0
2018
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.11.2009 00:00:00

Нагорнокарабахская дилемма

Людвиг Карапетян

Об авторе: Людвиг Мнацакович Карапетян - д.ю.н., д.ф.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Тэги: конфликт, нагорный карабах


конфликт, нагорный карабах Жизнь в Нагорном Карабахе течет своим чередом, независимо от международных обсуждений его статуса.
Фото Reuters

В публикациях об основных принципах урегулирования азербайджанско-карабахского конфликта основное внимание сосредотачивается на комментариях высказываний участников переговоров и других деятелей. Между тем первостепенное значение имеет анализ их соответствия международному праву и существующим реалиям. Изучение опубликованных в СМИ содержаний этих принципов убеждает, что они порождают разночтения, не согласуются с установлениями международных норм и принципов, не учитывают состоявшее решение народом Нагорного Карабаха своего политического статуса в полном соответствии с требованиями международного права.

Вопросы статуса и референдума

Прежде всего вызывает недоумение положение принципа об установлении «промежуточного статуса для Нагорного Карабаха». Известно, что в международных документах право определения политического статуса предоставляется народам, а не урегулирующим конфликты организациям и деятелям. Напомним, что в Уставе ООН, международных пактах о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах установлено: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно определяют свое экономическое, социальное и культурное развитие».

Занимающиеся урегулированием конфликта деятели не обнаружили какое-либо нарушение народом Нагорного Карабаха международных норм и принципов в процессе решения вопроса о своем политическом статусе. В то же время в «обновленных принципах» предлагается «определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем имеющего юридическую силу волеизъявления населения». Тем самым, по существу, отрицается предусмотренная международными документами главная составляющая – самостоятельное решение своего политического статуса. Одновременно авторы «обновленных принципов» сформулированный в международных документах политический статус подменили правовым. Бесспорно, что данные понятия тесно соприкасаются, но в собственной сути не тождественны. Видимо, такая подмена понадобилась для обоснования проведения рекомендуемого авторами принципов референдума в Нагорном Карабахе. В унисон с азербайджанскими деятелями они отрицают легитимность состоявшего в декабре 1991 года референдума по причине неучастия в нем азербайджанской общины. Будто им неведомо, что ее участие было заблокировано властями Азербайджанской Республики. Будто не очевидно, что, если даже допустить, что составляющая около 13% населения Нагорного Карабаха община проголосовала бы против образования независимого государства НКР, голосование не могло оказать решающего значения на итоги референдума.

Для полной ясности зададимся вопросом: можно ли по аналогии считать несостоявшимся избрание президента какой-либо страны, если в выборах не приняли участие 10–13% избирателей? Можно ли считать несостоявшимся референдум по принятию конституции страны, если в нем не участвовало 10–13% населения? Ответ на подобные вопросы очевиден. Очевидно также, что рекомендация МГ ОБСЕ о проведении нового референдума в Нагорном Карабахе не имеет политико-правового обоснования и практически не осуществимо. Новый референдум невозможен, ибо не существует федеративного государства, в составе которого Нагорный Карабах находился в статусе автономии.

Вопрос территории

Несогласованность «обновленных принципов» с международным правом проявляется также в рекомендациях МГ ОБСЕ по территориальной проблеме. В них предусматривается «возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана». Но совершенно отсутствует упоминание о возвращении территорий Нагорному Карабаху, захваченных Азербайджаном как до, так и в процессе конфликта. Ведь общеизвестно, что значительные части территории Нагорного и Равнинного Карабаха с преобладающим армянским населением были переданы Азербайджанской ССР большевистским режимом. Неоспоримые факты истории общеизвестны, но предаются забвению занимающимися урегулированием конфликта международными организациями. А если ставится вопрос о возвращении беженцев на эти территории, то почему забываются более полмиллиона беженцев армян из Баку, Сумгаита и ряда других районов Азербайджана?

Тенденциозность «обновленных принципов» наглядно проявляется в Положении: оставить «коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом». В такой формулировке кроется: а) предрешение вопроса о принадлежности НКР территории «коридора»; б) Нагорный Карабах лишается самостоятельного права связи с другими странами и фактически остается в условиях созданной Азербайджаном блокады.

Неадекватно витиеватые формулировки по территориальному вопросу свидетельствуют, что авторами «обновленных принципов» не принимаются во внимание установления международного права по проблемам территорий государства и народов. «Все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостности их национальной территории┘ Целостность их национальной территории должна уважаться... Историческая территория коренного народа является его достоянием, на которое он имеет неотъемлемое право» (см. Международное право: Учебник. М., 1998, с. 90, 95, 100).

