0
2355
Газета Культура Интернет-версия

02.11.1999 00:00:00

Учитель танцев - 900 раз

Тэги: чеханков, театр


Федор Чеханков.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

БАЛЕТОМАН и близкий друг Васильева и Максимовой, посетитель изысканных концертов и московских театральных премьер, ведущий некогда популярных передач "Артлото" и "Вас приглашает оперетта...", танцор, бард, конферансье, светский человек и - драматический артист, всю жизнь прослуживший в одном-единственном театре - ЦТКА, ЦТСА, теперь - ТА, Театре Армии. В разноголосице юбилейных статей, в обилии определений - "каскадный простак", "мюзикхолльный", "синтетический", "характерный", "актер-неврастеник" и т.д. - непросто решить, какой он на самом деле - артист драматической сцены Федор Чеханков.

Чеханков, чьи смокинги, фуляры, фраки - от белоснежных до цвета змеиной чешуи - вызывают постоянную зависть московских модников, со своим провинциальным прошлым расставаться не хочет. Бережет в памяти, повторяет, смакуя, слова "русская провинция". Не там ли источник его жизнестойкости? И - светлая тень его мамы. "Самая любимая актриса города, игравшая только главные роли, она не получила никакого звания. Она меня уговаривала: "Феденька, вступи в партию! Вот я не вступила, и мне ничего не дали..." Как ей хотелось видеть меня "увенчанным "и знаменитым... Может быть, начальники думали, что она еврейка - Валентина Авраамовна Чеханкова?.. Но евреем был мой отец - полковник, погибший в первый месяц войны".

Он запомнил июньский день 1957 года, смертное волнение на экзамене и то, как, отвернувшись от комиссии, глядя за окно во двор Щепкинского училища, читал "Песню о Буревестнике". Он не понравился Цареву, но по настоянию Пашенной был принят на курс условно. После первой экзаменационной сессии он стал полноправным студентом курса. Деликатная и добрая преподавательница истории театра, не сердясь, а жалостно, почти нежно просила болтуна и озорника: "Федя, выйдите из аудитории, пожалуйста..." Он с готовностью покидал класс, перебегал внутренний двор и устремлялся на второй этаж уже знакомого подъезда. Там вкрадчиво звучал рояль. А на стекле огромного лестничного окна тонким резцом в полный рост была запечатлена фигура Галины Улановой с поднятой в арабеске ногой. Искони Училище Императорского Малого театра и Хореографическое училище Императорского Большого помещалось в одном здании. Ген движения в нем пробуждался, начинался "танцующий актер" Федор Чеханков.

Время в конце 50-х сдвинулось с точки и начало меняться. Смутные для провинциала Чеханкова, рождались новые веянья. Уже существовал, звенел, обсуждался на разные лады ефремовский "Современник".

После спектакля "Два цвета" - о погибшем юноше-бригадмильце - "Современник" щепкинцу-Чеханкову не понравился. "Актеры это или не актеры? Где интонация? Где голос? Почему нет яркости? И нет аплодисментов на выходы и уходы, как у "наших" в Малом театре?"

А "нашими" в те годы были великая Пашенная - Васса Железнова и Старая хозяйка Нискавуори в "Каменном гнезде", Межинский, игравший последнюю в жизни роль - милорда Стайна в "Ярмарке тщеславия". Были Царев и Жаров. Была Елена Митрофановна Шатрова, Никита Подгорный и ослепительные кинокрасавицы Нифонтова и Быстрицкая. Играя в массовке "Порт-Артура" новобранца-солдатика, Чеханков безмерно восхищался талантом Виталия Доронина. Он вдоволь насмотрелся тогда на всех них, прославленных и великих. И многое понял. Например, как жестока, сложна и великодушна жизнь актера.

