0
1149
Газета Дипкурьер Интернет-версия

13.03.2006 00:00:00

Уникальный шанс для России

Иван Макушок

Об авторе: Иван Викторович Макушок - пресс-секретарь Госсекретаря Союза России и Белоруссии, руководитель Союзного информационного агентства (СИА).

Тэги: белоруссия, союз


2 апреля 2006 будет отмечаться десятая годовщина Дня единения народов Белоруссии и России. Десять лет назад тогдашние президенты двух стран решили, что союз необходим. С самого начала речь шла не о тактическом союзе, а о стратегическом решении, основывающемся на общих исторических корнях двух стран, тесной взаимосвязи и искреннем стремлении людей преодолеть искусственные барьеры, возникшие после распада СССР. Общее видение процесса и цели, примерный график движения в сторону Союзного государства нашли свое отражение в Договоре об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года.

За минувшие 10 лет заложена основа формирования системы власти Союзного государства, но в целом результат далек от ожидавшегося. В программе действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства речь шла о государстве «с единым экономическим пространством, единой транспортной системой, единой таможенной территорией, единой денежной единицей, общим бюджетом», о «тесно согласованной политике в международных делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью, в социальной и культурной областях». Но из 19 базовых пунктов программы выполнены пока лишь 7, а реализация прочих планируется «в будущем» и «в перспективе».

Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, формирование Союзного государства не стало приоритетом внешней политики России, где конъюнктурные вопросы функционирования СНГ часто воспринимались как более важные.

Во-вторых, тема Союзного государства в России быстро обросла пропагандистскими и популистскими наслоениями и стала активно использоваться во внутриполитической жизни, превратившись в удобный долгоиграющий инструмент для разных политических сил – и тех, кто искренне поддерживал союз, и тех, кто старался постоянно дискредитировать команду Лукашенко.

В-третьих, продолжается серьезное давление на Россию извне, прежде всего со стороны США и Евросоюза, которые явно не заинтересованы в появлении союза.

В-четвертых, сохраняется объективный разрыв в уровнях экономического развития России и Белоруссии и разнонаправленность векторов этого развития. Хотя высокие темпы экономического роста Белоруссии, особенно в последние два года, во многом решают эту проблему.

Конечно, экономическое сближение есть. Осуществляется около 50 союзных программ, в реализации которых принимают непосредственное участие свыше 300 тыс. человек. Развиваются военно-техническое сотрудничество, налажено взаимодействие в таможенной и транспортной сферах. Но дальнейшее затягивание политического решения о судьбе Союзного государства ставит под вопрос практическую реализацию проекта. Помимо определенной политической усталости сторон, ведущих переговоры, заметно значительное ослабление общественного интереса к данной теме.

В первую очередь надо решить вопрос о Конституционном акте. Существует несколько его вариантов, но в каждом наиболее сложными и несогласованными в деталях являются разделы, где речь идет о способе управления союзным государством, о полномочиях власти в каждой из стран и на наднациональном уровне, а также о будущем президентских постов в РФ и Белоруссии (тему Союзного государства часто связывают с выборами президента России в 2008 году).

Если победит концепция Союзного государства как союза двух государств с полным сохранением их суверенитетов, независимости и действующих политических систем, тогда максимум, на что можно рассчитывать – это регулярные заседания согласующих органов, не имеющих реального влияния ни на политику, ни на экономику.

Если мы все-таки вернемся к изначальному проекту единого Союзного государства – нужно синхронизировать законодательства двух стран, формировать общий бюджет, проводить единую внешнюю политику и т.д. Сделать это без принятия Конституционного акта, предусматривающего союзный парламент и действительно союзное правительство, невозможно.

Но каким бы путем мы ни пошли, важно с самого начала отказаться от различного рода самозапугиваний вроде «Лукашенко станет во главе России» или «Белоруссия станет обузой для экономики России». Нужно понимать, что в процессе интеграции участвуют два суверенных государства и степень ответственности каждого очень высока.

Союзное государство – это уникальный шанс России в нынешней международной обстановке действительно стать сильнее, использовать тот интеграционный потенциал и – самое главное – оправдать доверие миллионов россиян и белорусов, которые искренне хотят окончательного устранения барьеров между братскими народами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
886
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
959
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
1041
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
1809

Другие новости