0
3727
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.02.2011 00:00:00

Стабильность не спасла Бен Али от революции

Николай Мохов

Об авторе: Николай Валерьевич Мохов - кандидат политических наук, независимый эксперт по внутренней политике арабских стран.

Тэги: тунис, революция, бен али, стабильность


тунис, революция, бен али, стабильность "Да здравствует тунисский народ! Нет военному правлению!" – гласит плакат за спинами демонстрантов.
Фото Reuters

Тунисская революция за 29 дней разрушила режим Зина аль-Абидина Бен Али, который просуществовал более 20 лет, пользовался поддержкой Запада и по праву считался самым стабильным в Северной Африке. Крушение внешне абсолютно непоколебимого режима стало феноменом, который заслуживает особого рассмотрения и анализа.

С момента прихода Бен Али к власти в результате государственного переворота в ноябре 1987 года источниками легитимности режима были политическая стабильность и поступательное экономическое развитие. Стабильность обеспечивала приток прямых иностранных инвестиций и создавала условия для развития туризма.

По оценке Всемирного банка, с конца 1990-х годов Тунис стал одним из лидеров в Африке по конкурентоспособности экономики, с 1996 по 2007 год товарный экспорт удвоился, а прямые иностранные инвестиции устойчиво росли. С середины 1990-х годов ежегодный экономический рост составлял в среднем 5%. Нерешенной, однако, оставалась проблема безработицы, уровень которой немного превышал 14% экономически активного населения.

Правящая элита также обеспечивала устойчивость политического режима за счет «фасадной» демократии, в рамках которой уживались правящая партия «Демократическое конституционное объединение» (ее председателем был сам Бен Али) и оппозиция, которая занимала сдержанную позицию по отношению к президенту и соблюдала правила игры. Правящая группа не допускала появления в политической системе самостоятельных партий и политиков, которые могли бы сформировать системную оппозицию.

В связи с подконтрольностью и «управляемостью» избирательного процесса в тунисском случае механизм демократической легитимации не действовал. Критика власти в парламенте не допускалась. Жесткий контроль над оппозицией и СМИ, ограничение свободы собраний дополняли общую архитектуру политической системы Туниса.

США и Франция поддерживали Бен Али, рассматривая его в качестве жесткого и нелиберального силовика, способного тем не менее результативно бороться с исламистами и обеспечивать стабильность страны, расположенной в непосредственной близости от Европы.

Революция по-тунисски

Многолетний авторитаризм создал в тунисской политике абсолютную пустоту за пределами президентской власти, не позволяя вызреть ни одной жизнеспособной политической альтернативе. На этом фоне в целом неожиданностью стали многочисленные мирные демонстрации, которые в декабре прошлого года прокатились по стране.

Поводом для них послужило самосожжение 17 декабря 2010 года Мухаммеда Буазизи, 26-летнего торговца овощами и фруктами, в Сиди Бузиде после того, как полиция конфисковала его товар за неимением разрешения на торговлю. С каждым днем протестные настроения нарастали, и в конце декабря манифестации начались в столице. Заметную роль в них играла молодежь. Наряду с традиционными участниками акций протеста из бедных слоев среди манифестантов было немало выпускников вузов, которые особенно сильно страдают от безработицы.

Демонстрации вылились в беспорядки, нападения на полицейские участки и столкновения с полицией, которая применила оружие. Манифестанты громили здания, которые выбирались главным образом по двум критериям – символы, связанные с режимом (отделения полиции и правящей партии, здания местных органов власти), и символы красивой жизни (особняки, французские гипермаркеты «Каррефур» и «Казино», пайщиками которых являются приближенные к власти лица).

Изначально тунисцы требовали работы, снижения цен на продукты питания, борьбы с бедностью. Они выдвигали и другие социально-экономические требования, а также критиковали власти за коррупцию и раздел национальной экономики. Однако весь этот комплекс лозунгов, отражавших насущные повседневные трудности, свидетельствовал о существовании более серьезной проблемы – недовольства тунисцев качеством управления на всех уровнях и недоверия к властям.

Постепенно требования приобрели политический характер. Демонстранты стали критиковать прежде всего режим, а также лично Бен Али и его семью. В течение нескольких дней режим пытался подавить демонстрации. Трагичным итогом беспорядков стала гибель 219 человек. 510 человек получили ранения.

Последнюю попытку спасти ситуацию Бен Али предпринял 13 января, когда выступил с третьим обращением к народу, в котором умышленно использовал обороты тунисского диалекта для полного понимания своих слов всеми гражданами и символического «сближения» лидера со своим народом. Речь была выверена до мелочей. Тем не менее не помогли ни запрет на использование боевых патронов, ни его отказ от участия в президентских выборах 2014 года, ни введение чрезвычайного положения, ни объявление о снижении цен на товары первой необходимости, ни обещания «серьезных изменений» и «полной свободы» информации и доступа к Интернету. Не помогли и манифестации в защиту нового реформаторского курса президента, организованные сразу после выступления в ряде городов страны.

Серьезным фактором падения режима Бен Али стал отказ тунисской армии поддержать его в подавлении народных выступлений. Начальник штаба тунисской армии генерал Рашид Аммар и другие высшие офицеры отказались подчиниться приказу Бен Али открыть огонь по манифестантам. Перед лицом все нараставших протестов и под давлением армейского руководства Бен Али принял решение покинуть страну, став первым в этом регионе лидером, потерявшим власть вследствие народного восстания.

