представителей морских, научных, общественных и деловых кругов страны, а в докладе председателя ДПФ было отмечено: «Различные геостратегические схемы XXI века, спорящие друг с другом, в России обязательно должны разрабатываться с учетом морского, океанского фактора. И поскольку у нынешней власти нет никакой жизнеспособной концепции ни в одной области политики, экономики, культуры, науки, нет даже ясных, понятных взглядов – мы решили выступить с этой инициативой».

20 лет спустя на круглом столе в Москве, посвященном этому знаменательному событию, председатель Научно-экспертного совета Морской коллегии при правительстве РФ Лев Клячко заявил: «Если бы принятая в хрущевскую эпоху на ХХ съезде партии программа строительства коммунизма в 20-летний срок обладала такой степенью научного предвидения, как рекомендации проведенной ДПФ Морской конференции, и была бы проработана с той же глубиной, мы уже лет 40 жили бы при коммунизме».

Однако дело даже не в тех назревших практических шагах, которые были реализованы по результатам той конференции, а в идеологическом прорыве, введении в обиход морской державы понятия «Национальная морская политика» и начале ее практического осуществления.

В первую очередь это принятие в 2001 году Морской доктрины, которая в 2015 году была актуализирована. Но даже из обновленного документа выпала тема российских рек – развития внутренних водных путей, которая должна органично входить в состав Морской доктрины как неотъемлемая часть потенциала флота и наземной инфраструктуры воднотранспортного комплекса.

Была реализована также предложенная ДПФ идея учреждения Морской коллегии при правительстве РФ. Сам этот факт невозможно переоценить, но, как было отмечено на круглом столе, до статуса штаба морской отрасли, способного преодолевать межведомственные барьеры и гармонизировать конфликтующие локальные интересы, как это было задумано и предложено авторами идеи, Морской коллегии при правительстве РФ еще далеко. В этой связи, отмечали выступающие на круглом столе, потенциал флотской общественности должен активнее привлекаться как к формированию рабочей повестки Морской коллегии, так и к экспертной проработке и финальному обсуждению соответствующих решений.

В ряде выступлений были справедливо отмечены новые приоритеты морской деятельности страны, которые 20 лет назад еще не были объектом внимания отраслевого сообщества. Среди них, конечно, выделяется задача транспортного обеспечения, эффективного освоения и защиты Русской Арктики, морских маршрутов национальных экспортных перевозок, все в большей степени тяготеющих к Севморпути, а также районов промысла и доставки водных биоресурсов. Эти приоритеты имеют растущее влияние и на военно-морскую стратегию России, и на ее долгосрочную судостроительную программу, но столь же быстро растет и цена ошибок в стратегическом планировании, помочь минимизировать которые на нулевой стадии вполне в состоянии морская общественность.

О задачах и перспективах военно-морского строительства собравшимся рассказали заместитель Главкома ВМФ в 1991–1999 годы адмирал Иван Васильев, первый заместитель председателя Клуба адмиралов вице-адмирал Валерий Дорогин, начальник Управления боевой подготовки ВМФ в 1998–2002 годы вице-адмирал Николай Михеев и др. Отмечалось, что новые возможности, которые обретают Вооруженные силы и Военно-морской флот России с появлением на вооружении гиперзвуковых систем, безэкипажных плавсредств и автономных подводных комплексов, средств дальнего целеуказания и контроля, РЭБ, кибероружия и т.п., вносят принципиальные изменения в военно-морскую стратегию и должны найти адекватное отражение в соответствующих руководящих документах, кораблестроительных программах и программах подготовки личного состава.

Были высказаны мнения о связи военной и гражданской перспектив Национальной морской политики с необходимостью обеспечения интересов и укрепления технических и логистических возможностей РФ в морских и океанской зонах, прежде всего в районах пролегания основных ресурсно-товарных потоков России и ее союзников вдоль азиатско-африканского и арктического побережья РФ.

