0
5100
Газета Концепции Интернет-версия

02.08.2019 00:01:00

Локомотив российского миротворчества

В Совете Федерации провели совещание «Об участии РФ в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности

Сергей Лавров

Об авторе: Сергей Вадимович Лавров – президент Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН.

Тэги: оон, мид рф, конго, руанда, судан, сша, кипр, колумбия

On-Line версия. Информация обновлена 15:42 04.08.2019

оон, мид рф, конго, руанда, судан, сша, кипр, колумбия С 2003 года наши военные перестали принимать участие в миротворческих операциях ООН. Фото с сайта www.mil.ru

В последние годы мировое сообщество все больше сталкивается с проблемами, оказывающими негативное влияние на поддержание мира и безопасности на планете. Все чаще в различных регионах и отдельных странах силовое разрешение тех или иных противоречий становится приоритетным, что приводит к возникновению внутригосударственных и международных конфликтов, а, зачастую, и локальных войн. Вот почему, несмотря на критику и различные предложения о реформировании, все большее значение в мировой политике приобретает Организация Объединенных Наций, 75-летие образования которой все прогрессивное человечество отметит 24 октября 2020 г. Важнейшим инструментом ООН по поддержанию мира является миротворчество. С каждым годом международное сообщество уделяет миротворчеству все больше внимания. Тем не менее, следует отметить, что миротворчество-это не панацея для решения всех конфликтов. У миротворчества есть свои отрицательные примеры (Руанда, Сомали) и свои положительные (Восточный Тимор, Мозамбик, Сьерра-Леоне, Либерия).

С сожалением приходится констатировать, что некоторые страны проводят политику двойных стандартов, используя миротворчество как инструмент отстаивания своих политических, геополитических, экономических и военных интересов. Примером здесь могут служить события, произошедшие в конце двадцатого века в бывшей Югославии.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся недостатки, миротворческие операции ООН были и остаются важнейшим элементом системы международной безопасности, направленным на поддержание мира в конфликтных и постконфликтных регионах.

Негативно говоря о политике двойных стандартов в миротворчестве, необходимо подчеркнуть, что это не относится к рационально-прагматическому подходу к участию в операциях по поддержанию мира (ОПМ), который используется сейчас практически всеми странами с учетом своих национальных интересов.

Говоря о национальных интересах России, необходимо отметить, что участие российских военных наблюдателей, гражданских полицейских и военных контингентов в операциях ООН по поддержанию мира выгодно России и напрямую связано с задачами по созданию и поддержанию положительного имиджа нашей страны за рубежом. Участие в миротворческих операциях ООН способствует росту нашего влияния как в ООН, так и в мире в целом, повышает роль России как мирового игрока на международной политической арене. Именно поэтому наша Межрегиональная общественная организация ветеранов миротворческих миссий ООН выступает за расширение Россией своего участия в миротворчестве ООН. В настоящее время статистика миротворчества такова.

В конце июня этого года 122 страны направили в 14 миротворческих и 9 политических миссий ООН 87324 миротворца: полицейские – 10186, военные наблюдатели – 1305, военнослужащие контингентов – 73822, офицеры штаба – 2011. Российская Федерация направила в 8 миссий 69 миротворцев: полицейские – 33 (8 женщин), военные наблюдатели – 32 (3 женщины), офицеры штаба – 4, заняв 72 место по количеству поставляемых контингентов и 8 место по количеству военных наблюдателей.
География российского миротворчества ООН следующая.

  • Западная Сахара (МООНРЗС) – 16 военных наблюдателей, в том числе две женщины.
  • Конго (МООНСДРК) -15 миротворцев: 9 наблюдателей (одна женщина) и 1 офицер штаба, полицейские – 5 (2 женщины)
  • Кипр (ВСООНК): 6 полицейских (3 женины)
  • Район Абьей в Южном Судане (ЮНИСФА): наблюдатель – 1, офицер штаба
    Косово: полицейские – 3 (1 женщина)
  • Южный Судан (МООНЮС) – 22 миротворца: 2 наблюдателя и 2 офицера штаба, полицейские – 16 (2 женщины)
  • Ближний Восток (ОНВУП) – 4 наблюдателя
  • Колумбия (Контрольная миссия ООН в Колумбии) – 1 полицейский.Направлено 11 женщин – миротворцев: 8 полицейских и 3 военных наблюдателя

По количеству поставляемых контингентов на первое место выдвигаются следующие страны: Эфиопия -7072, Руанда – 6545, Бангладеш – 6471, Индия – 6322.

Среди постоянных членов СБ ООН: на первом месте находится Китай – 2519, затем следуют Франция – 768, Великобритания – 581, Россия – 69, США – 34.

Говоря о России, необходимо отметить, что с 2003 г. наши военные контингенты вообще перестали принимать участие в миротворческих операциях ООН. Россия стала направлять только военных наблюдателей (военных экспертов) и гражданских полицейских. Правда, российские авиационные группы тоже принимали участие в миротворческих операциях в семи странах, но в 2012 г. последняя авиационная группа была выведена из Судана.

