0
1336
Газета Дипкурьер Интернет-версия

27.10.2003 00:00:00

Афганистан торит дорогу к демократии

Виктор Коргун

Об авторе: Виктор Григорьевич Коргун - заведующий сектором Афганистана Института востоковедения РАН, доктор исторических наук.

Тэги: афганистан


афганистан Многие афганские женщины впервые в своей жизни пришли в наспех оборудованные в палатках школы, где занимаются порой вместе с собственными детьми.
Фото Reuters

Перенаселенный 2,5-миллионный Кабул сегодня напоминает оживленный муравейник. Люди заняты поисками хлеба насущного, не замечая ни чудовищных руин на месте жилых домов, ни грохота отдаленной артиллерийской перестрелки. А она напоминает о том, что терроризм еще не побежден и продолжаются бои против талибов, окопавшихся в горах юга и юго-востока Афганистана и выбирающихся для нападений и организации терактов в самые различные уголки страны, включая столицу.

Джипы вместо танков

Но появляются и признаки возрождения Афганистана. Возводятся дороги, школы, больницы, восстанавливаются ирригационные сооружения. Особенно заметна активность частного капитала: нажившиеся на войне полевые командиры и наркодельцы вкладывают деньги в строительство офисов, отелей и личных особняков. Дорогие японские джипы стали непременным атрибутом новой элиты.

Бурлит и политическая жизнь. Решается кардинальный вопрос о новой государственности Афганистана, создаваемой переходным правительством при содействии стран-доноров. В октябре должна была состояться очередная Лоя джирга (всеафганская ассамблея представителей народностей, племен и духовенства), в ходе которой планировалось принять Конституцию. Но в последний момент указом президента Хамида Карзая - ввиду сложной обстановки в стране - ее перенесли на декабрь.

Тем временем продолжаются острейшие дискуссии о наиболее важных положениях проекта Конституции: какую форму государственного устройства создавать - унитарную или федеративную, какой государственный строй предпочтителен для Афганистана - монархия или республика, какова будет форма власти - президентская или парламентская, какая роль будет отведена исламу - будут ли преобладать светские законы или в основу законодательства будет положен шариат.

Однозначных ответов на все эти вопросы нет, общество расколото по национальному, религиозному, политическому, территориальному, социальному признакам.

Партии возвращаются из небытия

В последние месяцы возрождаемые из небытия партии развернули бурную деятельность. Первыми активизировались партии моджахедов, созданные в 1976-1982 гг. Наиболее влиятельная из них - Исламское общество Афганистана во главе с бывшим в 1992-2001 гг. президентом страны профессором Бурхануддином Раббани. Оно ратует за создание в Афганистане исламской республики с парламентской формой правления.

Частью Исламского общества является созданный в 1982 г. покойным лидером Северного альянса Ахмад Шах Масудом Наблюдательный совет Севера Афганистана, который ныне возглавляет министр обороны маршал Мухаммад Касим Фахим. Это структура объединяет бывших соратников Масуда, однако служит политической опорой власти всесильного триумвирата "панджширцев" - самого Фахима и двух его ближайших сподвижников: министра иностранных дел Абдуллы Абдуллы и советника президента по вопросам безопасности, министра просвещения Юнуса Кануни. Выказывая уважение Раббани как старейшине исламского движения, они, однако, держатся самостоятельно в осуществлении властных полномочий и принятии политических решений.

Менее влиятельной и пока малочисленной является партия профессора Абдул Расула Саяфа - Исламский союз освобождения Афганистана, созданный им еще в 1982 г. при поддержке Саудовской Аравии. То же можно сказать и о Национальном фронте спасения Афганистана, созданном в 1979 г. и возглавляемом главой самого известного в стране религиозного клана хазратов профессором Себгатуллой Моджаддиди.

Все три руководителя этих партий не занимают государственных постов, но пользуются уважением, носят официальные титулы "лидеров джихада" и входят в верхушку политической элиты страны.

Карзаю понравилось быть президентом

Три месяца назад на политическую арену вышла партия афганских коммунистов, объединившая бывших активистов Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), с 1990 г. - партии "Ватан" ("Родина"). Возглавил ее один из соратников бывшего президента Наджибуллы - Нур уль-Хак Олуми.

О возможности создания собственной партии заговорил и президент Карзай, выдвинувший свою кандидатуру на пост главы государства на предстоящих в июне следующего года всеобщих выборах. Именно в период подготовки к этим выборам в Афганистане и развернется по-настоящему острая борьба, в рамках которой каждая партия сможет проявить себя как реальная политическая сила. Но до этого нарождающейся афганской демократии предстоит другое сложное испытание - принятие новой Конституции, которая во многом и определит не только характер формирующейся политической системы Афганистана, но и в целом направление общественно-политического развития страны.

Кабул-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1701
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4208
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2320
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2618

Другие новости