0
2186
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.04.2008 00:00:00

Киев инициирует военную реформу

Тэги: киев, нато, реформа


киев, нато, реформа Украинская армия становится заложником политических предпочтений высшего руководства страны.
Фото Reuters

В течение текущего года Украина в рамках интеграции с НАТО взялась за пять масштабных инициатив в сфере реформирования армии и систем безопасности. Киев намерен присоединиться к Программе обмена данными войск ПВО стран НАТО, разработать новую концепцию физической защиты ядерных объектов, а также начать перевод снабжения армии под американские стандарты бензина и моторного топлива. Кроме того, при поддержке Франции будет начато строительство Международного учебного центра внутренних войск под Борисполем, а подразделения Военной службы правопорядка войдут в состав батальона военной полиции НАТО, созданного восточноевропейскими странами «Вышеградской группы».

Эти и другие реформы предусмотрены в подписанном президентом Виктором Ющенко 1 апреля указе о Целевом плане действий Украина–НАТО на 2008 год. Очередной ежегодный план, уже шестой по счету в истории украино-атлантической интеграции, в случае успешного выполнения должен стать очередным шагом Киева навстречу договору о Плане действий по членству в НАТО (ПДЧ). Не дожидаясь начала подготовки международного договора о ПДЧ, украинский президент в рамках ныне одобренного «внутреннего» плана Украина–НАТО взялся провести большинство стандартных для страны-кандидата широких реформ в армии, экономике и правовой системе государства.

«Антикризисные маневры» точно будут

Реформы в армии среди прочего подразумевают не значившееся в аналогичном плане-2007 намерение создать Силы специальных операций, которые до конца 2008 года планируется развернуть в полном соответствии со штабными командными документами НАТО. Становление этих сил позволит полностью завершить начатую в 2005 году модернизацию советской системы оборонного планирования и структуры управления родами войск. Кроме того, план-2008 в оборонной части предусматривает качественно развить осуществленную планом-2007 программу интеграции Вооруженных сил Украины в Программу планирования и оценки сил НАТО. Так что к указанной программе должны быть подключены и подразделения «антитерророра» СБУ. Судя по плану-2008, качество интеграции Сил специальных операций и оперативных штабов будет проверено во время первых в истории Украины и НАТО специализированных мобилизационных маневров. Согласно документу они обозначены как международные «командно-штабные политико-военно-цивильные учения по урегулированию кризисных ситуаций СМХ-8» (их штабной формат не требует разрешения парламента).

Следует отметить, что из-за явно высоких внутриполитических рисков международная часть оборонных реформ, заложенных в план-2008, подчеркнуто не предполагает заметно расширять украинские зарубежные миссии в составе войск НАТО. Так, не считая планов, которые касаются войск МВД и формирования уже упоминавшегося «вышеградского» батальона военной полиции, необходимого прежде всего внутри страны для обеспечения международного Яворивского полигона, незначительно вырастет участие Украины в составе Международных сил содействия безопасности в Афганистане – ориентировочно до восьми военных специалистов. В столь же узких рамках запланировано присутствие украинского военного персонала в Тренировочном центре Многонациональных сил в Ираке. Кроме этих мер по увеличению миссий, Киев вообще решил отложить ранее планировавшуюся на 2008 год важную операцию, которая предполагала включение подразделений украинской армии в состав бригады Межнациональных сил Организации министерств обороны Юго-Западной Европы (SEEBRIG). Несмотря на то что Украина с 2005 года является полноправным членом этой структуры НАТО, в этой бригаде, как и ранее, будут только украинские офицеры связи.

После саммита в Бухаресте, который официально одобрил намерение Украины и Грузии войти в НАТО, но не согласился в срочном порядке интегрировать эти страны в блок, большинство из перечисленных реформ явно утратили актуальность. Оказалось, что Киеву явно не нужно спешить с осуществлением радикальных шагов навстречу НАТО, поскольку после Бухареста перед Украиной появились новые вызовы.

Бухарестский старт

Одобрив 1 апреля Целевой план Украина–НАТО-2008, Киев вместе с Тбилиси уже 2–3 апреля на Бухарестском саммите НАТО планировал достичь, казалось бы, невероятной цели – быстрого и единогласного одобрения заявки всеми странами – членами альянса. Однако саммит в Бухаресте разделил мнения стран НАТО на две части, после чего у украинской программы-2008 проявилась некая двоякая целесообразность.

В итоге Киев на сегодня все еще имеет три реальные альтернативы движения к ПДЧ, у каждой из которых есть свои политические сторонники. Первая из этих альтернатив – пока наименее вероятный и очень дорогостоящий «анклавный» ориентир. Он предусматривает определение Украиной «порогового» статуса и развитие собственных неядерных сил сдерживания, нацеленных на всех без разбора вероятных противников. Вторая альтернатива – дешевое, но очень недолгосрочное стремление к «псевдонейтральности». Это вариант декоративного развития армии и неприсоединения страны ни к одному блоку, но при этом на украинской «нейтральной» территории сохраняется нацеленная на Кавказ и страны НАТО российская военная база в Севастополе. Третья альтернатива наиболее резкая – это начало стремления Киева к заключению прямого оборонного договора с США по аналогии «обходящих НАТО» двусторонних американско-арабских и американско-израильских соглашений.

Ни ближневосточный, ни кавказский выбор Киеву пока не нужен

Две первые альтернативы отстаивает политическая оппозиция Украины. Что касается власти, то, судя по многочисленным новым моментам в ныне принятом Плане Украина–НАТО-2008, официальный Киев пока не видит никаких аналогий между Восточной Европой и Ближним Востоком. В то же время из года в год все больше склоняются к идее заключения «обходящих» НАТО оборонных соглашений с США некоторые партнеры Украины по ГУАМ – Грузия и Азербайджан. Военное напряжение на их границах уже давно достигло если не уровня Ближнего Востока, то уж точно уровня, намного выше балканского.

Пауза на пути к ПДЧ, предоставленная Киеву на Бухарестском саммите, заставит Киев лишний раз не только прислушаться к своим кавказским партнерам, но и более внимательно посмотреть на дальнейшее развитие событий на Кавказе. Ведь в Плане Украина–НАТО-2008 проблемы этого региона по давней «многовекторной» традиции, заложенной еще экс-президентом Леонидом Кучмой, нашли минимальное отражение. Может быть, в этом явном недостатке плана-2008 кроется одно из наиболее реальных объяснений того, почему некоторые страны Европы склонны считать Украину недозревшей для подготовки членства в атлантическом оборонном блоке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1364
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3565
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2017
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2300

Другие новости