В Театр Армии Чеханков попал почти случайно. Ему больше хотелось к Ровенских, в Театр имени А.С. Пушкина на Тверском бульваре, где много двигались, танцевали, пели. Но в ЦТСА показывался его курс. Как он не затерялся, не пропал в этом здании - городе на площади Коммуны, неправдоподобно огромном, где лестницы не кончались и вели неизвестно куда; где никто не знал, сколько лифтов имеется внутри, и как, не заблудившись и не выскочив нечаянно на улицу, попасть с малой сцены на большую? Быть может, спасло "провинциальное сознание"? Во второй раз после Малого он оказался в коллективе уникальных мастеров. Старший друг Чеханкова, сверхтребовательная Марья Владимировна Миронова утверждала, что в 60-е годы, взращенная великим Алексеем Поповым, в ЦТСА работала лучшая московская труппа. Из-за них, "которые очень долго не давали, цинично и шкурнически "раскурочивать" театр...", он понял, что "если человек будет 24 часа в сутки занят профессией, то обязательно все у него получится, все состоится..."

Добржанская, Хованский, Ходурский никогда не вступали в партию, хоть и занимали в театре первое положение. Не были членами КПСС Касаткина и Сазонова. И Федор Чеханков, несмотря на уговоры, "соблазны", мамины опасения, не вступил.

Ежевечерне занятый в массовках, он научился быть всегда готовым. С первыми ролями - мальчиков, солдат, солдатиков из сказки и позже - взрослым ездил "обслуживать войска" в ближнее и дальнее зарубежье, как сказали бы сегодня; в страны "демократического лагеря", как говорили тогда. Он полюбил долгие гастроли. Аккуратно вырезал из газет положительные рецензии и отсылал их маме. Получил восьмиметровую комнату на улице Щусева, в коммуналке - пещере без горячей воды и ванны, где не нужно было заводить будильник, потому что пять соседок-старух в десять часов утра начинали на кухне грандиозный скандал. На эту восьмиметровку пришлись лучшие его молодые годы.

Музыкальную комедию - сказку "Солдат и Ева" он сыграл с молоденькой Ларисой Голубкиной, прославившейся после "Гусарской баллады". Пел, танцевал, прыгал в дуэте с нею. Шумная известность пришла и к нему. Телефонный аппарат в коммуналке надрывался.

Когда Федор Чеханков пришел в 6-й репетиционный зал тренироваться, это были уже другие танцы и прыжки. Много лет подряд по утрам там занимался Владимир Михайлович Зельдин - легендарный "Учитель танцев" - Альдемаро. Увидев новичка, услышав просьбу показать движения, воспитанный и церемонный Зельдин даже не удивился. Сыграть Альдемаро мечтали все мужчины театра. И Чеханков мечтал. В первый свой сезон он самостоятельно приготовил картину с танцами; показался худсовету, но - впечатления не произвел. Шесть лет прошло, прежде чем в 1968 году не в Москве - на гастролях в Улан-Удэ он вышел на сцену в роли Альдемаро. Назначенный лишь в третьем составе, удержался, добился желанного он один, тренируясь иногда по восемь часов. Вожделенная роль досталась "не герою" - Чеханкову, которому приходилось подкладывать в сапоги под пятки "косочки"; ужасаться лишнему грамму веса, до сантиметра просчитывать, как высоко по талии можно поднять широкий шелковый пояс Альдемаро... "Учителя танцев" он получил из рук и по желанию Зельдина, которому было 53 года, который устал и даже пригрозил начальству, что совсем бросит свою коронную роль, если Чеханкову играть не дадут. Но ведь и Чеханков, фамилию которого на программках в Улан-Удэ приписали карандашом, с ошибками - от Чехунько до Чухарькова, был совершенно, абсолютно готов. С годами он все прочнее входил в роль. Его танцы были и сложнее, "хореографичнее", чем у Зельдина. Он ввел труднейшие повороты, кручения. Никогда не носивший наколенников, со всего маху грохался перед возлюбленной Флореллой, бежал на коленях вслед за ней. Однажды он закатал брючину, и партнеры с ужасом увидели его ноги - в кровавых бляшках, ссадинах и синяках.

