0
1671
Газета Дипкурьер Интернет-версия

21.02.2005 00:00:00

Кавказская дилемма Вашингтона

Николай Злобин

Об авторе: Николай Злобин - директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации, Вашингтон.

Тэги: сша, партнерство, снг


сша, партнерство, снг Вашингтон полагает, что миротворчество Москвы не приносит позитивных результатов.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)

Большинство российской политической элиты по-прежнему верит, что переизбрание Буша – это хорошо для России. При Буше, как говорил Владимир Путин, российско-американские отношения заметно улучшились. Но это, мягко говоря, не очень соответствует действительности. Отношения между самими президентами действительно хорошие, но, с другой стороны, реалии американо-российского взаимодействия, особенно на постсоветском пространстве, далеко не таковы. За последние четыре года Россия оказалась вытеснена почти из всех постсоветских государств. При этом администрация Буша не сделала ничего, говорящего о желании учитывать интересы Москвы в этой зоне или хотя бы каким-то образом достичь с ней компромисса.

Казалось бы, для России действительно хорошо, что администрация Буша рассматривает отношения с ней как сугубо межгосударственные. Это переводит в разряд «деталей» такие вопросы, как права человека, хитросплетения кремлевской политики, свобода печати и т.д. Американцы относятся к России прежде всего как к стране, которая способна стать надежным союзником в борьбе с терроризмом. Это развязывает руки Кремлю внутри страны. Точно такое же отношение у США и к другим странам, включая Украину, страны Закавказья и Центральной Азии: «Если ты союзник в борьбе с терроризмом, то это хорошо, не союзник – плохо, Америка будет работать со всеми вами, пытаясь превратить вас в союзников».

С одной стороны, для России удобно, когда к ней относятся как к стране – союзнику в борьбе с терроризмом, не вникая в ее внутренние проблемы. Но с другой стороны, американцы не приемлют ее желание иметь свои сферы влияния. Ведь и к другим странам относятся так же с точки зрения государственной политики, не вникая во внутренние вопросы, историю, менталитет и культуру. И здесь Россия проигрывает, так как волей или неволей Вашингтон продолжает ее вытеснять из сфер былого, прежде всего постсоветского, пространства. Это не конфликт, но это концептуальное непонимание между Москвой и Вашингтоном, способное стать поводом для серьезного конфликта.

Новые реальности Евразии

Когда Запад боролся против коммунизма, он не имел в виду победу собственно над СССР. Развал СССР стоял в качестве задачи только у очень экстравагантной части американского истеблишмента. Когда СССР распался, то оказалось, что ни элита США, ни армия, ни инфраструктура разведки не были готовы к тому, что образуется куча государств, полугосударств или квазигосударств и придется иметь дело с местной элитой, языками, культурой, различными религиями и т.д. В США было много советологов, но почти не оказалось специалистов по Кавказу, Центральной Азии, Украине, Белоруссии...

В годы холодной войны Советская Армия представляла собой главную военную угрозу для США. С ее исчезновением, казалось, безопасность укрепится, но вместо этого на территории бывшего СССР возникли новые вооруженные формирования и огромное количество неучтенного оружия. Геополитический расклад на евразийском пространстве не поддавался предсказанию, а значит, осложнял возможность реагирования на новые угрозы.

Последствия распада СССР серьезно осложнили жизнь Соединенным Штатам. Речь идет прежде всего о нестабильности на Кавказе. США и Россия в свое время заключили «негласный контракт»: поскольку американцы оказались не готовы к решению проблем региона, Россия взяла на себя монопольное право сохранять Кавказ под своим влиянием. Прошло 13 лет, и при анализе результатов этой «договоренности» многие приходят к выводу, что ситуация только ухудшилась. Анализ обстановки приводит также к выводу, что Россия держится за статус-кво на Кавказе. С одной стороны, на словах подтверждая необходимость сохранения целостности стран региона и стабилизации обстановки, Россия продолжает играть на расколах. Вашингтон беспокоит как проблема «плохих» и «хороших» сепаратистов, так и попытки Москвы создать особый стандарт решения кризисных ситуаций. Например, предоставление российского гражданства жителям Абхазии и Южной Осетии – это не международный стандарт решения подобных проблем.

У Вашингтона складывается четкое впечатление, что Москва не заинтересована в восстановлении территориальной целостности стран региона и что Россия стремится остаться в нем монополистом. Поскольку подобные претензии Москвы не приносят позитивных результатов, на Западе усиливается скептицизм: надо ли эту монополию сохранять. Но, с другой стороны, возникает вопрос: стоит ли Кавказ того, чтобы идти туда? Со своей стороны, Россия скептически относится к международным усилиям по урегулированию конфликтов на территории бывшего СССР. Как известно, попытка решения карабахского конфликта была предпринята именно международными усилиями, но конца ему не видно. В Москве рассуждают примерно так: «Западные друзья придут, толку никакого не будет, а потом их не выгонишь».

Вмешательство таит свои риски

Главный вопрос, который стоит перед Америкой: готова ли она бросить вызов России и начать активно заниматься Кавказом в ущерб российско-американским отношениям – при том что Россия играет роль союзника в борьбе с терроризмом?

Очевидно, что в военном плане Вашингтон пока далек от идеи похода на Кавказ. Во-первых, еще не утрачена надежда, что Москва попытается решить имеющиеся там проблемы политическим путем и, главное – что она перестанет играть роль монополиста. Кроме того, не стоит забывать, что американцы имеют весьма примитивное представление о Кавказе. В Америке нет понимания того, является ли Кавказ единым регионом. В США, например, активно лоббируется мнение, что Армения не является по большому счету страной Закавказья, что к ней нужен особый подход. На этом фоне непонятно, нужна ли региональная политика или индивидуальная работа с конкретными странами.

Американцам ясно, что идти на Кавказ в нынешних условиях – значит рисковать ухудшением ситуации. США получили определенный урок в Ираке: многие допущенные там ошибки связаны с тем, что они не знали, как надо работать в этой стране. На Кавказе США скорее предпочли бы работать вместе с Россией. Однако возможны и иные сценарии.

По мере ухудшения ситуации американцы будут усиливать давление на Москву с целью интернационализации миротворческих усилий. В первую очередь имеется в виду использование в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов миротворцев из других стран СНГ и европейских стран НАТО. Вовлечение американских военных также не стоит исключать. Оно окажется неизбежным, если на Кавказе возникнет масштабный военный конфликт и Россия окажется неспособной его ликвидировать или если появятся очевидные свидетельства того, что регион превращается в неконтролируемую зону, откуда могут быть нанесены удары по западным государствам и их интересам.

Вашингтон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1178
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
907
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1091
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
717

Другие новости