0
1242
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.11.2005 00:00:00

Энергетическое управление для Путина

Робин Уэст

Об авторе: Робин Уэст - руководитель консалтинговой фирмы в области энергетики PFC Energy, председатель совета директоров Американского института мира, член Совета Центра Никсона (Вашингтон).

Тэги: g8, путин, энергетика


В январе 2006 года Россия возглавит «большую восьмерку» (G-8). Это председательство в группе восьми ведущих промышленно развитых стран открывает особые возможности не только для Москвы, но и для мировой экономики в целом. Этот шанс нельзя упустить.

Президент Владимир Путин заявил, что ключевой темой председательства его страны в G-8 станет энергетическая безопасность. В нынешней ситуации это было бы хорошей идеей независимо от того, кто возглавляет «восьмерку». При российском же председательстве она приобретает особенный смысл.

Россия – единственная страна G-8, которая является крупным поставщиком нефти и газа и обладает большими запасами этих природных богатств. В день она добывает около 9,3 млн. барр. нефти и 1,6 млрд. кубометров газа. США, еще один крупнейший производитель «восьмерки», добывают в день около 5,4 млн. барр. нефти и 0,6 млрд. куб. м газа. При этом, однако, США импортируют примерно 12,1 млн. барр. в день нефти и нефтепродуктов и свыше 0,3 млрд. куб. м газа ежедневно. Россия же уже обеспечивает мировые рынки нефтью и газом и может увеличить свои поставки в будущем. С учетом высоких цен на энергоносители и уменьшения добычи в Северном море и Северной Америке России предстоит сыграть важнейшую роль. Ведь ее запасы нефти составляют не менее 72 млрд. барр., а газа – около 50 трлн. куб. м. Газовые запасы России – крупнейшие в мире. Это своего рода «газовая Саудовская Аравия». Что касается нефтяных запасов, то после Ближнего Востока и Венесуэлы Россия вне конкуренции.

Чтобы развить потенциал крупнейшей энергетической державы, Москве необходимо сосредоточиться на трех важных элементах: добыча нефти, сжиженный природный газ и трубопроводы.

Первое. Несмотря на то что добыча уже активно идет в основных месторождениях Западной Сибири, ее объемы начнут падать к концу этого десятилетия, если только не будут развиваться другие перспективные регионы – главным образом Восточная Сибирь и Арктика. Снижение добычи плохо как для России, так и для мировой экономики, которая нуждается в каждом барреле.

Второе. Россия, обладая огромными запасами газа, является крупнейшим поставщиком этого энергоносителя в Западную Европу. Газ этот транспортируется по трубопроводам, построенным, невзирая на серьезное противление администраций президентов Картера и Рейгана, еще в 1980-х годах. Оборачиваясь назад, можно сказать, что возражения Вашингтона были необоснованны – ведь Россия доказала, что является постоянным и надежным поставщиком ресурсов для Запада. Теперь же России необходимо инвестировать миллиарды в разработку своих газовых запасов для сохранения уровня добычи.

Сжиженный природный газ (СПГ) – это особый бизнес. Природный газ охлаждают до жидкой формы, закачивают в огромные специальные танкеры, которые затем преодолевают большие расстояния до терминалов, расположенных в области концентрированных рынков – прежде всего в Западной Европе, Северной Америке и Азии. Проекты по СПГ предусматривают целую цепочку крупных инвестиций, обусловленных сложными коммерческими договоренностями, в условиях конкуренции с другими проектами по СПГ. Как только поставки СПГ налажены, такой сжиженный газ становится надежным и долгосрочным источником энергоресурсов для потребителей.

У России практически нет опыта в области СПГ. Однако сжиженный газ – это важнейший шанс для России. Важно отметить, что именно с помощью СПГ можно создать настоящий энергетический мост между Россией и США, таким образом реализовав планы президентов Путина и Буша. Однако если в скором времени наладить экспорт сжиженного сибирского газа не удастся, этот проект в погоне за американские рынки обойдут иные проекты – африканские и ближневосточные.

Третье. Нефтяные запасы России расположены на больших расстояниях от границы и рынков экспорта. В этом Россия уникальна. Крупная сеть нефтепроводов, контролируемая мощной государственной монополией «Транснефть», нуждается в расширении, которое обойдется в миллиарды долларов. Необходимо построить трубопроводы, связывающие Россию с Китаем и Японией.

Определенные особенности нефтегазовой промышленности России препятствуют развитию энергетического потенциала страны. Созданному на фоне хаоса последних 15 лет сектору не хватает стабильности и организационных навыков, необходимых для выстраивания гигантской многоступенчатой энергетической программы и привлечения массовых долгосрочных инвестиций.

