0
1374
Газета Дипкурьер Интернет-версия

25.04.2005 00:00:00

Празднование вместо примирения

Джеймс Шерр

Об авторе: Джеймс Шерр - старший научный сотрудник Центра исследования конфликтов при Оборонной академии Великобритании. Точка зрения автора не обязательно совпадает с мнением Министерства обороны Великобритании.

Тэги: вов, победа, примирение, празднование, ес, саммит


вов, победа, примирение, празднование, ес, саммит Торжества по случаю Дня Победы – это безболезненный способ улучшить атмосферу, не идя при этом на какие-либо существенные уступки.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Как таковой День Победы – это праздник разгрома нацизма и фашизма в Европе. Но воспринимается ли он как праздник Победы всеми? Многими европейцами, безусловно, да: не только русскими, но и британцами, голландцами, датчанами, норвежцами и, несомненно, европейскими евреями. Но предположу, что большинство, прежде всего в Центральной и Восточной Европе, не считает этот день победным для себя. Президент Путин, уверен, знал это, когда рассылал приглашения приехать в Москву.

В принципе ввиду решающего вклада Советского Союза в разгром нацистской Германии подобное приглашение не требует объяснений. В определенном разрезе это благородная инициатива президента страны, которой следует отдать почести. Но инициатива Путина также направлена на то, чтобы перенести некогда имевший место в истории престиж в настоящий момент. И по этой причине она не может не отражать сегодняшних политических и геополитических интересов России. В этом разрезе президент Путин, несомненно, надеется, что московские торжества послужат двум целям. Во-первых, в период, когда расширения НАТО и ЕС, похоже, проводят новые линии в Европе (причем делается это именем евроатлантических стандартов и ценностей), празднования призваны напомнить о старых узах и опасностях – более важных, чем нынешние раздражители между Россией и ее проблематичными западными партнерами. Во-вторых, выполняя первую функцию, московские мероприятия должны поставить клеймо на тех, кого эти старые узы не связывают, то есть тех, для кого День Победы означает лишь замену одной «жестокой оккупации» другой. В качестве примера позволю себе привести президента Латвии Вайру Вике-Фрейбергу. Таким образом, ни к чему полемизировать о присутствии или отсутствии лидеров стран Балтии на торжествах: не важно, приедут они в Москву или нет, этот праздник все равно не для них. В значительной мере эти торжества оставляют в стороне большинство новых членов ЕС и НАТО, которые чтят как годы своего освобождения не 1945 г., а 1989 или 1991 гг. Против кого празднуете? Ответ очевиден. Но кому на пользу?

Ответ: скорее всего – никому. В соответствии с предварительными планами, президент Путин по случаю московского саммита надеялся подписать двусторонние декларации с тремя странами Балтии. В текстах много говорится об обязательствах по отношению к этническим меньшинствам, о месте ООН и ОБСЕ, а также о необходимости «открыть новую главу в отношениях». Однако в них нет ни слова о Пакте Молотова–Риббентропа или о том, что за ним последовало. Даже если бы все три балтийских лидера решили присутствовать на саммите, они практически наверняка отказались бы подписывать эти тексты, и никто из их партнеров по ЕС или НАТО не заставил бы их поступить иначе. В то же время риторика вокруг решений президентов Эстонии и Литвы Арнольда Рюйтеля и Валдаса Адамкуса пропустить празднования 9 мая в Москве не на руку никому.

В свою очередь, приезд президентов США и Франции, канцлера ФРГ нынешнюю неловкую ситуацию в отношениях Запада и РФ заметно не улучшит. Лидеры НАТО и Евросоюза ухватились за приглашение Путина не только ради собственного удовольствия, но с видимым облегчением после удара по контактам с Москвой, нанесенного событиями на Украине и всплеском откровений об «отступлении России от демократии». Для этих лидеров торжества по случаю Дня Победы – это безболезненный способ улучшить атмосферу, не идя при этом на какие-либо принципиальные, существенные уступки. Праздник придет и уйдет. Проблемы – интеграция, безопасность, инвестиционное доверие, права человека и политические перемены в СНГ – останутся.

Но должно ли все быть именно так? Через 60 лет после разгрома Третьего рейха, возможно, пришло время, когда этот праздник и память должны служить делу всеевропейского примирения, а не политической цели? Неужели до сих пор нельзя развеять мифы, за которые мы держимся, мифы о себе и о других? Побежденные страны начали этот процесс десятилетия назад. Примирения, которые мы видели в Европе, было бы невозможно представить, если бы они не запустили этот процесс. Тем не менее эти примирения явно не завершены. И какими бы ни были иные причины существования демаркационных линий в Европе, сохранение антагонизмов середины XX века, безусловно, усиливает их. Для того чтобы их стало меньше, победителям и побежденным необходимо пересмотреть свое прошлое.

