0
2428
Газета Дипкурьер Интернет-версия

05.02.2007 00:00:00

Зеленая карта для граждан бывших союзных республик

Галина Витковская

Об авторе: Галина Витковская - научный координатор исследовательской программы Бюро Международной организации по миграции в России.

Тэги: россия, гастарбайтер, работа, мигрант


россия, гастарбайтер, работа, мигрант Граждане государств СНГ выстаивают очереди за трудовой картой.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Экономика России, население которой, особенно трудоспособного возраста, стремительно сокращается, не может сегодня существовать без притока иностранных работников. C 2005 по 2015 год естественная убыль трудоспособного населения в РФ составит 9 млн. человек. Усиление демографической политики не сможет дать какие-либо результаты в такие короткие сроки. России необходимо восполнить убыль трудоспособного населения за счет притока иммигрантов. В настоящее время это делает иностранную рабочую силу одним из наиболее значимых факторов экономического роста в России.

Многие регионы России уже с 2000–2001 гг. испытывают абсолютную нехватку рабочих рук. Если до 1999 г. значение показателя напряженности на рынке труда (число зарегистрированных безработных на одну заявленную вакансию) было ниже 1,0 только в Москве, то в 2001 г. – уже в 14 субъектах РФ.

Потребность в рабочих кадрах Россия со второй половины 1990-х годов удовлетворяла за счет трудовой иммиграции, в первую очередь из стран СНГ, где продолжает сохраняться высокий уровень безработицы и более низкий, чем в РФ, уровень жизни населения. Если в 1995-м в нашей стране законно трудились 160 тыс. иностранных граждан, то в 2005-м – более 700 тыс. По различным оценкам, это составляет лишь 7–10% от всех трудовых иммигрантов. Исследования показывают, что безработица среди этой группы лиц невелика и кратковременна.

Гастарбайтеры вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие России. Как показали социологические опросы, проведенные в разных регионах РФ в 2002–2006 гг., от 30 до 50% рабочих мест, занятых трудовыми иммигрантами, не являются конкурентными, то есть на них россияне не претендуют. В то же время примерно 90% иностранцев работают в РФ, не имея регистрации и разрешения на работу. Учитывая, что общая численность незаконных мигрантов из стран СНГ составляет у нас не менее 5,5 млн. человек, такая ситуация создает серьезную угрозу для безопасности нашей страны.

Основным фактором роста масштабов незаконной миграции в РФ были законодательные и процедурные препятствия. Новое российское иммиграционное законодательство, вступившее в силу 15 января текущего года, дает надежду если не на полное решение существующих в этой области проблем, то по крайней мере на значительное уменьшение их масштабов. Например, теперь мигранту, чтобы легализоваться, достаточно представить принимающей стороне миграционную карту с отметкой о въезде в страну и документ, удостоверяющий личность. Одновременно процедура уведомления о временном пребывании мигранта призвана решить задачу создания системы миграционного учета как основы государственной статистики иммиграции, практически прекратившей свое существование с 2000 года. И напрасно обижаются наши украинские соседи, которые имели право находиться на территории России 90 дней без регистрации по месту жительства и теперь сочли, что их лишили преференций. Ведь речь идет о миграционном учете, и было бы странно исключить из него украинцев, представляющих одну из самых многочисленных групп в трудовом притоке в Россию.

Революционным можно назвать положение нового законодательства о предоставлении мигранту возможности самому получать разрешение на работу, причем в короткий срок (10 дней) и по упрощенной процедуре. Это освобождает гастарбайтеров от прежней «крепостной» зависимости, предоставляет им свободу выбора.

Концептуальность нового законодательства прослеживается и в предоставлении значительных преимуществ временным трудовым иммигрантам из стран с безвизовым режимом пересечения российской границы: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Эти преимущества перед мигрантами из других стран касаются получения разрешений на работу и на временное проживание (до трех лет). Кроме того, работодатели, нанимающие временных рабочих из этих стран, освобождены от необходимости получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Таким образом, очевидна направленность новой миграционной политики на создание общего рынка труда СНГ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
1242
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
1039
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
1562
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
1158

Другие новости