0
7007
Газета Культура Интернет-версия

14.01.2000 00:00:00

Борис Березовский из Лондона


Пианист Борис Березовский.

- ОДИН раз в год концерт в Москве и 20 концертов за месяц в Америке! Московская филармония тебя не беспокоит предложениями?

- Естественно, я знаю о ее существовании. Подозреваю, что отдаленно там слышали обо мне. Это закрытая, узкоместническая, "своя" среда - со "своим" художественным советом и "своими" солистами. Я там никого не знаю. Друзья у меня в Петербургской филармонии.

- А есть еще в Москве Ассоциация лауреатов конкурса Чайковского. Оттуда к тебе не прорывались?

- Меня они не беспокоили и членских взносов я не платил.

- Представим ситуацию: учитель и ученик, профессор и студент. Любить, боготворить, уважать или воспринимать как формальную необходимость?

- Я думаю, проблемы нет. Мы все должны учиться друг у друга, у композиторов и исполнителей. От этого зависит путь в искусстве. С самого начала творческий успех на восемьдесят процентов зависит от педагога и среды. Моя домашняя среда была полумузыкальная, но мне очень повезло с педагогами. В школе ими были Ирина Радзевич и Абрам Альтерман, который решил все мои проблемы с техникой раз и навсегда. В консерватории мне повезло попасть в класс Элисо Вирсаладзе с ее музыкальной, стилистической и ритмической дисциплиной, с ориентацией на немецкую музыку. А позже я много занимался с Александром Сацем, который раскрыл для меня очень многое в новой музыке.

Попади я к другим педагогам, то и играл бы по-другому. Проблема не в том, как и что ты взял, а в том, чем и кем ты стал. Индивидуальность и собственный стиль - вот проблема. Важно вовремя осознать, что ты взял полезного, и вовремя уйти, потому что я знаю много примеров, когда даже после самых изумительных педагогов музыканты становятся копиями и не способны выбраться из густой тени своего учителя. Я считаю, что чем больше учителей, тем лучше. Российская система одного учителя меня не сильно привлекает, и в моем случае был идеальный вариант.

- А потом связи с учителями рвутся?

- К сожалению, с Вирсаладзе мои отношения потом не сложились. С Сацем и Альтерманом мы дружим самым чудесным образом.

- Невероятно, но ты единственный из советских лауреатов в истории Конкурса имени Чайковского не имеешь диплома об окончании консерватории...

- Это курьез и абсолютно несерьезная ситуация. Я был воспитанным молодым человеком и попросил тогда во время конкурса перенести дипломную игру на экзамене на более поздний срок. Хотя, по правде говоря, мне могли бы засчитать в диплом и конкурсные выступления. Я думаю, что у Сергея Леонидовича Доренского в очередной раз случилось расстройство настроения - и он решил не делать исключения. Сейчас, играя с лучшими оркестрами в лучших залах, понимаешь истинную цену всем бумажным удостоверениям.

- О ком из дирижеров ты можешь говорить в превосходной степени?

- Изумительный дирижер Жан Паскаль Тартилье. Превосходный - Дмитрий Китаенко. С ним мы много работаем в концертах и на записи.

- А каково солисту в концерте с симфоническим оркестром?

- Многие дирижеры халтурно относятся к аккомпанементу и на солистов им часто глубоко плевать. Важно сбросить первую часть концерта, во второй - у них свое соло. Очень редки случаи, когда дирижер предельно ответственен, уважителен и симпатизирует солисту. Ведь многие из дирижеров сами неудавшиеся солисты, у них очень много комплексов, в том числе мания величия. Такую профанацию, как в дирижировании, даже нельзя себе представить. Если солисты хоть как-то, но должны играть, то дирижером может быть любой. Гениальный дирижер с хорошим оркестром сейчас большая редкость. Есть даже дирижеры, которые покупают оркестры, выучивают одну симфонию наизусть и вперед, на две четверти. А аккомпанировать солисту сложнее. У настоящего дирижера должен быть постоянно свой оркестр, с которым он добивается вершин. Мотание от одного оркестра к другому - это просто появление на публике. Что можно успеть за две репетиции?

- Один мой друг-художник страдает, если долго не рисует. Дома ты не занимаешься подолгу и держишь такой объем литературы в памяти и пальцах...

- Для меня страдание, если нет концертов. Я выучил много и учу быстро. Стараюсь слушать как можно больше записей других музыкантов. У Рахманинова, например, такой возможности не было, но и играл он очень много. Метнер был замечательным пианистом, а играл три раза в год. Очень уютно себя чувствую от большого количества концертов с разными репертуарами. Люблю искреннее, не придуманное искусство и таких же людей в нем, люблю атмосферу жизни с радостью и удовольствиями.

- У тебя прекрасный английский язык, ты замечательно водишь машину по левосторонней Англии, ты знаешь географию Лондона так, как, может быть, и не всякий англичанин, здесь всегда проживающий. Ты хочешь здесь оставаться и жить всегда?

- Трудный вопрос. Мне Лондон нравится безумно. Но иногда надоедает, хотя дети здесь ходят в школу. Я очень люблю приезжать в Россию, а иногда хочу быть в скучной Германии. Может быть, когда-нибудь я захочу снова вернуться в Россию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1413
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3674
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2071
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2345

Другие новости