0
2039
Газета Дипкурьер Интернет-версия

07.02.2005 00:00:00

Культурный разрыв как проблема безопасности

Доминик Давид

Об авторе: Доминик Давид - директор исследований по безопасности Французского института международных отношений, главный редактор журнала "Внешняя политика", Париж.

Тэги: россия, ес, безопасность


россия, ес, безопасность Министр обороны Сергей Иванов нередко говорит о возможности нанесения превентивных ударов, так же как и его американский коллега Дональд Рамсфелд.
Фото Reuters

После крушения биполярного мира доверие между Западной Европой и Россией до сих пор опиралось на определение общих интересов безопасности. Однако вовсе не обязательно, что эти интересы и ведущиеся сейчас дискуссии достаточны для развития общей культуры безопасности – желания думать и действовать сообща.

Первое общее дело должно касаться определения угроз. Европейские страны и Россия уже многое сделали в этой области – в рамках Совета Россия–НАТО, программ по совместному уменьшению угроз, наконец, в ходе диалога Москвы и Евросоюза. Все эти контакты часто носят скорее политический, чем конкретный характер, но имеет место и реальное сотрудничество. Подталкивает к нему главным образом развитие новых опасностей – транснационального терроризма и распространения ОМУ. Выявление общих угроз прогрессирует, даже несмотря на то, что мы не можем одинаково воспринимать отсутствие безопасности. Тем более, что иногда в ходе учений российских военных всплывают странные вещи.

Русские, как и мы, по-особому воспринимают свое окружение: большое место тут занимают вопросы становления бывших советских мусульманских республик, а также проблемы Кавказа. Относится сюда и происходящее на Северном Кавказе (терроризм, географическое расползание чеченского конфликта), что, похоже, конкретизирует в России новую дискуссию об угрозах. Эта дискуссия создает проблемы и для нас, в Западной Европе.

Все разворачивается таким образом, как если бы Москва наподобие Америки Джорджа Буша создала новую парадигму международных отношений с элементом, который объяснял бы все, – Международным Терроризмом, натравленным на Россию. С этого момента стратегии обеспечения безопасности – как международная, так и внутрироссийская – сводятся к борьбе с терроризмом. После Беслана официальная Москва говорила одновременно на языке молчания и мобилизации: молчания по Чечне и мобилизации в войне против глобального террора. В первую очередь Москва объявила о возможности нанесения превентивных ударов – по примеру, поданному Вашингтоном.

Ужасные события в Беслане и несогласованность действий спецслужб (которая, к слову, есть не только в России) вызвали на Западе волну эмоций. И все же последовавшая за этим настройка Москвы на тон Вашингтона – тон, в котором недостает как политического, так и стратегического содержания, – представляет проблему для европейцев, которые смотрят на мир под другим углом. В 2003 году для всех были очевидны расхождения во взглядах в Старом Свете. Сейчас общественное мнение в Западной Европе уже достаточно едино в том, что: 1) проблемы безопасности не ограничиваются лишь вопросами транснационального терроризма или действиями какой бы то ни было «оси зла»; 2) вопросы, возникающие вследствие проблемы терроризма, нельзя решать только военными средствами. Очевидно, что заимствование Москвой навязчивой антитеррористической идеи Вашингтона (которая привела к тупику в Ираке, при этом не обеспечив безопасность США) может стать предметом озабоченности в диалоге Россия–Евросоюз.

Известно, что идея «мощи» оказалась в центре дебатов о строительстве Евросоюза. Взгляды порой сильно расходятся: некоторые выступают за то, чтобы Единая Европа была лишь системой экономической организации, системой, предполагающей невозможность возникновения внутренних вооруженных конфликтов; другие считают, что Евросоюз должен обеспечивать свою безопасность и свои специфические наработки как невоенная, гражданская сила; есть и такие, кто жаждет появления «всеобъемлющей» европейской мощи, когда можно было бы прибегать к любым акциям – гражданским, дипломатическим или военным. Однако все страны – члены ЕС приняли идею о том, что их суверенитет отныне следует трактовать по-новому. Ряд государств по тем или иным причинам менее охотно готовы расставаться с прежними признаками суверенитета. Это Дания, Великобритания, Франция или новые члены союза.

Создается впечатление, что России с трудом удается отходить от старого мировоззрения, согласно которому между суверенитетом и мощью ставится знак равенства, а мощь, в свою очередь, отождествляется со способностью давать отпор как на внешнем, так и на внутреннем фланге. Откуда пошло это утверждение насилия внутри, а мощи вне своей страны, известно: виной тому странная природа политической власти в России, крушение советской державы, вызвавшее необходимость в новой национальной конструкции, восприятие себя в качестве сверхдержавы, наконец, требование народа навести порядок после ельцинской анархии. Утверждение национальной мощи России тем не менее несколько парадоксально. Где она может проявиться? В СНГ или же его части? Президент Путин действительно превратил восстановление российского влияния на этом пространстве в одну из осей своей политики, по важности сопоставимую с политикой в отношении США.

За последние 20 лет российско-американская ось неплохо сохранилась. Причина тут в том, что США заинтересованы свести к минимуму вред от России (в частности, это касается распространения технологий и вооружений). Кроме того, эту ось Москва воспринимает как последнее, что осталось в наследство от былой сверхдержавы СССР. Однако по большей части это обман. Ведь именно когда Россия оказывается один на один с Америкой, вес Москвы наименьший.

