0
1357
Газета Культура Интернет-версия

21.12.1999 00:00:00

Музыка, растворенная в тишине

Тэги: музыка, фестиваль, Рихтер


"СЕ ЧЕЛОВЕК" - такова вывеска на главном здании Музея изобразительных искусств имени Пушкина, оповещающая публику о том, что в 19-й раз здесь проходит камерно-музыкальный фестиваль, придуманный в 1981 году Святославом Рихтером.

В окружении деревянной скульптуры из разных уголков Европы и разной древности происходит последовательное музыкальное приближение к невидимой цели, которую можно обозначить словами "новый взгляд на христианство". И имена исполнителей, и выбор программ фестиваля подчеркивают, что вместо обращения к небесам и Богу как к всемогущему и грозному начальству западное христианство в его наиболее совершенных музыкальных образцах предпочитает обращаться к "простому" Богу, который находится среди нас.

Эту линию прочертили приглашенные гастролеры из дальних и не очень дальних "протестантских" стран. Сначала в Белом зале Пушкинского музея появился эстонский ансамбль "Hortus Musicus" - "Сад музыки" по-латыни - под руководством Андреса Мустонена. Программа средневековой европейской музыки была представлена в лицах и жестах: гладкими полированными голосами, с подлинными инструментами, бархатными костюмами и бархатными шагами по сооруженной в музее сцене. Это был одновременно и маленький спектакль, данный силами больших музыкантов, и эстонский аналог музыкально-реставрационных мастерских. Они восстанавливали звучание и манеру исполнения церковной и светской музыки как маленького домашнего таинства, и им одинаково легко удавались простые крестьянские радости и религиозное просветление в духе архаического минимализма, когда музыкальный материал истончается до одного-двух звуков, а публика слушает все это как откровение и не устает от любого количества повторений.

На нынешних "Декабрьских вечерах" впервые представлена целая череда именитых европейских музыкантов, которые принципиально играют на старинных инструментах и совмещают исполнительство с "экспертной" работой над старинными текстами. На первую половину декабря пришлось два подобных визита - в Москве впервые выступили английская певица с непогрешимой репутацией Эмма Керкби и ее соотечественники (а также немного конкуренты) ансамбль King"s Consort, управляемый из-за клавесина Робертом Кингом.

"Королевский Консорт" (или же "Консорт Кинга") дал вечер музыки немецкого барокко, причем музыки, которая по современным правилам должна была бы играться целым оркестровым составом, а на самом деле требует участия всего 5-6 человек согласно старым партитурам. Музыканты "только" читают ноты, как бы нарочно не комментируя их содержания, только озвучивая написанный текст так, как требуют условности и инструменты, на которые он рассчитан. Инструменты звучат именно так, как им позволяет их природа, в своих естественных границах и возможностях: и чуть скрипучие жильные струны скрипок, и ворчливый тембр низких барочных гобоев, и чуть посудный призвук в верхних регистрах маленького комнатного органа-позитива... По сравнению с исполнителями на современных инструментах, англичане выглядели как звери в естественных условиях по сравнению с сородичами в просторном вольере зоопарка. Порядка куда больше на воле.

В двух баховских кантатах (по позднейшей нумерации 169 и 170) с "Королевским Консортом" выступил контр-тенор Роберт Блэйз. Суровые немецкие тексты про самоотречение и необходимость предпочесть небо земле он пел патетически наивным женским голосом, без утробных низов и кричащих верхов, не испытывая никакого неудобства, со всеми возможными психологическими подробностями - от робости до страсти с горящими глазами.

На прошлой неделе в Белом зале был XVII век, звучала только английская речь, музыка на грани тишины, и английская меланхолия. Видимо, было верно замечено, что самое большое удовольствие люди получают от самых простых вещей. Здесь только одна лютня, одно чистейшее сопрано, стол и два стула на сцене. В Англии были революции, реставрации, Шекспир с комедиями и хрониками, но при этом - только один композитор, за которого англичане могут совершенно не краснеть. Это Генри Перселл. Его представили чуткий лютнист Энтони Рули и сопрано Эмма Керкби. За Перселлом - целый век песенной традиции, одинаково понятной и поющим, и посвященным, но после него утраченной... Между трепетно позвякивающей лютней и будто бы растворяющимся в воздухе голосом Керкби в тесных рамках XVII века заключен целый театр теней: невидимые (но очень эротичные) духи, которых надо было ловить, дева Мария, которая ищет потерявшегося 12-летнего сына, жаворонок, жалобы героя... Гибко и с ослепительной небрежностью Эмма Керкби поет не столько самим голосом, сколько намеком - и этот намек, легкое дыхание почти бестелесного звука гораздо яснее, чем пение в полный голос.

Пунктирная линия, обозначенная в начале "Декабрьских вечеров", была продолжена американскими певцами Spiritual Ensemble, которые пели истории из Нового Завета так, как будто они произошли лично с ними и были только что здесь и теперь положены на музыку, поэтическим вечером актрисы Аллы Демидовой и еще одним английским ансамблем Henry"s Eight ("Восьмерка Генриха"). Вскоре наступит очередь непременных участников фестиваля, без которых он не обходился в последнее десятилетие ни разу: 23 декабря "Семь слов Христа" Иозефа Гайдна играет Квартет имени Бородина, а ближе к Рождеству на сцену выйдет и новый художественный руководитель "вечеров" Юрий Башмет с "Солистами Москвы". Им предстоит еще раз доказать, что элитарность и простота могут удачно совмещаться в том магическом музыкальном круге, который очерчен девизом этого фестиваля - "Се человек".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1098
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3000
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1688
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2045

Другие новости