0
1605
Газета Дипкурьер Интернет-версия

13.10.2008 00:00:00

Вынужденное сближение или новая система безопасности?

Дмитрий Данилов

Об авторе: Дмитрий Данилов - заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН.

Тэги: москва, ес, сближение


москва, ес, сближение Лидеры России и Запада так и не встали на путь стратегического партнерства.
Фото Reuters

События на Кавказе многие называют ударом по системе европейской безопасности. Но в западных странах в это вкладывают совсем иной смысл, чем в России. На Западе обвиняют как раз Россию в сломе сложившихся отношений и нарушении главных правил. «Неприемлемые» и «непропорциональные» действия – самые мягкие оценки в адрес Москвы, прозвучавшие из Европы. Вашингтон куда менее сдержан и прямо обвиняет Россию в кавказском кризисе.

В России понимают, что события на Кавказе заставляют мыслить категориями «до» и «после». Но дело в том, что европейская система безопасности «до» Москву не устраивала. Еще в прошлом феврале в выступлении Владимира Путина в Мюнхене об этом было сказано прямо и громко. Но расслышали ли это на Западе? Конечно, только говорить о российских озабоченностях не захотели. Высказывания Путина назвали «неправильными» и «провокационными», а нынешний кандидат в президенты США Джон Маккейн признал их «самой агрессивной речью российского лидера с момента окончания холодной войны». Поэтому если Запад после грузинских событий сожалеет о сломе сложившейся системы безопасности, то Москва, наоборот, с еще большей убежденностью говорит: так дальше жить нельзя.

Конфликт в Грузии видится из России как новый рубеж, за которым необходим поиск новых ответов на вызовы безопасности. Дилемма остается прежней, но становится предельно острой. Или мы строим единую Европу безопасности и сотрудничества – или скатываемся к новому изданию холодной войны, к философии и стратегии взаимного сдерживания, которое неизбежно включало бы и военно-политические инструменты.

Еще до кризиса на Кавказе во время визита в Германию президент Дмитрий Медведев предложил разработать и заключить юридически обязывающий Договор об европейской безопасности. Для этого можно было бы провести общеевропейский саммит, где все государства участвовали бы в своем национальном качестве. Выступая на днях на международной конференции в Эвиане и встречаясь с президентом Франции Николя Саркози, Медведев вновь подробно говорил об этой идее.

Насколько она жизнеспособна? Ведь после событий, связанных с Грузией, шансы, кажется, упали до нулевой отметки. Отношения Россия–НАТО фактически заморожены; ряд стран ЕС предлагали рассмотреть вопрос о наказании России санкциями и продолжают разделять линию Вашингтона на ужесточение позиций в отношениях с Москвой; экстренный саммит Евросоюза 1 сентября приостановил переговоры с Москвой по новому Соглашению о стратегическом сотрудничестве; балтийские государства требуют от НАТО внести изменения в военное планирование, чтобы гарантировать их защиту от возможной агрессии; Украина (и, конечно, Грузия) еще громче застучала в двери НАТО.

То есть сегодня политические реалии далеко не идеальные. Россия и Запад, так и не вставшие на путь стратегического партнерства и поиска совместных решений, в результате начали скатываться в воронку глубокого политического кризиса. Однако есть и оборотная сторона. Другого пути, кроме как двигаться совместно к его преодолению, сотрудничеству и взаимовыгодному партнерству, налаживать механизмы взаимодействия и действовать сообща, на мой взгляд, нет. Это должны отчетливо сознавать и наши западные партнеры-оппоненты, делать правильные практические выводы, а не пытаться и дальше решать проблемы корпоративно.

Поэтому если говорить об общеполитическом контексте, то предложения Медведева следует рассматривать прежде всего как запросную позицию. То есть позицию, которая обозначает наши озабоченности и наши устремления – чего мы хотим достичь в сфере европейской безопасности. Разумеется, лишь на практике, в диалоге с западными странами, те или иные наши предложения могут и должны быть уточнены, расширены и дополнены.