Отношения России с Евросоюзом страдают от того, что сами страны-члены с трудом осознают, как функционирует структура, в которой они состоят, что уж тут говорить о тех, кто в ЕС не входит. Играет роль также и некая нерешительность России – страны, одновременно постсверхдержавной и донациональной. По меньшей мере, по этой причине неясны выбор приоритетов ее дипломатии и иерархия инструментов, которые она намеревается использовать.

Обеспечивать безопасность – это значит не просто располагать средствами для ведения и победы в войнах в понимании традиционных военных культур. Это значит уметь оценивать новые стратегические ситуации, когда гипотеза центрального сражения отходит на второй план, а на первом оказывается целый спектр различного рода противостояний. Это значит обзавестись средствами для управления этими ситуациями, прийти к согласию по ним и одновременно по тому, каким способом их разрешать.

Россия представляет для нас проблему как из-за места, отведенного власти в управлении страной, так и из-за нарушения межличностных отношений, когда обязанность защищать жизнь своих граждан не является ключевой для государства. Играет роль и культура органов безопасности (а именно их взаимоотношений и методов работы).

Все это порождает Чечню и Беслан. Чечню, поскольку помимо того, что это современный пример имеющего многовековую историю ирредентизма, очевидно, что чеченский кошмар – это также результат отсутствия политического контроля за военными подразделениями, отсутствия контроля за собственными подчиненными со стороны аппарата безопасности. В Чечне проявляется кавказская проблема, но, возможно, даже больше русская проблема. В Беслане же ужасный захват заложников выявил недееспособность служб безопасности на всех уровнях: координации действий служб, командования на месте, использованных концептов и методов, оружия. В Северной Осетии было продемонстрировано отсутствие технической, функциональной, психологической адаптации этих сил к сегодняшним задачам, отсутствие их эволюции, несмотря на удары, нанесенные в последние годы. Будто бы не было Дубровки┘

Эта неприспособленность сама по себе трагедия, поскольку она бьет по российским гражданам. Все идет так, как если бы серьезная работа, которую в последние 15 лет ведут над собой и над новыми измерениями безопасности западные армии, прошла не замеченной для российских сил. Однако это впечатление несколько противоречит реальности: российские военные вместе с нами участвовали в международных операциях, в частности на Балканах, оказывались в ситуациях, отличных от упрощенных ситуаций войны. И все же этот опыт и знания как будто не дошли до российского аппарата безопасности. Европейские армии были вынуждены, хотя это было непросто сделать, адаптироваться к новому миру как в плане приоритета ценностей (защита населения, защита меньшинств, примирение и реконструкция гражданских обществ), так и в техническом плане.

Напрашивается законный вопрос: может быть, между западными силами безопасности и их российскими коллегами существует культурный разрыв? Этот разрыв должен представлять проблему прежде всего для российского общества. Ведь силы безопасности страны доказывают свою несостоятельность в разрешении конкретных ситуаций и представляют наиболее неподвижную часть стремящегося к демократии российского общества. Нам предельно ясно, почему эти силы не трансформируются так же быстро, как другие секторы общества: ужасное политическое, социальное и финансовое унижение, которое выпало на их долю в 1990-х, многое объясняет. Однако сегодня эта неподвижность, несомненно, является центральной проблемой для российской безопасности, которой по-прежнему будет бросать вызов терроризм; для российской демократии, поскольку навязчивые, но непродуманные идеи по наведению порядка вовсе не способствуют прозрачности и гибкости, необходимых для создания демократического гражданского общества.

Помимо прочего, этот культурный разрыв ставит под вопрос возможность появления культуры общей безопасности между европейцами, перспективу сотрудничества наших аппаратов – военных и по обеспечению безопасности. Между тем перед лицом глобализации проблем это сотрудничество становится все более необходимым.

Россия, бесспорно, сделала выбор в пользу партнерства с Западом. Однако партнерство – это не просто красивое слово, это правило существования, правило совместной жизни. Нам необходимо партнерство с Россией, партнерство стратегическое, близкое, долгосрочное для организации и поддержания мира на континенте. Мы должны услышать Россию, но и она должна услышать нас.

Адаптация огромного российского общества со всеми его бесчисленными богатствами и с его слабостями потребует немало времени. Для реализации этой задачи Россия имеет право рассчитывать на нашу помощь и уважение. Будучи партнерами (если мы действительно таковыми являемся), мы должны судить, оценивать друг друга. Европейцы, и Евросоюз в частности, ничуть не выходят за рамки своей роли партнера, когда задают Москве вопросы по поводу того, как та обеспечивает безопасность россиян.

Конечно, эволюция менталитетов и культур будет медленной. Она зависит прежде всего от открытости военных аппаратов и аппаратов безопасности, а также открытости диалога, который они ведут. Следует организовать обмен людьми, открыть системы образования, вести диалог по методам и наработкам. И делать это надо на уровне военных (российский военный аппарат остается самым закрытым в Европе) структур внутренней безопасности, молодых преподавателей университетов. Долг Евросоюза – предложить беспрецедентно широкую помощь в образовании элиты российской демократии, в стратегическом диалоге по вопросам безопасности между институтами и гражданскими фондами.

Париж


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
744
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
659
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
775
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
533

Другие новости