0
1418
Газета Дипкурьер Интернет-версия

09.06.2003 00:00:00

Польша берет реванш у России

Андерс Ослунд

Об авторе: Андерс Ослунд - старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, в первой половине 1990-х годов - советник правительства России.

Тэги: польша, сша, ирак, иран


польша, сша, ирак, иран Благодаря поддержке действий США в Ираке Польша и ее президент Александр Квасьневский (на переднем плане) выдвинулись на передовые позиции в Европе.

После падения коммунизма отношения между США и Россией находились на беспрецедентной исторической высоте. Конечно, было время, когда они были даже более дружественными, но это было слишком давно - в 1860-е годы. Сразу после того, как Россия отменила крепостное право, а Соединенные Штаты ликвидировали рабство, американские власти столкнулись с волнениями и мятежом со стороны сепаратистского Юга. И царь Александр II выразил полную поддержку стремлению Соединенных Штатов сохранить их территориальную целостность.

В это же самое время имперская Россия решала проблему с Польским восстанием (1863 -1864 гг.). Правительство Соединенных Штатов расценило его как попытку аристократов восстановить крепостное право и полностью поддержало российского императора в подавлении восстания. Европа же, в особенности Франция, симпатизировала стремлению поляков добиться национальной свободы. Однако американцам национализм был мало когда понятен.

С той поры отношения между США и Россией никогда не были так близки, однако нынешняя ситуация предоставляет экстраординарные возможности. Правда, многие политэксперты по обе стороны Атлантики утверждают, что США и Европейский союз имеют слишком много общих интересов и вынуждены будут скоро повернуться друг к другу, а Россия будет оставлена на обочине, как гораздо более бедная страна и далеко не совершенная демократия. Однако многие факторы указывают на противоположное направление развития.

В настоящее время мировоззрение Белого дома заключается в том, что основная угроза в мире складывается из сочетания международного (мусульманского) терроризма и оружия массового уничтожения. В свою очередь, у стран Евросоюза отсутствует подобный взгляд на мир. Разве глобальное потепление, нищета и иммиграция не являются большими угрозами? Поэтому Вашингтон рассматривает Россию как одну из немногих стран в мире, которая разделяет точку зрения США. Немедленным последствием событий 11 сентября для американской политики было то, что Вашингтон стал рассматривать чеченскую войну скорее как международный терроризм, а не как борьбу за национальную свободу или проблему прав человека, но именно последняя точка зрения преобладает в Европе.

Соединенные Штаты гораздо более озабочены оборонной политикой, нежели дипломатией. Стандартная точка зрения в Вашингтоне состоит в том, что, в то время как европейские расходы на оборону составляют 40% от уровня США, европейские военные способности очень далеки от американских представлений. В Белом доме уверены, что лишь три страны серьезно подходят к вопросу обороны: это Соединенное Королевство, Турция и Россия.

Старый континент охвачен панъевропейским национализмом, который сделал европейскую элиту отъявленно антиамериканской. Многие европейцы теперь противопоставляют себя США, и американцам это, само собой, не по нраву. Международные конференции с участием европейских бизнесменов часто сводятся к нападкам на Америку. Европейские бизнесмены критикуют американскую экономическую модель, подобно истинным социал-демократам. В таких условиях консервативные американцы рады найти поддержку у России.

В сфере торговли Европа, конечно, играет более важную роль для России, чем США. Российский экспорт в одну лишь Германию в два раза превышает экспорт в США. Однако чем больше объем торговли, тем больше причин для торговых конфликтов, и Россия действительно страдает от серьезного протекционизма со стороны ЕС. Нежелание европейцев предоставить россиянам безвизовый доступ в их страны действительно вызывает возмущение. Однако подход США к своим потенциальным гостям еще хуже, так как США отклоняют примерно в семь раз больше заявлений на визы, чем европейцы. Но по какой-то странной причине гнев россиян в связи с визовой политикой Соединенных Штатов еще не достиг того уровня, который существует по отношению к ЕС.

Потенциально наиболее крупный конфликт между Россией и США может вырасти из их разновекторной политики по отношению к Ирану. США в течение длительного времени безуспешно пытались уговорить Россию прекратить поставки ядерной технологии в Иран. Строуб Телботт характеризует это как крупнейший провал политики администрации Клинтона в отношении России. Однако сама Россия рассматривает Иран как наиболее предсказуемую страну в регионе, которая представляет собой выгодный противовес Пакистану и Саудовской Аравии, двум основным рассадникам терроризма.

Недавние инспекции в Иране, проведенные МАГАТЭ, показали, что эта страна действительно пытается разрабатывать ядерное оружие, причем Вашингтон убежден, что иранцы не могут добиться этого без российской помощи. Во время встречи 1 июня президенты Путин и Буш договорились, что попытаются прекратить опасные ядерные работы в Иране.

Наиболее очевидным раздражителем в отношениях США и РФ продолжает оставаться постиракский синдром. Для многих наблюдателей вне России поразительным является тот факт, что российские военные, похоже, лишь укрепили свои политические позиции после того, как неверно просчитали в иракской войне абсолютно все.

Поездка президента Буша сначала в Польшу, а потом на празднества в Россию словно подчеркивает возникшее соперничество между этими двумя странами за их близость к США. Для Вашингтона Польша - наиболее проамериканская страна в Европе. Однако нельзя забывать о том, что Польша одновременно является и наиболее русофобским государством на Старом континенте. Варшава использовала войну в Ираке для упрочения своих отношений с Вашингтоном и в итоге стала одной из трех стран наряду с США и Великобританией, которые возглавили местное военное правление в Ираке.

Сейчас поляки вербуют около 2000 украинских солдат для своей зоны. Параллельно Польша пытается привлечь некоторые воинские соединения Соединенных Штатов, размещенные в Германии, в бывшие российские гарнизоны на своей территории. России ничего не остается, как только принять к сведению эти польские маневры, однако многие в США полагают, что в будущем Варшава может стать серьезным препятствием в развитии российско-американских отношений.

Вашингтон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
842
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2460
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1444
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1798

Другие новости