0
2855
Газета Дипкурьер Интернет-версия

06.02.2012 00:00:00

Кишинев наводит мосты через Днестр

Алла Язькова

Об авторе: Алла Алексеевна Язькова - руководитель Центра по исследованию проблем Средиземноморья-Черноморья Института Европы РАН.

Тэги: молдавия, политика


молдавия, политика Евгений Шевчук (слева) и Владимир Филат, похоже, находят общий язык.
Фото Reuters

В истекшем году Республика Молдова торжественно отпраздновала двадцатилетие своей независимости, провозглашенной 27 августа 1991 года, на этапе распада СССР. За истекшие годы основные ориентиры ее внутренней и внешней политики претерпевали неоднократные и существенные изменения. После обретения независимости в ее политике доминировал Народный фронт, где были сильны позиции «унионистов» – сторонников объединения с Румынией, затем у власти находились Мирча Снегур и Петр Лучинский, в той или иной мере способствовавшие укреплению национального суверенитета республики. В 2000 году президентом Молдовы был избран лидер воссозданной в 1993 году Партии коммунистов (ПКРМ) Владимир Воронин, пребывавший у власти два срока вплоть до 2009 года.

Коммунистам удавалось удерживать власть по ряду понятных причин: за них голосовало обнищавшее население, молдавское село, большая часть которого рассчитывала на возвращение «советских порядков» и не хотела объединения с Румынией, что, согласно массированной пропаганде, могло произойти в случае прихода к власти либеральных партий. В то же время Воронин выступал за «европейский путь», приняв программу ЕС «Восточное партнерство», и сохранял при этом нормальные отношения с РФ (что было особенно важно для работающих в России трудовых мигрантов и экспортеров вин и сельхозпродукции) и с США. И даже в тех случаях, когда такая «многовекторность» давала сбои (например, отказ в 2003 году подписать кремлевский «план Козака» по урегулированию приднестровского конфликта), он находил выходы из положения.

В то же время главные проблемы страны – преодоление экономической отсталости, проведение экономических и политических реформ – при правлении ПКРМ не решались. По оценке Всемирного банка, Молдова – самая бедная страна в Европе. В 2005 году объем ВВП на душу населения немногим превышал 3 тыс. долл. На постсоветском пространстве ей уступали только Таджикистан и Киргизия, а в процентном отношении к 1973 году он составлял всего 57%. Экономика Молдовы имеет преимущественно аграрный характер и зависит от экспорта продукции сельского хозяйства и перечислений заработков трудовых мигрантов из России и стран Западной Европы.

Кризис власти ПКРМ наступил после парламентских выборов 5 апреля 2009 года, результаты которых были грубо подтасованы и сразу же опротестованы оппозицией. Кишинев оказался на грани спонтанной цветной революции и ее авторитарного подавления, но в конечном счете удалось избежать и того и другого. В результате внеочередных парламентских выборов (июль 2009 года) ПКРМ получила 48 депутатских мест из 101, а объединившаяся в «Альянс за европейскую интеграцию» (АЕИ) оппозиция в составе Либерально-демократической (Владимир Филат), Демократической (Мариан Лупу) и Либеральной (Михай Гимпу) партий – 53 места. Доминирующие позиции ПКРМ оказались подорванными, ведущую роль во внутренней и внешней политике получил «Альянс за европейскую интеграцию».

10 ноября 2010 года премьер-министр Молдавии, лидер «Альянса за европейскую интеграцию» Владимир Филат во время визита в Брюссель официально заявил о намерении Молдовы подать заявку на вступление в Евросоюз. Выступая в конце марта 2011 года на форуме «ЕС–Молдова», он обозначил непосредственные задачи страны на этом направлении. По его словам, большой кредит доверия, который предоставляется Евросоюзом Молдавии, должен быть «преобразован в конкретные реформы по европеизации страны»: создание функциональной экономики и правового государства, реформу силовых структур, пресечение коррупции. Премьер рассказал о предпринимаемых Молдавией шагах в части предусмотренных программой «Восточное партнерство» соглашений об ассоциации, либерализации визового режима и свободной торговле, для чего, как он подчеркнул, прежде всего необходимо создание функциональной экономики.

На нынешнем этапе не менее важно для Молдавии полноценное сотрудничество с Россией. Во время встречи премьер-министров Владимира Филата и Владимира Путина на саммите глав правительств в Санкт-Петербурге в октябре 2011 года Филат подписал Договор о создании зоны свободной торговли, участие в котором означает отмену экспортных и импортных пошлин (кроме нефти, газа и сахара) и открытие российского рынка для винной продукции Молдовы.

Дальнейшее изменение соотношения политических сил в пользу АЕИ наступило после состоявшихся 28 ноября 2010 года парламентских выборов, когда «Альянс» получил большинство (59 мандатов), а его лидирующая партия ЛДПМ – 32 мандата и сохранила за собой ключевой пост премьер-министра, на который был вновь избран наиболее влиятельный молдавский политик – Владимир Филат. ПКРМ получила на ноябрьских выборах 42 мандата, что окончательно выводит ее за рамки партии квалифицированного большинства.

В России результаты выборов были встречены настороженно, поскольку Москва отдавала предпочтение созданию левоцентристской коалиции с участием ПКРМ и Демократической партии Мариана Лупу, что стало ясно по результатам визита тогдашнего главы администрации президента РФ Сергея Нарышкина, состоявшегося в начале декабря 2010 года. Когда же в начале февраля 2011 года сам Мариан Лупу посетил Москву с двухдневным визитом в качестве и.о. президента Молдовы, результаты этого не нашли сколько-нибудь заметного освещения в российской прессе, что было воспринято как отсутствие доверия и подвергнуто критике частью молдавских СМИ. Неблагоприятный фон визиту создавало и то, что он совпал с принятием решения о том, что с 1 января 2011 года Молдавия должна платить за российский газ по европейским ценам.

