0
1343
Газета Культура Интернет-версия

16.11.1999 00:00:00

Человек советский, идеальный

Тэги: Коган, скрипач, музыка


Таким он был.

В ЭПОХУ развитого социализма Советский Союз поставлял на мировой рынок два, бесспорно, конкурентоспособных товара - оружие и искусство. Символом советского военно-промышленного комплекса был автомат Калашникова, символом скрипичного соцарта - Леонид Борисович Коган.

К моменту принятия брежневской Конституции руководство страны продекларировало появление нового типа общности людей - советского народа. Сегодняшнее уничижительное "совок" отражает лишь одну сторону, оставляя в тени некую эфемерную конструкцию, включающую неконъюнктурный патриотизм, нонконформизм и искреннюю веру в моральное превосходство своего общества. Словом, то что называется таким теперь странным словом идеал. Наверное, фигура Леонида Когана и его искусство есть реальное воплощение той ушедшей эпохи.

Итак, 14 ноября 1924 года в новой стране, уже носящей имя СССР, в городе Днепропетровске родился мальчик. Судьба отвела ему 58 лет, как и другому великому артисту, итальянцу Паганини, сравнение с которым давно стало общим местом в когановской биографии. За всю жизнь мало кто видел его без скрипки. Даже разговаривая по телефону, он не мог оставить инструмент и продолжал что-то беззвучно "наигрывать" одной левой рукой.

Девяти лет, после победы на областном конкурсе, он приезжает в Москву, где поступает в Особую детскую группу при Московской государственной консерватории в класс Абрама Ильича Ямпольского. Ямпольский, в то время мэтр скрипичной педагогики, настолько покорен мальчиком, что приглашает жить его у себя в квартире. Это был своеобразный скрипичный клуб. Там всегда были люди, приходили и уходили ученики, и современники вспоминают, что в единственное относительно спокойное место - туалет - попасть было невозможно: маленький Коган запирался там и занимался на скрипке по 8 часов.

Трагический 41-й ознаменовался для юноши дебютом с симфоническим оркестром в БЗК. Дальше была эвакуация в Пензу вместе со школой, занятия, концерты, учеба в Московской консерватории.

Усилия оказались не напрасны. Когда собирали участников от СССР на Международный конкурс имени "красной" королевы Елизаветы в Брюсселе и Коган в "команду" поначалу не вошел, Давид Ойстрах заявил, что бороться за первую премию возможно только при его участии. Легенда рассказывает, что "отец всех народов" наложил краткую и емкую резолюцию: послать занять первое место. Естественно, место было "занято", и с этого момента Коган становится одним из олицетворений советского искусства в мире.

По воспоминаниям людей, близко знавших его, определяющими качествами личности Когана были одержимость в работе и бескопромиссная требовательность к себе на грани ухода от реальности. Казалось бы, напрашивается аналогия с набоковским Лужиным, живущим в своем шахматном мире и не желающим знать никакой внешней жизни. На самом деле Коган - его антипод: благодаря своему искусству он свободен в несвободном обществе. Этот невысокий, сухощавый, быстрый, корректный, суховато-интеллигентный в общении профессор в 39 и народный артист в 40 лет любил земную жизнь, театр (особенно МХАТ), живопись. Профессиональный музыкант увлеченно разбирался в сложных технических механизмах, обожал автомашины и знал их устройство столь же досконально, как скрипичную литературу. За свою жизнь Коган переиграл практически все четырехвековое скрипичное наследие.

Судьба одаривала его общением с самыми известными людьми той эпохи: Дмитрий Шостакович и Лукино Висконти, Марк Шагал и Святослав Рихтер, Эрнест Хемингуэй, Пабло Пикассо и Яша Хейфец, его исполнительский кумир. Современные композиторы писали специально для него скрипичные сочинения, которые он играл по всему миру, активно и искренне пропагандируя советскую музыкальную культуру.

Коган выучил огромное количество скрипачей, которые сегодня играют по всему миру. Однажды он сказал: "Такие гиганты скрипки, как Крейслер, Хейфец, Ойстрах, Сигети, Тибо, во время исполнения все свои чувства передавали с помощью brio, высокого эмоционального накала. Внешне же их манера сценического поведения была очень скромная. То же самое можно сказать о многих других великих музыкантах, например, о Рахманинове, Горовице. Все шло у них изнутри, лишь в пальцах полыхал прометеев огонь, который зажигал слушателей. Сейчас публика хочет, по-видимому, некого визуального "действа"... Но стоит закрыть глаза, происходит нечто непонятное - уши воспринимают совершенно заурядное исполнение. Почему так происходит, мне сейчас трудно сказать". В этом смысле Коган оказался почти пророком: скрипичное исполнительское искусство сегодня пошло во многом по описанному им "имиджовому" пути.

Одним из последних проектов великого скрипача стал многосерийный телевизионный фильм о Паганини - до странности символический шаг. Когда-то Висконти предлагал ему сыграть легендарного итальянца в своем неосуществленном фильме. Когда-то славу ему принесло исполнение в один вечер всех 24 каприсов Паганини. Всю жизнь он стремился разгадать феномен "скрипача-дьявола". Как и Паганини, он предпочитал скрипкам Страдивари инструмент, изготовленный Гварнери дель Джезу, считая, что "ее и сложность, и преимущество в том, чтобы делать звук самому, на них индивидуальный звук скрипача со временем доходит до слушателя гораздо полнее и легче, чем у Страдивари". Он боролся.

Коган, будучи уже очень больным человеком, оставался трудоголиком и жил преодолением. Для него не существовало второстепенных концертных площадок. Жизнь его прервалась в поезде, по дороге на очередное выступление в Ярославле. До начала перестройки оставалось три года...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1701
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4209
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2320
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2618

Другие новости