0
5005
Газета Дипкурьер Интернет-версия

20.02.2012 00:00:00

Спровоцированный национализм

Аман Салиев

Об авторе: Аман Акылбекович Салиев - директор филиала Института стран СНГ в Бишкеке, ведущий эксперт Института стратегического анализа и прогнозирования (Киргизия).

Тэги: киргизия, национализм, конфликт


киргизия, национализм, конфликт Повторения ошских событий 2010 года в Киргизии никто не хочет.
Фото Reuters

Одна из активно муссирующихся тем не только в Киргизии, но и за ее пределами – националистические настроения в республике. Основной причиной этого стали события в июне 2010 года, когда на юге Киргизии вспыхнул межэтнический конфликт между узбеками и киргизами. Именно после той кровавой бойни межэтнические вопросы в республике обрели особую актуальность. Но откуда взялась эта рознь? И есть ли она? Ответ, кажется, лежит на поверхности, если руководствоваться националистическими лозунгами ряда киргизских политиков. Однако смотреть надо глубже.

При рассмотрении вопроса межэтнических отношений в Киргизии следует исходить из множества аспектов. Говоря о мировоззренческом фоне и исторической памяти киргизов, не следует забывать о том, что формирование этих двух составляющих у киргизов юга и киргизов севера происходило в противоположных направлениях. Будучи кочевниками и не имея собственной территориальной единицы, достаточно быстро пошли на контакт с царской Россией. У раздираемых внутренними родо-племенными противоречиями киргизов юга вступление в упорядоченную систему общественных отношений, в которых предусмотрены ответственность и закон, киргизам севера принесло определенную выгоду. Они стали участниками некой устойчивой правовой и административной системы.

На юге и киргизы, и узбеки, а также ряд кыпчакских племен были участниками общественно-политической формации под названием «Кокандское ханство», которое было разгромлено царской Россией. Этому способствовало в числе прочего и то, что южные кланы, как и северные, также зачастую противостояли друг другу. При всем этом радикальных изменений в этой среде не произошло и после присоединения территорий к Российской империи.

Ситуация стала меняться с возникновением СССР и соответственно Киргизской ССР. И именно СССР Киргизия должна быть благодарна за приобщение к общемировым ценностям – современные «земляки-чиновники, чистокровные кыргызы» не создали ни одного серьезного научного центра и продолжают эксплуатировать все то, что дал Союз. Но переход от окраинной провинции Российской империи к Киргизской ССР, как и вхождение в состав империи, в самой Киргизии не происходил равномерно. С севером республики все было в целом «прозаично». Зато южные киргизы, являясь наследниками кокандской формации и прошлого исторического опыта, формировали собственный мировоззренческий фон, весьма сдержанно впитывая всесоюзные нормы и продолжая руководствоваться правилами и обычаями, сформировавшимися еще в эпоху Коканда.

Система, которую Киргизия получила с развалом СССР и обретением собственной независимости, дала возможность реализоваться в первую очередь тем, у кого были связи и кто оказался более «предприимчивым». Ими оказывались зачастую люди с сомнительной репутацией, уголовным прошлым и пр. Этот процесс затронул все сферы общественно-политической жизни. В том числе чиновничью, в которой места большей частью доставались не профессионалам, не образованным людям, а пробивным и хватким пронырам, которые окружали себя людьми из своего же окружения, своего уровня. Именно этим можно объяснить ряд заявлений и инициатив, появление которых в здравом уме и представить невозможно.

Касаясь вопроса межэтнических отношений, следует отметить, что «кыргызы» как этнос с момента появления государственной и территориальной единицы (Киргизская CCР, а позже Кыргызская Республика) традиционно имели добрые отношения практически со всеми национальностями, представленными в республике. Доказательств этого множество. Это и наличие разного уровня руководителей узбеков или представителей славянских национальностей, целых поселений кавказских народов, появившихся в Киргизии в ХХ веке. Стоит также напомнить, что конфликты на юге между узбеками и киргизами ни разу не перекинулись на Бишкек, где живет немало представителей узбекского народа.