В правящем «Альянсе за европейскую интеграцию» не существует, однако, единого мнения по поводу внешнеполитической ориентации страны. Лидер входящей в «Альянс» либеральной партии Михай Гимпу (12 мандатов по итогам последних выборов) известен как сторонник получения «пропуска в Европу» посредством «унии», то есть объединения с Румынией. Но на практике активно продвигаемая румынским президентом Траяном Бэсеску идея объединения «двух братских народов» близка лишь незначительной части молдавских интеллектуалов, группирующихся вокруг не вошедшей в парламент Христианско-демократической народной партии, и не получает, согласно опросам общественного мнения, сколько-нибудь серьезной поддержки. Гораздо более популярна, особенно в среде молодежи, идея евроинтеграции. За продвижение Молдавии по этому пути в качестве независимого и единого государства высказались 61% респондентов, 23% сочли возможным объединение Молдавии с Румынией лишь при условии совместного с ней вступления в Евросоюз. В то же время 72% опрошенных считают необходимым сохранение хороших отношений с Россией.

Наконец, еще с первых лет строительства национальной государственности перед республикой возникла необходимость восстановления территориальной целостности и урегулирования приднестровского конфликта, приведшего к фактическому отделению от страны территории на левом берегу Днестра. В сентябре 1990 года там была провозглашена Приднестровская Молдавская республика (ПМР) как ответ на призывы Народного фронта к объединению с Румынией. Фактический раздел Молдавии уже на протяжении 20 лет тормозит решение проблем ее экономического развития, порождая политическую нестабильность.

Непризнанная Приднестровская Молдавская республика, занимая лишь 12% территории страны, обладает рядом неоспоримых преимуществ: она имеет выход к Черному морю через Днестровский лиман, на ее территории сконцентрирован созданный еще в годы советской власти промышленный потенциал Молдавии. Повышению значимости республики способствует развитая инфраструктура – через ее территорию проходят две международные железнодорожные магистрали, три магистральных газопровода, две автодороги международного значения.

После вооруженного конфликта 1992 года в Приднестровский регион были введены контингенты миротворцев из России, Молдавии и Приднестровья, предпринимались неоднократные попытки урегулирования отношений между Кишиневом и Тирасполем, были организованы переговоры в формате 5+2 (Молдова, Приднестровье – стороны конфликта, Россия, Украина – страны-гаранты, ОБСЕ – посредник, Евросоюз и США – наблюдатели). Воздерживаясь от принятия предлагаемых планов урегулирования, приднестровские руководители предпочитали устанавливать прямые экономические и деловые связи с Россией, а крупный российский бизнес успешно освоил промышленную зону Приднестровья. Руководство ПМР и ее экс-президент Игорь Смирнов на протяжении 20 лет пользовались традиционной поддержкой силовых структур России и некоторых влиятельных групп интересов. Во внутриполитической жизни ПМР правящая группировка поддерживала свою популярность, умело разыгрывая карту «румынской угрозы» и обеспечивая социальные выплаты населению за счет переводов из России. В то же время нарождался и свой бизнес, и своя политическая элита. Один из лидеров партии «Обновление» Евгений Шевчук с большим отрывом и вопреки рекомендациям Москвы был избран в декабре 2011 года президентом ПМР.

В конце 2011 года как бы сплелись в один клубок многие проблемы молдавской политики и экономики и главная из них – нерешенность вопроса о выборах президента республики. Согласно принятой в июне 2000 года поправке к Конституции, прямые выборы президента были заменены его выборами в парламенте тремя пятыми голосов депутатов (61 голосом из 101). Именно таким образом в должность президента был дважды избран Владимир Воронин, но после апреля 2009 года попытки избрания президента предпринимались неоднократно, и в республике началась чехарда парламентских выборов и референдумов. Очередная попытка состоялась в ноябре 2011 года, когда для избрания президента не хватило одного голоса, после чего стали раздаваться голоса о необходимости возврата к всенародному выбору президента. Вопрос, однако, так и не решен.

Несмотря на все промахи и неудачи формирования молдавской политической системы, можно тем не менее утверждать, что по итогам последнего двадцатилетия Молдова оказалась первой страной на постсоветском пространстве, пошедшей по пути смены власти правовым и конституционным способом – по итогам парламентских и президентских выборов.

То же самое можно сказать и об итогах декабрьских выборов президента Приднестровья, на которых впервые за последние 20 лет победил независимый кандидат Евгений Шевчук, решительно отодвинувший не только Смирнова, но и поддержанного Кремлем Анатолия Каминского. Пока трудно судить о результатах задуманных им реформ, очевидно, однако, что уже в первые дни своего президентства Шевчук пошел по пути решительной замены прежних министров и управленцев и в первой половине января совершил визиты в Москву (3 января) и Киев (12 января). И, что не менее важно, в конце января в Одессе состоялась инициированная министром иностранных дел Украины Константином Грищенко встреча Евгения Шевчука с премьер-министром Молдавии Владимиром Филатом, где была достигнута договоренность о возобновлении экономических связей между двумя берегами Днестра по всем направлениям. Теперь остается дождаться результатов встречи по приднестровскому урегулированию по формуле «5+2», которая должна состояться в конце февраля в Дублине. Но уже сейчас можно сказать, что процессы сдвинулись с мертвой точки и они необратимы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1315
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
977
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1169
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
762

Другие новости