Частичное объяснение неучастия российского военного контингента в многонациональных миротворческих силах ООН я нашел в статье доктора политических наук М.В. Братерского под названием «Россия и миротворческие операции: концептуальные и практические составляющие российской политики», где он пишет:» Другим принципом, которого Россия не придерживается в качестве официального, но придерживается в качестве традиции, является неучастие воинских контингентов великих держав в миротворческих миссиях. Эта традиция проистекает из протокола 1974 г. о соглашении между Израилем и Сирией и, хотя она не стала официальной политической позицией, Россия обычно оказывала предпочтение тому, чтобы миссии по поддержанию мира были в основном укомплектованы военным персоналом из «третьих стран». Звучит не очень убедительно, т.к. участие наших военных контингентов в SFOR и KFOR было значительно позже 1974 г.

Несмотря на неучастия российских миротворческих сил в ОПМ ООН, Россия была и остается одним из активных участников миротворческой деятельности ООН. При этом необходимо отметить, что 72 место по количеству поставляемых контингентов и 8 место по количеству военных контингентов не самая лучшая статистика. Очевидно, что такая великая страна как Россия заслуживает более высокого места. И это при том, что миротворческая деятельность российских военных контингентов признается Россией в качестве одного из важных направлений государственной политики и это декларируется во внешнеполитической доктрине РФ. Неучастие или ограниченное участие российских миротворцев в ОПМ негативным образом сказывается не только на возможности получения российскими военнослужащими реального миротворческого опыта, но и на возможности России влиять на урегулирование кризисных ситуаций в различных точках земного шара, активно отстаивать свою точку зрения на текущие международные проблемы, определять будущую систему мироустройства.

В этом контексте очень приятно отметить, что Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации внимательно следит за развитием ситуации с миротворчеством в нашей стране. 25 июня этого года Член Комитета СФ по обороне и безопасности, председатель подкомитета по международному военно-политическому сотрудничеству Ольга Федоровна Ковитиди провела совещание на тему «Об участии РФ в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности». Она начала совещание со вступительного слова, которое, по своей сути, было докладом, сделанным на основе глубокого аналитического анализа и содержавшего конкретные и продуманные предложения. Сразу переходя к сути вопроса она сказала, что в ближайшее время институт миротворцев может стать одним из самых важных факторов обеспечения стабильности и безопасности в мире. Хотелось бы поподробнее рассказать об упомянутых структурных проблемах российского миротворчества и возможных путях их преодоления, но рамки этой статьи не позволяют этого сделать. Поэтому не раскрывая озвученные проблемы и предложения, я просто перечислю наиболее важные:

– отсутствие в Российской Федерации такого доктринального документа как «Национальная концепция миротворческой деятельности»;

– не существует межведомственного органа, координирующего и направляющего внешнеполитическую деятельность всех государственных и общественных структур, занимающихся миротворчеством под эгидой ООН и региональных организаций;

– система возмещения финансовых затрат силовым ведомствам РФ на подготовку и направление миротворцев (в т. ч. воинских и полицейских контингентов)» требует пересмотра;

– ветераны (бывшие участники) миротворческих операций (миссий) ООН, направляемые от РФ, не имеют какого либо официального (законодательно определенного) статуса. «Отсутствие подобного статуса нивелирует престиж этой деятельности, что влечет низкий уровень заинтересованности к ней среди офицеров силовых ведомств РФ»;

– в Российской Федерации до сих пор не учрежден официальный;

профессиональный праздник – «День российских миротворцев»;

– необходимость финансового стимулирования и выстраивания кадровой политики в отношении участников миротворческой деятельности в РФ, необходимость продумать систему финансового обеспечения участников миротворческих миссий (операций) как в период прохождения действительной службы, так и при расчете пенсионного обеспечения при увольнении в запас. «Усматривается необходимость проработки данных проблемных вопросов на межведомственном уровне»;

– отсутствие надлежащего подхода к медицинскому обеспечению и реабилитации военных экспертов (наблюдателей) и систем социальной поддержки их семей в период служебных командировок. «Требуется переработать систему медицинского обеспечения и реабилитации участников миротворческих миссий (операций) с учетом специфики психологической обстановки и заболеваний, характерных для регионов, в которых они проходят службу, а также проработать вопрос социальной и психологической поддержки семей персонала, направляемого для участия в миротворческих операциях/миссиях»;
– отсутствие фактов направления представителей Министерства обороны РФ из числа высшего командного состава на руководящие (руководство отделами и службами миссий) и высшие руководящие (руководство миссий в целом) должности в миссиях (операциях) ООН. «Целесообразно, на наш взгляд, коренным образом изменить отношение (в первую очередь государственного руководства) к данному вопросу».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

Владимир Мухин

Париж переоборудует истребители F-16 для ударов управляемыми авиабомбами

0
1490
Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Владимир Скосырев

Китай готовится к войне за Тайвань

0
1043
Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
1083
Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Геннадий Петров

Судя по данным соцопросов марта, Байден сохраняет неплохие шансы на переизбрание

0
1080

Другие новости