На юге после конфликтов ситуация, конечно, была и остается совершенно иной. До трагических событий в июне 2010 года у узбекского населения Киргизии были свои телевидение, радио, учебные пособия и печатные издания и свои депутаты в парламенте (они, к слову, и сейчас есть). Между тем в соседнем Узбекистане у живущих там киргизов всего этого нет. У южан, как отмечалось – с «кокандским мировосприятием» формулировался вопрос о справедливости. Вдобавок к этому в их памяти свежи воспоминания о первом конфликте с узбеками в начале 1990-х годов, спровоцированном при активном участии предпринимателей узбеков из самой Киргизии и Узбекистана. К слову, и сейчас население юга страны уверено, что и последний конфликт был развязан теми же сепаратистски настроенными узбекскими лидерами.

Институт стратегического анализа и прогноза (не государственная структура) провел исследование, касающееся причин и последствий конфликта 2010 года. Стоит отметить, что опрос проводился и среди узбеков Джалал-Абада и Оша. Институт в итоговой работе выделил несколько групп и факторов влияния на ситуацию, связанную с межэтническим конфликтом. Основное место занял «узбекский бизнес» этого региона. Так, по словам опрошенных, крупные узбекские бизнесмены, имея сильное влияние на местные политические объединения, партии, фонды и клубы, годами разрабатывали сепаратистские проекты. Речь в них шла о независимости региона от официального Бишкека при минимальном контроле над ним со стороны официального Ташкента. По заключению ряда экспертов, регион, согласно сепаратистским планам, мог стать автономией с либеральным законодательством, закрытым в целом обществом, возможностью нелегального безопасного наркотрафика. Реализация этого плана впоследствии превратила бы новую территориальную единицу в рай для различного рода (в том числе и незаконных с точки зрения международного права) проектов как регионального масштаба, так и в целом стала бы удобной площадкой для реализации крупных геополитических проектов.

Исследователи заострили внимание и на таком очень важном факте. В полночь, когда вспыхнул конфликт, уже после всех молитв, жители города Ош слышали, как в одной из узбекских мечетей прозвучал Азан – призыв к молитве. Это предусмотрено в исламе в момент начала военных действий. Непонятно только, как в мечети призывали одних мусульман воевать против других?! И сейчас, как и тогда, непонятно, почему прозвучал призыв в этой мечети – по исламу деление мусульман на нации является преступлением.

Возвращаясь к ситуации, сложившейся на сегодняшний день, а именно, например, к заявлениям Камчибека Ташиева – лидера оппозиционной партии «Ата Журт», о том, что высокие государственные посты должны занимать чистокровные киргизы, следует отметить, что и он, и многие другие политики в Киргизии хорошо осознают настроения далекой от понимания общей картины сегодняшнего глобального мироздания, малообразованной и, увы, не такой уж и малочисленной части населения. И в целях собственной популяризации ретранслируют их настрой с трибун и в средствах массовой информации. Отсюда и «растут» заявления о том, что киргизский язык должен быть единственным государственным и официальным языком в республике. Эти горе-патриоты не приложили даже минимум усилий для перевода хотя бы одного учебника по физике средней школы, а требуют перевести все делопроизводство на киргизский язык, не понимая, что это отбросит общий уровень развития республики на много лет назад.

При этом следует отметить и внешнее влияние на настроения в Киргизии. Национализм на фоне аналогичных явлений в той же России, Казахстане и Узбекистане в самой Киргизии становится ответной реакцией на то, что происходит в этих республиках в отношении Киргизии и ее граждан. И внутри республики начинается поиск «виноватых во всех бедах иноземцев», а также бездарная реанимация топорно придуманной «великой истории». И все это вместо того, чтобы задуматься над причинами и попытаться выявить реальные механизмы для вывода страны из глубокого кризиса. Вот и имеем, что вместо срочных рациональных действий депутаты парламента на первом заседании проводят обряд изгнания из парламента злых духов.

Народ же в массе своей в целом как жил, так и живет со своими соседями – узбеками, русскими, татарами, евреями, немцами, уйгурами, чеченцами, аварцами – в мире. Конфликты создает не он, а местечковые лидеры и чиновники-популисты. Думаю, что такая ситуация во многих государствах. При этом любой здравомыслящий честный человек прекрасно понимает, что нет плохих народов, но есть плохие люди, а многонациональные страны, власти которых проводят моноэтническую внутреннюю политику, как правило, долго не существуют или их существование сопряжено с глубокими опасными проблемами.

Бишкек


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1480
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3810
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2138
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2402

Другие новости