Вопрос в том, насколько они в практическом плане могут быть им интересны. И здесь существуют большие сложности, даже если не умножать их на нынешний грузинский коэффициент. Ведь каждый из наших западных партнеров будет анализировать: а какую добавленную стоимость несут в себе российские предложения по безопасности? Каким образом их можно сбалансировать с другими интересами, которые у них есть, и, в частности, с интересами, уже существующими в рамках евроатлантических опор – Европейского союза и НАТО? Не повлияет ли новый российский подход на жизнеспособность западных институтов безопасности, значимость которых их члены ни в коей мере не склонны преуменьшать?

Но главное заключается в том, что для движения в сторону совместного укрепления европейской безопасности необходима политическая воля. Есть ли она на сегодняшний день? На мой взгляд, к сожалению, пока сообщество западных государств не готово к тесному партнерству с Россией исходя из многих обстоятельств. Об этом свидетельствует и занятая большинством из них позиция в отношении России по событиям на Кавказе.

Но в то же время никто и не рассчитывает на быстрые, революционные перемены. Важны вектор, тенденция, перспектива, и ситуация начинает постепенно меняться. Становится ясно, насколько неэффективна нынешняя система безопасности в Европе и что необходимы совместные механизмы для поиска общих ответов на существующие вызовы. Если бы такие механизмы уже были созданы и работали, эскалации конфликта в Грузии наверняка удалось бы избежать. Ведь Саакашвили делал ставку не на свою военную силу, а на поддержку Запада, прежде всего США, и играл на российско-западных разногласиях. Становится особенно страшно, что, если не удастся развернуться в сторону коллективной ответственности и решений, Россия и ее нынешние западные оппоненты неизбежно будут вынуждены следовать логике взаимного сдерживания, теперь уже с воссозданием его военно-политических опор.

Поэтому как раз понимание истоков и глубоких причин нынешнего кризиса, с одной стороны, и необходимости скорейшего выхода из него, поиска взаимных компромиссов и общих политических платформ – с другой стороны, могут привлечь к российской идее общеевропейской системы и организации по безопасности убежденных и последовательных сторонников. Показательно, что это уже происходит. Визиты Николя Саркози в Москву дали весьма важные результаты, выходящие, собственно, за рамки подписанного совместного плана. Впервые Россия и ЕС проявили способность достичь компромисса по вопросам, по которым их позиции существенно расходятся. Впервые ЕС с согласия Москвы направляет Миссию наблюдателей в Грузию, а значит, допускается в зону замороженных конфликтов в СНГ. Можно добавить, что Кремль подчеркнуто отказывается от ответных шагов и адекватных ответов в ситуации возникшей политической напряженности. Напротив, Медведев подписывает указ направить в Чад российский контингент в поддержку операции ЕС в день проведения европейского саммита.

Не следует переоценивать это вынужденное сближение. Но кризис политических отношений для всех обходится слишком дорого и преодолеть его нелегко. Мы помним это и по опыту конца 90-х. Тогда избранный президентом Владимир Путин, несмотря на сохраняющиеся серьезные разногласия с западными партнерами, сделал весьма смелый разворот для сближения с Западом, восстановив отношения с НАТО и оказав поддержку США после 11 сентября. Сегодня Европа, не соглашаясь с Москвой по Грузии, тоже готова, хотя и более осторожно, идти на сближение, не видя этому принципиальной альтернативы. Многие в ЕС не одобряют жесткости Вашингтона и даже хотели бы дистанцироваться от этой линии. Но одно дело – не следовать за уходящим Бушем, которого не критикует только ленивый, и совсем другое – важность укрепления трансатлантической связки после прихода в Белый дом новой команды. А ведь жесткость нынешнего американского руководства заметно сужает коридор политического маневра любой будущей администрации США, а значит, и их европейских союзников. И здесь Москву и Евросоюз объединяет общий интерес – нормализация российско-американских отношений. Сильными аргументами для этого могут стать сближение и видимый прогресс в сотрудничестве между Россией и ее европейскими партнерами в преддверии смены власти в США в нынешнем ноябре.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2374
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5229
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2907
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3361

Другие новости