1000 спектаклей "Учителя" сыграл Зельдин. Около 900 - Чеханков. Была особая прочность в этой любимой и судьбоносной для него роли, если он играл ее в течение 18 лет. Впрочем, большинство ролей Чеханков играл долго. "Солдата и Еву" - 16 лет, "Раскинулось море широко" - 13; "Идиота" - 12; "Ужасные родители" - 10... Внешне он почти не менялся, словно не желая взрослеть. Он очень любил одну из ранних своих ролей - Артема Грибкова в "Шоссе на Большую Медведицу". Плохонькую пьесу Юлиана Семенова ставил любимый ученик Марии Кнебель - дипломник ГИТИСа Леонид Хейфец, большая слава которого после "Смерти Иоанна Грозного" в ЦТСА была впереди.

"Хейфец привел замечательного художника Олега Целкова, нынешнего "парижанина", с первой репетиции всех нас переписал и звал, даже двадцатилетних, не иначе, как по имени-отчеству - Федор Яковлевич, Алина Станиславовна (Покровскую), Александр Яковлевич (Кутепова), Александр Александрович (Белоусова)..."

Чеханков сыграл Грибкова - строителя, романтика, странника из "песен Визбора", максималиста-интеллектуала так, как тогда играли прекрасных и "сложных", нетерпимых ко лжи, русских мальчиков военного и послевоенного времени Табаков, Кваша, Бортников... На короткое время он по праву встал в их ряд. Но - не продлилось. У "военного" театра были свои задачи.

Инвалида войны Сиднея Бредли в "Боже, храни короля!" Сомерсета Моэма он играл не только "ясновидцем", "вещуном", человеком "сохраненного достоинства", но и "слепым пророком" - подлинно слепым в каждом жесте, движении. Пышность парадного дворцового портрета была в его Генрихе VII ("Человек на все времена" Болта). С годами Чеханков становился нервнее, печальнее на сцене. Репертуар усложнялся. Появилось много западных ролей. Возник интерес к человеческой рефлексии. Так сыграл он Мориса в "Контракте на убийство" Мрожека - лакея с претензиями тирана, с патологической жаждой власти над другими людьми. Многие из "сложных" западных пьес, "Ужасных родителей" Кокто, например, он принес в театр сам и с наслаждением играл "сына семьи" - Мишеля.

Работающий в театре, к которому критика традиционно невнимательна, он далеко не всегда получал "по заслугам". Так, недооцененным оказался его Ганя Иволгин в "Идиоте". "Я плохих людей играть не могу", - признается Чеханков. В "не герое" Достоевского он и не играл "плохого". Играл "человеческую раздавленность обстоятельствами. Благородство, стесненное и захваченное окружающим хамством" (Лев Аннинский).

С режиссерами ему скорее не везло. И потому, когда из кино в Театр Армии пришел на постановку "Леса" Владимир Мотыль, после первых же репетиций Чеханков, неожиданно получивший роль Буланова, сказал себе: "Федя, цыц! Сиди и слушай!" Тридцативосьмилетний, он не мог и не хотел играть недоросля-юнца. Он играл созревшего для взрослой мужской жизни "переростка", неуча и нищего, приживала, "практический ум которого готов для подлостей.

Федору Чеханкову - 60. Многое прошло мимо него. Жизнестойкий, даже цепкий, после ухода Олега Борисова он так и не решился попросить для себя роль Павла I. Не сыгранная, она и сейчас живет в нем болью.

Он никого не хочет учить, никому - навязывать долгий и непростой свой опыт. Вот разве что любить театр, даже когда театр неласков к тебе. Не терять мужества. Не становиться циником, к чему впрямую толкает нынешнее время российское. И помнить, что за будничной, часто жестокой видимостью театра, есть его великая сущность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1124
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1547
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1158
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
966

Другие новости