0
9590
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.09.2013 00:01:00

ШОС во время чумы

Александр Князев

Об авторе: Александр Алексеевич Князев – доктор исторических наук, эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку.

Тэги: шос, саммит, бишкек


шос, саммит, бишкек Шанхайская организация сотрудничества теряет влияние. Фото Reuters

Бишкекский саммит ШОС не станет точкой отсчета какого-то нового качества организации. ШОС упускает свой шанс стать глобальной организацией.
И не только по той причине, что состав участников саммита в Бишкеке может оказаться неполным: предшествующее саммиту состояние киргизско-узбекских отношений, омраченное рядом инцидентов (в том числе убийством киргизскими пограничниками нескольких своих узбекистанских коллег, так и не расследованным и спровоцировавшим дальнейшее обострение двусторонних отношений), позволяет предполагать отсутствие среди гостей киргизской столицы президента Узбекистана Ислама Каримова. Есть высокая вероятность того, что официальный Ташкент может оказаться представлен не более как премьер-министром.
Сомнения в целесообразности поездки руководителя страны в киргизскую столицу витают и в Пекине, хотя там исходят из других соображений. В китайском истеблишменте широко изучается и обсуждается вопрос о безопасности председателя КНР Си Цзиньпина с учетом того, что участие в саммите ШОС в Бишкеке планируется совместить с его официальным визитом в Киргизию. В Пекине понимают, что уровень работы всех служб безопасности в Киргизии чрезвычайно низкий: после двух революций во всех госструктурах прошли политические чистки, усугубленные клановой региональной политикой, и остались ли профессионалы – большой вопрос. После 2005 года убирали всех, кто был связан с президентом Аскаром Акаевым; после 2010 года – всех, кто был связан с президентом Курманбеком Бакиевым. В 2012–2013 годах были уволены многие военнослужащие, происходящие из южных регионов Киргизии. Известно немало случаев, когда среди сотрудников Госкомитета национальной безопасности КР оказывались и представители криминала, и люди, работающие на иностранные спецслужбы, в первую очередь – западные, а также арабских стран и Турции. В структурах стало чувствоваться влияние экстремистской партии «Хизб ут-Тахрир». Яркий пример: в январе 2013 года около 40 солдат внутренних войск МВД сбежали с постов охраны государственной резиденции «Ала-Арча» (где проходят основные международные мероприятия), и отдельные участки оставались без охраны почти сутки. Потом солдаты объясняли свои действия дедовщиной, но никто за это ЧП так и не был наказан. Кадровая чехарда только способствует снижению ответственности: за май-июнь 2013 года председатель пограничной службы ГКНБ КР менялся трижды; на должности председателя ГКНБ с начала 2013 года также побывали три человека, на должности вице-премьер-министра по вопросам безопасности – два…
Впрочем, в вопросах обеспечения безопасности китайцы способны, наверное, обеспечить комфорт своему председателю самостоятельно. Да и в целом с Пекином яснее: ШОС – это не тот инструмент, которого Китай хотел бы лишиться в своей внешней политике. С Ташкентом прояснится, вероятно, только в день, собственно, начала саммита, 13 сентября. Узбекистан – третья, если ранжировать по численности населения (а это и объем рынка, и военный мобилизационный ресурс, и много чего еще), страна-участница. Да и решения в ШОС принято принимать исключительно консенсусом, и права на утверждение какого-либо соглашения премьер-министру могут быть не делегированы.
В порядке констатации: список вопросов, предложенных в повестку дня саммита министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым на чолпонатинском заседании СМИД ШОС в июле, уже традиционно вступает в противоречие с китайскими целями и задачами. Ряд обсуждавшихся вопросов, относящихся к сфере экономического сотрудничества, в том числе о создании энергетического клуба ШОС, свидетельствует лишь о том, что эта организация, по сути весьма перспективная, пока будет продолжать работать на интересы КНР, обслуживая их экономическую и энергетическую экспансию в странах-участницах и в регионе в целом. Китай не планирует менять приоритеты, которые заключаются в экономической экспансии в регион – с одной стороны, и в нежелании вступать в конфронтацию с Западом – с другой. Поэтому от такой организации какого-то реально ощутимого влияния на сферу безопасности региона, находящегося в преддверии роста старых и возникновения новых угроз и рисков, связанных со сложными маневрами США в Афганистане и странах региона, ожидать не стоит.
Два государства из членов ШОС – Россия и Китай – являются постоянными членами Совета Безопасности ООН. При наличии политической воли в руководстве этих стран антииранские санкции в свое время просто не могли быть приняты. Никто не мешает, например, РФ и КНР инициировать в СБ ООН снятие санкций с Ирана, используя свое право вето на иные решения. Другими словами, речь не идет о непреодолимой юридической преграде, а о нежелании стран ШОС раздражать США и Запад в целом. Эта тенденция в развитии ШОС наблюдается с первых дней ее существования в нынешнем формате и является главным препятствием в формировании полноценной и дееспособной региональной организации. Пространство ШОС остается рыхлым, структурно не организованным, по-прежнему отсутствуют какие-либо реальные механизмы влияния на сферу региональной безопасности, отданную на откуп США и НАТО.
