0
5443
Газета Дипкурьер Интернет-версия

14.10.2013 00:01:00

Есть ли жизнь после Вильнюса?

Сергей Толстов

Об авторе: Сергей Валерианович Толстов – заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины.

Тэги: экономика, украина, россия, таможенный союз, ес


экономика, украина, россия, таможенный союз, ес Дмитрий Медведев и Николай Азаров понимают друг друга, но договориться не могут. Фото Reuters

На фоне полемики президентов и премьеров о том, чем Москва ответит на разворот Киева в сторону ЕС, мне вспомнилась одна давняя история. В 1228–1229 годы некто Фридрих II, германский император и, по свидетельствам современников, человек весьма неординарный и одаренный, организовал 6-й Крестовый поход. Но по прибытии в Палестину он предпочел не начинать военных действий, а мирно договорился с египетским султаном аль-Камилем о передаче ему под опеку христианских поселений Вифлеема, Назарета и Иерусалима. Разумеется, Фридрих II, прослывший покровителем науки, образования и образцом веротерпимости, вошел в историю не только благодаря этой бескровной победе.
Из менее отдаленных ситуаций ближайшей аллегорией может служить ответ императора Александра I на нервозность и угрозы Наполеона в Тильзите: «Я понимаю, что вы великий человек, но зачем же стулья ломать».
Разумеется, решение Киева о подписании соглашения об ассоциации с ЕС – факт неординарный и косвенно свидетельствующий о продолжении изменения европейского баланса в пользу Запада. С другой стороны, ассоциация Украины с ЕС – это, конечно, не заявка на вступление и далеко не перспектива членства. К тому же никаких союзнических условий и обязательств соглашение об ассоциации не предусматривает.
Дрейф Киева в сторону Брюсселя уже негативно отразился на и без того небезоблачных украинско-российских отношениях. Буквальное прочтение заявлений российских руководителей позволяет расценивать их как предупреждение о вероятном свертывании экономических связей во всех областях. Однако попробуем все же разобраться в том, насколько подписание соглашения Украины с ЕС может отразиться на экономических связях и возможностях основных заинтересованных сторон.
Украина
Начав переговоры об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, украинские правительства преследовали цели привлечения инвестиций, расширения рынка и стимулирования модернизации управления. Одним из главных стратегических приоритетов был расчет на создание либерального торгового режима с ЕС и странами СНГ, позволявшего развивать экспорт в обоих направлениях.
Разумеется, в Киеве понимали угрозу усиления конкуренции на внутреннем рынке, но согласились на ряд условий, предполагающих постепенную либерализацию торговых ограничений и адаптацию к нормативной и законодательной базе ЕС.
По всем признакам в сбалансированном либеральном режиме экономических связей Киев видит шанс на создание более конкурентоспособной экономики и сохранение транзитного потенциала, который был поставлен под угрозу вследствие газовых конфликтов 2006 и 2009 годов.
Пока явно преждевременно расценивать подготовленное соглашение как шаг к вступлению в ЕС. В самом соглашении на этот счет прямо говорится, что соглашение не определяет заранее и оставляет открытым будущее развитие отношений Украина–ЕС.
Переход к новому режиму в отношениях с ЕС не предусматривает вхождения Украины в таможенную зону ЕС или даже, как в случае с Турцией, заключения договора о Таможенном союзе. То есть таможенный контроль сохранится и на западных, и на восточных границах Украины.
Европейский союз
С точки зрения ЕС подписание соглашений об ассоциации является главным звеном и инструментом в развитии программы «Восточное партнерство». При подготовке соглашений с Украиной, Грузией и Молдовой используется стандартный проект соглашения, в который могут вноситься поправки, отражающие в основном отраслевые особенности и интересы. С точки зрения экономического баланса ассоциация позволяет европейскому бизнесу усилить позиции на рынках стран, участвующих в «Восточном партнерстве». Но к серьезному изменению структуры торговли создание зоны свободной торговли вряд ли приведет. Скорее всего снижение и отмена пошлин позволят несколько снизить цены товаров традиционного экспорта и импорта, что потенциально может заинтересовать инвесторов. Если на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе (28–29 ноября) соглашение об ассоциации будет подписано, оно будет вынесено на ратификацию в Верховной Раде Украины, Европарламенте и парламентах стран – участниц ЕС. Процесс ратификации обещает быть достаточно долгим. Однако поскольку Европейская комиссия и ряд крупных украинских бизнес-объединений заинтересованы в экономической стороне соглашения, вместе с основным договором может быть подписано соглашение о временном применении условий о зоне свободной торговли. При прохождении всех процедур оно может вступить в силу летом 2014 года. Но поскольку его положения предусматривают длительные переходные периоды – от 3–4 до 10–12 лет, экономическое влияние новых форм отношений между Украиной и ЕС вряд ли сможет серьезно проявиться до президентских выборов весной 2015 года.