Отдельным направлением, которому необходимо уделять приоритетное внимание уже на экспертном этапе разработки Национальной морской политики, считают участники круглого стола, является тенденция поступательного ужесточения экологических требований к морскому и речному судоходству в целом и арктическому – в особенности. В рамках этого комплекса вопросов ключевое место будет занимать задача обусловленного соответствующими приложениями к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL 73/78) перевода флота на газомоторное и низкосернистые виды топлива с вариантом установки систем высокой очистки судовых выбросов. Эта задача должна составить повестку приоритетных исследований и инженерных проектов отраслевой науки, а возможности ее финансовой реализации – задача для государства и бизнеса.

Особняком среди прозвучавших на круглом столе выступлений стала речь помощника президента РФ Игоря Левитина, который рассказал о современной ситуации в различных отраслевых сегментах – от динамичного развития портовых проектов на Черном море, Балтике и Каспии до планов в Арктике и на Севморпути, инфраструктурным оператором которых недавно назначен Росатом.

«К сожалению, то, что пока не удалось, – это река, – посетовал он. – Сколько мы прикладывали усилий, проводили Президиум Госсовета, который, кстати, состоялся тоже благодаря инициативе ДПФ, но все еще не получается. Мое личное мнение – главная проблема здесь в том, что у реки много хозяев. Если бы река подчинялась кому-то одному, все можно было бы сделать».

При этом Левитин отметил: «К сожалению, существующие ограничения по глубинам на Волге пока не позволяют восстановить интенсивное судоходство. Большие надежды возлагаем на реализуемые Минтрансом проекты строительства двух мощных гидроузлов, Багаевского на Дону и Нижегородского на Волге, завершение которых станет импульсом развития речного транспорта».

Заметим, что помощник президента РФ фактически поддержал звучавшие в ряде выступлений критические оценки содержательной части деятельности и полномочий сегодняшней Морской коллегии. Он, в частности, напомнил, что в первые годы после учреждения Морскую коллегию возглавлял премьер-министр, а уже потом эта должность перешла к заместителю председателя правительства. «Я считаю, что это неправильно, – подчеркнул Игорь Левитин. – Ее должен возглавлять по крайней мере член Совета безопасности РФ. И этот человек должен быть информирован о соответствующих задачах и быть в состоянии определять вопросы морской стратегии в их связи со всеобъемлющими вопросами государственной политики».

Важной иллюстрацией действенности предпринятых 20 лет назад по инициативе ДПФ шагов по «оморячиванию» отечественной большой политики можно назвать ситуацию с пунктом 16 рекомендаций Морской конференции, в котором государству было предложено «возобновить участие военных моряков при проведении военных парадов в столице России, а также участие руководства страны… в проведении военно-морских парадов и годовых праздников на флотах». Сегодня проведение Главного военно-морского парада стало новой государственной традицией, и это не может не радовать всех людей, имеющих отношение к морю и флоту.

Что удалось, а что нет энтузиастам флота за два десятилетия, сегодня каждый может легко уяснить для себя путем ознакомления с докладом М.П. Ненашева и рекомендациями Первой Всероссийской морской конференции.

Очевидно одно – Россия за эти 20 лет стала более морской, более океанской державой, флот и его люди обрели новые возможности и перспективы, а морское сообщество, достойно представляемое ДПФ на самых разных площадках и уровнях, останавливаться на этом не собирается и продолжает идти вперед под кратким, но емким девизом: «Вместе за Россию и Флот!» 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Оппозиция в Мосгордуме не складывается

Оппозиция в Мосгордуме не складывается

Иван Родин

Навальный указал "Яблоку" на неумное голосование по спикеру

0
313
КПРФ протягивает руку Кремлю

КПРФ протягивает руку Кремлю

Иван Родин

Согласованная с системной оппозицией избирательная реформа поможет преодолеть турбулентность

0
1151
В Японском море задержаны более 160 браконьеров из КНДР - ФСБ

В Японском море задержаны более 160 браконьеров из КНДР - ФСБ

0
339
Рябков и Рикер обсудили перспективы развития двусторонних отношений РФ и США

Рябков и Рикер обсудили перспективы развития двусторонних отношений РФ и США

0
379

Другие новости

Загрузка...
24smi.org