Характерной чертой этого начального этапа тунисской революции является отсутствие серьезной организующей силы. Ни одна политическая партия, организация и ни один лидер не «создали» этот социальный протест. Он формировался стихийно и поднимался снизу. Информация о прошедшей или готовящейся демонстрации распространялась через социальные сети Facebook и Twitter. Она вступала в резонанс с недовольством и отчаянием тунисцев, и они выходили на улицу, усиливая протестное движение.

Хотя студенческие организации, отделения Всеобщего союза тунисских трудящихся (национальный профсоюз) и ряд профессиональных ассоциаций сыграли свою роль в социальной мобилизации, ни одна из этих организаций не стала лидером оппозиционного движения. Отсутствие мощной организующей силы, способной канализировать социальный протест, придавало движению рыхлость и играло на руку властям. На более позднем этапе заметную, хотя и не доминирующую роль играл Всеобщий союз тунисских трудящихся. Объяснением стихийного и яростного характера выступлений служит закрытость политической системы, не имевшей независимых политических сил, которые могли бы агрегировать и выражать социальные запросы и ожидания. В этих условиях только улица могла стать местом для выражения долго вызревавшего негодования.

Некоторые наблюдатели сравнили тунисскую революцию с Французской революцией 1789 года. Несмотря на различие эпох, сравнение кажется продуктивным. В обоих случаях элита была лояльна к правителю, системная оппозиция отсутствовала (в Тунисе ее существование было номинальным), политическая система эффективно контролировалась правящей группой. В этих условиях мощная энергия социального протеста поднялась снизу и за короткий срок трансформировала политические институты и общественный строй. Если в декабре народные волнения в Тунисе начинались без общей идеологии и лидирующей оппозиционной группы политического действия и напоминали скорее бунт, то уже в январе это движение имело все черты революции. Оно привело к кардинальной смене политического лидерства и институтов, и в настоящее время формируются новые, более свободные образ мышления и политическая культура.

Причины народных волнений

Во-первых, предтечей революции, безусловно, стал мировой экономический кризис, оказавший сильное негативное влияние на тунисскую экономику. Поток туристов сократился, экспорт промышленной продукции упал, осложнил положение и плохой урожай 2010 года. Темпы роста ВВП в 2009 году упали до 3,1%. В 2008 году безработица повысилась до 14,7%, причем среди выпускников вузов этот показатель составил в 2009 году 44,9%, а среди молодежи в целом в возрасте 18–29 лет достиг в 2009 году 29,8% (52%, по некоторым оценкам).

Помимо этого потребительские цены выросли в 2008 году на 4,9%. Сокращение доходов, рост безработицы и инфляции обусловили радикализацию недовольных и социально уязвимых групп тунисского населения. Однако экономическая причина не создает оппозиционеров, а лишь обостряет сложившиеся в обществе противоречия и усиливает уже существующее недовольство, которое из пассивного перерастает в бунт.

Вторая причина революции кроется в многочисленных проблемах управления страной, которые накапливались годами, способствуя вызреванию в тунисском обществе серьезного оппозиционного потенциала. Неплохое развитие экономики до кризиса, создавая рабочие места и увеличивая доходы, сдерживало этот потенциал в латентном состоянии. Прежде всего здесь уместно отметить социальное неравенство и несбалансированное региональное развитие. Прибрежные регионы Туниса развивались существенно динамичнее, чем внутренние регионы страны. Не случайно акции протеста начались именно во внутренней отсталой провинции Сиди Бузид.

Наиболее серьезными проблемами управления в Тунисе справедливо считаются коррупция и непотизм. Так, согласно опросу, проведенному в 2010 году тунисским Национальным информационным центром молодежи (НИЦМ) среди молодых людей в возрасте 18–29 лет (10 тыс. опрошенных), 58% респондентов считали связи наиболее эффективным путем к трудоустройству.

Семья самого президента нередко упоминалась в связи с протекцией от него лично или от его жены Лейлы Трабелси в отношении связанных с кланом Бен Али-Трабелси предпринимателей. В прессе периодически упоминались скандалы вокруг частных школ Лейлы (под одну из которых государство безвозмездно выделило землю и выдало субсидию), банка ее брата Бельхасена (замешанного также в вымогательстве взяток), афер в банковском секторе и экспроприации земли в престижных районах. Раздражение в обществе также вызывал и образ жизни нуворишей клана Трабелси. Его членам принадлежали авиакомпания, банки, гостиницы, частная радиовещательная компания Mosaпque FM, телеканал Carthage TV, монополии на экспорт тунца и на рыбную ловлю в Тунисском озере, заводы по сборке автомобилей, предприятия розничной торговли, девелоперская компания, фармацевтические и торговые фирмы (список не является полным).

Весь комплекс социальных и экономических причин, очевидное неравенство возможностей, произвол чиновников и «избранных» предпринимателей создавали общее ощущение бесперспективности жизни в обществе для тунисца из обычной семьи без связей и покровительства. По данным соцопросов, в 2007 году 41% тунисцев в возрасте 15–19 лет хотели эмигрировать. При этом они, как правило, выделяли в качестве главной причины своего желания эмигрировать «отсутствие будущего в Тунисе». Именно это ощущение безнадежности и отчаяния, которое вследствие спада тунисской экономики в результате мирового финансово-экономического кризиса усилилось и охватило более широкие слои тунисцев, толкнуло их на радикальные действия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
501
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
819
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1236
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
888

Другие новости