Более того, отказ де-факто от роли модератора региональной безопасности сводит на нет былые декларации организации о том, что, дескать, «попытки третьих стран предпринимать какие-либо односторонние действия в регионе ответственности ШОС являются контрпродуктивными». Это пустые слова. Односторонние действия США и НАТО в Афганистане, в 2003 году в Ираке, ряд других – тому свидетельство, и никакие декларации эту тенденцию не изменят. ШОС целесообразно формировать свое восприятие угроз и вызовов безопасности и не идти на поводу навязываемых извне концептов и схем развития типа иранской ядерной угрозы.
Авторитет ШОС, даже не успев набрать какой-то критической высоты, стремительно падает. Накануне предыдущего пекинского саммита в июне 2012 года Индия, а затем и Пакистан провели испытания новых классов ракет – носителей ядерных боезарядов. Однако за много лет в дискуссиях ШОС тема ядерных программ этих двух стран-наблюдателей, как и индо-пакистанские противоречия в целом, просто не обсуждались. Случись завтра возобновление этого конфликта в военной форме, и вся беспомощность ШОС станет очевидной. Хотя именно ШОС могла бы стать площадкой для диалога между Индией и Пакистаном.
Очевидна и тенденция к структурному разрыхлению основ организации. Придание статуса наблюдателя Афганистану с его нынешним правительством, обладающим признаками марионеточного, и статуса партнера по диалогу Турции, являющейся членом НАТО, говорит о полном отказе от какого-либо оппонирования США и НАТО, и о противодействии деструктивной деятельности Запада в регионе речь даже не идет. Несмотря на солидный уже стаж ШОС, до сих пор нет четко определенной миссии организации, ее концептуальных целей и задач. Заметно также искусственно притормаживаемое расширение организации за счет действительно заинтересованных в членстве и полезных самой ШОС стран. Значит, нет и развития. В перечне негативных тенденций в развитии ШОС характерным является падение интереса к организации со стороны ряда наблюдателей – Индии и Монголии. В Нью-Дели, например, уже на протяжении ряда лет полагают более перспективным двустороннее сотрудничество с США. Зато на предстоящем в Бишкеке саммите по инициативе хозяев гостями может быть выражена поддержка нынешнему киргизскому режиму. Президент Алмазбек Атамбаев планирует обратиться с просьбой к главам государств – членов ШОС сделать специальное заявление о том, что они поддерживают действующую власть в Киргизии и его лично, дабы укрепить свой авторитет с борьбе с оппозицией. В аппарате президента уже готовится текст обращения Атамбаева к саммиту.
В условиях глобальной трансформации мировой системы международных отношений, кризиса и недейственности большинства существующих международных организаций (в первую очередь – ООН и ОБСЕ), кризиса всей системы международного права ШОС переживает период поиска собственной идентичности. Опыт еще «шанхайской пятерки», ставшей основой нынешней организации, продемонстрировал высокий и во многом уникальный потенциал этого альянса, показал способность входящих в ШОС стран к поиску разумных и не противоречащих национальным интересам участников компромиссов. В ходе «шанхайского процесса» странам-участницам удавалось более полутора десятка лет формировать и затем реализовывать принципиально новый тип взаимоотношений, не обусловленных издержками политического или идеологического единства или конфликтов. В отличие от блоковой структуры страны-участницы ШОС создали механизм взаимодействия, который предусматривает неприменение силы или угрозы силой, исключает ведение военной деятельности, нарушающей стабильность в регионе. Этот механизм быстро теряет возможности в силу эгоистической китайской позиции, отсутствия решительной и четкой позиции России, известных беспринципностью и неадекватно понимающих «многовекторную» политику Киргизии или Таджикистана, вынужденной ситуативной позиции остальных – Казахстана и Узбекистана.
Наивным выглядит недавний комментарий одного из киргизских чиновников: «Желание вступить в ряды полноправных членов организации изъявляют такие страны, как Иран, Пакистан, Индия и другие. Недавно в качестве партнера по диалогу к сотрудничеству с ШОС подключилась Турция… Очевидно, что подобный интерес объективно не может существовать по отношению к малоэффективной организации». Очень трудно обнаружить подобный интерес к ШОС со стороны Индии или Монголии, давно уже присылающих на встречи высшего уровня чиновников третьего ранга. Нет былого интереса к прямому участию в ШОС даже у Ирана – для новоизбранного президента ИРИ Хасана Рухани это скорее первые смотрины на международной арене.
В конце августа в Киргизии произошло событие, ломающее стереотипы представлений о стране XXI века: обнаружился очаг бубонной чумы – болезни, казалось бы, оставшейся в Средневековье. И речь нужно вести, наверное, не о смелости руководителей стран – участниц ШОС, о вопросах безопасности уже было сказано выше. Речь об уровне тех, кто входит в Шанхайскую организацию сотрудничества, а значит, и об историческом уровне самой ШОС.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
985
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
821
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
730
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
974

Другие новости