Госпредприятия, в частности, «Газпром», «Роснефть» и «Транснефть», располагают крупными активами и очень способными людьми. Однако, как отметил сам президент Путин, в каждом из них остаются серьезные проблемы с подотчетностью менеджмента и прозрачностью. Кроме того, этим предприятиям надо работать над структурой капитала, системами управления, стратегическим прогнозированием. Все это необходимо для организации и выполнения многомиллиардных проектов.

Чтобы продемонстрировать лидерство в энергетических вопросах к моменту саммита G-8, на котором Путин будет председательствовать в следующем году, президенту нужно доказать, что Россия добивается существенных успехов по всем трем важным элементам. В частности, подразумевается заключение сделок, а не расплывчатых меморандумов о взаимопонимании с международными энергетическими компаниями, в том числе из стран G-8, а также, возможно, китайскими и индийскими.

Это потребует от президента Путина напряженной работы. Международные компании хотят инвестировать в Россию, но переговоры сейчас – это настоящее испытание. Госпредприятия зачастую слишком медлительны и не сосредоточенны, ведут переговоры по одним и тем же проектам сразу со многими компаниями. Отношения с бюрократами непрозрачны, а иногда и коррумпированны. Российские законы по нефти и газу могут оказаться нефункционирующими, права на запасы ископаемых противоречивы, а налоговое законодательство в ряде случаев напоминает меры по конфискации.

Международным инвесторам, желающим вкладывать деньги в нефть и газ, нужны прежде всего две вещи. Во-первых, они должны быть уверены в том, что могут достичь разумных коммерческих соглашений, которые впоследствии будут соблюдаться и претворяться в жизнь. Последнее трудно гарантировать, если учесть сравнительную незрелость и недостаток независимости российской правовой системы. Наконец, во-вторых, даже если условия для инвестирования жесткие и подразумевают большую выгоду для России, инвесторам все же необходим разумный доход от вложенных средств. В противном случае они просто не станут рисковать своими деньгами.

Так что же необходимо предпринять президенту Путину для реализации своих планов по председательству в «большой восьмерке»? За несколько месяцев ему не под силу справиться с бюрократами в госкомпаниях и коррумпированных министерствах. Как же тогда он может быстро привлечь международных партнеров, которые нужны России, чтобы обеспечить высокие стандарты и необходимый капитал?

Путину следует создать новое управление, подотчетное лично ему как президенту, которое определяло бы значимые энергетические проекты. Ему необходимо удостовериться в том, что в этом управлении будут работать эффективные, честные, компетентные профессионалы, которые будут защищать интересы России коммерчески оправданным образом.

В обязанности этого управления входил бы выбор ограниченного числа ключевых проектов, согласование или одобрение условий с российскими организациями – будь то госкомпаниями, крупными частными компаниями, такими как «ЛУКОЙЛ», или независимыми российскими компаниями. Одобрение соглашений управлением, подотчетным лично президенту, налагало бы на российские компании особые обязательства. Гарантии, что соглашения будут выполняться, также могут быть укреплены положением об обращении к международному арбитражу для разрешения разногласий по контракту.

Энергетическое управление при президенте важно создать по ряду причин. Высокоприоритетные проекты можно было бы определить и согласовать вовремя к саммиту G-8 в Санкт-Петербурге. Важно, чтобы эти проекты были подкреплены личным авторитетом и престижем президента России и оказались бы защищенными от бесконечной бюрократической волокиты.

Если Энергетическое управление при президенте доказало бы свою состоятельность, у Путина появилась бы возможность пересмотреть подписание значимых коммерческих договоров между ведущими компаниями из стран G-8 и российскими организациями. Необходимы реальные сделки, а не бесформенный меморандум о взаимопонимании, который российские компании нередко подписывают и на этом останавливаются. Российский энергетический сектор необходимо подобным образом связать проектами и с китайскими и индийскими фирмами.

С помощью таких сделок президент Путин смог бы заявить на санкт-петербургском саммите, что мировая экономика получит дополнительные миллионы баррелей и кубометров нефти и газа. Россия, занимающая уникальное положение среди стран «большой восьмерки», стала бы частью глобального энергетического решения, а не глобальной проблемы. Более того эти сделки обеспечили бы Путину необходимую поддержку и дали бы аргументы, позволяющие призвать к ответу США и Китай – страны, усугубляющие энергетическую проблему ввиду своего большого спроса на энергоносители.

Американский институт мира (АИМ) является независимым федеральным учреждением, созданным и финансируемым Конгрессом США. Совет директоров в составе 15 человек назначается на внепартийной основе президентом страны и утверждается Сенатом. Одна из ключевых задач АИМ состоит в мобилизации лучших национальных и международных кадров из числа сотрудников исследовательских организаций и представителей научных и правительственных кругов для поддержки политиков путем независимых оценок и рекомендаций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1261
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3353
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1903
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2206

Другие новости