Россия и страны Таможенного союза
Для России и стран Таможенного союза, по крайней мере в ближайшие годы, перспектива установления ассоциации между Украиной и ЕС представляет важность в первую очередь с политической точки зрения. Хотя в проекте соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной (статья 39) прямо говорится, что соглашение «не препятствует сохранению или установлению таможенных союзов, зон свободной торговли или договоренностей о приграничной торговле» с третьими странами, в этом документе есть ремарка, что такие обязательства не должны вступать в конфликт с нормативами, действующими между ЕС и страной – участницей соглашения.
В Брюсселе эти положения безапелляционно трактуют как невозможность для Украины участвовать в Таможенном союзе, а в Москве точно так же расценивают перспективу подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС. То есть вопрос ставится «или – или», против чего Киев пытается возражать, хотя и без особого успеха.
До сих пор украинской власти удавалось уклоняться от участия в дискуссии по поводу пространственной конкуренции между европейским и евразийским интеграционными проектами. Нежелание официального Киева выступать в роли яблока раздора между Брюсселем и Москвой можно считать вполне осознанным и рациональным. Нынешний внешнеполитический статус Украины строится на основе трех факторов – укреплении общеевропейской безопасности в роли связующего звена между Востоком и Западом, внеблоковом статусе и разновекторных зонах свободной торговли. Если убрать хотя бы одну из этих трех опор, под сомнение будет поставлена вся конструкция. Поэтому Киев будет стараться не обострять противоречия в отношениях с Москвой и предлагать такие формы отношений, которые могли бы устроить все стороны. То есть украинское правительство намерено участвовать в зоне свободной торговли в рамках СНГ и в соглашениях, призванных гармонизировать отношения стран СНГ и Таможенного союза, готово присоединиться к отдельным соглашениям в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза, если, разумеется, на это согласятся все три страны – участницы объединения, а также подписать отдельный договор о взаимоотношениях с Евразийским экономическим союзом, если таковой будет создан.
В Киеве считают, что высказанные представителями российской власти предостережения о том, что Украина завалит рынок Таможенного союза дешевым собственным товаром и нелегальным реэкспортом, носят надуманный и сугубо полемический характер. Во-первых, органы украинской таможни явно не будут пропускать товары, не имеющие своего адресата внутри страны. Есть некая надежда, что на украинской таможне будет больше порядка и контроля. Во-вторых, как показывает практика, в случае блокирования экспортных контрактов украинские предприятия скорее склонны свертывать производство, чем наращивать его, тем более при отсутствии гарантированных заказов. В-третьих, репетиция усиленных таможенных мер со стороны РФ уже привела к тому, что российские торговые компании начали отказываться от украинской продукции, в том числе с целью обезопасить себя от возможных рисков в случае повышения пошлин на украинские товары или возможной таможенной блокады украинского экспорта.
И, наконец, последний аргумент, который заключается в неопределенности исхода Вильнюсского саммита. Он сводится к тому, что перспектива подписания соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной зависит от решения вопроса Юлии Тимошенко, которую официальный Киев явно не хочет выпускать в Европу без ее твердого отказа от участия в украинской политике. Но, с точки зрения большинства европейских правительств, Киев должен принять европейские требования в отношении Тимошенко и отказаться от попыток ограничения ее политического статуса.
В таком запутанном клубке проблем Киев ищет любые возможности спасти экономику от санкций и ограничений, которые могут поставить под сомнение позитивную экономическую динамику на ближайшую перспективу. Разумеется, при обоюдной заинтересованности Украина и страны Таможенного союза могли бы найти формы сотрудничества в сфере машиностроения, заключить дееспособные секторальные соглашения, обеспечить защиту интеллектуальной собственности и т.п. В такой ситуации для Киева крайне важно понимание со стороны Белоруссии и Казахстана, поскольку без согласия лидеров этих стран Кремль вряд ли сможет ввести против украинской экономики односторонние санкции и ограничения.
И последнее замечание, которое касается обратимости или необратимости интеграционного выбора. Отметим, что проект соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной имеет целый ряд нерешенных процедурных моментов и среди прочего предусматривает возможность приостановки ряда положений и условий соглашения. В переводе с договорно-правового языка на бытовой это означает, что игра только начинается, а прогнозировать ее исход явно преждевременно.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1834
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4437
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2422
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2771

Другие новости