У московского саммита есть все возможности для углубления этого процесса, если на то будет воля собирающихся лидеров. Не вся полнота, но все же большая часть ответственности в этом отношении лежит на России. Российское государство – не советское, и уж тем паче не сталинистское государство. Тем не менее есть какая-то вопиющая непоследовательность, если не сказать шизофрения, в том, что страна требует уважать себя за советские триумфы, но отказывается при этом признать масштабы своих злодеяний. Эта непоследовательность должна беспокоить Россию – хотя бы потому, что она служит невероятной помехой установлению добрых международных отношений и в целом российским интересам в XXI веке. Если отрицается сам факт злодейств, совершенных при Сталине, кто же поверит, что они осуждаются? Если «полуправды» и легенды историографии Сталина вновь всплывают и возрождаются в умах живых, кто поверит в возможность открытия «новой главы» в отношениях?

Сегодня эти «полуправды» не только поддерживают представление о Красной Армии как об «освободительнице» Центральной Европы. Они поддерживают и негативные стереотипы об участии в войне союзников. В отличие от распространенного в России мнения западные публикации и документальные фильмы о советском вкладе в разгром нацистов многочисленны и в большинстве своем объективны, а также в целом (кроме некоторых вопиющих исключений) пронизаны уважением. При этом не многие западные лидеры, прибывающие на торжества в Москву, осознают, с каким цинизмом и неохотой в России порой признают, что их страны вообще сыграли роль во Второй мировой войне. Эти лидеры считают само собой разумеющимся, что ни англо-американские, ни советские войска не смогли бы в одиночку победить гитлеровскую Германию. Они также предполагают, что это понимают в России. Так или иначе, необходимо переосмыслить эти представления и задать себе хотя бы минимальное количество вопросов. Почему, если Великобритания действительно намеревалась повернуть гитлеровские силы на восток, она превратила Польшу в casus beli и объявила войну Германии? Почему Великобритания, будучи империалистической державой, предпочла противостоять Германии в одиночку между маем 1940-го и июнем 1941 г. – как раз в тот период, когда Гитлер желал мирного разрешения конфликта с ней, при котором Британской империи гарантировалась бы неприкосновенность? Почему Великобритания интернировала как военнопленного Рудольфа Гесса, который прибыл в королевство 10 мая 1941 г. заключить мир от имени Гитлера (т.е. когда Лондону уже было известно, что вторжение в СССР неотвратимо)? Высадка англо-американских войск в Нормандии едва не провалилась в июле 1944 г. Так почему же считать ошибкой отмену ими планов по вторжению на территорию Франции в 1943 г., когда силы союзников были гораздо слабее, не говоря уже о 1942 г., когда союзники были вообще неподготовлены к стратегическим наступательным операциям и находились на грани поражения от Японии? Каковы были бы шансы на победу в Европе, если бы атаковавшие силы союзников были разгромлены и уничтожены?

Ответить на эти вопросы, конечно, проще, чем на те, что могли бы поставить поляки и литовцы. Впрочем, переосмыслить историю следовало бы не только русским.

Гораздо больнее вернуться к теме Холокоста. Саму реальность этого события невозможно преувеличить или оспорить. До сих пор какая бы то ни было «ревизия» с целью смягчения общеизвестных фактов оказывалась несостоятельной. И никогда в будущем факт Холокоста не будет прилично отрицать. Но, как и все трагедии в истории, Холокост породил мифы, в данном случае «миф уникальности». В Западной Европе и Северной Америке нет широкого знания об иных актах геноцида, почти столь же невообразимых по масштабам, изощренности и ужасу. История представляет нам значимые отличия между политикой нацистов по отношению к славянам и иным Untermenschen («недочеловекам»), с одной стороны, и к евреям – с другой, евреям, которые изначально считались расовым «ядом» и «виновниками наших несчастий». Ни один житель Варшавы не променял бы свое жалкое существование на «прописку» в варшавском гетто. Но эта правда не должна стирать другие. Для тех евреев и неевреев, кто испытал на себе всю ярость нацистского тоталитаризма (и, если уж быть честными, и сталинского тоталитаризма тоже), отличия тут настолько же важны, как между разными оттенками черного для художника или же разными прохождениями через ад. Пора признавать все зверства того времени, уважительно и на должном уровне. До тех пор, пока этого не признают, примирения между европейскими жертвами тоталитаризма и в Европе в целом не наступит.

Война в Западной Европе была сравнительно менее апокалиптичной, скромнее оказались здесь и мифы. Но они были и остаются. Во Франции миф о «сопротивлении» был настолько устойчив, что известный кинорежиссер Луи Малль был вынужден покинуть родину, после того как снял свой вызвавший острую полемику фильм «Лакомб Люсьен» о французских коллаборационистах. В Англии легенды долгое время отсрочивали должное расследование оккупации Нормандских островов (оно началось лишь несколько лет назад). До середины 1990-х широкий зритель не видел британский фильм «Это случилось здесь» (It Happened Here), снятый еще в 1966 г.: изображенная авторами картина поражения британцев и их коллаборационизма была настолько документальна и реалистична, что прокатчики просто отказывались демонстрировать фильм без ценза властей.

Мифы придают силы отдельным людям и целым общностям, особенно в военное время. Но после 60 лет мира ни к чему позволять гордости и боли брать верх над разумом, состраданием и истиной. Если президент Путин способен это признать, он не только повысит на саммите престиж России, но и восстановит свой собственный.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1335
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
987
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1184
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
768

Другие новости