После развала федеративного государства СССР его составные части избрали разные формы своего политического статуса. Союзные республики и автономные образования Закавказья создали самостоятельные государства. Но преследующие мини-имперские цели деятели и занимающиеся урегулированием конфликтов международные организации «притормозились» на том, будто, согласно Конституции СССР, автономные образования входили в состав закавказских союзных республик. Соответственно изначальному заблуждению началась фетишизация их территориальной целостности с охватом территорий бывших автономий распавшегося федеративного государства СССР. Такая позиция обусловлена тем, что «не замечаются» другие более существенные установления той же Конституции: СССР является единым союзным федеративным государством (ст. 70); территория СССР едина и включает территорию союзной республики (ст. 75); в СССР установлено единое союзное гражданство, а не гражданство союзных республик (ст. 33) и др.

Поэтому в законах СССР от 3 и 26 апреля 1990 года было установлено: в случае выхода союзной республики из состава СССР референдум проводится отдельно по каждой автономии, за народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственном правовом статусе. Совершенно очевидно, что в совокупности установлений международного права, Конституции и названных законов СССР предоставлялось равное право союзным республикам и автономным образованиям на самостоятельное решение вопроса своего политического статуса в границах своей территории.

Согласно установлениям Конституции СССР, Нагорный Карабах находился в административно-территориальной части Азербайджанской ССР как союзной республики Федерации, а не самостоятельного суверенного государства.

Нагорно-Карабахский автономный округ (как и другие автономии Закавказья) вышел из состава распавшегося федеративного государства, а не закавказских союзных республик, которые также входили в его состав и не были самостоятельными независимыми государствами. Иной подход будет означать не только игнорирование международного права и внутренних законов, но также неправовое признание равного государственного суверенитета союзных республик и СССР, в состав которого они входили. Но такого установления в Конституции СССР не было и не могло быть.

Мини-имперские деятели и их покровители пытаются оспаривать право автономий Закавказья упоминанием автономных образований Российской Федерации и угрозой ее территориальной целостности. Но им не следует забывать, что Россия вошла в состав СССР, будучи федеративной республикой, а народы образованных в ее составе автономий совместно с русским народом веками проживали в едином государстве. Поэтому является необоснованным отождествление сути территориальной целостности Российской Федерации и других союзных республик бывшего СССР. Кроме того, требование народов автономных образований РСФСР были удовлетворены в годы перестройки и закреплены конституционно. А после развала СССР в Российской Федерации были приняты Федеративный договор и договоры с отдельными субъектами Федерации, основные положения которых закреплены в новой Конституции страны 1993 года. Тем самым вопрос о самоопределении народов в Российской Федерации, согласно их волеизъявлению, решен в соответствии с одной из предусмотренных международным правом форме – самоопределение в составе единого государства. А Нагорно-Карабахский автономный округ избрал форму самоопределения в создании самостоятельного государства, ибо не входил в состав не существовавшей до 1918 года Азербайджанской Республики. Нагорный Карабах, будучи частью Восточной Армении, с начала XIX века входил в состав Российской империи, а после образования федеративного государства СССР стал автономией в его составе.

Нет сомнений, что общеизвестные исторические факты ведомы занимающимся урегулированием азербайджанско-карабахского конфликтом деятелям. Но представленные ими «обновленные принципы» создают впечатление, что они отражают геополитические интересы ряда стран по обеспечению безопасности газово-нефтяных поступлений из Азербайджана.

***

В заключение обратим внимание на такой парадокс: МГ ОБСЕ занимается урегулированием азербайджанско-карабахского конфликта без участия в переговорном процессе представителей Нагорного Карабаха, видимо, не задумываясь над тем, что без участия на переговорах одной из сторон конфликта решение не может признаваться легитимным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К 2030 году власти обещают спустить на воду новый арктический флот

К 2030 году власти обещают спустить на воду новый арктический флот

Ольга Соловьева

Для ускорения работ в правительстве задумались о строительстве еще одной верфи

0
1194
В Хакасии конструируют составную партию власти

В Хакасии конструируют составную партию власти

Дарья Гармоненко

Единоросс Сокол предлагает коммунистам выдвинуть в Госдуму кандидата от консенсуса

0
976
Правительству предлагают поднять налоги на жилье

Правительству предлагают поднять налоги на жилье

Михаил Сергеев

Минфин надеется закрыть бюджетную дыру за счет самых богатых

0
1704
Сроки поставок автозапчастей в РФ стали расти с декабря 2023 года

Сроки поставок автозапчастей в РФ стали расти с декабря 2023 года

0
714

Другие новости