0
4213
Газета Дипкурьер Интернет-версия

12.11.2012 00:00:00

Барселона добивается развода с Мадридом

Сергей Хенкин

Об авторе: Сергей Маркович Хенкин - доктор исторических наук, профессор МГИМО (У) МИД России.

Тэги: испания, каталония


испания, каталония Звезда – символ сепаратизма Каталонии.
Фото Reuters

В последние два месяца Каталония – одна из самых развитых и богатых автономных областей Испании, в которой проживают 7,5 млн. человек, находится в фокусе внимания не только испанских, но и мировых СМИ. Все началось 11 сентября, когда в Национальный день Каталонии в Барселоне состоялась манифестация с участием примерно полутора миллионов человек, потребовавших независимости от Испании под лозунгом «Каталония – новое государство в Европе».

Многие каталонцы всегда требовали признания своего отличия от остальной Испании. «Мы – другие», «Каталония – не Испания, а Испания – не Каталония» – таково мироощущение части жителей региона. Однако националистическое движение обычно ограничивалось требованиями расширения прав региона в составе Испании. Никогда прежде вопрос об отделении Каталонии от Испании не стоял так остро, как сейчас. Эта испанская автономия оказалась в одном ряду с Квебеком, Шотландией, Фландрией и многими другими регионами на разных континентах, где с разной степенью интенсивности развиваются сходные процессы.

Истоки нынешнего конфликта Каталонии с центральной властью восходят к политико-юридической борьбе вокруг ее нового автономного статута. Он был одобрен в 2008 году и расширил права автономии. Однако семь субъектов права Испании сочли, что целый ряд положений нового статута противоречат Основному закону, и оспорили их в Конституционном суде. Последний в июне 2010-го вынес вердикт, относивший 14 статей автономного статута к числу полностью или частично неконституционных. Многие каталонцы расценили такое решение как оскорбительное.

Масла в огонь добавил мировой экономический кризис, больно ударивший по Испании. В условиях политики жесткой экономии, проводимой правительством консервативной Народной партии, автономии, на которые приходится основная тяжесть этой политики, испытывают большой недостаток финансовых средств. Один из самых задолжавших Мадриду регионов – Каталония, ее долг составляет 44 млрд. евро. Среди каталонцев распространено убеждение, что они отдают в казну больше остальных районов Испании, а обратно получают меньше, то есть содержат другие, менее зажиточные автономии.

На состоявшейся в сентябре встрече председателя правительства Испании Мариано Рахоя и председателя автономного правительства Каталонии Артура Маса последний озвучил идею создания в автономии независимого министерства финансов и полного контроля Каталонии над собираемыми налогами. Для правительства Народной партии эта идея неприемлема. И дело не только в том, что консерваторы непреклонно отстаивают нынешнюю модель государства автономий, считая Конституцию Испании неприкосновенной. Не менее существенно, что предоставление налоговой самостоятельности Каталонии, вносящей большой вклад в экономику Испании, чревато подрывом последней.

В ответ на отказ Мадрида удовлетворить предложение автономии ее власти заявили о намерении отделиться от Испании и уже отдельно от нее вступить в ЕС и зону евро. Почти одновременно Мас объявил о проведении 25 ноября досрочных парламентских выборов. Правящая в регионе националистическая правоцентристская партийная федерация «Конвергенция и Союз» рассчитывает на этих выборах получить абсолютное большинство голосов, чтобы иметь свободу рук. Следующим шагом, заявляет Мас, станет проведение референдума, на который будет вынесен вопрос «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала новым государством в Европейском союзе?».

Между тем, согласно Конституции Испании, автономии не могут проводить референдум без разрешения Центра. Каталонии в таком разрешении отказано: в октябре парламент Испании проголосовал против проведения там референдума о независимости. К тому же Конституция не предусматривает выхода из состава Испании отдельных автономий. Ситуация в Каталонии принципиально отличается от положения в Шотландии, руководство которой подписало соглашение с правительством Великобритании о проведении референдума по вопросу об отделении.

Выступая 7 ноября в Брюсселе, Мас подчеркнул, что в случае успеха на выборах «испанское правительство должно будет принять во внимание мирные и демократические устремления каталонцев». Он отметил также, что «Каталония – старая европейская нация», ее призвание - быть в Европе. Мас выразил надежду, что ЕС поддержит Каталонию и «не откажет» в просьбе о вступлении в эту организацию. «Если же мы придем к выводу о невозможности пребывания в ЕС как независимого государства, то еще раз обдумаем нашу стратегию. Но и в этом случае самым главным будет право каталонцев определять наше будущее», - сказал он.

Безусловно, важную роль в развитии движения за независимость в Каталонии играет региональная элита, за многие годы проделавшая большую работу по внедрению в общественное сознание представлений об «особости» и «неповторимости» этой автономии. Пропаганда властей в сочетании с перестройкой ценностных установок в условиях быстро меняющегося мира привели к тому, что немалая часть населения региона воспринимает разрыв с Испанией совершенно спокойно, как дело вполне естественное: «Если Испания нас не любит, то почему бы не уйти? В чем проблема?»

Требуя независимости, ее сторонники принимают во внимание экономический потенциал региона. На его долю приходится 19% ВВП Испании, 24% ее промышленной продукции, 28% экспорта. Поборники независимости видят в сецессии путь к решению многочисленных проблем автономии, в частности вызванных к жизни экономическим кризисом. По данным опроса, проведенного в октябре, 45% респондентов были убеждены в том, что в независимой Каталонии условия их жизни улучшатся.

Возражая им, противники сецессии подчеркивают, что цена «освобождения от Испании» и создания собственного государства может быть значительно большей, чем выгоды, причем во всех отношениях – экономическом, социальном, политическом, психологическом. Советуют они не забывать и о правовых нормах ЕC, не предусматривающих вступления в него отдельных регионов, которые захотят отделиться от стран-членов. Трудно представить себе, что, если дело дойдет до рассмотрения просьбы Каталонии о приеме в ЕС, его члены проявят требуемое для принятия единодушие. Испания и другие страны ЕС, в которых существует проблема регионального сепаратизма, вряд ли поддержат эту просьбу.

В преддверии выборов в Каталонии и испанском обществе в целом наблюдается поляризация сил – тяга к сецессии одних усиливает стремление других укрепить централизацию и обуздать сепаратистов. Существует также третья альтернатива, отстаиваемая прежде всего Испанской социалистической рабочей партией и ее каталонским филиалом, – федерализация государства автономий путем реформирования Конституции и изменения финансовых отношений между Центром и регионами. Впереди напряженная борьба, исход которой во многом зависит от здравого смысла и чувства ответственности участвующих в ней политиков и рядовых граждан.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2240
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5008
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2755
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3172

Другие новости